54RS0010-01-2019-004796-78
Дело № 2а-4972/2019 |
||||
Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации | ||||
17 сентября 2019 года
Центральный районный суд г. Новосибирска в составе:
судьи С.Л. Малахова,
при секретаре Е.А. Кириченко
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Беликова ххх об оспаривании отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области,
у с т а н о в и л:
Беликов Б.Ф. обратился в суд с административным иском, просит признать незаконными отказ Управления Росреестра по НСО в исправлении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельного участка и проведении государственного кадастрового учета земельного участка, возложив на административного ответчика обязанность по исправлению реестровой ошибки и внести изменения в местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 54:35:012530:4, в связи с нарушением прав и законных интересов истца оспариваемым отказом.
Административный истец Беликов Б.Ф. в судебное заседание не явился, извещен, направил в суд своего представителя Балашову Н.В., действующую на основании доверенности, которая в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала, дала соответствующие пояснения.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Новосибирской области Кравцов Е.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях, дал соответствующие пояснения.
Представитель административного ответчика мэрии г. Новосибирска, заинтересованных лиц – ГК «Москвич», Департамента земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска в судебное заседание не явились, извещены, причины неявки суду не сообщили.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований при этом исходя из следующего.
Исходя из положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При этом, обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца возлагается на лицо, обратившееся в суд. На орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) возлагается обязанность по доказыванию соблюдения требований нормативных правовых актов, соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ).
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (часть 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ).
Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен указанным Кодексом (часть 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 66 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" орган регистрации прав несет ответственность за ненадлежащее исполнение полномочий, установленных Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе за полноту и достоверность предоставляемых сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Как следует из административного иска, Беликов Б.Ф. является собственником гаражных боксов №№ 1,2,3 в ГК «Москвич», о чем в ЕГРП имеются соответствующие записи. ГК «Москвич» 07.06.2016 обратилось с заявлением в мэрию г. Новосибирска о предоставлении земельного участка под гаражи, письмом от 05.07.2016 мэрия г. Новосибирска отказала заявителю со ссылкой на статью 39.14 Земельного кодекса РФ, указав, что земельный участок будет предоставлен в случае предоставления заявителем документа, подтверждающего регистрацию права собственности на здания гаражей, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером 54:35:012530:4. В 2017 году произведена регистрация гаражных помещений (41 гаражный бокс), члены кооператива ГК «Москвич» стали собственниками гаражных боксов, в связи с чем, было подано заявление о согласовании границ земельного участка с кадастровым номером 54:35:012530:4, а при выполнении кадастровых работ по согласованию границ вышеуказанного земельного участка, была выявлена кадастровая ошибка в описании земельного участка в виде несоответствия площади земельного участка между указанным в выписке и фактической из-за неверного определения координат характерных точек границ земельного участка. До настоящего времени административным ответчиком - Управлением Росреестра по Новосибирской области исправления в реестровую запись не внесены. Полагая, что бездействием административного ответчика по невнесению исправлений в реестровую запись нарушаются права и законные интересы административного истца, поскольку это создает препятствие к заключению договора аренды и добросовестному исполнению административным истцом обязанности по владению и использованию земельного участка, в связи с чем, административный истец обратился в суд с данным иском.
Судебным разбирательством установлено, что земельный участок с кадастровым номером 54:35:012530:4, расположенный по адресу: г. Новосибирск, Авиастроителей, 37/1, с уточненной площадью 3784 кв.м. является ранее учтенным, в ЕГРН сведения об указанном объекте недвижимости было внесены 02.09.2005 на основании результатов инвентаризации муниципального округа г. Новосибирск, в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном земельном кадастре».
С 1 января 2017 года отношения, возникающие в связи с осуществлением государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимость, являются предметом регулирования Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно части 1 статьи 14 названного Закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном названым Законом порядке. В рассматриваемом споре таким документом является межевой план.
Согласно статье 22 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
30.01.2019 Департамент земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска обратился в Управление Росреестра по Новосибирской области с заявлением об исправлении реестровой ошибки в сведениях ЕГРН, приложив к заявлению межевой план от 16.01.2019, составленный кадастровым инженером МУП «ЦМИ» Ложниковой М.А.
Уведомлением от 05.02.2019 № 54-0-1-54/3001/2019-157 Департамент земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска был извещен о приостановлении государственного кадастрового учета до 05.05.2019 по основаниям пункта 7 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» - в связи с несоответствием содержания межевого плана требованиям законодательства Российской Федерации, пункта 31 части 1 статьи 26 названного закона – изменение площади земельного участка и (или) изменение описания местоположения его границ не обусловлены образованием земельного участка или уточнением его границ, указав, что предоставленный в форме документа межевой план от 16.01.2019 подготовлен в результате выполнения кадастровых работ, в связи с исправлением ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 56:35:012530:4.
В силу статей 68, 70 Земельного кодекса РФ формирование земельного участка происходит посредством землеустройства и кадастрового учета.
В силу пунктов 8, 9 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
Согласно части 3 статьи 61 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки.
Из вышеизложенных норм права в их совокупности следует, что исправление реестровой ошибки обусловлено изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади.
