Советский районный суд г.Махачкалы судья Джунайдиев Г.Г.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 декабря 2016 года по делу N 33а- 5705/2016, г.Махачкала
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Ибрагимовой А.М.,
судей Хаваева А.Г. и Хираева Ш. М.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора (далее – Прокурор) в интересах неопределённого круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии РД (далее – Минприроды РД) о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению действий, по апелляционной жалобе Минприроды РД на решение Советского районного суда г. Махачкала от 11 августа 2016 года, которым постановлено:
"Исковые требования Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и экологии РД, которое заключается в непринятии мер по подготовке и направлению, предусмотренных федеральным законодательством документов, на получение бюджетных средств на очистку от бытовых отходов Ирганайского и Чиркейского водохранилищ.
Обязать Министерство природных ресурсов и экологии РД обеспечить принятие мер направленных на реальную очистку от бытовых отходов Ирганайского и Чиркейского водохранилищ».
Заслушав доклад судьи Хаваева А.Г., судебная коллегия
установила:
Прокурор в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском о признании незаконным бездействия Минприроды РД, которое заключается в непринятии мер по подготовке и направлению, предусмотренных федеральным законодательством документов, на получение бюджетных средств на очистку от бытовых отходов Ирганайского и Чиркейского водохранилищ и обязании Минприроды РД обеспечить принятия мер направленных на реальную очистку от бытовых отходов Ирганайского и Чиркейского водохранилищ понуждении к совершению действий, мотивируя тем, что из-за бездействия Минприроды РД береговые полосы этих водохранилищ засорены бытовыми отходами. Прокурор полагает, что эти нарушения водного законодательства, допущенные в результате бездействия Минприроды РД нарушают права неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и создана угроза их дальнейшего нарушения.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе Минприроды РД ставит вопрос об отмене этого решения как незаконного и необоснованного, указав, что обязанность по содержанию в надлежащем состоянии участка акватории водохранилищ лежит на водопользователе - отделе жилищно-коммунального хозяйства администрации МО «Унцукульский район», а не на Минприроде РД. Кроме того, Минприроды РД считает, что прокурором пропущен срок обращения в суд.
В заседании судебной коллегии представитель Минприроды РД ФИО5 апелляционную жалобу поддержал по основаниям указанным в жалобе и просил удовлетворить их апелляционную жалобу.
Представитель администрации МО «Унцукульский район» по доверенности БартыхановаУ.М. апелляционную жалобу Минприроды РД признала необоснованной и просит решение Советского районного суда г.Махачкалы от 11 августа 2016 года оставить без изменения.
Извещённые в надлежащем порядке о месте и времени рассмотрения дела прокурор, представители третьих лиц Западно-Каспийское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, Управление «Росприроднадзора» по РД, Западно-Каспийского территориального управления Федерального агентства по рыболовству в судебное заседание не явились и причин неявки суду не сообщили, в связи с чем дело рассмотрено без их участия.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения лиц участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела проведенной с выездом на место проверкой комиссией Управления Росприроднадзора по РД, Минприроды РД, администрации МО «Унцукульский район» установлено засорение бытовыми отходами - пластиковыми бутылками, полиэтиленовыми пакетами, древесными отходами и другим мусором береговой полосы Ирганайского и Чиркейского водохранилищ.
Частью 1 ст. 8 Водного кодекса РФ установлено, что водные объекты находятся в собственности Российской федерации (федеральной собственности) за исключением случаев, установленных ч.2 настоящей статьи.
В соответствии с п.2 ч. 1 ст. 26 Водного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации следующие полномочия:
-осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации;
-осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 26 Водного кодекса РФ средства на осуществление передаваемых в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
Собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Водного кодекса РФ.
Минприроды РД в соответствии с Положением о Минприроде РД является уполномоченным республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции управление, регулирование и контроль наряду с другими в следующих областях: регулирование водных отношений; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; обращение с отходами.
Министерство обладает следующими полномочиями:
участвует в определении основных направлений охраны окружающей среды и реализации государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на территории Республики Дагестан;
разрабатывает и обеспечивает реализацию в пределах своей компетенции мер государственного регулирования в сфере изучения, использования и охраны природных ресурсов водных объектов, охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности;
осуществляет в пределах своей компетенции региональный государственный экологический надзор (в части регионального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов),
координирует деятельность иных республиканских органов исполнительной власти по обращения с отходами (за исключением радиоактивных);
обеспечивает в пределах своей компетенции соблюдение всеми физическими и юридическими лицами порядка пользования водным фондом, а также выполнения иных требований, норм и правил, установленных действующим законодательством;
участвует в реализации государственной политики в области охраны окружающей среды, изучения, воспроизводства и использования природных ресурсов (кроме лесов) на территории Республики Дагестан;
разрабатывает и вносит в установленном порядке в Правительство Республики Дагестан проекты законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих изучение, использование и охрану природных ресурсов ( водных объектов, а также осуществляет контроль за исполнением законодательства Российской Федерации и Республики Дагестан в указанных областях;
участвует самостоятельно либо с привлечением организаций в разработке и реализации федеральных и республиканских инвестиционных программ, научно-технических и иных программ в области изучения, использования и охраны природных ресурсов водных объектов, принимает участие в использовании и охране водных объектов, находящихся в государственной собственности Республики Дагестан;
осуществляет государственное управление в области использования и охраны водных объектов, находящихся в государственной собственности Республики Дагестан;
принимает участие в разработке проектов федеральных государственных, в том числе бассейновых, программ по использованию, восстановлению и охране водных объектов, федеральных государственных программ по предупреждению и ликвидации последствий вредного воздействия вод, а также в их реализации;
принимает участие в работе межведомственных групп по регулированию режимов наполнения и выпуска воды водохранилищ, пропуска паводков на водных объектах;
участвует в организации и ведении государственного мониторинга водных объектов; принимает совместимые с принципом устойчивого развития меры по сохранению водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения, а также по ликвидации последствий указанных явлений совместно с федеральными органами государственной власти в соответствии с действующим законодательством;
обращается в суд с требованием об ограничении, приостановлении и запрещении эксплуатации хозяйственных и других объектов, негативно влияющих на состояние водных объектов, находящихся в государственной собственности Республики Дагестан;
предъявляет иски о возмещении вреда (ущерба), причиненного вследствие нарушения водного законодательства и выявленного органами исполнительной власти Республики Дагестан в результате осуществления государственного республиканского контроля за использованием и охраной водных объектов на территории Республики Дагестан.
Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006г. №640 утверждены Критерии отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов и региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов, в соответствии с которыми Ирганайское и Чиркейское водохранилища не относятся к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов.
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 18.03.2008г. №61 утвержден примерный перечень мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации из которого следует, что осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации предусматривает: предотвращение истощения водных объектов, ликвидация загрязнения и засорения, включая проектные работы; увеличение пропускной способности русел рек, их расчистка, дноуглубление и спрямление, расчистка водоемов и водотоков, включая проектные работы; предпаводковое и послепаводковое обследование паводкоопасных территорий и водных объектов.
Передаваемые полномочия обеспечиваются финансированием из федерального бюджета, предоставляемого бюджету субъекта Российской Федерации в виде субвенций. Размер субвенции зависит от общего объема субвенций, предоставляемых для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а также коэффициента водохозяйственной обстановки на территории субъекта Российской Федерации,
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений из федерального бюджета распределяются между субъектами Российской Федерации в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. № 668 "Об утверждении методики распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из Федерального фонда компенсаций для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации". Федеральное агентство водных ресурсов (далее - Росводресурсы) проводит сверку с органом государственной власти субъектов Российской Федерации исходных данных для проведения расчетов распределения субвенций в сроки, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Правилами расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2006 г. № 629*(4), целевые прогнозные показатели, характеризующие осуществление мер по охране водных объектов, определяются в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 1 августа 2008 г. № 168.
Плановые значения целевых прогнозных показателей рассчитываются органом государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия, согласовываются с Росводресурсами и утверждаются, при необходимости, Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Для реализации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей органам государственной власти субъектов Российской Федерации необходимо решить следующие основные задачи:
установить причины возникновения загрязнения, засорения и истощения водных объектов или их частей;
разработать перечень мероприятий, целью которых является охрана водных объектов или их частей от загрязнения, засорения и истощения, определить сроки проведения мероприятий и необходимые объемы финансирования;
согласовать в Росводресурсах значения целевых прогнозных показателей осуществления субъектами Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области водных отношений и перечень мероприятий, направленных на их достижение в сроки, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2006 г. № 629;
До утверждения в установленном порядке схем комплексного использования и охраны водных объектов, мероприятия, направленные на охрану водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности, определяются Росводресурсами на основании предложений субъектов Российской Федерации, согласованных территориальными органами Росводресурсов с учетом рекомендаций бассейновых советов соответствующих бассейновых округов.
Таким образом. Минприроды РД является уполномоченным республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции управление, регулирование и контроль в области водных отношений и непосредственно отвечает за экологическое состояние Ирганайского и Чиркейского водохранилищ.
Нарушениями водного законодательства, допущенными в результате бездействия со стороны Минприроды РД нарушены права и законные интересы Российской Федерации как государства и собственника и Республики Дагестан на обеспечение установленного порядка осуществления водопользования и охраны водных объектов, а также предусмотренные ст. 42 Конституции Российской Федерации и статьей 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде и создана угроза их нарушения в дальнейшем.
Указанные нарушения подтверждаются актом обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований от 29 марта 2013 года.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правильно отвёрг доводы Минприроды РД, о том, что они являются ненадлежащими ответчиками, и что обязанность по содержанию в надлежащем состоянии участка акватории водохранилищ лежит на водопользователе - отделе жилищно-коммунального хозяйства администрации МО «Унцукульский район», а не на Минприроде РД.
Не состоятелен и довод представителя Минприроды о том, что природоохранной прокуратурой пропущен срок для предъявления иска.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Советского районного суда г. Махачкала РД от 11 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Минприроды РД без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи