Решение по делу № 33-1535/2024 от 12.09.2024

Дело № 2-1362/2024                                                                                                  Председательствующий Цицкиев Р.Б.

Апелляционное определение № 33-1535/2024

10 октября 2024 г.                                                                                                     г. Магас

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:

председательствующего Кориговой М.А.,

судей Плиевой И.М. и Цурова Х.М.,

при секретаре судебного заседания Арчаковой Х.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дзарахова Мовсара Дзенадиновича к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии о снятии с учета очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности восстановить на учете для получения единовременной социальной выплаты с учетом даты первоначальной постановки и взыскании расходов на оплату услуг представителя

по апелляционной жалобе представителя ответчика на решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 26 февраля 2024 г.

Заслушав доклад судьи Цурова Х.М., судебная коллегия

установила:

Дзарахов М.Д. обратился в суд с указанным исковым заявлением, в котором, с учетом увеличении исковых требований, просит признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии Министерства внутренних дел Республики Ингушетия от 6 октября 2023 г. (протокол №83), в части снятия его с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма по МВД по Республике Ингушетия; признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии Министерства внутренних дел Республики Ингушетия от 4 декабря 2023 г. (протокол №108), утвержденное распоряжением министра внутренних дел по Республике Ингушетия от 05 декабря 2023 г. №305-рп в части снятия его с учета очередников МВД по Республике Ингушетия на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с семьей в составе четырех человек; обязать Министерство внутренних дел по Республике Ингушетия восстановить его на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма по МВД по Республике Ингушетия с учетом даты первоначальной постановки на учет и восстановить на учете на получение единовременной социальной выплаты, предусмотренной Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247- ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам, органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 30.09.2012 г.

В обосновании исковых требований Дзарахов М.Д. указал, что он проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации на различных должностях с 28 февраля 1990 г. по 5 сентября 1992 г. и с 8 ноября 1995 г. по 24 марта 2003 г. Приказом МВД по Республике Ингушетия от 29.03.2003 № 67 л/с уволен с 24 марта 2003 г. из органов внутренних дел по болезни. Выслуга лет на 24 марта 2003 г. в календарном исчислении составляет 11 лет 11 месяцев 12 дней. В период прохождения службы в Министерстве внутренних дел по Республике Ингушетия связи с отсутствием своего жилья им был подан рапорт на имя министра внутренних дел Республики Ингушетия о постановки на учет, нуждающихся в улучшении жилищных условий с приложением всех необходимых документов. На основании его рапорта жилищно-бытовой комиссией МВД Республики Ингушетия было принято решение от 30 января 2003 г., которым он поставлен в очередь для приобретения жилья или улучшения жилищных условий в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации с 30 января 2003 г. Кроме того, он состоял на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на семью в составе семи человек. Помещений, занимаемых по договору социального найма, и принадлежащих на праве собственности (доли в собственности на жилые помещения, в котором зарегистрированы не имеем. Единовременная социальная выплата по прежним местам службы не предоставлялась. После подачи заявления по требованию работников ЖБК Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия я неоднократно обновлял документы. Решением жилищно-бытовой комиссии Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия от 4 декабря 2023 г. (протокол №108), утвержденным распоряжением министра внутренних дел по Республике Ингушетия от 05 декабря 2023 г. №305-рп он снят с учета очередников МВД по Республике Ингушетия на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с семьей в составе четырех человек. Решение жилищно-бытовой комиссии Министерства внутренних дел Республике Ингушетия от 6 октября 2023 г. (протокол №83), он снят с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма по МВД по Республике Ингушетия. В качестве оснований принятий обоих решений ЖБК Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия в протоколах указано, что «Дзарахов М.Д. принят в порядке части 2 статьи 6 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», так как он с 31 марта 2003 г. состоит на учете по МВД по Республике Ингушетия в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, установлено, что в архиве жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Ингушетия отсутствует протокол о принятии Дзарахова М.Д. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма, то есть основной документ, подтверждающий факт принятия его на учете - отсутствует. В учетном жилищном деле Дзарахова М.Д. кроме его рапорта о принятии на учет на имя министра внутренних дел РИ Погорова А.С. от 30 января 2003 г. Каких-либо других документов о жилищных условиях Дзарахова М.Д. и членов его семьи за 2003 год в учетном деле - нет, все документы с самой ранней датой выдачи - от 2012 года. В судебном порядке Дзарахов М.Д. факт принятия его на учет в 2003 году, не устанавливал. Вопрос об отсутствии первичного протокола о принятии Дзарахова М.Д. на жилищный учет не рассматривался ни при принятии его на учет для предоставления единовременной социальной выплаты, ни при принятии решения о снятии его в 2018 году с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий». Считая решения ЖБК Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия от 4 декабря 2023 г. и от 6 октября 2023 г. незаконными, просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Решением Магасского районного суда Республики Ингушетия от 26 февраля 2024 г. исковое заявление удовлетворено частично.

