2Р°-654/2018
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
14 февраля 2018 года
Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Агафоновой А. Е., при секретаре Ярмушевой Р. Ф., с участием административного истца Киселева С. А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Киселева С. А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе г. Екатеринбурга об оспаривании требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Киселев РЎ. Рђ. обратился РІ СЃСѓРґ СЃ административным РёСЃРєРѕРј Рє Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ Орджоникидзевском районе Рі. Екатеринбурга (далее - Управление) Рѕ признании незаконным Рё отмене требования РѕР± уплате страховых РІР·РЅРѕСЃРѕРІ, пеней Рё штрафов, требуемых Рє выплате Управлением РЅР° СЃСѓРјРјСѓ 128 461 рубль 73 копейки, указав, что был зарегистрирован РІ качестве индивидуального предпринимателя 07.08.2012. Р’ период СЃ 17.12.2012 РїРѕ 14.06.2017 отбывал наказание РІ местах лишения СЃРІРѕР±РѕРґС‹ РІ ФКУ РРљ-< в„– >. Государственная регистрация прекращения деятельности РІ качестве индивидуального предпринимателя произведена сразу после освобождения - 04.07.2017. Согласно справке Рѕ состоянии расчетов РїРѕ страховым взносам, пеням Рё штрафам РѕС‚ 31.07.2017, РїРѕ состоянию РЅР° 31.12.2016 общая СЃСѓРјРјР° задолженности составляет 128 461 рубль 73 копейки. РќР° претензию РѕС‚ 26.09.2017 РѕР± отмене требований Управление оставило указанную задолженность без изменений. Находясь РІ местах лишения СЃРІРѕР±РѕРґС‹ (РІ колонии строгого режима) РЅРµ РјРѕРі оформить заявление Рѕ прекращении деятельности РїРѕ установленной форме, уплатить государственную пошлину Рё представить необходимые сведения РІ Пенсионный фонд, РЅРµ РјРѕРі сделать это лично, СЃ использованием средств почтовой СЃРІСЏР·Рё либо через представителя, поскольку доверять РЅРёРєРѕРјСѓ РЅРµ РјРѕРі. Р’ этот период фактически РЅРµ осуществлял предпринимательскую деятельность. Данные факты свидетельствуют Рѕ наличии обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера, препятствующих обращению СЃ заявлением Рѕ государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности.
В судебном заседании административный истец Киселев С. А. заявленные требования поддержал, в их обоснование суду пояснил, что оспаривает истребование задолженности по уплате страховых взносов и пени. Для прекращения статуса индивидуального предпринимателя оформить доверенность было не на кого: родители уже умерли, с сестрой и племянником общение крайне редко. Под стражу был взят в зале суда при вынесении приговора < дд.мм.гггг >. Находясь в колонии, начал узнавать о задолженности, судебный пристав-исполнитель арестовал счета, в связи с чем в настоящее время невозможно ими пользоваться, задолженность не позволяет устроиться на работу. В колонии возможности ограничены: обратиться за помощью к какому-либо представителю было невозможно, поскольку не было и средств на оплату его услуг. Через начальника отряда пытался направлять различные обращения по иным вопросам, но они никуда не уходили. Права на переписку лишен не был, но реализовать его было практически невозможно.
Представитель административного ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе г. Екатеринбурга в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л. д. 27), доказательств уважительности причин неявки не представил, в письменных возражениях заявленные требования не признал, указав, что страховые взносы, уплаченные в Пенсионный фонд, имеют неналоговый индивидуально возмездный характер и учитываются в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, в том числе индивидуального предпринимателя, и формируют его страховое обеспечение при наступлении страхового случая, в частности при достижении пенсионного возраста, наступлении инвалидности. Уплата страховых взносов индивидуальными предпринимателями не зависит от факта осуществления предпринимательской деятельности или получения дохода и производится с момента приобретения соответствующего статуса и до момента исключения из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Нахождение в местах лишения свободы не является экстраординарным обстоятельством, поскольку осужденные не лишены права выдачи доверенностей. Установленных законом оснований для освобождения истца, являвшегося индивидуальным предпринимателем, от уплаты страховых взносов не имеется (л. д. 35-37).
С учетом мнения административного истца, суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.
