...
Дело №
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 августа 2022 года город Ноябрьск, ЯНАО
Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа:
председательствующего судьи Шабловской Е.А.
при секретаре Чайка С.М.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц муниципального образования <адрес> к муниципальному учреждению «Дирекция муниципального заказа», обществу с ограниченной ответственностью СК «Севердострой» о возложении обязанности восстановить нарушенное благоустройство для возможности передвижения маломобильных групп населения,
УСТАНОВИЛ:
прокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц муниципального образования <адрес> обратился в Ноябрьский городской суд с иском к муниципальному учреждению «Дирекция муниципального заказа», обществу с ограниченной ответственностью «СК «Севердострой» о возложении обязанности восстановить нарушенное благоустройство для возможности передвижения маломобильных групп населения. В обоснование требований иска указано, что прокуратурой <адрес> в ходе рассмотрения заявления ООО «Меридиан» со стороны МУ «Дирекция муниципального заказа» и ООО «СК «Севердорстрой» выявлено нарушение требований закона в части не восстановления благоустройства территории после выполнения работ по реконструкции дорожного полотна и пешеходной зоны на <адрес>. Установлено, что на территории <адрес> адресу: <адрес>, располагается бизнес центр «Деловой». Объект располагается на земельном участке с кадастровым номером № площадью ... кв.м. В соответствии с данными сайта ..., в указанном деловом центре располагается ... организаций, в том числе АО «ЕРИЦ ЯНАО», две управляющие компании, адвокатский кабинет. Территория, прилегающая к зданию с фасадной стороны, в том числе на участке, выходящих за пределы земельного участка с кадастровым номером №, благоустроена, имеет плиточное покрытие, оборудована малыми архитектурными формами, в том числе лавочками. До выполнения работ по реконструкции дороги по <адрес> через благоустроенный участок имелся подъездной путь для возможности беспрепятственного въезда в здание бизнес-центра «Деловой» лиц с ограниченными возможностями передвижения, маломобильных групп населения. ДД.ММ.ГГГГ между МУ «Дирекция муниципального заказа» (заказчик) и ООО «СК «Севердорстрой» (подрядчик) по итогам электронного аукциона № от ДД.ММ.ГГГГ, заключен муниципальный контракт на выполнение работ по объекту «Реконструкция <адрес> (от <адрес> до <адрес>) в <адрес>, в том числе проектно - изыскательские работы» 2-й этап строительства» (далее - работы), согласно которому подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по указанному объекту в сроки, предусмотренные контрактом, с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ. Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ о расторжении муниципального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ договор расторгнут с частичным исполнением. В рамках реализации указанного муниципального контракта в 2021 году при выполнении работ в районе <адрес> в <адрес> бизнес-центра «Деловой» работниками ООО СК «Севердорстрой» нарушена часть благоустроенной территории, прилегающей к указанному административному зданию. Разрушена часть существовавшего до проведения работ по реконструкции благоустройства - плиточного покрытия в районе примыкания к реконструированной пешеходной зоне, и пути для проезда к зданию бизнес-центра «Деловой» маломобильных групп населения. Место расположения нарушенного благоустройства прилегающей территории относится к землям общего пользования. После выполнения ООО СК «Севердорстрой» реконструкции пешеходной зоны на <адрес> в <адрес> образовался перепад высоты между ранее существовавшим благоустроенным участком территории, прилегающей к административному зданию бизнес-центра «Деловой» (<адрес> в <адрес>) и реконструированной пешеходной зоной вдоль автодороги <адрес> (от <адрес> до <адрес>) в <адрес>, что делает не возможным свободный проезд к входу в здание бизнес-центра «Деловой» со стороны пешеходной зоны <адрес> в <адрес> для лиц с ограниченными возможностями передвижения и затрудняет проход к входной группе бизнес-центра. ООО СК «Севердорстрой» после завершения работ по реконструкции пешеходной зоны на <адрес> в <адрес>, работы по восстановлению ранее нарушенного благоустройства в районе бизнес-центра «Деловой» (<адрес>) в <адрес> не выполнило, МУ «Дирекция муниципального заказа» при приемке работ контроль за исполнением подрядчиком работ по восстановлению благоустройства не осуществило. Ранее внесенными мерами прокурорского реагирования нарушенное благоустройство ответчиками восстановлено не было. В связи с тем, что до настоящего времени благоустройство земельного участка перед бизнес-центром «Деловой» на <адрес> не восстановлено, нарушаются права неопределённого круга лиц на благоустроенную общественную территорию, права лиц с ограниченными возможностями передвижения на беспрепятственных доступ к зданию бизнес-центра «Деловой», что является недопустимым.