В апелляционной жалобе представитель ответчика, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения, ставит вопрос о его отмене и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Представитель истца Цороев И.В. и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не уведомили, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение представителя МВД по Республике Ингушетия Газгиреева М.У., поддержавшего доводы жалобы, истца Дзарахова М.Д., просившего решение суда первой инстанции оставить без изменения, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции при рассмотрении настоящего гражданского дела не допущено нарушений такого характера.

Отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий урегулированы нормами Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел и принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до 1 марта 2005 г., и совместно проживающим с ними членам их семей данным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность (часть 1). Указанным в части 1 данной статьи лицам по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата (часть 2).

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что истец проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации на различных должностях с 28 февраля 1990 г. по 5 сентября 1992 г. и с 8 ноября 1995 г. по 24 марта 2003 г.

Приказом МВД по Республике Ингушетия от 29 марта 2003 года № 67 л/с уволен с 24 марта 2003 г. из органов внутренних дел по болезни. Выслуга лет на 24 марта 2003 г. в календарном исчислении составляет 11 лет 11 месяцев 12 дней.

Истец состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма по МВД по Республике Ингушетия с 30 января 2003 г., что не оспаривается представителем ответчика и следует из оспариваемого решения ЖБК.

Кроме того, он состоял на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с семьей в составе семи человек. Уникальный учетный номер № 8-06-026-300912-000172 от 30.09.2012.

Решение жилищно-бытовой комиссии Министерства внутренних дел Республике Ингушетия от 6 октября 2023 г. (протокол №83), он снят с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма по МВД по Республике Ингушетия.

Решением жилищно-бытовой комиссии Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия от 4 декабря 2023 г. (протокол №108), утвержденным распоряжением министра внутренних дел по Республике Ингушетия от 5 декабря 2023 г. №305-рп истец снят с учета очередников МВД по Республике Ингушетия на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с семьей в составе четырех человек.

Разрешая спор, руководствуясь положениями Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ, исследовав представленные сторонами письменные доказательства, в частности учетное дело истца, установив, что решения о снятии истца с учета приняты с нарушением срока, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что решения жилищно-бытовой комиссии, которым истец снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, являются незаконными, поскольку приняты ответчиком без установления всех имеющих значение обстоятельств и с нарушением требований действующего законодательства.

Судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.

Принимая решения о снятии истца с учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий от 6 октября 2023 г. и 4 декабря 2023 г., и с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, ЖБК исходила из того, что Дзарахов М.Д. принят на жилищный учет в порядке части 2 статьи 6 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», так как он с 31 марта 2003 г. состоит на учете по МВД по Республике Ингушетия в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Комиссией установлено, что в архиве жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Ингушетия отсутствует протокол о принятии Дзарахова М.Д. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма, то есть основной документ, подтверждающий факт принятия его на учете - отсутствует. В учетном жилищном деле Дзарахова М.Д. нет других документов кроме его рапорта о принятии на учет на имя министра внутренних дел РИ Погорова А.С. от 30 января 2003 г.

Порядок предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма в органах внутренних дел Российской Федерации утвержден приказом МВД РФ от 9 июня 2022 г. № 405.

В соответствии с указанным Порядком жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма предоставляются лицам, состоящим в органах внутренних дел Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, принятым на учет до 1 марта 2005 года, и совместно проживающим с ними членам их семей, определяемым в соответствии со ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации (п. 1).

Ведение учета, перерегистрация очередников, формирование списка и предоставление очередникам, указанным в подп. 3.1 п. 3 настоящего Порядка, жилых помещений по договору социального найма в центральном аппарате осуществляется Центральной жилищно-бытовой комиссией МВД России, в территориальных органах, организациях, подразделениях МВД России - жилищно-бытовыми комиссиями, положения, состав и принимаемые решения которых утверждаются соответственно правовыми актами МВД России, территориального органа, организации, подразделения МВД России (п. 7).

Пунктом 15 данного Порядка установлено, что очередник снимается с учета по решению жилищно-бытовой комиссии по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», которой предусмотрено, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ, с учетом положений настоящей части.

Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Из материалов учетного дела Дзарахова М.Д. видно, что истец в период прохождения службы в органах внутренних дел на основании рапорта (л.д. 15) принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Кроме того, факт постановки истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до снятия истца с учета стороной ответчика не оспаривался.

Соглашаясь с постановленным решением и отклоняя доводы жалобы ответчика о том, что истцом не представлено доказательств того, что ЖБК принято решение о принятии его на учет, судебная коллегия полагает, что само по себе отсутствие в личном деле сотрудника органов внутренних дел (в том числе бывшего) первичных документов, послуживших основанием для постановки на учет, не свидетельствует об отсутствии фактических оснований для принятия сотрудника на учет.

Из материалов дела не следует, что истец представлял сведения, не соответствующие действительности, послужившие основанием для его принятия на учет.

Также судом апелляционной инстанции отклоняются доводы жалобы об отсутствии у Дзарахова М.Д. права стоять на учете на получение единовременной выплаты для улучшения жилищных условий, со ссылкой на отсутствие протокола заседания ЖБК о постановке истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к своим выводам, подробно приведены в обжалуемом судебном постановлении и в дополнительной аргументации не нуждаются.

В силу присущего исковому виду судопроизводства начала диспозитивности, эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон, как субъектов доказательственной деятельности. Наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса (ч. 3 ст. 123 Конституции РФ), стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (ст. 56 ГПК РФ).

То обстоятельство, что ответчик не обеспечил надлежащее хранение первичных документов истца, поданных им при первоначальном обращении с заявлением о постановке на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, не может свидетельствовать о вине истца в их не сохранности.

Каких-либо доказательств о неправомерности постановки его на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, материалы дела не содержат.

В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы по оплате услуг представителя в разумных пределах.

Судебная коллегия полагает взысканную в пользу истца сумму расходов на оплату услуг представителя соразмерной объему оказанных юридических услуг, оснований для ее снижения в апелляционной жалобе не приведено.

В целом приведенные в апелляционной жалобе доводы направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и представленных доказательств на основе иного понимания норм права, а потому основанием к отмене судебного постановления в апелляционном порядке являться не могут.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, которым дана правовая оценка в их совокупности в полном соответствии положениям ст. 12, 56, 67 ГПК РФ.

Несогласие с решением суда либо другая точка зрения стороны на то, как могло быть рассмотрено дело, сами по себе не являются основанием для отмены или изменения данных судебных актов.

Таким образом, законных оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 26 февраля 2024 г. по гражданскому делу по исковому Дзарахова Мовсара Дзенадиновича к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии о снятии с учета очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности восстановить на учете для получения единовременной социальной выплаты с учетом даты первоначальной постановки и взыскании расходов на оплату услуг представителя оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

С подлинного за надлежащими подписями

Копия верна

    Судья Верховного Суда

    Республики Ингушетия                                                                                                               Х.М. Цуров

33-1535/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Дзарахов Мовсар Дзенадинович
Ответчики
Министерство внутренних дел по РИ
Другие
Дзарахова Зара Умарбековна, Дзарахова Дали Мовсаровна
Суд
Верховный Суд Республики Ингушетия
Судья
Цуров Хамзат Мавлиевич
Дело на странице суда
vs.ing.sudrf.ru
13.09.2024Передача дела судье
10.10.2024Судебное заседание
30.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.11.2024Передано в экспедицию
10.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее