Дело № 12-60/2024
Р Е Ш Е Н И Е
21.06.2024 года с.Вольно-Надеждинское
Судья Надеждинского районного суда Приморского края Хрещатая С.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Скулкина ФИО9 на постановление начальника ОГИБДД ОМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № о привлечении Скулкина ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.12.2 КоАП РФ.
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника ОГИБДД ОМВД России по Надеждинскому району Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ № Скулкин Д.Е. привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.12.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 5000 руб.
В приостановлении указано, что Скулкин Д.Е. ДД.ММ.ГГГГ в 16.00 часов на 720 км автодороги А-370 Уссури управлял транспортным средством ФИО1 без государственных регистрационных знаков.
Скулкин Д.Е. обратился в суд с жалобой, в которой указал на несогласие с вынесенными постановлениями, поскольку данного правонарушения не совершал, собственником автомобиля не являлся, автомобиль привезен из Японии, приобретен ФИО4, государственный регистрационный учет не проходил, регистрационных знаков вообще не выдавалось, привлечен к ответственности незаконно.
В судебное заседании защитник просил отменить или изменить постановление в связи с неверной квалификацией действий.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
На основании п. 2.3.1 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, водитель транспортного средства обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.
Пунктом 2 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1090, определено, что на механических транспортных средствах (кроме трамваев и троллейбусов) и прицепах должны быть установлены на предусмотренных для этого местах регистрационные знаки соответствующего образца.
Согласно пункту Ж. 1 ФИО7 "Требования к установке государственных регистрационных знаков на транспортных средствах" к ГОСТ Р 50577-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования, утвержденного Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ N 555-ст, на каждом транспортном средстве должны быть предусмотрены места установки следующих регистрационных знаков: одного переднего и одного заднего - на легковых, грузовых автомобилях и автобусах.
В соответствии с ч. 2 ст. 12.2 КоАП РФ управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков, а равно управление транспортным средством без установленных на предусмотренных для этого местах государственных регистрационных знаков либо управление транспортным средством с государственными регистрационными знаками, видоизмененными или оборудованными с применением устройств или материалов, препятствующих идентификации государственных регистрационных знаков либо позволяющих их видоизменить или скрыть, влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев.
Согласно правовой позиции, выраженной в п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП РФ", при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 12.2 КоАП РФ, необходимо учитывать, что объективную сторону состава данного административного правонарушения, в частности, образуют действия лица по управлению транспортным средством без государственных регистрационных знаков (в том числе без одного из них).
Как усматривается из материалов дела, водитель Скулкин Д.Е. ДД.ММ.ГГГГ в 16.00 часов на 720 км автодороги А-370 Уссури управлял транспортным средством ФИО1 без государственных регистрационных знаков, чем нарушил п. 2 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090.
Из материалов дела также усматривается, что регистрация автомобиля в Российской Федерации не производилась. Автомобиль был ввезен в РФ ДД.ММ.ГГГГ ООО Троян.
Согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, автомобиль приобрел ФИО4 у ФИО5
Согласно другому договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5 продал указанный автомобиль ФИО6
Таким образом, из представленных договоров с достоверностью не следует, что автомобиль был продан и кому конкретно, произошел ли переход права собственности. При этом, собственник ФИО5 регистрационный учет автомобиля не произвел с ДД.ММ.ГГГГ.
Также судом установлен факт управления автомобилем водителем Скулкиным Д.Е. ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, его государственный учет не прекращен и оно соответствует основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством Российской Федерации. Требования, касающиеся государственного учета, не распространяются на транспортные средства, участвующие в международном движении или ввозимые на территорию Российской Федерации на срок не более одного года.
Принимая решение о привлечении Скулкина Д.Е. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.2 КоАП РФ, должностное лицо исходил из того, что Скулкин Д.Е. управлял транспортным средством на котором не были установлены на предусмотренных для этого местах оба государственных регистрационных знака.
С таким выводом согласиться нельзя.
В силу п. 57 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 605, прекращение государственного учета транспортного средства в случае его отчуждения осуществляется регистрационным подразделением на основании заявления прежнего владельца транспортного средства и предъявления им документов о заключении сделки, направленной на отчуждение транспортного средства, при условии отсутствия подтверждения регистрации транспортного средства за новым владельцем.
В соответствии с п. 61 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации при прекращении государственного учета транспортного средства в соответствии с пунктом 57 настоящих Правил государственные регистрационные знаки и регистрационные документы признаются недействительными и вносятся регистрационным подразделением в соответствующие розыскные учеты утраченной специальной продукции Госавтоинспекции по истечении 10 дней со дня отчуждения транспортного средства.
Из представленного материала по делу об административном правонарушении, установлено, что регистрация транспортного средства не была осуществлена собственником ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ.
А к двум договорам купли-продажи автомобиля от ДД.ММ.ГГГГ как доказательству возникновения права собственности на автомобиль у различных граждан, суд относиться критически.
Административная ответственность за управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, предусмотрена ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 12.1 КоАП РФ, выражается в управлении транспортным средством, в отношении которого не выполнена предусмотренная законом обязанность по его регистрации (постановке на государственный учет) или по внесению изменений в регистрационные данные транспортного средства в случаях, установленных законом, в том числе когда транспортное средство было снято с регистрационного учета, и при этом не реализована обязанность по его регистрации в установленный законом срок, либо регистрация транспортного средства прекращена (аннулирована). Административной ответственности по указанным нормам подлежит лицо, управляющее не зарегистрированным в установленном порядке транспортным средством, независимо от того, на ком лежит обязанность по его регистрации.
В связи с изложенным состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.2 КоАП РФ, в действиях Скулкин Д.Е. отсутствует.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
Согласно п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Составы административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 12.2 КоАП РФ и ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ, имеют единый родовой объект, санкция ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ предусматривает менее строгое наказание в виде административного штрафа в размере от пятисот до восьмисот рублей.
Следовательно, переквалификация действий Скулкина Д.Е. с ч. 2 ст. 12.2 КоАП РФ на ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ согласуется с требованиями п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ и п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ, содержит все данные, необходимые для правильного разрешения настоящего дела, оснований для признания его незаконным, недопустимым доказательством не имеется.
При таких обстоятельствах, а также учитывая, что факт управления Скулкиным Д.Е. транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, то постановление подлежит изменению путем переквалификации действий Скулкина Д.Е. с ч. 2 ст. 12.2 КоАП РФ на ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 500 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Жалобу Скулкина ФИО11, удовлетворить частично.
Постановление начальника ОГИБДД ОМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № о привлечении Скулкина ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.12.2 КоАП РФ, изменить: переквалифицировать его действия с ч. 2 ст. 12.2 КоАП РФ на ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ и назначить Скулкину ФИО12 административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 рублей.
В остальной части постановление от ДД.ММ.ГГГГ, оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Надеждинский районный суд Приморского края в течение 10-ти дней со дня вручения или получения его копии.
Судья С.Б. Хрещатая