Дело № 2-278/2019
РЈРР” в„– 29MS0067-01-2018-003399-88
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
с. Холмогоры 19 июня 2019 года
Холмогорский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Коневца С.А., при секретаре Жгилевой С.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального образования «Светлозерское» к Шиняевой Светлане Сергеевне о взыскании задолженности по оплате за наем жилого помещения и по встречному иску Шиняевой Светланы Сергеевны к администрации муниципального образования «Светлозерское» о взыскании расходов на приобретение индивидуальных приборов учета водоснабжения и оконных блоков,
установил:
администрация муниципального образования «Светлозерское» (далее администрация МО «Светлозерское») обратилась в суд с иском к Шиняевой С.С. о взыскании задолженности по оплате за наем жилого помещения за период с 1 января 2015 года по 31 декабря 2017 года в размере 22468 руб. 30 коп. в связи с ненадлежащим выполнением ответчиком обязанности по оплате жилого помещения.
Шиняева С.С. подала встречный иск о взыскании с администрации муниципального образования «Светлозерское» расходов на приобретение четырех индивидуальных приборов учета водоснабжения в сумме 2500 руб. 00 коп. и трех оконных блоков на сумму 69550 руб. 00 коп., ссылаясь на то, что она является нанимателем жилого помещения по адресу: Архангельская область, Холмогорский район, <адрес> Администрация, являясь наймодателем указанного жилого помещения, ремонт не производит.
Представитель истца, ответчика по встречному иску администрации МО «Светлозерское» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, в удовлетворении ходатайства главы администрации об отложении судебного заседания отказано.
Ответчик, истец по встречному требованию Шиняева С.С. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила о разбирательстве дела в ее отсутствие.
В соответствие со ст. 167 ГПК РФ суд дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Определением суда от 19 июня 2019 года исковое заявление администрации МО «Светлозерское» к Шиняевой Светлане Сергеевне о взыскании задолженности по оплате за наем жилого помещения оставлено без рассмотрения.
Суд, исследовав письменные материалы дела, пришел к следующему.
Согласно ст. 201 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 8 ЖК РФ установлено, что к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных данным Кодексом.
Часть 3 ст. 30 ЖК РФ обязывает собственника жилого помещения нести бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Судом установлено, что Шиняева С.С. проживает в квартире <адрес> Холмогорского района Архангельской области, предоставленной ей по договору социального найма № 226 от 10 апреля 2007 года. Собственником квартиры является администрация МО «Светлозерское».
В подтверждение стоимости приобретенных приборов учета водоснабжения Шиняевой С.С. представлены копии паспортов приборов учета и копия кассового чека на сумму 2500 руб. 00 коп. Относимость данного кассового чека к оплате стоимости приборов учета воды администрацией МО «Светлозерское» не оспаривается.
Обязанность установки приборов учета коммунальных ресурсов определена в ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 года «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В соответствии со п. 5 ст. 13 указанного Федерального закона № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 года, до 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах обязаны были обеспечить оснащение домов приборами учета воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
РРЅРѕРµ регулирование, РІ соответствии СЃ которым бремя содержания энергетических сетей, механического, электрического, санитарно-технического Рё РёРЅРѕРіРѕ оборудования, являющихся составной частью жилого помещения, возложено РЅР° собственника жилого помещения, предусмотрено Жилищным кодексом Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
В соответствии с п. 81 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Согласно Типовому договору социального найма жилого помещения, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2005 года № 315, к текущему ремонту занимаемого жилого помещения, выполняемому нанимателем за свой счет, относятся побелка, окраска и оклейка стен, потолков, окраска полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замена оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения).
Проанализировав указанные нормы, суд приходит к выводу, что установка приборов учета (квартирных счетчиков) не относится к работам по текущему ремонту жилого помещения, выполняемому нанимателем за свой счет, и лежит на собственнике жилого помещения – администрации МО «Светлозерское».
В связи с чем, требование Шиняевой С.С. о взыскании с администрации МО «Светлозерское» расходов на приобретение индивидуальных приборов учета водоснабжения в сумме 2500 руб. 00 коп. подлежит удовлетворению.
В силу требований ст.ст. 67 и 65 ЖК РФ обязанности по ремонту жилого помещения между сторонами договора социального найма распределяются следующим образом: наймодатель осуществляет капитальный ремонт жилого помещения, а наниматель – его текущий ремонт.
Вместе с тем, помимо указанных в ч. 2 ст. 65 ЖК РФ обязанностей, наймодатель не освобожден от исполнения обязанностей, принятых на себя в силу закона и договора социального найма.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма вправе требовать в установленном порядке от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с п. 2 ст. 681 ГК РФ капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения.
В соответствии со ст. 676 ГК РФ наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.
Согласно пп. «е» п. 4 Типового договора социального найма жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2005 года N 315 "Об утверждении Типового договора социального найма жилого помещения", наниматель обязан производить текущий ремонт занимаемого жилого помещения, к которому относятся следующие работы: побелка, окраска и оклейка стен, потолков, окраска полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замена оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения).
Если выполнение указанных работ вызвано неисправностью отдельных конструктивных элементов общего имущества в многоквартирном доме или оборудования в нем либо связано с производством капитального ремонта дома, то они производятся за счет наймодателя организацией, предложенной им.
Пунктом 15 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, установлено, что в состав услуг и работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме не входят: содержание и ремонт дверей в квартиры, дверей и окон, расположенных внутри жилого или нежилого помещения, не являющегося помещением общего пользования; утепление оконных и балконных проемов, замена разбитых стекол окон и балконных дверей, утепление входных дверей в квартирах и нежилых помещениях, не являющихся помещениями общего пользования.
РР· содержания пункта 5 Приложения в„– 7 Рє Правилам Рё нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Госстроя Р Р¤ РѕС‚ 27 сентября 2003 РіРѕРґР° в„– 170 следует, что работы РїРѕ смене Рё восстановлению отдельных элементов оконных Рё дверных (РїСЂРёР±РѕСЂРѕРІ) Рё заполнений относятся Рє текущему ремонту.
Устранение неисправности оконных рам относится к текущему ремонту жилого помещения, в силу действующего жилищного законодательства Российской Федерации текущий ремонт жилого помещения должен производиться самим истцом, как нанимателем жилого помещения.
В соответствии со ст. 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Шиняевой С.С. произведены работы по замене оконных блоков в квартире по адресу: Архангельская область, Холмогорский район, <адрес>, занимаемой ею на основании договора социального найма. Стоимость затрат составила 69550 руб. 00 коп.
Указанные работы в соответствии с п. 4 Примерного перечня работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда, - приложение №8 к постановлению Госстроя России от 27 сентября 2003 года №170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» - относятся к капитальному ремонту.
Порядок проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме установлен ст. 44 ЖК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме отнесено принятие решений о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта.
Таким образом для проведения капитального ремонта многоквартирного дома необходимо принятие данного решения на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 1 ст. 154 ЖК РФ капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда.
Капитальный ремонт проводится в случаях, когда конструкции или оборудование дома изношены, неисправны, повреждены, не соответствуют требованиям безопасности и их необходимо восстановить или заменить (разд. 2 Методических рекомендаций, утв. Приказом Минстроя России от 07.09.2017 № 1202/пр).
В соответствии с ч. 1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательств того, что жилой дом, квартира, в которой проживает истец, оконные блоки в ней, требовали капитального ремонта, доказательств того, что собственниками многоквартирного <адрес> принималось решение о проведении капитального ремонта дома, замене оконных блоков, в том числе, в жилом помещении <адрес> данного дома, материалы дела не содержат.
Шиняевой С.С. не предоставлено доказательств того, что квартира либо оконные блоки в занимаемой ею квартире требовали капитального ремонта, а их недостатки было невозможно устранить при проведении текущего ремонта жилого помещения.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований о возмещении администрацией МО «Светлозерское» затрат Шиняевой С.С. по замене оконных блоков.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Шиняевой Светланы Сергеевны к администрации муниципального образования «Светлозерское» о взыскании расходов на приобретение индивидуальных приборов учета водоснабжения и оконных блоков удовлетворить частично.
Взыскать с администрации муниципального образования «Светлозерское» в пользу Шиняевой Светланы Сергеевны 2500 руб. 00 коп. в счет возмещения расходов на приобретение индивидуальных приборов учета водоснабжения.
Шиняевой Светлане Сергеевне в удовлетворении требований к администрации муниципального образования «Светлозерское» о взыскании расходов на приобретение оконных блоков в размере 69550 руб. 00 коп. отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Холмогорский районный суд.
Председательствующий судья С.А. Коневец
(Решение в окончательной форме изготовлено 21 июня 2019 года)