Судья Карманов К.А. Дело № 2-1238/2023
(первая инстанция)
№ 33-1446/2024
(апелляционная инстанция)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
6 мая 2024 года город Севастополь
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи Анашкиной И.А.,
судей Донсковой М.А., Савиной О.В.,
при секретаре Бойко Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по городу Севастополю на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 26 апреля 2023 года по гражданскому делу по иску Зима Н. Г. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по городу Севастополю о признании бездействия незаконным, понуждении к совершению определенных действий,
заслушав доклад судьи Анашкиной И.А.,
УСТАНОВИЛА:
Зима Н.Г. обратилась в суд с иском, просила признать незаконным бездействие ОСФР по г. Севастополю по вопросу рассмотрения заявления Зима Н.Г. от 21.01.2023 о назначении ей социальной пенсии по старости; возложить на ОСФР по г. Севастополю обязанность назначить Зима Н.Г. социальную пенсию по старости в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В обоснование исковых требований указано, что Зима Н.Г. является гражданином Российской Федерации, 21.01.2023 обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении ей социальной пенсии на основании пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», однако, в установленный законом срок пенсия ей не назначена, причины бездействия пенсионного органа не известны.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 26 апреля 20223 года исковые требования Зима Н.Г. удовлетворены.
Признано незаконным бездействие ОСФР по г. Севастополю по вопросу рассмотрения заявления Зима Н.Г. от 21.01.2023 о назначении социальной пенсии по старости.
На ОСФР по г. Севастополю возложена обязанность назначить Зима Н.Г. социальную пенсию по старости в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Указано, что решение суда исполнению не подлежит.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 10 августа 2023 года решение Ленинского районного уда города Севастополя от 26 апреля 2023 года отменно, в удовлетворении исковых требований Зима Н.Г. отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 7 декабря 2023 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского градского суда от 10 августа 2023 года отменено в части отказа в удовлетворении требований Зима Н.Г. о признании незаконным бездействия пенсионного органа по рассмотрению заявления о назначении пенсии от 21.01.2023, в указанной части дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, в остальной части апелляционное определение оставлено без изменения.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда первой инстанции отменить, постановить новое – об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указано, что судом постановлено противоречивое решение, согласно которому суд признал право истца на получение социальной пенсии по старости, однако указал, что решение исполнению не подлежит. Между тем материалами дела подтверждается, что истец до вынесения решения реализовала свое право на назначение ей социальной пенсии, решением ответчика, истцу назначена социальная пенсия по старости. Кроме того, апеллянт указывает, что заявление о назначении истцу социальной пенсии по старости № от 21.01.2023 как доказательство не оценивалось в совокупности с судебными актами Гагаринского районного суда города Севастополя по делам №. В тоже время истец обращалась с требованием в частности о признании бездействия ответчика по вопросу рассмотрения заявления истца от 04.03.2020, в то время как судом в резолютивной части решения признано незаконным бездействие ответчика по вопросу рассмотрения заявления Зима Н.Г. от 21.01.2023, что является, по мнению ответчика, процессуальным нарушением.
Представитель истца в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить без изменения решение суда первой инстанции в обжалованной части как законное и обоснованное.
Истец, представитель ответчика в судебное заседание в суд апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела в надлежащем порядке в соответствии с требованиями статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), об отложении слушания дела не ходатайствовали, истец обеспечил явку своего представителя.
Руководствуясь статьями 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав судью-докладчика, пояснения представителя истца, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия пришла к выводу, что доводы апелляционной жалобы не содержат оснований к отмене состоявшегося решения.
Согласно пункту 1 статьи 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Приведенным требованиям закона постановленное решение суда в части направленной на новое рассмотрение - признания незаконным бездействие ОСФР по г. Севастополю по вопросу рассмотрения заявления от 21.01.2023 соответствует.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Зима Н.Г., 13.01.1950 года рождения, является гражданином Российской Федерации, проживает на территории Российской Федерации.
21.01.2023 Зима Н.Г. обратилась в пенсионный орган с заявлением № о назначении ей социальной пенсии по старости, в котором указаны все необходимые сведения, в том числе о неполучении пенсии в соответствии с законодательством иностранного государства.
Заявление истца пенсионным органом рассмотрено 25.04.2023, принято решение о назначении социальной пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Установив указанные обстоятельства по делу, суд, руководствуясь положениями Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Перечнем документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденным Приказом Минтруда России от 04.08.2021 № 538н, пришел к выводу о нарушении ответчиком срока принятия решения о назначении пенсии.
