Дело № 2-1452/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 ноября 2016 года
Верещагинский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Мохнаткиной И.В.,
при секретаре Поповой С.П.,
с участием прокурора Чудинова В.С.,
представителя ответчика Мосягина С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Верещагино гражданское дело по иску прокурора Верещагинского района Пермского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Муниципального образования «Нижнегалинское сельское поселение» Верещагинского муниципального района Пермского края, администрации Муниципального образования «Верещагинский муниципальный район Пермского края» о возложении обязанности организовать и обеспечить проведение работ по обустройству пешеходных переходов на автомобильных дорогах вблизи детских общеобразовательных учреждений,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Верещагинского района Пермского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеназванным иском.
Свои требования мотивировал тем, что в ходе проведения обследования в рамках мониторинга состояния законности в сфере дорожной безопасности, а именно в части организации движения пешеходов через пешеходные переходы вблизи образовательных организаций Верещагинского района установлено, что в нарушение требований федерального законодательства (п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 6 ст. 13 Федерального закона № 257-ФЗ от 08 ноября 2007 года «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения") и подзаконных нормативных актов (ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", ГОСТ Р 12.4.026-2001 Государственный стандарт Российской Федерации. Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний) администрацией Верещагинского муниципального района, МО «Нижнегалинское сельское поселение» не обеспечена на должном уровне организация содержания и обслуживания улично-дорожной сети, прилегающей к образовательной организации.
В частности, возле МБОУ «Комаровская средняя общеобразовательная школа», расположенного по адресу: <адрес>, отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.14.1, обозначающая пешеходный переход, выполненная в контрастном исполнении; отсутствует дорожная разметка 1.24.1, дублирующая дорожный знак 1.23, не установлен на нерегулируемом пешеходном переходе светофор типа Т.7; отсутствует с обеих сторон улицы на протяжении не менее 50 м в каждую сторону от нерегулируемого пешеходного перехода ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа.
В судебном заседании прокурор уточнил исковые требования, просит обязать администрацию Верещагинского муниципального района Пермского края в <адрес>: в <адрес> возле МБОУ «Комаровская средняя общеобразовательная школа», расположенного по адресу: <адрес>, нанести дорожную разметку, дублирующую дорожный знак 1.23; установить на нерегулируемом пешеходном переходе светофор типа Т.7; установить с обеих сторон улицы в каждую сторону от нерегулируемого пешеходного перехода ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004.
В ходе подготовки к судебному разбирательству Администрация МО «Нижнегалинское сельское поселение» исключена из числа ответчиков и переведена в третьи лица.
В судебном заседании представитель прокуратуры на заявленных исковых требованиях настаивает.
Представитель ответчика администрации Верещагинского муниципального района Мосягин С.В. в судебном заседании подтвердил, что участок дороги, на котором возлагается обязанность по устранению нарушений и обустройству пешеходных переходов возле детского учреждения, принадлежит администрации района. Вместе с тем он не согласен с требованием нанести горизонтальную дорожную разметку «зебра» в желто-белом исполнении, поскольку разметка наносится белого цвета. Не согласен с требованием установить ограждения на протяжении не менее 50 м в каждую сторону, поскольку дорожная обстановка не позволяет выполнить это требование из-за наличия перекрестка. Кроме того, данные ограждения устанавливаются при наличии тротуаров, а на данном участке дороги тротуаров нет и обязанность их обустроить лежит на сельской администрации, кроме того, данный участок дороги относится к 4 категории, при которой обустройство тротуара не предусмотрено.
Представитель администрации Нижнегалинского сельского поселения в судебное заседание не явился.
Суд, выслушав стороны, свидетеля Л., подтвердившего необходимость выполнения закона на обеспечение безопасности дорожного движения, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.
Согласно ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора за исполнением законов является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст.24 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Участники дорожного движения имеют право: свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил, получать от органов исполнительной власти и лиц, указанных в статье 13 указанного Федерального закона, достоверную информацию о безопасных условиях дорожного движения.
В силу ст.5 вышеуказанного закона, обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством осуществления деятельности по организации дорожного движения, материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
Согласно п.п. 6, 12 ч.1 ст.3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее: Федеральный закон № 257-ФЗ), под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Статьёй 34 Федерального закона №257-ФЗ, установлено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.
Пунктом 4 ст.6 Федерального закона № 196-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документом, возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с пп. 5,19 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц).
Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 года № 221 утвержден ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения». Так, в соответствии с п. 4.1.1 названного государственного стандарта, автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией.
Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 N 120-ст утвержден Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств"
Согласно п.5.2.25 ГОСТа Р 52289-2004 Знак 1.23 "Дети" устанавливают перед участками дорог, проходящими вдоль территорий детских учреждений или часто пересекаемыми детьми независимо от наличия пешеходных переходов. Повторный знак устанавливают с табличкой 8.2.1, на которой указывают протяженность участка дороги, проходящего вдоль территории детского учреждения или часто пересекаемого детьми. В населенных пунктах основной знак 1.23 устанавливают на расстоянии 90 - 100 м, повторный - на расстоянии не более 50 м от начала опасного участка.
Пунктом 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" установлено, что ограничивающие пешеходные ограждения применяют: перильного типа - у всех регулируемых наземных пешеходных переходов и нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дорог или улиц, проходящих вдоль детских учреждений, с обеих сторон дороги или улицы на протяжении не менее 50 м в каждую сторону от наземного пешеходного перехода.
Обязательность применения требований вышеприведенных технических регламентов вытекает из положений ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ФЗ "О безопасности дорожного движения", ст. 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а также Правил дорожного движения Российской Федерации.
Правилами дорожного движения РФ, принятыми Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, предусмотрены:
дорожные знаки - предупреждающие, к числу которых относится знак 1.23 "Дети", знаки особых предписаний, к которым относятся знаки "Пешеходный переход" 5.19.1 и 5.19.2, запрещающие знаки, к числу которых относится знак 3.24 «ограничение максимальной скорости».
дорожные горизонтальные разметки, к числу которых относится разметка 1.14.1 ("зебра" ), обозначающая пешеходный переход;
дорожные транспортные светофоры, к числу которых относятся светофоры «Т7».
Согласно п. 6.2.17 указанного ГОСТ Р 52289-2004 разметку 1.14.1 применяют для обозначения мест, выделенных для пересечения проезжей части пешеходами, на пешеходных переходах, ширина которых не превышает 6 м.
В силу п.7.2.18 ГОСТ Р 52289-2004 светофоры Т.7 применяются в случаях, в том числе, если пешеходный переход расположен на дороге, проходящей вдоль территории детских учреждений.
Согласно п. 6.2.27 ГОСТ Р 52289-2004 разметку 1.24.1, дублирующую дорожный знак 1.23, применяют у детских учреждений. Одновременно допускается наносить надписи "Дети" или "Школа" на проезжей части между повторным дорожным знаком 1.23 и началом опасного участка или пешеходным переходом.
В соответствии с п. 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004, согласно которым у всех регулируемых и нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дорог или улиц, проходящих вдоль детских учреждений, с обеих сторон дороги или улицы на протяжении не менее 50 м в каждую сторону от наземного пешеходного перехода, подлежат применению ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа.
Факт несоответствия установленным требованиям участков автомобильных дорог общего пользования, проходящих возле указываемых в иске образовательных учреждений подтверждается письменными материалами дела, в частности актами контрольных проверок, проведенных сотрудником отделения ГИБДД МО МВД России «Верещагинский» от ДД.ММ.ГГГГ, фототаблицей, дополнительным актом осмотра автомобильной дороги <адрес>, составленным сотрудником ГИБДД с участием представителя администрации Верещагинского муниципального района.
Наличие вышеуказанных нарушений ГОСТа Р 52289-2004 подтверждает бездействие администрации Верещагинского муниципального района, которое создает угрозу безопасности дорожного движения, угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц - жителей <адрес>. Бездействие администрации Верещагинского муниципального района Пермского края нарушает права и интересы неопределенного круга лиц при обеспечении безопасности дорожного движения граждан, в частности <данные изъяты> детей.
Принадлежность участка дороги <адрес> администрации Верещагинского муниципального района подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (л.д.14).
Учитывая изложенное, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию Верещагинского муниципального района Пермского края организовать и обеспечить проведение работ по обустройству пешеходных переходов на автомобильной дороге вблизи Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Комаровская средняя общеобразовательная школа», расположенного по адресу: <адрес>, нанести дорожную разметку 1.24.1, дублирующую дорожный знак 1.23; установить на нерегулируемом пешеходном переходе светофор типа Т.7; установить с обеих сторон улицы в каждую сторону от нерегулируемого пешеходного перехода ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Верещагинский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения суда с ДД.ММ.ГГГГ.
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья И.В.Мохнаткина