Решение по делу № 2-6579/2015 от 26.10.2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 ноября 2015 года г. Астрахань

Кировский районный суд г. Астрахани в составе:

председательствующего судьи Ивановой О.А.,

при секретаре Горбуновой К.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Правительства Астраханской области к Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Астраханской области об освобождении от взыскания от исполнительского сбора,

У с т а н о в и л :

Правительство Астраханской области обратилось в суд с исковым заявлением к МОСП УФССП России по Астраханской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, указав в иске, что в рамках исполнительного производства № , возбужденного ДД.ММ.ГГГГ с Правительства Астраханской области взыскан и исполнительский сбор в сумме <данные изъяты> руб. Истец считает, что исполнить решение суда в течение 5 дней, с момента возбуждения исполнительного производства невозможно, поскольку Правительство Астраханской области не обладает жилыми помещениями для предоставления детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Правительством Астраханской области принимаются все меры к исполнению решения суда, при этом судебный пристав-исполнитель извещался о невозможности исполнить решение в установленный срок. В связи с этим истец просит суд освободить его от взыскания исполнительского сбора.

В судебном заседании представитель истца Кривцова М.А. исковые требования поддержала, просила удовлетворить. Дополнительно суду пояснила, что у Правительства Астраханской области отсутствуют умышленные действия, направленные на уклонение от исполнения решения суда.

Судебный пристав-исполнитель МОСП УФССП России по Астраханской области Николаева Н.М. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

Суд, выслушав мнение представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Судом установлено, что 17.11.2014 Кировским районным судом г. Астрахани принято решение по иску прокурора иску прокурора Трусовского района г. Астрахани в интересах Троцкого Владимира Ивановича к Правительству Астраханской области об обязании обеспечить жилой площадью.

ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Кировским районным судом <адрес>, судебным приставом-исполнителем МОСП УФССП России по Астраханской области Николаевой Н.М. возбуждено исполнительное производство № . В п.2 указанного постановления судебный пристав-исполнитель установил должнику 5 дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

Требования судебного пристава-исполнителя о предоставлении Троцкому В.И. жилого помещения в сроки, установленные в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ, выполнены не были.

В связи с чем ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП УФССП России по Астраханской области Николаевой Н.М. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере <данные изъяты> руб. с Правительства Астраханской области.

В соответствии с п. п. 1,3 ст. 239 Бюджетного кодекса РФ бюджетный иммунитет - правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется только на основании судебного акта, т.к. расходы бюджетов утверждаются законодательным актом соответствующего уровня, и носят целевой и обязательный характер.

В силу п.1 ст. 242.1 Бюджетного кодекса РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам и порядку их исполнения.

Для исполнения судебных актов по искам к субъектам Российской Федерации соответствующие документы направляются для исполнения в финансовый орган субъекта Российской Федерации.

Кроме того, ч. 5 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете.

В соответствии с постановлением Правительства Астраханской области от 06.05.2010 № 199-П финансовым органом Астраханской области является министерство финансов Астраханской области.

В силу п. п. 2.10, 2.11 указанного постановления министерство финансов Астраханской области осуществляет управление средствами бюджета области на лицевом счете бюджета субъекта РФ и счетах, открытых министерству в установленном порядке в главном управлении Центрального банка РФ по Астраханской области и кредитных организациях. Министерство финансов Астраханкой области открывает в органах Федерального казначейства лицевые счета, в ГРКЦ ГУ Банка России по Астраханской области и кредитных организациях Астраханской области, счета по учету средств бюджета области и иных средств в соответствии с законодательством РФ и Астраханской области, устанавливает режимы действия счетов.

Правительство Астраханской области в соответствии со ст. 1 Закона Астраханской области «О Правительстве Астраханской области» является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Астраханской области. Правительство Астраханской области является коллегиальным органом, возглавляющим систему исполнительных органов государственной власти Астраханской области. Кроме того, Правительство Астраханской области в государственном реестре юридических лиц отсутствует, а также отсутствуют лицевые счета.

В соответствии с постановлением Правительства Астраханской области от 23.05.2006 № 164-П «О представлении интересов (представительстве) Правительства Астраханской области в федеральных судах и у мировых судей Астраханской области», в случае обращения Правительства Астраханской области в суд для разрешения возникшего спора, а также предъявления в суд исковых или иных требований к Правительству Астраханской области, интересы Правительства Астраханской области в суде представляются соответствующим исполнительным органом власти области.

Распоряжением Правительства Астраханской области от 19.11.2010 № 485-Пр «О представлении интересов Правительства Астраханской области» министерство социального развития и труда Астраханской области уполномочено представлять интересы Правительства Астраханской области в судах общей юрисдикции но гражданским делам, связанным с обеспечением жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в управлении Федеральной службы судебных приставов по Астраханской области и его структурных подразделениях по совершению всех действий, связанных с исполнительным производством.

Обязательства по исполнению вышеуказанных постановлений, вынесенных в порядке исполнения решений суда, на министерство социального развития и труда Астраханской области Правительством Астраханской области не возлагались, средства в бюджете Астраханской области на указанные цели министерству не предусмотрены.

Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Представителем Правительства Астраханской области судебному приставу-исполнителю были представлены сведения о невозможности исполнения исполнительного документа в такой короткий срок.