При этом суд исходил из того, что Зима Н.Г. на момент обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении социальной пенсии по старости соответствовала всем необходимым условиям, предусмотренным подпунктом 5 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» - являлась гражданином Российской Федерации, постоянно проживала в Российской Федерации более 15 лет, достигла пенсионного возраста 65 лет, однако пенсионным органом в нарушение пункта 13 административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23 января 2019 года № 16п решение о назначении либо об отказе в назначении пенсии в предусмотренный срок - не позднее 10 рабочих дней со дня приема заявления со всеми необходимыми для назначения пенсии документами не принято.
По указанным обстоятельствам, суд пришел к выводу, что требования истца подлежат удовлетрению.
Поскольку до принятия судом решения Пенсионным органом истцу назначена социальная пенсия по старости, суд указал, что решение суда в этой части исполнению не подлежит.
Судебная коллегия с выводами суда в части признания незаконным бездействие ОСФР по г. Севастополю по вопросу рассмотрения заявления от 21.01.2023 соглашается.
Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан и иные гарантии социальной защиты.
В силу статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 года.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» по общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», в редакции действующей с 1 января 2019 года, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. В 2015 - 2023 годах продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии, устанавливается согласно Приложению 3.
Согласно части 3 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30. С 1 января 2015 года пенсия назначается при наличии индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30.
Одним из видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению является социальная пенсия (подпункт 5 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на социальную пенсию в соответствии с данным законом имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 70 и 65 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 1 к настоящему Федеральному закону), а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации не менее 15 лет и достигшие указанного возраста.
Гражданам, которые указаны в подпункте 5 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигли возраста, дающего право на социальную пенсию по старости в соответствии с законодательством Российской Федерацию действовавшим до 1 января 2019 года, социальная пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста, предусмотренного приложением 1 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста.
Статьей 21 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» определен порядок установления страховых пенсий, выплаты и доставки страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
В силу части 20 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» решения об установлении или отказе в установлении страховой пенсии, о выплате этой пенсии, об удержаниях из указанной пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм страховой пенсии могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) в суд.
В силу пункта 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №2122-1 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года №2888, Федерального закона от 5 мая 1997 года №77-ФЗ), Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Реализация целей социальной политики Российской Федерации как они определены Конституцией Российской Федерации является одной из основных конституционных обязанностей государства, осуществляемых государством через соответствующие органы.
Обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации, в рамках исполнения которых Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные отделения в числе прочего обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Следовательно, при обращении гражданина в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения, он имеет право на получение от пенсионного органа информации о его правах, в том числе о возможности получения мер социальной защиты (поддержки), возникающих в связи с жизненным событием, по поводу которого он обратился в пенсионный орган, и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию.
Основанием для обращения Зима Н.Г. в суд в части признания незаконным бездействие ответчика по рассмотрению ее заявления от 21.01.2023 послужили нарушения ответчиком процедуры рассмотрения заявления, неосведомленность истца о необходимости предоставления недостающих документов, о приостановлении сроков рассмотрения заявления, то есть неуведомление истца о принятых пенсионным фондом процессуальных решениях в период рассмотрения заявления.
Нормативные положения о порядке приема заявления о назначении пенсии содержатся в Административном регламенте предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденным постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23.01.2019 № 16п (далее - Административный регламент).
В частности пунктом 72 Административного регламента предусмотрено, что факт и дата приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации от гражданина заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, подтверждаются уведомлением, выдаваемым территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, в котором указывается дата приема заявления, перечень документов, представленных гражданином, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые гражданин вправе представить по собственной инициативе.
В приложении № 3 к Административному регламенту предусмотрена форма уведомления «о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии», в пункте 2 которого указывается на необходимость представить дополнительно документы для назначения пенсии, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в пункте 3 - документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, которые запрашиваются территориальным органом Пансионного фонда Российской Федерации и которые гражданин (его представитель) вправе представить по собственной инициативе для установления страховой пенсии.
Согласно пункту 89 Административного регламента предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры: прием и регистрация заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги; истребование документов (сведений) в рамках межведомственного взаимодействия; рассмотрение заявления и определение в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании представленных документов наличия либо отсутствия у гражданина права на назначение пенсии, перерасчет размера пенсии, перевод с одной пенсии на другую; принятие решения о результате предоставления государственной услуги; исправление допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах.
Согласно пункту 105 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного постановлением Правления ПФ РФ № 16п от 23.01.2019 пенсионный фонд наделен полномочиями по истребованию дополнительных документов.
Пунктом 74 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23 января 2019 года № 16п, установлено, что заявление о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) при обращении за переводом с одной пенсии на другую, заявление о перерасчете размера пенсии подаются со всеми документами, необходимыми для предоставления государственной услуги, обязанность по представлению которых возложена на гражданина.
