Дело № 2а-1562/2019
(2а-7240/2018)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 февраля 2019 года г. Пермь
Свердловский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Лучниковой С.С.,
при секретаре Безматерных А. А.,
с участием представителя административного ответчика Кузина А. Н., действующего на основании доверенности,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по Свердловскому району г. Перми к Духно О. В. о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по Свердловскому району г. Перми обратилась в суд с административным иском к Духно О.В. о взыскании задолженности, указав, что административный ответчик является плательщиком налога на доходы физических лиц. ДД.ММ.ГГГГ Духно О.В. представил первичную декларацию в форме 3-НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которой указал налог к уплате в сумме -СУММА1-, который согласно п. 4 ст. 228 НК РФ должен быть уплачен по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть, не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Указанная задолженность в установленный законом срок уплачена не была. Согласно ст. 69 НК РФ, налогоплательщику было направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога и пени. Требование должником не исполнено. Мировым судьей судебного участка № 1 Свердловского судебного района г. Перми вынесен судебный приказ № 2а-817/1-2018 от 14.02.2018 о взыскании с должника в пользу Инспекции задолженности в общей сумме -СУММА1- Должник представил возражения относительно исполнения судебного приказа. 08.05.2018 вынесено определение об отмене судебного приказа № 2а-817/1-2018. До настоящего времени требования налогового органа не исполнены. У налогового органа отсутствовала возможность обратиться с административным исковым заявлением в срок, предусмотренный ст. 48 НК РФ в связи с тем, что определение об отмене судебного приказа поступило в Инспекцию ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, административный истец просит восстановить срок на подачу административного искового заявления и взыскать с Духно О.В. задолженность в общей сумме 33 188 руб.
Административный истец извещен о дате и времени судебного заседания надлежащим образом, поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного истца.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель административного ответчика в судебном заседании исковые требования не признал.
Суд определил возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела, обозрев материалы административного дела мирового судьи судебного участка № 1 Свердловского судебного района г. Перми Пермского края № 2а-817/1-2018, суд приходит к следующему выводу.
В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, п. п. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ, каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст. 44 Налогового кодекса РФ, обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налогового кодекса РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, начисляются пени (часть 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 4 ст. 228 Налогового кодекса РФ, общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, которым, в силу ст. 216 Налогового кодекса РФ, признается календарный год.
В соответствии со ст. 69 Налогового кодекса РФ, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Духно О.В. представил в ИФНС России по Свердловскому району г.Перми налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии в которой указал налог к уплате в размере -СУММА1- (л.д. 7-24).
В соответствии с требованиями п. 4 ст. 228 Налогового кодекса РФ сумма налога подлежала уплате в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 69 Налогового кодекса РФ, в связи с неуплатой в установленный срок суммы налога, налогоплательщику было направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ, об уплате налога в размере -СУММА1- (л.д. 6).
Требование должником не исполнено.
Мировым судьей судебного участка № 1 Свердловского судебного района г. Перми Пермского края вынесен судебный приказ № 2а-817/1-2018 от 14.02.2018 о взыскании с должника в пользу Инспекции задолженности в сумме -СУММА1-
Должник представил возражения относительно исполнения судебного приказа.
08.05.2018 вынесено определение об отмене судебного приказа № 2а-817/1-2018.
В материалы дела административным ответчиком Духно О.В. представлены сведения об уплате недоимки по налогу на доходы физических лиц, что подтверждается чеком от ДД.ММ.ГГГГ на сумму -СУММА2-
Таким образом, административным ответчиком налог на доходы физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ оплачен, что налоговым органом не опровергнуто.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ, требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Административное исковое заявление о взыскании с Духно О.В. задолженности, поступило в Свердловский районный суд г.Перми 14.12.2018, то есть по истечении установленного законном шестимесячного срока со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (ДД.ММ.ГГГГ), соответственно, административный истец на дату обращения с иском в суд утратил право на принудительное взыскание с ответчика задолженности за спорный период.
Ходатайство о восстановлении срока подачи заявления о взыскании задолженности не подлежит удовлетворению, поскольку доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим заявлением, налоговым органом представлено не было, и как следствие, срок подачи административного искового заявления пропущен ИФНС России по Свердловскому району г.Перми без уважительных причин.
Как следует из материалов дела, определение об отмене судебного приказа получено налоговым органом ДД.ММ.ГГГГ, с административным иском налоговый орган обратился в суд лишь ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5).
Несоблюдение налоговым органом, являющимся профессиональным участником налоговых правоотношений, требований вышеприведенных законоположений и сроков, предусмотренных налоговым законодательством, является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска ввиду пропуска истцом срока обращения в суд.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому району г. Перми к Духно О. В. о взыскании задолженности в общей сумме 33188,00 руб., отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми в течение месяца с момента вынесения в окончательной форме.
Судья С. С. Лучникова
Мотивированное решение составлено 25.02.2019.
Дата окончания процессуального срока для обжалования решения суда – 25.03.2019.