Дело№2-1720/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 февраля 2018 года город Казань
Советский районный суд города Казани в составе
председательствующего судьи Ивановой И.Е.
при секретаре судебного заседания Валиахметовой Л.В.
с участием:
истца Муфаздаловой Г.И., ее представителя Верхова О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Муфаздалова Г.И. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Советском районе г. Казани о признании права на досрочную страховую пенсию,
УСТАНОВИЛ:
Муфаздалова Г.И. (далее истец) обратилась в суд с указанным иском к Управлению Пенсионного Фонда Советского района г. Казани (далее ответчик) о признании права на досрочную страховую пенсию, указав, что при обращении в Управление ПФР в Советском районе г. Казани по поводу оформления досрочной страховой пенсии истцу было отказано.
В специальный стаж не были включены следующие периоды:
1. Период работы с <дата изъята> по <дата изъята> в должности медсестры в Республиканской офтальмологической больнице, периоды работы с <дата изъята> по <дата изъята>, с <дата изъята> по <дата изъята>, с <дата изъята> по <дата изъята> в должности операционной медицинской сестры в Республиканской офтальмологической больнице.
2. Период работы с <дата изъята>. в должности врача общей практики в ЗАО «Консультативно-диагностический центр Авиастроительного района».
Истица считаем данный отказ неправомерным.
На основании вышеизложенного истица просит включить в стаж для назначения досрочной страховой пенсии в льготном исчислении, как один год работы за один год и 6 месяцев периоды работы с <дата изъята> по <дата изъята> в должности медсестры стационарного отделения <номер изъят> и с <дата изъята> по <дата изъята>, с <дата изъята> по <дата изъята>, с <дата изъята> по <дата изъята> в должности операционной медицинской сестры стационарного отделения <номер изъят> Республиканской офтальмологической больнице, а также в календарном исчислении период работы с <дата изъята> по <дата изъята> в должности врача общей практики в ЗАО «Консультативно-диагностический центр Авиастроительного района». Обязать Управление ПФР в Советском районе г.Казани и назначить досрочную страховую пенсию с <дата изъята>
В судебном заседании истица и ее представитель Верхов О.А., допущенный к участию в деле в порядке части 6 статьи ст.53 Гражданского процессуального кодекса РФ исковые требования поддержали, просили удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ по Советскому району г. Казани – Габдрахманова Г.А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, представила отзыв, согласно которому иск не признала, по основаниям, изложенным в отзыве, просила дело рассмотреть в свое отсутствие.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы истца и ее представителя, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 8 Закона № 400-ФЗ, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу пп. 20 п. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 Закона № 400-ФЗ лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Возникновение права на досрочное назначение страховой пенсии законодатель связывает с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения только в определенных должностях и учреждениях.
Пункт 2 статьи 30 Закона № 400-ФЗ регламентирует, что Правительство Российской Федерации уполномочено утверждать Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - Постановление № 665) подп. «н» п. 1 утверждено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяется:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.;
Судом установлено, что <дата изъята> истица обратилась в Управление Пенсионного Фонда РФ в Советском районе г. Казани с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Решением Управления Пенсионного фонда РФ в Советском районе г.Казани от <дата изъята> <номер изъят> истице в досрочном назначении страховой пенсии по старости было отказано, при этом указанным решением (с учетом его приложения «Данные о стаже» и анализа записей в трудовой книжке) не включены в стаж на соответствующих видах работ следующие периоды:
- период работы с <дата изъята> по <дата изъята> в должности медсестры в Республиканской офтальмологической больнице, периоды работы с <дата изъята> по <дата изъята>, с <дата изъята> по <дата изъята>, с <дата изъята> по <дата изъята> в должности операционной медицинской сестры в Республиканской офтальмологической больнице включены в календарном исчислении;
- периоды нахождения в административных отпусках с <дата изъята> по <дата изъята>, с <дата изъята> по <дата изъята> в качестве операционной медицинской сестры в «Республиканской клинической офтальмологической больнице Министерства здравоохранения Республики Татарстан», с <дата изъята> по <дата изъята> в должности заведующей здравпунктом, врача-терапевта в отделение внебюджетной лечебной деятельности в Государственном автономном учреждении здравоохранения «Городская клиническая больница №7» г. Казани;
- период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет с <дата изъята> по <дата изъята> в должности врача-терапевта участкового цехового врачебного участка поликлиники в ГАУЗ «Клиническая больница №2»;
- период работы с <дата изъята> по <дата изъята> в должности врача общей практики в ЗАО «Консультативно-диагностический центр Авиастроительного района».
В бесспорном порядке Управлением ПФР в специальный стаж истицы включены 25 лет 01 месяц 2 дня.
Решение пенсионного фонда в части отказа во включении в льготном исчислении периодов работы истицы с <дата изъята> по <дата изъята>, с <дата изъята> по <дата изъята>, с <дата изъята> по <дата изъята> в должности операционной медицинской сестры в Республиканской офтальмологической больнице суд находит неправомерным.
Согласно справке ГАУЗ «Республиканская клиническая офтальмологическая больница Министерства здравоохранения РТ» №14 от <дата изъята> следует, что Муфаздалова Г.И..И. работала в стационарном отделении №1, которое являлось отделением хирургического профиля, где осуществлялись хирургические и офтальмологические операции. Работая в должности медицинской сестры, Муфаздалова Г.И. участвовала в подготовке пациентов к операциям и в проведении хирургических операций и манипуляций.
С <дата изъята> стационарное отделение №1 переименовано в хирургическое отделение №1 на 60 коек.
Пунктом 1 Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитываются в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденного Постановлением правительства РФ от <дата изъята> N 781 предусмотрена работа в отделениях хирургического профиля стационаров и должность операционной медицинской сестры.
Поскольку работа истицы в спорный период времени осуществлялась в качестве операционной медицинской сестры в хирургическом отделении больницы оснований для отказа в исчислении периода с <дата изъята> по <дата изъята>, с <дата изъята> по <дата изъята>, с <дата изъята> по <дата изъята> в должности операционной медицинской сестры в Республиканской офтальмологической больнице как год работы за один год и 6 месяцев не имелось.
Вместе с тем, период работы Муфаздалова Г.И. с <дата изъята> по <дата изъята> в должности медсестры того же отделения правомерно был исчислен ответчиком в календарном порядке, поскольку в Перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитываются в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденного Постановлением правительства РФ от 29.10.2002 года N 781 отсутствует должность медицинской сестры.
Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" льготного порядка исчисления стажа не предусмотрено.
Список №463 согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.14 N 665 подлежит применению только для учета периодов работы, имевших место с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно.
Поэтому применение же Списка N 464 к указанному периоду работы истицы, имевшему место до 01.01.1992, противоречит требованиям ч. ч. 3 и 4 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ и Постановлению Правительства РФ от 16.07.14 N 665, которыми установлен четкий порядок применения ранее действовавших норм и правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.
Суд так же считает, что исковые требования истца о включении в стаж периодов работы с <дата изъята> по <дата изъята> в должности врача общей практики в ЗАО «Консультативно-диагностический центр Авиастроительного района» не обоснованы и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Соответствующие списки применяются текстуально и расширительному толкованию не подлежат.
В разделе «Наименования учреждений» Списка № 781 закрытые акционерные общества не поименованы.
Возникновение права на досрочное назначение страховой пенсии законодатель связывает с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения только в определенных должностях и учреждениях.
Как разъяснено в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 г № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» (далее -Постановление Пленума ВС РФ №30), при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу пп. 19 и 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ (ранее действовавшего федерального закона) право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что законодатель связывает право работников на досрочную пенсию с работой именно в учреждениях здравоохранения.
Исходя из п. 2 ст. 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).
В силу ст.123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Исходя из положений ГК РФ закрытое акционерное общество (ЗАО) является коммерческой организацией. В качестве основной цели деятельности этих субъектов названо извлечение прибыли (ст. 50 ГК РФ).
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством закрытое акционерное общество и «учреждение» являются организациями, имеющими различную организационно-правовую форму.
Конституционный Суд РФ в Определении от 23.06.2009 N 906-О-О и в Определении от 23.09.2010 N 1183-0-0 указал, что, действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации Постановлением от 29 октября 2002 года № 781 утвердило названные Список и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия «лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения» и «учреждение здравоохранения», обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение. Возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к лечебной и иной деятельности по охране здоровья, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации лежат объективные критерии оценки характера труда и специфики функционирования учреждений здравоохранения. Аналогично реализовывалось и право работников здравоохранения на пенсию за выслугу лет по ранее действовавшему законодательству (статьи 81 и 83 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации»), которое также не предполагало включение в стаж работы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, работы в организациях здравоохранения, не относящихся к лечебно-профилактическим учреждениям.
Устанавливая в Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 1920-О).
С учетом перечисленных выше периодов стаж работы истицы в должностях, связанных с лечебной деятельностью составляет менее 30 лет, что не дает право на назначение досрочной страховой пенсии.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения исковых требований Муфаздалова Г.И. о возложении обязанности на ответчика по назначению досрочной страховой пенсии с <дата изъята> не имеется.
В силу части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
С ответчика в пользу истицы подлежат взысканию судебные расходы по уплате госпошлины в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Муфаздалова Г.И. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Советском районе г. Казани о признании права на досрочную страховую пенсию удовлетворить частично.
Обязать Управление Пенсионного фонда Советского района г.Казани применить при исчислении специального страхового стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии за выслугу лет Муфаздалова Г.И. к периодам работы с <дата изъята> по <дата изъята>, с <дата изъята> по <дата изъята>, с <дата изъята> по <дата изъята> в должности операционной медицинской сестры стационарного отделения №1 Республиканской офтальмологической больницы льготное исчисление как один год за один год и 6 месяцев.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с Управления Пенсионного Фонда РФ в Советском районе города Казани в пользу Муфаздалова Г.И. возврат государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Татарстан через районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Иванова И.Е.
Мотивированное решение изготовлено 26 февраля 2018 года.
Судья Иванова И.Е.