Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Шадринский районный суд Курганской области в составе: председательствующего судьи Шадриной Е.Ю., при секретаре Завьяловой Е.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Шадринске Курганской области
12 июля 2018 года
административное дело по исковому заявлению Администрации города Шадринска Курганской области к Шадринскому межрайонному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Курганской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Шадринска (далее - Администрация г. Шадринска) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Шадринскому межрайонному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Курганской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора (взыскатель "СДА").
В обоснование требований указали, что решением Шадринского районного суда Курганской области от 15 декабря 2017 года на Администрацию г. Шадринска возложена обязанность предоставить "СДА" по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение на территории города Шадринска, на Правительство Курганской области -профинансировать предоставление жилого помещения.
Согласно постановлению судебного пристава-исполнителя ШМРО СП УФССП по Курганской области от 26 января 2018 года на основании исполнительного листа, выданного по указанному решению суда, было возбуждено исполнительное производство № 8999/18/45029-ИП в отношении должника Администрации г. Шадринска в пользу взыскателя "СДА" о предоставлении благоустроенного жилого помещения, должнику установлен срок для добровольного исполнения требований - 5 дней. За неисполнение вынесенного решения суда в установленный срок для добровольного исполнения требований судебный пристав-исполнитель Шадринского МРО СП УФССП России по Курганской области вынес постановление о взыскании исполнительского сбора от 13 июня 2018 года в размере 50000 рублей. Взыскание с должника исполнительского сбора на основании статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен им без уважительных причин. Из этого следует, что при наличии уважительных причин, должник не может быть подвергнут взысканию. Администрация г. Шадринска не имела возможности исполнить требования исполнительного документа в 5-дневный срок по объективным причинам.
Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к которым относится "СДА", осуществляется за счет средств и в пределах субвенций, специально предоставляемых в бюджет города Шадринска из бюджета Курганской области.
Согласно п. 8 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п.п.1,2 п.2 ст.6 Закона Курганской области от 05.10.2007 года № 288 органы государственной власти Курганской области, обеспечивающие осуществление органами местного самоуправления полномочий по опеке и попечительству обязаны обеспечивать передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления полномочий по опеке и попечительству.
Согласно ч.3 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
В Администрации города Шадринска по состоянию на июнь 2018 года имеется 25 решений суда, вступивших в законную силу, по обязанию предоставить жилое помещение по договорам специализированного найма.
Законом Курганской области от 29.12.2015 года № 134 «О внесении изменений в некоторые законы Курганской области», вступившим в законную силу 10 января 2016 года, уточнены положения, регламентирующие процедуру осуществления государственного полномочия Курганской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, в частности, установлено, что в целях реализации государственного полномочия по обеспечению жилыми помещениями указанных лиц органам местного самоуправления городских округов Курганской области предоставляются материальные ресурсы в виде жилых помещений, приобретаемые органом исполнительной власти Курганской области, уполномоченным осуществлять управление государственным имуществом Курганской области (Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области).
В новой редакции закона Курганской области от 05.10.2007 года № 288 п.п.2 п.2 ст.6 указывает, что органы государственной власти Курганской области, обеспечивающие осуществление органами местного самоуправления полномочий по обеспечению жилыми помещениями, обязаны обеспечивать передачу органам местного самоуправления материальных ресурсов, необходимых для осуществления полномочий по обеспечению жилыми помещениями.
На сегодняшний момент Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области в муниципальную собственность жилые помещения для обеспечения детей-сирот не переданы, Администрация г. Шадринска, в свою очередь, неоднократно направляла письма в адрес Правительства Курганской области с настоящим требованием.
Требования исполнительного документа не исполнены Администрацией г. Шадринска в срок по обстоятельствам, не зависящим от нее, так как жилым помещением, переданным в муниципальную собственность, Администрация г. Шадринска не обладает.
На основании изложенного, просили освободить Администрацию г. Шадринска от взыскания исполнительного сбора в сумме 50000 рублей по исполнительному производству № 8999/18/45029-ИП.
Определением Шадринского районного суда Курганской области от 22 июня 2018 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Шадринский межрайонный прокурор.
Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом. Суд полагает явку сторон не обязательной, в связи с чем, на основании ст. 150 КАС РФ пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителей истца и ответчика.
Суд, исследовав письменные материалы, пришел к выводу, что административный иск Администрации г. Шадринска Курганской области обоснован и подлежит удовлетворению.
Судом установлены следующие фактические обстоятельства.
Решением Шадринского районного суда Курганской области от 14 ноября 2017 года, вступившим в законную силу 15 декабря 2017 года, удовлетворены исковые требования Шадринского межрайонного прокурора, действующего в интересах "СДА" к Администрации г. Шадринска о предоставлении жилого помещения. На Администрацию г. Шадринска возложена обязанность предоставить "СДА" благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенное на территории г. Шадринска, соответствующее санитарно-эпидемиологическим требованиям, площадью не менее 15 кв.м, приобретенное за счет средств бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность (л.д....).
На основании вышеуказанного решения 19 декабря 2017 года "СДА" выдан исполнительный лист ФС № (оборотная сторона л.д....).