Просит обязать муниципальное учреждение «Дирекция муниципального заказа» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить выполнение подрядчиком ООО СК «Севердорстрой» работ по восстановлению благоустройства в районе примыкания реконструированной пешеходной зоны на <адрес>, в <адрес> к территории, прилегающей к земельному участку с кадастровым номером №, на котором расположен бизнес-центр «Деловой» на <адрес>, а также обязать ООО «СК «Севердорстрой» в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить работы по восстановлению благоустройства в районе примыкания реконструированной пешеходной зоны на <адрес>, в <адрес> к территории, прилегающей к земельному участку с кадастровым номером №, на котором расположен бизнес-центр «Деловой» на <адрес>.
В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора <адрес> ФИО4 исковые требования уточнила в части сроков устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ, в остальной части исковые требования поддержала, привела доводы, изложенные в иске. В дополнении указала, что часть прилегающего земельного участка с перепадами высот относится к землям общего пользования, подрядчик должен был указать заказчику о внесении изменении в проект в части сопряжение участков и произвести такое сопряжение в рамках заключенного муниципального контракта. В виду отсутствия такого сопряжения, существует перепад высот между прилегающим участком к зданию бизнес-центр «Деловой», в результате чего маломобильным группам населения невозможно подойти к указанному зданию.
Представитель ответчика МУ «ДМЗ», действующий на основании доверенности, ФИО5 в судебном заседании исковые требования не признал, указав, что работы проводились подрядчиком в пределах муниципального контракта, в пределах красных линий, не нарушая границ прилегающих территорий. Демонтаж брусчатки прилегающей территории в бизнес-центр «Деловой» производился силами собственника здания, поэтому он должен приводит в порядок сопряжение земельных участков, в т.ч. с прилегающим тротуаром. На начало строительных работ и по окончанию их подход маломобильных граждан осуществляется с правой стороны здания, со стороны парковки автотранспорта, съезд на парковку был проведен подрядчиком, там перепад высот отсутствует. Правила благоустройства со стороны заказчика и подрядчика не были нарушены при выполнении работ, в связи, с чем оснований для удовлетворения иска не имеется.
Представители ответчика ООО «СК «Севердорстрой», действующие на основании доверенности, ФИО6, ФИО7 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласились, указав, что ООО СК «Севердорстрой» как подрядчик действовал в пределах муниципального контракта. Муниципальным контрактом не было предусмотрено благоустройство прилегающего с тротуаром земельного участка, расположенного в районе бизнес-центр «Деловой» на <адрес>. Более того, при начале производства работ с собственником указанного здания было согласовано, что им демонтируется тротуарная плитка с прилегающей территории в районе сопряжения с тротуаром и проезжей части, и они за свой счет в последующем её вновь укладывают. В зоне сопряжения съезда на парковку указанного здания перепадов земельных участков нет, они его свели на ноль. До реконструкции проезжей части и тротуара существовал перепад высот с тротуаром, которым был разделен бордюрным камнем.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, ООО «Меридиан» в судебное заседание не явился, направил письменный отзыв, в котором исковые требования прокурора поддержал. В обосновании своих доводов Общество указало, что в результате произведенных работ по реконструкции, благоустроенной территории перед зданием бизнес-центра «Деловой» нанесен значительный ущерб, примыкание к территории здания бизнес-центра разрушено и не благоустроено (демонтирован бордюрный камень и тротуарная плитка), и как следствие, доступ к центральному входу в здание, в том числе для маломобильных групп населения со стороны <адрес> невозможен. По вопросу сопряжение земельных участков никаких согласований не производилось, несмотря на то, что они неоднократно с этим вопросом обращались в устной форме к представителям ООО СК «Севердорстрой» и МУ «ДМЗ». Благоустройство земельного участка бизнес-центра, в том числе и прилегающей территории выполнено владельцем здания в соответствии с Правилами благоустройства, каких либо замечаний со стороны администрации <адрес>, надзорных органов к ним не поступало. Все вопросы возникли после проведения реконструкции проезжей части. Доступ пешеходов и маломобильных групп населения предусмотрен слева от шлагбаума, где имеется проход в ограждении. Но вследствие работ по реконструкции автодороги проезд маломобильных групп населения затруднен, т.