Причинами является следующее: после 01.01.2013 предоставление жилых помещений указанной категории граждан осуществлялось в порядке, установленном Законами Астраханской области от 11.02.2002 № 6/2002-03 «О защите прав детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Астраханской области», от 10.10.2006 № 75/2006-03 «О предоставлении жилых помещений в Астраханской области», постановления Правительства Астраханской области от 19.12.2012 № 571-П «Об отдельных вопросах обеспечения детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» путем предоставления жилых помещений по договорам найма жилого помещения специализированного жилищного фонда Астраханской области.

Организация исполнения судебных решений, вступивших в силу до 01.01.2013, осуществляется в соответствии с распоряжением Правительства Астраханской области от 22.08.2013 № 388-Пр «Об исполнении судебных решений», а также в рамках государственной программы «Дети Астраханской области» на 2013-2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 16.08.2012 № 352-П.

Поскольку в государственной казне Астраханской области отсутствуют свободные от прав третьих лиц жилые помещения для предоставления детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, Правительством Астраханской области предусмотрены и реализуются через исполнительные органы государственной власти Астраханской области мероприятия, как по исполнению судебных решений, в том числе и тех, в отношении которых отсутствуют исполнительные производства.

Так, согласно распоряжению Правительства Астраханской области от 22.08.2013 № 388-Пр «Об исполнении судебных решений» и государственной программе «Дети Астраханской области» на 2013-2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 16.08.2012 № 352-П: министерством социального развития и труда Астраханской области организуется формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - претенденты), в отношении которых имеются судебные решения, вступившие в законную силу до 01.01.2013, в порядке принятия судебных решений по месту включения претендентов в список; работа межведомственной комиссии по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), по распределению приобретенных (построенных) за счет средств бюджета Астраханской области жилых помещений по договорам социального найма между претендентами по месту включения претендентов в список; а также осуществляется передача информации о решениях межведомственной комиссии в государственное казенное предприятие Астраханской области «Фонд государственного имущества Астраханской области» и управление Федеральной службы судебных приставов по Астраханской области; агентством по управлению государственным имуществом Астраханской области осуществляется приобретение в государственную собственность Астраханской области жилых помещений, соответствующих требованиям законодательства, для последующего предоставления по договорам социального найма; министерством строительства и дорожного хозяйства Астраханской области осуществляются мероприятия по оформлению земельных участков, разработке проектно-сметной документации и размещению заказов на строительство жилых домов, для реализации жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Финансовые средства на реализацию обязательств Астраханской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, согласно государственной программе «Дети Астраханской области» на 2013-2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 16.08.2012 № 352-11, распределены в Перечне мероприятий программы между агентством по управлению государственным имуществом Астраханской области и министерством строительства и дорожного хозяйства Астраханской области, в том числе на обеспечение исполнения судебных решений.

Работа агентством по управлению государственным имуществом Астраханской области по приобретению жилых помещений в настоящее время продолжается.

В материалах дела имеются сведения о ходе реализации мероприятий министерством строительства и дорожного хозяйства в ДД.ММ.ГГГГ году.

В 2014 году в связи с переходом на новую контрактную систему в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44 предусмотрены значительные изменения правил осуществления госзакупок, а это в свою очередь требует дополнительного времени па исполнение мероприятий по приобретению и строительству жилья при выполнения всех условий и процедур, предусмотренных данным Законом.

Таким образом, Правительством Астраханской области предпринимаются все возможные меры, однако оно не могло исполнить решение суда в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, в силу наличия обстоятельств, которые Правительство не могло преодолеть в установленный срок, и об этом судебный пристав-исполнитель был проинформирован, следовательно в действиях истца отсутствует вина в неисполнении решения суда.

Согласно положениям пунктов 1, 2, 3 статьи 112 Закона «Об исполнительном производстве», в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор в размере семи процентов от взыскиваемой суммы или стоимости имущества должника, который, согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, является санкцией за неисполнение исполнительного документа (мерой административной ответственности) и налагается на правонарушителя при доказанности факта совершения соответствующего правонарушения и с учетом степени вины правонарушителя.

При этом, как разъяснено в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, судебный пристав-исполнитель обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленного срока исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, предусмотренной пунктом 1 статьи 81 Закона.

Пункт 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве» содержит, по сути, специальную норму об административной ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве. По смыслу данной статьи во взаимосвязи со статьями 85 и 87 названного Федерального закона эта норма должна применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности. Следовательно, установленный в ней размер взыскания (семь процентов от взыскиваемой суммы) представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу статей 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации недопустимо (Пункт 4 вышеуказанного Постановления Конституционного суда Российской Федерации).

С учетом того, что Правительством Астраханской области действительно предпринимались меры для исполнения решения суда, принимая во внимание тот факт, что отсутствует злостное уклонение от исполнения решения суда со стороны истца, суд полагает, что заявление возможно удовлетворить и освободить Правительство Астраханкой области от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству № , возбужденному судебным приставом –исполнителем МООИП УФССП России по Астраханской области Николаевой Н.М. ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

Исковое заявление Правительства Астраханской области удовлетворить.

Освободить Правительство Астраханской области от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству № , возбужденному судебным приставом –исполнителем МОСП УФССП России по Астраханской области Николаевой Н.МДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца.

Судья:

Мотивированный текст решения изготовлен 22.11.2015.

Судья:

2-6579/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Правительсвто АО
Ответчики
Судебные приставы
Суд
Кировский районный суд г. Астрахань
Дело на странице суда
kirovsky.ast.sudrf.ru
26.10.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.10.2015Передача материалов судье
30.10.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.10.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.11.2015Подготовка дела (собеседование)
11.11.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.11.2015Судебное заседание
17.11.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее