Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 05 июля 2017 года по делу №
Рузский районный суд Московской области в составе председательствующего судьи Фильченковой Ю.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Назметдинове Р.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску А.ова А. В. к Межрайонной ИФНС России № ... о признании задолженности по транспортному налогу, пени безнадежной ко взысканию, обязанность по ее уплате прекращенной,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец просит суд признать задолженность по транспортному налогу за (дата) в сумме ... рублей, пени в сумме ... рублей безнадежной ко взысканию и обязанность по ее уплате прекращенной, удалив из личного кабинета налогоплательщика сведений об указанной задолженности.
Требования мотивированы тем, что (дата) административным истцом было направлено в Межрайонную ИФНС России № ... заявление о разъяснении суммы задолженности в сумме ... рублей.
(дата) на сайте ФНС России административный истец обнаружил сведения о наличии у него задолженности по транспортному налогу за (дата) в сумме ... рублей, пени в сумме .... Требования по вышеуказанным налогам истцом получены не были. В связи с чем административный истец обратился в суд с административным иском, поскольку указанная задолженность по налогу и пени относятся к периоду более чем трехлетней давности и возможность для взыскания указанной задолженности налоговым органом утрачена как в бесспорном, так и в судебном порядке. Административный ответчик в установленные статьями 46,70 НК РФ сроки не предпринимал никаких мер по взысканию этих сумм, в связи с чем задолженность является безнадежной ко взысканию.
Административный истец в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть без его участия, на иске настаивал.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть без его участия.
Проверив материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 2 Налогового кодекса Российской Федерации). Таким образом, налоговые правоотношения это публичные правоотношения, а уплата налога является публичной и конституционной обязанностью каждого налогоплательщика.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Порядок признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию установлен статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 указанной правовой нормы определен перечень оснований для признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежными ко взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
В силу пункта 5 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в части налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза).
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, являются налоговые органы по месту учета налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 3 настоящего пункта) - при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 4 и 5 пункта 1 настоящей статьи.
Приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации № ЯК-7-8/3932 от (дата) утверждены Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, и Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам.
По смыслу указанных норм права, признание недоимки и задолженности по пеням, штрафам безнадежными ко взысканию возможно только при наличии вступившего в законную силу судебного акта, которым установлено, что налоговый орган утратил возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
По делу установлено, что административный истец состоит на учете в межрайонной ИФНС России № ... как плательщик налога на имущество физических лиц и транспортного налога.
Согласно справке о состоянии расчетов по налогам у административного истца имеется задолженность по транспортному налогу за (дата) в сумме ... рублей, пени в сумме ... рублей.
Согласно пункту 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от (дата) N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при толковании подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Кодекса судам необходимо исходить из того, что инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате прекращенной.
Судом установлено и не оспорено административным ответчиком, что требования об уплате задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц за (дата) г. и пени истцу не направлялись, административный ответчик не предпринимал меры к принудительному взысканию недоимки по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц за (дата).г. и пени, то есть налоговым органом не предприняты в срок меры для принудительного взыскания недоимки.
Суд, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства в соответствии со ст. 84 КАС РФ, с учетом установленных по делу обстоятельств, вышеперечисленных норм права, считает, требования административного истца, подлежащими удовлетворению, поскольку у Межрайонной ИФНС России № ... истек срок для бесспорного взыскания с истца недоимки по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц за (дата)., а также пени за указанный период, в связи с чем указанная недоимка подлежит списанию, поскольку налоговый орган не просил о восстановлении срока взыскания.
С учетом вышеперечисленных норм права, обстоятельств дела и представленных доказательств, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск А.ова А. В. удовлетворить.
Признать задолженность А.ова А. В. по транспортному налогу за (дата) в сумме ... рублей, пени в сумме ... рублей безнадежной ко взысканию и обязанность по ее уплате прекращенной.
Данное решение является основанием к совершению Межрайонной ИФНС России № ... действий по удалению из личного кабинета налогоплательщика А.ова А. В. (ИНН №), размещенного в сети Интернет на сайте ФНС России сведений о задолженности по транспортному налогу за (дата) и пени.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение одного месяца с даты изготовления решения в окончательной форме через Рузский районный суд Московской области.
Решение изготовлено в окончательной форме 05 июля 2017 года.
Судья Ю.В. Фильченкова