Постановлением судебного пристава-исполнителя ШМРО СП УФССП Курганской области от 26 января 2018 года на основании исполнительного листа ФС № было возбуждено исполнительное производство № 8999/18/45029-ИП в отношении должника Администрации г. Шадринска в пользу взыскателя "СДА" о предоставлении ей жилого помещения, должнику Администрации г. Шадринска Курганской области установлен срок -для добровольного исполнения требований - 5 дней.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Шадринского межрайонного отдела судебных приставов УФССП России по Курганской области от 13 июня 2018 года с должника Администрации г. Шадринска взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей за (л.д....).
Из переписки Администрации г. Шадринска с Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области усматривается, что Администрация г. Шадринска обращалась по вопросу приобретения жилых помещений на территории г. Шадринска с целью их передачи в специализированный найм детям-сиротам в целях исполнения решений Шадринского районного суда Курганской области, на которые дан ответ о том, что в 2018 году Департаментом запланировано осуществление мероприятий по закупке и передаче в муниципальную собственность г. Шадринска 100 жилых помещений (квартир). С целью реализации вышеуказанного полномочия Департамент в полном объеме осуществляет предусмотренные Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» действия (подготовка документации для объявления электронных аукционов на приобретение жилых помещений, заключение государственных контрактов и т.д.). При этом, данный федеральный закон предусматривает при осуществлении закупок длительную по времени процедуру, результат которой зависит от множества факторов, на которые Департамент не может оказать влияние (л.д....).
Из сообщения Финансового управления Курганской области, направленного в адрес Администрации г. Шадринска, усматривается, что в Законом Курганской области от 26 декабря 2017 года № 114 «Об областном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» в 2018 году Департаменту имущественных и земельных отношений Курганской области на однократное предоставление детям-сиротам благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предусмотрено 679654 тыс. руб. (л.д....).
В соответствии с положениями статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон) судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено Законом об исполнительном производстве.
В силу п.п.11, 12 ст.30 -Закона, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшему исполнительный документ.
Как следует из положений ст. 105 Закона, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 13 ч. 1 ст. 64 Закона в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока на добровольное исполнение судебного акта, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 1,2 ст. 112 Закона).
Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 441-ФЗ в часть 3 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» были внесены изменения, согласно которым в случае неисполнения документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации установлен в размере 50000 рублей.
В соответствии с ч. ч. 6, 7 ст. 112 Закона должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В силу ч. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается виновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30.07.2001 года № 13-П «По делу о проверке конституционности положений подп. 7 п. 1 ст. 7, п. 1 ст. 77 и п. 1 ст. 81 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ в связи с запросами Арбитражного суда Воронежской области, Арбитражного суда Саратовской области и жалобой открытого акционерного общества «Разрез «Изыхский» Российской Федерации в целом признал не противоречащей Конституции Российской Федерации возможность установления судебным приставом-исполнителем исполнительского сбора в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, и назвал исполнительский сбор мерой принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Указал на то, что эта мера является не правовосстановительной санкцией, а представляет собой санкцию штрафного характера, суть которой состоит в возложении на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Следовательно, для применения такой меры ответственности как исполнительский сбор должно быть установлено, что должник, имевший возможность в установленный срок исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил. Основанием для взыскания исполнительского сбора является совокупность двух условий: неисполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный для их добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин такого неисполнения.
Устанавливая меры взыскания штрафного характера, законодатель с учетом особенностей предмета регулирования может предусматривать различные формы вины и распределение бремени ее доказывания. При этом он должен соблюдать вытекающие из Конституции Российской Федерации общие принципы юридической ответственности, которые, по существу, относятся к основам правопорядка и оказывают непосредственное влияние на конституционно-правовой статус физических и юридических лиц в Российской Федерации. По смыслу ст. ст. 49, 50, 52 и 64 Конституции Российской Федерации, наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения - один из принципов юридической ответственности.
Таким образом, при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В пунктах 74,75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» указано, что поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
При применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Судом установлено, что Администрация г. Шадринска решение суда в установленный постановлением о возбуждении исполнительного производства срок не исполнила.
В связи с пропуском срока для добровольного исполнения исполнительного документа и не предоставлением должником доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в установленный 5-дневный срок, судебным приставом-исполнителем 13 июня 2018 года вынесено постановление о взыскании с Администрации г. Шадринска исполнительского сбора в размере 50000 рублей (л.д....).
Между тем, как следует из представленных материалов, виновное противоправное бездействие должника в неисполнении решения суда отсутствует. Исполнение решения суда Администрацией г. Шадринска возможно только после передачи Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области в муниципальную собственность жилых помещений. Административным истцом же были приняты все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.
Из указанных выше обстоятельств следует, что решение суда не было исполнено в срок в связи с обстоятельствами, не зависящими от Администрации г. Шадринска. Администрацией г. Шадринска предпринимались необходимые меры для исполнения решения суда, а именно велась переписка с Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области, Правительством Курганской области по вопросу предоставления жилых помещений для целей обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
В связи с чем, действия Администрации г. Шадринска нельзя расценивать как уклонение от исполнения решения суда, следовательно, вина должника в исполнительном производстве, как непосредственного исполнителя, в неисполнении решения суда отсутствует.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Администрации г. Шадринска об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования Администрации города Шадринска удовлетворить.
Освободить Администрацию города Шадринска от взыскания исполнительского сбора в сумме 50000 (пятидесяти тысяч) рублей, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя от 13 июня 2018 года в рамках исполнительного производства № 8999/18/45029-ИП.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Курганского областного суда с подачей апелляционной жалобы через Шадринский районный суд Курганской области в течение месяца со дня вынесения решения.
Судья Е.Ю.Шадрина