В пункте 73 вышеназванного Административного регламента закреплено, что в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) при обращении за назначением пенсии приложены не все документы, необходимые для: предоставления государственной услуги, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, гражданин вправе представить на основании разъяснения территориального органа ПФР недостающие документы.
При приеме заявления территориальный орган ПФР дает гражданину разъяснение о том какие документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить дополнительно по собственной инициативе.
При этом в силу статьи 56 ГПК РФ обязанность представить доказательства, подтверждающие вышеуказанные обстоятельства, отвечающие требования относимости и допустимости, возлагается на ответчика.
Между тем ответчик не представил доказательств надлежащего извещения истца о необходимости представления недостающих документов.
Уведомление о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии, а также о разъяснении заявителю необходимости представления дополнительных документов, сроке их представления и последствиях непредставления таких документов, направление уведомления истцу, в материалах дела отсутствует.
Из материалов пенсионного (выплатного) дела Зима Н.Г. следует, что ранее истец обращалась к ответчику с аналогичным заявлением.
Решением ГУ-УПФР в г. Севастополе (межрайонное) от 04.03.2020 истцу отказано в назначении социальной пенсии по старости, в связи с отсутствием документов, подтверждающих прекращение выплаты пенсии по прежнему месту жительства (на территории иностранного государства), в соответствии со статьей 7 Соглашения от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых государств в области пенсионного обеспечения», по причине того, что при обращении с заявлением о назначении социальной пенсии Зима Н.Г. не представила ответчику документы, подтверждающие прекращение выплаты пенсии по прежнему месту жительства (на территории иностранного государства).
Указанное решение было обжаловано Зима Н.Г. в судебном порядке, решением Ленинского районного суда города Севастополя от 12 мая 2020 года (дело №), оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегией по гражданским делам Севастопольского городского суда от 24 августа 2020 года в удовлетворении исковых требований о признании решения пенсионного органа от 04.03.2020 № незаконным, возложении обязанности назначить истцу социальную пенсию по старости с момента подачи заявления от 18.02.2020 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 19 июля 2016 года по делу № установлено, что согласно паспорту гражданина Украины, с которым истец обратилась в УФМС по г.Севастополю за предоставлением ей гражданства Российской Федерации, по состоянию на 16.09.2015 Зима Н.Г. являлась гражданкой Украины имела постоянную регистрацию и место жительства на территории Украины.
То, что с учетом указанных судебных актов ответчик сомневался в неполучении Зима Н.Г. пенсии по предыдущему месту жительства в связи с чем направил соответствующие запросы, ответы на которое в течение трех месяцев не поступили, основанием для отмены состоявшегося по делу судебного акта в части признания бездействия пенсионного органа незаконным не является, поскольку приказанных обстоятельствах пенсионный орган, направив соответствующие запросы должен был уведомить заявителя о необходимости их предоставления, в случае необходимости приостановить рассмотрение заявления, о чем также уведомить заявителя, что в конкретном случае ответчиком не сделано, иного не доказано.
При установленных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о нарушении ответчиком процедуры и срока рассмотрения заявления Зима Н.Г.
Между тем в выплатном деле Зима Н.Г. содержится ответ пенсионного фонда народной республики от 07.08.2020 №693/03 о том, что на 01.08.2020 пенсия не назначалась и не выплачивалась.
Учитывая, что истец, на момент обращения в пенсионный орган являлась гражданином Российской Федерации, достигла возраста 73 лет, более 30 лет постоянно проживает на территории Российской Федерации, т.е. соответствует всем необходимым условиям, предусмотренным подпунктом 5 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», то у пенсионного органа, в отсутствие на то советующих доказательств, не имелось законных оснований на протяжении более трех месяцев не принимать решение о назначении Зима Н.Г. социальной пенсии по старости.
Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить безусловным основанием для отмены состоявшегося по делу решения, по материалам дела и доводам жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по городу Севастополю в части признания незаконным бездействие ОСФР по г. Севастополю по вопросу рассмотрения заявления от 21.01.2023 оставить без удовлетворения.
Решение Ленинского районного суда города Севастополя от 26 апреля 2023 года в части признания незаконным бездействие ОСФР по г. Севастополю по вопросу рассмотрения заявления Зима Н. Г. от 21.01.2023 о назначении социальной пенсии по старости оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня принятия, может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий И.А. Анашкина
Судьи М.А. Донскова
О.В. Савина
Апелляционное определение составлено в окончательной форме 15.05.2024.