к. между тротуаром и территорией здания Бизнес центра имеется бордюрный камень и газон (земля). Вахтер, находящийся в здании, по камерам наружного видеонаблюдения видит автомобили, подъезжающие к шлагбауму, и при необходимости доступа, в том числе маломобильных групп населения, дистанционно открывает шлагбаум. Доводы ответчика о возложении обязанности на собственника здания выполнить работы по благоустройство арендуемой территории несостоятельны, т.к. территория была благоустроена до момента начала работ по реконструкции <адрес> разрушено именно вследствие вышеуказанных работ.
Представитель третьего лица, не заявляющие самостоятельные требования, Управление жилищно-коммунального хозяйства транспорта, энергетики и связи Администрации <адрес> в судебное заседание не явился, направил письменную позицию, суть которой сводиться к позиции ответчиков по данному делу.
Выслушав представителя истца, с учетом позиции представителей ответчиков, третьих лиц, исследовав представленные доказательства, материалы гражданского дела, допросив свидетеля, специалиста, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями ст. ст. 2, 7, 38, 41 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, развивается система социальных служб, устанавливаются иные гарантии социальной защиты.
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, (статья 42 Конституции Российской Федерации).
Прокурор, обращаясь с настоящим иском в суд, действует в интересах маломобильных групп населения.
Маломобильные группы населения - это инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди преклонного возраста, люди с детскими колясками, иные категории населения, испытывающие затруднения при пользовании услугами по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок, (распоряжение Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ)).
Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, цель которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, закреплена в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ).
Предусмотренные данным Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в числе прочего, условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Согласно пункта 2.12 Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденных Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ № при реализации проектов благоустройства территорий муниципальных образований рекомендуется обеспечивать:
а) функциональное разнообразие благоустраиваемой территории - насыщенность территории разнообразными социальными и коммерческими сервисами;
б) взаимосвязь пространств муниципального образования, доступность объектов инфраструктуры для детей и маломобильных групп населения (далее МГН), в том числе за счет ликвидации необоснованных барьеров и препятствий;
в) создание комфортных пешеходных и велосипедных коммуникаций среды, в том числе путем создания в муниципальном образовании условий для безопасных и удобных пешеходных и велосипедных прогулок. Рекомендуется обеспечить доступность пешеходных прогулок для различных категорий граждан, в том числе для МГН, при различных погодных условиях, обеспечив при этом транзитную, коммуникационную, рекреационную и потребительскую функции территории на протяжении пешеходного маршрута;
г) возможность доступа к основным значимым объектам на территории муниципального образования и за его пределами, где находятся наиболее востребованные для жителей муниципального образования и туристов объекты и сервисы (далее - центры притяжения), при помощи сопоставимых по скорости и уровню комфорта различных видов транспорта (различные виды общественного транспорта, личный автотранспорт, велосипед и другие);
д) организацию комфортной среды для общения жителей, в том числе путем благоустройства как крупных, часто посещаемых общественных территорий, так и территорий, доступ на которые ограничен, предназначенных для уединенного общения и проведения времени, создание природных и природно-антропогенных объектов в зависимости от функционального назначения части территории;
е) шаговую доступность к объектам детской игровой и спортивной инфраструктуры для детей и подростков, в том числе относящихся к МГН;
ж) защиту окружающей среды, общественных и дворовых территорий, пешеходных и велосипедных маршрутов населенного пункта, в том числе с помощью озеленения и использования эффективных архитектурно-планировочных приемов.
Согласно п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами.
Решением Городской Думы МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования <адрес>» утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования <адрес> (далее - Правила), которые устанавливают единые и обязательные для исполнения нормы и правила по благоустройству, и распространяются на граждан и юридических лиц, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих, в частности, проведение земляных работ.
Согласно ст. 3 Правил обеспечение качества городской среды при реализации проектов благоустройства территории достигается путем реализации следующих принципа функционального разнообразия - насыщенность территории микрорайона (квартала, жилого комплекса) муниципального образования разнообразными социальными и коммерческими сервисами и принципа комфортной организации пешеходной среды - создание в муниципальном образовании условий для приятных, безопасных, удобных пешеходных прогулок путем совмещения различных функций (транзитная, коммуникационная, рекреационная, потребительская) на пешеходных маршрутах. Пешеходные прогулки должны быть доступны для различных категорий граждан, в том числе для маломобильных групп населения при различных погодных условиях.
Из ч. 1 ст. 7 Правил следует, что объектами благоустройства на территории общественного назначения являются: общественные пространства муниципального образования, участки и зоны общественной застройки, которые в различных сочетаниях формируют все разновидности общественных территорий муниципального образования: центры общегородского и локального значения, многофункциональные, специализированные общественные зоны муниципального образования.
Ч. 2 ст. 7 Правил предусмотрено, что на территории общественного назначения при разработке проектных мероприятий по благоустройству необходимо обеспечивать: открытость и проницаемость территорий для визуального восприятия (отсутствие глухих оград), условия беспрепятственного передвижения населения (включая маломобильные группы населения), масштаба застройки, достижение стилевого единства элементов благоустройства с окружающей средой муниципального образования.
В силу ст. 31 Правил предусмотрено, что при создании и благоустройстве покрытий поверхностей учитывается принцип организации комфортной пешеходной среды в части поддержания и развития удобных и безопасных пешеходных коммуникаций.
К элементам сопряжения поверхностей относятся различные виды бортовых камней, пандусы, ступени, лестницы (ч.9 ст. 31 Правил).
В силу ч. 1 ст. 28 Правил проектные решения по обеспечению доступности для маломобильных групп населения городской среды, реконструкции сложившейся застройки должны учитывать физические возможности всех категорий маломобильных групп населения и быть направлены на повышение качества городской среды по критериям доступности, безопасности, комфортности и информативности.
Основными принципами формирования среды жизнедеятельности при реконструкции городской застройки являются создание условий для обеспечения физической, пространственной и информационной доступности объектов и комплексов различного назначения (жилых, социальных, производственных, рекреационных, транспортно-коммуникационных и других), а также обеспечение безопасности и комфортности городской среды (ч.2 ст.28 Правил).
Ч. 3 ст. 28 Правил предусмотрено, что при создании доступной для маломобильных групп населения среды жизнедеятельности на территории муниципального образования необходимо обеспечивать возможность беспрепятственного передвижения для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата и других маломобильных групп населения, передвигающихся с помощью трости, костылей, кресла-коляски, собаки-проводника, а также с использованием транспортных средств (индивидуальных, специализированных или общественных).
Ч. 4 ст. 28 Правил предусмотрено, что основу доступной для маломобильных групп населения среды жизнедеятельности составляет безбарьерный каркас территории реконструируемой застройки, обеспечивающий создание маломобильным группам населения условий для самостоятельного осуществления основных жизненных процессов: культурно-бытовых потребностей и отдыха, занятия спортом и так далее.
Принцип формирования безбарьерного каркаса территории муниципального образования должны основываться на принципах универсального дизайна и обеспечивать равенство в использовании городской среды всеми категориями населения (ч.5 ст.28 Правил).
Из ч. 6 указанной статьи следует, что при проектировании объектов благоустройства жилой среды, улиц и дорог, объектов культурно-бытового обслуживания обеспечивается доступность среды населенных пунктов для маломобильных групп населения, в том числе посредством оснащения этих объектов элементами и техническими средствами, способствующими передвижению маломобильных групп населения.
При планировочной организации пешеходных тротуаров предусматривается беспрепятственный доступ к зданиям и сооружениям маломобильных групп населения (инвалидов и других маломобильных групп населения и их сопровождающих), а также специально оборудованные места для маломобильных групп населения в соответствии со СНиП 35-01-2001 (п.13 ст.28 Правил).
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Правил пешеходные коммуникации обеспечивают пешеходные связи и передвижения на территории муниципального образования. К пешеходным коммуникациям относят: тротуары, аллеи, дорожки, тропинки.
При проектировании пешеходных коммуникаций на территории муниципального образования необходимо обеспечивать: высокий уровень благоустройства и озеленения, минимальное количество пересечений с транспортными коммуникациями и массовыми пешеходными потоками, непрерывность связей пешеходных и транспортных путей, непрерывность системы пешеходных коммуникаций, возможность безопасного, беспрепятственного и удобного передвижения людей, включая маломобильные группы населения, а также свободный доступ к объектам массового притяжения, в том числе объектам транспортной инфраструктуры (ч. 2 ст. 49 Правил).
Правилами предусмотрено, что после окончания работ по реконструкции и ремонту инженерных коммуникаций или работ, связанных со вскрытием грунтов и твердых покрытий, а также аварийных работ, все элементы благоустройства, нарушенные при их проведении, подлежат обязательному восстановлению производителем работ (ч. 1 ст. 71 Правил).
Производитель работ обязан обеспечить полную сохранность бордюрного и булыжного камня, тротуарной плитки, дорожных ограждений, технических средств организации дорожного движения, элементов обустройства автомобильных дорог и по окончании работ восстановить их исходное состояние (ч. 11 ст. 71 Правил).
Судом установлено нарушение благоустройства в районе бизнес-центра «Деловой» при выполнении работ по реконструкции дороги по <адрес> в <адрес> со стороны МУ «Дирекция муниципального заказа» и ООО «СК «Севердорстрой».
Установлено, что на территории <адрес> по адресу: <адрес>, располагается бизнес-центр «Деловой». Объект располагается на земельном участке с кадастровым номером № площадью ... кв.м..
В соответствии с данными сайта ... в указанном деловом центре располагается ... организаций, в том числе АО «ЕРИЦ ЯНАО» (Единый расчетный информационный центр ЯНАО), две управляющие компании, адвокатский кабинет. Территория, прилегающая к зданию с фасадной стороны, в том числе на участке, выходящая за пределы земельного участка с кадастровым номером №, благоустроена, имеет плиточное покрытие, оборудована малыми архитектурными формами, в том числе лавочками.
До выполнения работ по реконструкции дороги по <адрес> в <адрес> через благоустроенный участок имелся подъездной путь для возможности беспрепятственного въезда, подхода в здание бизнес-центра «Деловой» лиц с ограниченными возможностями передвижения, маломобильных групп населения, как с центрального входа, так с левой и правой стороны здания, в том числе тротуарные дорожки, выложенные из плитки, что следует из представленных фотографий.
ДД.ММ.ГГГГ между МУ «Дирекция муниципального заказа» (заказчик) и ООО СК «Севердорстрой» (подрядчик) по итогам электронного аукциона № от ДД.ММ.ГГГГ (номер извещения 0№), заключен муниципальный контракт (далее – Контракт, муниципальный контракт) на выполнение работ по объекту «Реконструкция <адрес> (от <адрес> до <адрес>) в <адрес>, в том числе проектно-изыскательские работы» 2-й этап строительства» (далее - работы) (ИКЗ: №), согласно которому подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по указанному объекту в сроки, предусмотренные контрактом, с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ (приложение № к контракту).
В соответствии с пунктом 1.2 Контракта подрядчик выполняет работы в соответствии с проектной документацией (приложение № к контракту) и сметной документацией (приложение № к контракту) собственными силами и средствами, с применением своих инструментов, конструкций, с использованием своего оборудования, из своих материалов, в соответствии с условиями настоящего контракта. Заказчик обязуется принять надлежаще выполненные работы и оплатить их выполнение в соответствии с условиями контракта.
Из пункта 1.4 заключенного контракта следует, что заказчик в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № устанавливает следующие возможные виды и объемы работ, которые Подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, в том числе, благоустройство.
Из пункта 1.5 контракта следует, что конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных в пункте 1.4 контракта, определенные по предложению Подрядчика, исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной рабочей (приложение № к контракту) и сметной документации (приложение № к контракту), в совокупном стоимостном выражении должны составлять не менее 25 процентов цены контракта.
В соответствии с пунктом ДД.ММ.ГГГГ муниципального контракта подрядчик обязуется в счет цены контракта и в определенный контрактом срок восстановить собственными силами нарушенное при производстве работ благоустройство территории.
Пунктом 3.3.2 муниципального контракта предусмотрено, что заказчик, обнаружив при осуществлении контроля и надзора за выполнением работ отступления от условий настоящего контракта, которые могут ухудшить качество работ, или иные их недостатки, должен немедленно заявить об этом Подрядчику в письменном виде.
В соответствии с пунктом 3.3.3 контракта, заказчик обязан принять выполненные работы (результат работ) и проверить их качество в соответствии с условиями настоящего контракта. Контролировать качество работ, а также осуществлять проверку соответствия используемых материалов и оборудования проектной документации (приложение № к контракту) и сметной документации (приложение № к контракту).
Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ о расторжении муниципального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ договор расторгнут с частичным исполнением.
В рамках реализации указанного муниципального контракта в 2021 году при выполнении работ в районе <адрес> в <адрес> бизнес-центра «Деловой» работниками ООО СК «Севердорстрой» нарушена часть благоустроенной территории, прилегающей к указанному административному зданию. Разрушена часть существовавшего до проведения работ по реконструкции благоустройства - плиточного покрытия в районе примыкания к реконструированной пешеходной зоне, и пути для проезда к зданию бизнес-центра «Деловой» маломобильных групп населения.
Место расположения нарушенного благоустройства прилегающей территории относится к землям общего пользования, что следует из кадастровой карты, на которой отражена красная линия, по которой можно определить границу земельных участков, находящихся в аренде ФИО8 - ООО «Меридиан» и земель общего пользования.
После выполнения ООО СК «Севердорстрой» реконструкции пешеходной зоны на <адрес> в <адрес> образовался перепад высоты между ранее существовавшим благоустроенным участком территории, прилегающей к административному зданию бизнес-центра «Деловой» (<адрес> в <адрес>) и реконструированной пешеходной зоной вдоль автодороги <адрес> (от <адрес> до <адрес>) в <адрес>, что делает не возможным свободный проезд к входу в здание бизнес-центра «Деловой» со стороны пешеходной зоны <адрес> в <адрес> для лиц с ограниченными возможностями передвижения и затрудняет проход к входной группе бизнес-центра.
При определении объемом проектных работ ООО «Время Ч» установлено, что все выявленные при натурном обследовании дефекты благоустройства находятся на землях общего пользования. Появление данных дефектов стало недобросовестное выполнение работ по реконструкции <адрес> рассмотренным документам в проект реконструкции включена вся площадь земель общего пользования до границ земельного участка, занимаемого Бизнес-центр «Деловой», но по факту часть работ осталась не выполненными, либо были допущены отступления от проекта. Поскольку нет очевидной необходимости в разработке нового проекта благоустройства для устранения обсуждаемых дефектов достаточно завершить работы, предусмотренные проектом благоустройства <адрес>.
Аналогичное пояснил в судебном заседании специалист, сотрудник ООО «Время Ч» ФИО9.В дополнении указал, что изначально в проект реконструкции необходимо было включить работы по сопряжению с земельными участками сопрягающих с проезжей частью и тротуарами. Поскольку этого сделано не было, то в рамках работ по реконструкции пешеходной зоны и проезжей части необходимо было подрядчику произвести сопряжение земельных участков по факту с бизнес-центр «Деловой».
Оснований не доверять заключению специалиста ФИО9 не имеется, он включен в Национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, имеет диплом о высшем образовании по специальности «Архитектура».
Доводы представителей ответчика, УЖКХиТЭС о том, что именно собственник здания бизнес-центр «Деловой» и арендатор земельного участка, на котором расположено здание должен за свой счет устранять допущенные нарушения сопряжения по вертикали после реконструкции дороги органом местного самоуправления с помощью подрядной организации не состоятельны, поскольку такая прямая обязанности по муниципальному контракту лежит на подрядчике.
Кроме того, как указано выше, именно орган местного самоуправления в пределам своей компетенции должен отвечать за благоустройство земель общего пользования, на котором и произошло нарушения в части сопряжения с земельным участком арендованном ООО «Меридиан».
Позиция ответчиков о том, что ООО «Меридиан» само нарушило границы сопряжения разобрал тротуарную плитку, соответственно и должно за свой счет восстанавливать не состоятельна.
Тротуарная плитка была разобрана вследствие проведения реконструкции проезжей части и тротуара в районе <адрес>, именно поэтому восстанавливать нарушенный участок должен производитель работ по реконструкции, а не арендатор смежного земельного участка.
Суд обращает особое внимание на то, что при проектировании реконструкции работ на <адрес> и производстве самих работ не было учтено ни заказчиком, ни подрядчиком о производстве работ на землях общего пользования, которые после производства работ должны быть приведены в соответствии с Правилами благоустройства <адрес>.
Допущенные нарушения со стороны подрядчика и заказчика привели к том, что маломобильные группы граждан не могут преодолеть перепад в части сопряжения между тротуаром и прилегающей территорией бизнес-центра «Деловой».
Доводы ответчиков о том, что у людей с ограниченными возможностями имеется возможность попасть в бизнес-центр со стороны парковки, не освобождает ответчиков от обязанности устранить недостатки в сопряжении земельных участков, в том числе в части центрального входа и всей левой стороны указанного здания.
Согласно статье 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Срок, в течение которого истец просит устранить имеющиеся недостатки ответчиков, является разумным, ответчиками не оспорен, в связи с чем суд соглашается с указанным требованием.
Поскольку заказчиком работ являлось МУ «ДМЗ», то на него следует возложить обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить выполнение подрядчиком ООО СК «Севердорстрой» работ по восстановлению благоустройства в районе примыкания реконструированной пешеходной зоны на <адрес> к территории, прилегающей к земельному участку с кадастровым номером № на котором расположен бизнес-центр «Деловой» на <адрес>.
Соответственно исполнителю работ – подрядчику ООО СК «Севердорстро» следует выполнить работы по восстановлению благоустройства в районе примыкания реконструированной пешеходной зоны на <адрес> к территории, прилегающей к земельному участку с кадастровым номером №, на котором расположен бизнес-центр «Деловой» на <адрес>.
При подаче искового заявления прокурор в силу положений пункта 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации был освобождён от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворённой части исковых требований, соответственно с каждого из ответчиков подлежит взысканию в бюджет муниципального образования <адрес> государственная пошлина в размере 150 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Возложить обязанности на муниципальное учреждение «Дирекция муниципального заказа» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить выполнение подрядчиком ООО СК «Севердорстрой» работ по восстановлению благоустройства в районе примыкания реконструированной пешеходной зоны на <адрес> к территории, прилегающей к земельному участку с кадастровым номером 89:12:110602:1, на котором расположен бизнес-центр «Деловой» на <адрес>.
Возложить обязанности на Общество с ограниченной ответственностью Строительная компания «Севердорстрой» в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить работы по восстановлению благоустройства в районе примыкания реконструированной пешеходной зоны на <адрес> к территории, прилегающей к земельному участку с кадастровым номером 89:12:110602:1, на котором расположен бизнес-центр «Деловой» на <адрес>.
Взыскать с Муниципального учреждения «Дирекции муниципального заказа» в бюджет муниципального образования <адрес> государственную пошлину в размере 150 рублей.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью Строительная компания «Севердорстрой» бюджет муниципального образования <адрес> государственную пошлину в размере 150 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятии решения в окончательной форме в окружной суд <адрес> через Ноябрьский городской суд.
Председательствующий ...
...
...