Заслушав объяснения административного истца, исследовав материалы административного дела, суд, оценив все представленные доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось административным ответчиком, 26.09.2017 Киселев С. А. обратился с претензией об отмене всех начислений по страховым взносам, пеням и штрафам по состоянию на 11.08.2017 в размере 269 557 рублей 50 копеек (л. д. 10-14). Управлением 24.11.2017 дан ответ на претензию с указанием на наличие задолженности по состоянию на 01.01.2017 в размере 128 461 рубля 73 копеек (л. д. 17-19). Таким образом, настоящий административный иск, поданный в суд 15.01.2018 (л. д. 5-7), подан в установленный законом срок.
РР· свидетельств следует, что Киселев РЎ. Рђ. СЃ 07.02.2012 РґРѕ 04.07.2017 был зарегистрирован РІ качестве индивидуального предпринимателя (Р». Рґ. 22, 23).
Как следует из материалов дела и не оспаривается административным ответчиком, по состоянию на 31.12.2016 задолженность Киселева С. А. по уплате страховых взносов и пени составляет 128 461 рубль 73 копейки (л. д. 15-19).
Как следует РёР· объяснений истца Рё подтверждается справкой ФКУ РРљ-< в„– > ГУФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Свердловской области < в„– > РѕС‚ 14.06.2017, Киселев РЎ. Рђ. был осужден < РґРґ.РјРј.РіРіРіРі > Рє лишению СЃРІРѕР±РѕРґС‹ РЅР° СЃСЂРѕРє 6 лет РІ исправительной колонии строгого режима. Отбывал наказание СЃ 17.12.2012 РїРѕ 14.06.2017 (Р». Рґ. 20-21).
Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», регистрация в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации зависит только от государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, до 01.01.2017, то есть в спорный период, регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 которого индивидуальный предприниматель, не производящий выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Аналогичная обязанность для индивидуальных предпринимателей, не производящих выплаты физическим лицам, предусмотрена также ст. 28 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 12.05.2011 №211-О, уплата индивидуальными предпринимателями страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, приобретение права на получение страховой пенсии.
В случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки плательщик страховых взносов должен выплатить пени (ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»).
В соответствии с ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированных размерах за периоды, указанные в пунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (ранее - Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды, а именно:
период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (в части военной службы по призыву);
период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности;
период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности.
Установленный в ч. 6 ст. 14 вышеуказанного Закона перечень оснований, по которым индивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, не включает в себя нахождение предпринимателя в местах лишения свободы.
В соответствии с вышеуказанными нормами индивидуальный предприниматель признается застрахованным на весь период страхования - с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и до государственной регистрации прекращения им деятельности в таком качестве. Следовательно, обязанность по уплате страховых взносов индивидуальными предпринимателями, установленная положениями вышеприведенных нормативных правовых актов, возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, не зависит от фактического осуществления (неосуществления) предпринимателем хозяйственной деятельности и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в качестве предпринимателя. При этом, факт получения индивидуальным предпринимателем дохода либо его отсутствие не влияет на изменение или прекращение обязанности по уплате страховых взносов.
Таким образом, с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя Киселев С. А. стал субъектом обязательного пенсионного и медицинского страхования, и у него возникла обязанность по уплате страховых взносов.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 12.05.2005 №211-О, предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др. Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, т.е. не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя. Заявительной является и процедура прекращения этого статуса. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей. При этом данное лицо не утрачивает право впоследствии вновь зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, если придет к выводу, что более нет препятствий для занятия предпринимательской деятельностью.
Вместе с тем в случаях, когда при фактическом прекращении предпринимательской деятельности гражданин в силу непреодолимых обстоятельств не мог в установленном порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя, он не лишается возможности при предъявлении к нему требования об уплате недоимки по страховым взносам за соответствующий период защитить свои права, привести доводы и возражения, представить документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства. Суд, рассматривая требования о взыскании с индивидуального предпринимателя недоимки по страховым взносам, не может - исходя из принципов состязательности и равноправия сторон - ограничиться формальной констатацией лишь факта нарушения обязательства, не принимая во внимание иные связанные с ним обстоятельства, в том числе представленные гражданином доказательства существования обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили ему своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности.
Таким образом, физические лица, определившие свой статус в качестве индивидуальных предпринимателей, обязаны уплачивать страховые взносы независимо от того, велась ли ими фактически предпринимательская деятельность, и имели ли они доходы от указанной деятельности, поскольку осуществление или неосуществление указанными лицами предпринимательской деятельности, равно как и ее результат - получение дохода либо его неполучение, охватываются понятием риска предпринимательской деятельности и не влияют на изменение или прекращение их обязанности по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Лишь исключительные обстоятельства, препятствовавшие предпринимателю своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации о прекращении данного статуса при фактическом прекращении деятельности, могут явиться основанием для освобождения от уплаты страховых взносов. Причем указанные обстоятельства должны быть экстраординарными (непреодолимыми), не позволяющими предпринимателю произвести регистрацию прекращения своей деятельности. Бремя доказывания таких обстоятельств лежит на лице, ссылающимся на их существование.
Согласно СЃС‚. 9 Федерального закона РѕС‚ 08.08.2001 в„–129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц Рё индивидуальных предпринимателей», РІ регистрирующий орган документы РјРѕРіСѓС‚ быть направлены почтовым отправлением СЃ объявленной ценностью РїСЂРё его пересылке СЃ РѕРїРёСЃСЊСЋ вложения, представлены непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных Рё муниципальных услуг, направлены РІ форме электронных документов, подписанных электронной РїРѕРґРїРёСЃСЊСЋ, СЃ использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, РІ том числе сети Рнтернет, включая единый портал государственных Рё муниципальных услуг, РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ, установленном уполномоченным Правительством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Представление документов в регистрирующий орган непосредственно или через многофункциональный центр может быть осуществлено заявителем либо его представителем, действующим на основании нотариально удостоверенной доверенности.
Представление документов в регистрирующий орган может быть осуществлено по просьбе заявителя нотариусом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о государственной регистрации.
К нотариально удостоверенной доверенности приравнивается доверенность, удостоверенная начальником учреждения отбывания наказания в виде лишения свободы (ст. 185.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу ч. ч. 4, 8 ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.
Для получения юридической помощи осужденные могут пользоваться услугами адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи.
Согласно ч. ч. 1, 5 ст. 91 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества. По просьбе осужденных администрация исправительного учреждения уведомляет их о передаче операторам связи писем, почтовых карточек и телеграмм для их доставки по принадлежности.
Осужденные вправе получать переводы денежных средств и за счет средств, находящихся на их лицевых счетах, осуществлять переводы денежных средств близким родственникам, перечень которых определен пунктом 4 статьи 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Осуществление переводов денежных средств иным лицам допускается с разрешения администрации исправительного учреждения в порядке, установленном Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.
При таком положении, нахождение истца в местах лишения свободы само по себе не может расцениваться в качестве случая исключительного (экстраординарного) характера, не позволившего ему своевременно обратиться с заявлением о регистрации прекращения предпринимательской деятельности, поскольку он обладал правом на переписку, оформление доверенности на представление его интересов по данному вопросу.
Объективных доказательств того, что Киселев С. А. предпринимал меры к прекращению статуса индивидуального предпринимателя во избежание наступления негативных последствий, реализовал свое конституционное право обращения в государственные органы, в том числе в администрацию исправительного учреждения, с просьбой оказать содействие в вопросе государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности, но в период отбывания наказания лишен был права на переписку, оформление доверенности, иным образом ущемлен в правах и не мог по этим причинам в установленном порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя, административный истец не представил. При этом суд учитывает, что зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Киселев С. А. был 07.08.2012, а взят под стражу в зале суда при вынесении приговора 17.12.2012, в связи с чем имел возможность оформить доверенность и (или) иные необходимые документы до заключения под стражу.
Таким образом, доказательств существования обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили бы ему как индивидуальному предпринимателю, зарегистрировавшему свою деятельность, обратиться в спорный период с заявлением о государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, административным истцом не представлено.
Поскольку государственная регистрация прекращения Киселевым С. А. деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им такого решения произведена лишь 04.07.2017, наличие обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили ему своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности, материалами дела не подтверждается, в связи с чем до указанного времени он являлся индивидуальным предпринимателем и должен был нести обязанности по уплате страховых взносов, то оснований для признания оспариваемого требования Управления незаконным и его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 14, 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШРР›:
В удовлетворении административного иска Киселева С. А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе г. Екатеринбурга об оспаривании требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено 19.02.2018.
РЎСѓРґСЊСЏ