В соответствии с частью 1 статьи 43 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" уточнением границ земельного участка является государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах. Указанный государственный кадастровый учет осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, сведения о котором не соответствуют установленным на основании названного Закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
Несоответствие указанным требованиям может выражаться в таких обстоятельствах, как:
-отсутствие в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ, как правило, ранее учтенного земельного участка;
-содержащиеся в ЕГРН координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения;
-содержащиеся в ЕГРН сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в ЕГРН содержатся несколько значений координат указанной характерной точки);
-в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка содержится реестровая ошибка (выраженная, например, в виде пересечения границ земельных участков или несоответствия содержащегося в ЕГРН описания местоположения границ земельного участка правоустанавливающему документу, документу об образовании земельного участка или фактическому положению на местности при отсутствии нарушения земельного законодательства - самовольного занятия земель или земельных участков, и тому подобное).
Указанные обстоятельства являются основанием для уточнения местоположения границ земельного участка или земельных участков - выполнения соответствующих кадастровых работ и государственного кадастрового учета на основании подготовленных документов.
Требования к подготовке межевого плана, утверждены приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015. г. N 921.
На основании части 10 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии с пунктом 70 Формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921, выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона о регистрации. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите "1" раздела "Исходные данные".
В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом содержания утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории.
При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.
При этом наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе "Исходные данные", указанные документы или их копии в состав Приложения не включаются.
В разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например:
- описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например кирпичное ограждение, стена здания);
- сведения, обосновывающие существование границы земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата создания садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, дата карты (плана), фотопланов местности, с использованием которых определялись границы земельного участка).
Между тем, в представленном в регистрирующий орган межевом плане, как указано в Уведомлении о приостановлении государственной регистрации, в разделе «Заключение кадастрового инженера» в качестве обоснования наличия реестровой ошибки указано, что в результате анализа местоположения границ вышеуказанного участка реестровая ошибка произошла из-за неверного определения координат характерных точек границ земельного участка, технический сбой приборов, определяющий характерные точки границ, что в свою очередь, проверить не представляется возможным. Так же кадастровым инженером указано, что земельный участок существует в указанных границах более 15 лет, этому свидетельствуют закрепленные на местности: забор, постройки, зеленые насаждения, дороги, бордюры, однако к документов, подтверждающих существование земельного участка с кадастровым номером 54:35:012530:4 в таких границах на местности 15 и более лет, в составе Приложения к межевому плану, не представлено, в связи с чем, у регистрирующего органа отсутствуют возможность, и основания сделать вывод об их существовании на протяжении указанного промежутка времени.
Помимо прочего, кадастровый инженер указывает, что здание с кадастровым номером 54:35:012530:953, расположенное по адресу: г. Новосибирск, Авиастроителей, сведения о котором содержатся в государственном кадастре надвижимости, выходит за границы земельного участка с кадастровым номером 54:35:012530:4 в точках 7-н8, н8-н9, н9-н10, н10-н11, н11-н12, н12-н13, н13-н14, н14-н15, н15-н16, н16-н17, н17-н18, н18-н19. А здание с кадастровым номером 54:35:012530:592, расположенное по адресу: г. Новосибирск, ул. Авиастроителей, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости, фактически выходят за границы земельного участка с кадастровым номером 54:35:0125530:4 по результатам геодезических измерений, из чего следует, что здание с кадастровым номером 54:35:012530:592 стоит на кадастровом учете с ошибкой.
Между тем, наличие реестровых ошибок в местоположении зданий, расположенных на земельном участке, либо их выход за границы такого земельного участка, не свидетельствуют о наличии реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка.
Таким образом, в связи с имеющимися противоречивыми выводами о наличии реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении контура здания с кадастровым номером 54:35:012530:592, а так же в связи с отсутствием в заключении кадастрового инженера сведений о поделанной работе по сбору необходимой документации с целью исправления реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ спорного земельного участка, установленных частью 10 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", пункта 70 Приказа № 921, а так же в связи с отсутствием обосновывающих документов в составе представленного в регистрирующий орган межевого плана, последний был оценен специалистом регистрирующего органа как ненадлежащий документ для внесения изменений в сведения ЕГРН.
Указанное уведомление о приостановлении государственной регистрации заинтересованным лицом в судебном порядке не оспорено, не отменено.
В дальнейшем, поскольку в течение установленного для исправления срока заявитель не устранил причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета, государственная регистрация исправления реестровой ошибки по заявлению Департамента земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска, не была совершена регистрирующим органом.
Указанный отказ регистрирующего органа так же не было оспорено Департаментом земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска в судебном порядке.
В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из смысла приведенной нормы права следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Оспаривая отказ административного ответчика Департаменту земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска в совершении действий по исправлению реестровой ошибки в отношении земельного участка административный истец Беликов Б.Я. ссылается на нарушение его прав как собственника помещений (боксов 1,2,3) в объекте недвижимости, расположенного на указанном участке.
Вместе с тем, административный истец стороной правоотношений по государственной регистрации в данном случае не являлся, оспариваемым отказом административного ответчика на него какие-либо обязанности не возлагались, права и законные интересы как собственника помещений также не затрагивались, доказательств обратного суду не представлено.
При таких обстоятельствах, у суда отсутствуют законные основания для удовлетворения заявленных исковых требований в полном объеме.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статей 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 27 ░░░░░░░░ 2019 ░░░░
░░░░░ ░.░.░░░░░░░