Дело № 2а-1653/2019
№ 88а-7770/2020
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Владивосток 21 октября 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Зиганшина И.К.,
судей Римского Я.А., Тымченко А.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного ответчика Федерального государственного казённого учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 16 июля 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Авдеев А.В. к Федеральному государственному казённому учреждению «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным решения об отказе в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, об обязании рассмотреть заявление о постановке на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и принять на учёт в качестве нуждающегося.
Заслушав доклад судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римского Я.А., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,
у с т а н о в и л а:
Авдеев А.В. обратился в Свободненский городской суд Амурской области с административным иском к Федеральному государственному казённому учреждению «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГКУ «Востокрегионжилье» (2 отдел)) о признании незаконным решения об отказе в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, об обязании рассмотреть заявление о постановке на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и принять на учёт в качестве нуждающегося. В обоснование заявленных требований указал, что он, Авдеев А.В., старший прапорщик в запасе, проходил военную службу по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации с 23 мая 2001 года, на момент увольнения с военной службы 12 июня 2019 года выслуга лет в льготном исчислении составляла 28 лет 6 месяцев. В период прохождения военной службы он несколько раз пытался подать документы для постановки на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий – в 2002 году в 348 квартирно-эксплуатационную часть (далее – 348 КЭЧ), а уже позже в 2018-2019 годах узнавал в строевой части воинской части 75246 (далее - в/ч 75246) какие документы необходимо собрать для постановки на учёт в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В 348 КЭЧ его документы приняли, но ответили, что поскольку у супруги имеется в собственности квартира, то он не имеет права стоять на таком учёте. В строевой части сказали, что пока нет выслуги 20 лет в календарном исчислении, он не имеет права вставать на такой учёт. Когда выслуга составила 20 календарных лет, административный истец собрал все необходимые документы, приложив их к заявлению о принятии его и членов, семьи на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставил их ФГКУ «Востокрегионжилье» (2 отдел) 9 июля 2019 года. Письмом от 11 июля 2019 года № 0512/5846 ФГКУ «Востокрегионжилье» (2отдел) уведомило его о приостановке сроков рассмотрения представленных документов. 14 августа 2019 года он получил решение ФГКУ «Востокрегионжилье» (2 отдел) от 2 августа 2019 года № 287 за подписью врио начальника ФГКУ «Востокрегионжилье» (2 отдел), которым было отказано в постановке на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Отказ мотивирован несоблюдением порядка постановки на указанный учёт, а также тем, что в настоящее время он не является военнослужащим, а возможности принятия на жилищный учёт лиц, уволенных с военной службы, Инструкция, утверждённая приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 1280, не предусматривает. С решением от 2 августа 2019 года № 287 административный истец не согласен, считает его незаконным. Решение нарушает его конституционное право на жилище, а также право на обеспечение жильём, предусмотренное статьёй 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Федеральный закон от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ). При увольнении он и члены его семьи не были обеспечены жилым помещением в соответствии с нормами, установленными законом (общая площадь жилого помещения на одного члена семьи составляет менее учётной нормы). В собственности у супруги имеется однокомнатная квартира общей площадью 38,7 кв.м (жилая площадь составляет всего 16,6 кв.м). При этом они проживают в этой квартире семьёй составом 5 человек: он, его супруга, несовершеннолетний сын, дочь с внуком. В соответствии с пунктом 1 постановления администрации города Свободного Амурской области от 21 мая 2009 года № 685 «Об утверждении учётной нормы площади жилого помещения» утверждена учётная норма в размере 18 кв.м общей площади на 1 человека. Исходя из этого на момент увольнения на каждого члена семьи приходилось по 7,56 кв.м общей площади квартиры, что почти в 2,5 раза меньше учётной нормы. Все необходимые документы (доказательства), подтверждающие право состоять на учёте нуждающихся в жилье, он предоставил административному ответчику. Считает, что у административного ответчика отсутствовали основания для отказа в постановке его и членов семьи на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении. До увольнения командир должен был провести с ним беседу, заполнить лист беседы, в ходе беседы ему было бы рекомендовано командиром своевременно встать на учёт нуждающихся в жилье ещё до увольнения. Однако до увольнения с военной службы руководство в/ч № 75246 не разъяснило порядок принятия на учёт военнослужащих в качестве нуждающихся в жилье, никаких бесед с ним не проводило, вопрос обеспеченности семьи жильём по нормативам не рассматривался, лист собеседования не составлялся, им не подписывался. Полагает, что он неправомерно был уволен с военной службы без принятия решения о признании его нуждающимся в предоставлении жилого помещения и без предоставления жилья по нормативам.
Решением Свободненского городского суда Амурской области от 8 ноября 2019 года отказано в удовлетворении административного искового заявления Авдеева А.В.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 16 июля 2020 года, решение Свободненского городского суда Амурской области от 8 ноября 2019 года отменено, по делу принято новое решение о частичном удовлетворении административных исковых требований Авдеева А.В.
Решение врио начальника ФГКУ «Востокрегионжилье» (2 отдел) Нестеренко Р. от 2 августа 2019 года № 287 об отказе в принятии Авдеева А.В. на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма признано незаконным.
На ФГКУ «Востокрегионжилье» (2 отдел) возложена обязанность рассмотреть повторно заявление Авдеева А.В. от 4 июля 2019 года по принятию его на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
В кассационной жалобе, поданной административным ответчиком ФГКУ «Востокрегионжилье» (2 отдел) 11 сентября 2020 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, через Свободненский городской суд Амурской области 12 августа 2020 года, ставится вопрос об отмене выше указанного судебного акта по мотиву его незаконности и необоснованности и оставлении без изменения решения суда первой инстанции.
Лица, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении административного дела в их отсутствие. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела; неправильное применение норм материального права; нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для пересмотра обжалуемого апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 16 июля 2020 года в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ, для признания решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также наличие нарушения прав, свобод и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Авдеев А.В. проходил военную службу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (срочная служба), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (служба по контракту).
26 марта 2019 года Авдеев А.В. обратился с рапортом на имя командира в/ч 75246 об увольнении с военной службы с зачислением в запас по истечению срока контракта о прохождении военной службы, указав, что на учёте нуждающихся в жилье не состоит, готовит документы для отправки в «Востокрегионжилье».
Приказом командира 50 отдельной железнодорожной бригады Восточного военного округа по личному составу от ДД.ММ.ГГГГ № параграф 4 Авдеев А.В. уволен с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом «б» пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта).
В соответствии с приказом от 29 мая 2019 года № Авдеев А.В. с 12 июня 2019 года исключён из списков личного состава воинской части; на день увольнения общая продолжительность военной службы Авдеева А.В. составила 20 лет 00 месяцев 3 дня.
4 июля 2019 года с заявлением и документами для постановки на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, Авдеев А.В. обратился в ФГКУ «Востокрегионжилье» (2 отдел). Решением врио начальника ФГКУ «Востокрегионжилье» (2 отдел) от 2 августа 2019 года № 287 Авдееву А.В. отказано в принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в связи с тем, что на момент обращения с указанным заявлением (4 июля 2019 года), административный истец утратил статус военнослужащего, следовательно, и право на постановку на такой учёт как военнослужащий.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, оценивая представленные доказательства, Свободненский городской суд Амурской области, пришёл к выводу о законности решения врио начальника ФГКУ «Востокрегионжилье» (2 отдел) от 2 августа 2019 года № 287 об отказе Авдееву А.В. в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. При этом суд учёл, что с Авдеевым А.В. проводилась беседа до увольнения, а также то, что до даты увольнения с военной службы у Авдеева А.В. имелась возможность подготовить и направить документы ответчику, в связи с чем отсутствуют основания для принятия Авдеева А.В. на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, а также об отсутствии нарушения его прав.
Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда отменяя решение суда первой инстанции и частично удовлетворяя заявленные требования, ссылаясь в том числе, на абзацы 12 и 13 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ, пункт 3 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих – граждан Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года № 512, пункт 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утверждённой Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 1280, указала, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, изложенным в решении. Авдеев А.В. по истечении срока контракта о прохождении военной службы уволен с военной службы. При этом в рапорте от 26 марта 2019 года Авдеев А.В. до увольнения с военной службы выразил волеизъявление о постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, указав, что по месту службы жильём не обеспечен, проживает в благоустроенной квартире по адресу: <адрес>, состав семьи 5 человек; на учёте нуждающихся в жилье не состоит, подготавливает документы для отправки в ФГКУ «Востокрегионжилье» (2 отдел). Однако, согласно листу беседы, командиром в/ч 75246 и начальником штаба в/ч 75246, которыми также как и Авдеевым А.В., подписан лист беседы от 26 марта 2019 года, Авдееву А.В. надлежащим образом не разъяснено право быть признанным в установленном законом порядке нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма и способ его реализации, а также последствия увольнения и исключения из списков личного состава воинской части без принятия Авдеева А.В. на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Авдеев А.В. по приказу исключён из списков личного состава воинской части с 12 июня 2019 года и на эту же дату выслуга календарных лет составила 20 лет 00 месяцев три дня, административный истец обратился в ФГКУ «Востокрегионжилье» (2 отдел) с документами и заявлением о принятии его на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, уже 4 июля 2019 года, то есть спустя непродолжительное время (три недели). С учётом доказательств, приведённых административным истцом в обоснование иска, о составе его семьи и жилищных условиях, согласно которым семья в составе 5 человек, имеющая ребёнка-инвалида Авдеева Д.А., 2 марта 2011 года рождения, проживает в квартире общей площадью 38,7 кв.м, жилой площадью 16.6 кв.м, судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда пришла к выводу, что обжалуемое решение врио начальника ФГКУ «Востокрегионжилье» (2 отдел) от 2 августа 2019 года № 287 об отказе Авдееву А.В. в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, принято без учёта приведённых обстоятельств, нарушает права административного истца, поэтому не может быть признано законным.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы суда апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы. Существенных нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, в целом повторяют позицию административного ответчика в суде первой и апелляционной инстанций, в оспариваемом судебном акте указанным доводам дана правильная правовая оценка в соответствии со статьёй 84 КАС РФ.
Кассационная жалоба не содержит оснований, предусмотренных статьёй 328 КАС РФ, которые могли быть поводом к отмене апелляционного определения.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделён.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,
о п р е д е л и л а:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 16 июля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу административного ответчика Федерального государственного казённого учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи