Решение по делу № 2-587/2016 от 27.10.2016

Дело № 2-587/2016

Решение

Именем Российской Федерации

город Нелидово 14 декабря 2016 года

Нелидовский городской суд Тверской области в составе

председательствующего судьи Бурыкиной Е. Н.

при секретаре Боселовой О.Л.

с участием прокурора Митрофановой А.А.,

представителей ответчика Администрации Нелидовского района Бабаевой И.А., Березникова Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нелидовского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Нелидовского района Тверской области об обязании организовать и оборудовать резервными источниками электропитания котельные,

установил:

Нелидовский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Нелидовского района Тверской области об обязании организовать и оборудовать резервными источниками электропитания котельные.

В обоснование иска указал, что Нелидовской межрайонной прокуратурой на основании поступившего обращения директора ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» М.А.Ю. проведена проверка соблюдения требований законодательства о теплоснабжении администрацией Нелидовского района Тверской области.

Проверкой установлено, в собственности муниципального образования городское поселение – город Нелидово Нелидовского района Тверской области находятся котельные № 5, № 6, № 9, расположенные на территории г. Нелидово.

Указанные котельные не обеспечены автономными резервными источниками питания, из-за чего в случае наступления аварийной ситуации могут быть нарушены права неопределённого круга лиц, создана угроза жизни людей, их здоровью, имуществу, причинён значительный материальный ущерб.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, иных нормативно-правовых актов каждый гражданин имеет право на благоприятные условия жизни.

В соответствии с п. 3, п. 4, п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения соответственно относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В силу статьи 20 этого же Федерального закона проверке готовности к отопительному периоду подлежат: муниципальные образования; теплоснабжающие организации и теплосетевые организации; потребители тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения.

Проверка готовности к отопительному периоду осуществляется органами, указанными в части 2 настоящей статьи, в соответствии с правилами оценки готовности к отопительному периоду, которыми, в частности, устанавливаются категории потребителей тепловой энергии, подлежащие данной проверке, требования к указанным потребителям и критерии надежности их теплоснабжения с учетом климатических условий, требования к теплосетевым организациям, теплоснабжающим организациям о принятии ими мер по обеспечению надежности теплоснабжения потребителей.

Пунктом 17 статьи 2 закона предусмотрено, что под надёжностью теплоснабжения следует понимать характеристику состояния системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения.

В соответствии с Соглашением о передаче муниципальному образованию «Нелидовский район» Тверской области к осуществлению части полномочий по решению вопросов местного значения муниципального образования городское поселение – город Нелидово Нелидовского района Тверской области в 2014-2018 годах от 19.12.2013 г., осуществление полномочий и функций администрации городского поселения – город Нелидово осуществляется администрацией Нелидовского района.

Согласно подпунктам 2, 3, 8 пункта 2.1 указанного соглашения городское поселение – город Нелидово передает, а Нелидовский район принимает к осуществлению полномочия по решению вопросов местного значения – владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

При изложенных обстоятельствах, на администрацию Нелидовского района Тверской области возложена обязанность по решению указанных вопросов местного значения в границах городского поселения – город Нелидово.

Положениями подпунктов «в» и «г» п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354, определено, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1; предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах.

Приложением № 1 к указанным Правилам предусмотрены требования к бесперебойному круглосуточному отоплению в течение отопительного периода, когда допустимая продолжительность перерыва отопления составляет не более 24 часов (суммарно) течение 1 месяца, не более 16 часов единовременно – при температуре воздуха в жилых помещениях от + 12 °С до нормативной, не более 8 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +10 °С до +12 °С; не более 4 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +8°С до +10°С.

Согласно п. 47 "Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 года № 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", в случае возникновения внерегламентных отключений ограничение режима потребления является следствием повреждения линий электропередачи и (или) оборудования, в том числе в результате стихийных явлений. Для обеспечения минимально необходимого уровня потребления электрической энергии в соответствии с уровнем технологической или аварийной брони в случае невозможности осуществить передачу электрической энергии из-за повреждения объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций или оборудования объектов по производству электрической энергии задействуются резервные источники питания, предусмотренные категорией надежности потребителя.

В соответствии с требованиями п. 14 (1) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 года № 861 технологическое присоединение энергопринимающих устройств в целях обеспечения надежного их энергоснабжения и качества электрической энергии может быть осуществлено по одной из трех категорий надёжности. Отнесение энергопринимающих устройств заявителя (потребителя электрической энергии) к определенной категории надежности осуществляется заявителем самостоятельно.

Отнесение энергопринимающих устройств к первой категории надежности осуществляется в случае, если необходимо обеспечить беспрерывный режим работы энергопринимающих устройств, перерыв снабжения электрической энергией которых может повлечь за собой угрозу жизни и здоровью людей, угрозу безопасности государства, значительный материальный ущерб. В составе первой категории надежности выделяется особая категория энергопринимающих устройств, бесперебойная работа которых необходима для безаварийной остановки производства с целью предотвращения угрозы жизни людей, взрывов и пожаров.

Отнесение энергопринимающих устройств ко второй категории надежности осуществляется в случае, если необходимо обеспечить надежное функционирование энергопринимающих устройств, перерыв снабжения электрической энергией которых приводит к недопустимым нарушениям технологических процессов производства.

Энергопринимающие устройства, не отнесенные к первой или второй категориям надежности, относятся к третьей категории надежности.

Для энергопринимающих устройств, отнесенных к первой и второй категориям надежности, должно быть обеспечено наличие независимых резервных источников снабжения электрической энергией.

В соответствии с требованиями п. 1 и п. 2 Приложения к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии к категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям относятся: государственные органы, в том числе Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации, медицинские учреждения, государственные учреждения ветеринарии, а также организации связи - в отношении объектов сетей связи, организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, - в отношении этих объектов.

В соответствии с п. 4.2 СНИП 41-02-2003 «Тепловые сети», утвержденных постановлением Госстроя России от 24.06.2003г. № 110, потребители теплоты по надежности теплоснабжения делятся на три категории.

Первая категория - потребители, не допускающие перерывов в подаче расчетного количества теплоты и снижения температуры воздуха в помещениях ниже предусмотренных ГОСТ 30494, например, больницы, родильные дома, детские дошкольные учреждения с круглосуточным пребыванием детей, картинные галереи, химические и специальные производства, шахты и т.п.

Вторая категория - потребители, допускающие снижение температуры в отапливаемых помещениях на период ликвидации аварии, но не более 54 ч: жилых и общественных зданий до 12 °С; промышленных зданий до 8 °С.

Третья категория - остальные потребители.

В соответствии с «Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок», утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003г. №115 "Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок" котельная - это комплекс технологически связанных тепловых энергоустановок, расположенных в обособленных производственных зданиях, встроенных, пристроенных или надстроенных помещениях с котлами, водонагревателями (в т.ч. установками нетрадиционного способа получения тепловой энергии) и котельно-вспомогательным оборудованием, предназначенный для выработки теплоты.

Согласно пункту 1.2.18 «Правил устройства электроустановок», утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002 г. № 204 "Об утверждении глав Правил устройства электроустановок", в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на следующие три категории.

Электроприемники первой категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой: опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения.

Из состава электроприемников первой категории выделяется особая группа электроприемников, бесперебойная работа которых необходима для безаварийного останова производства с целью предотвращения угрозы жизни людей, взрывов и пожаров.

Электроприемники второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей.

Электроприемники третьей категории - все остальные электроприемники, не подпадающие под определения первой и второй категорий.

В силу п. 1.2.20 «Правил устройства электроустановок» электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания.

Для электроприемников второй категории при нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады.

В силу п.1.2.21 «Правил устройства электроустановок» для электроприемников третьей категории электроснабжение может выполняться от одного источника питания при условии, что перерывы электроснабжения, необходимые для ремонта или замены поврежденного элемента системы электроснабжения, не превышают 1 суток.

Таким образом, электроприёмники котельных относятся не менее чем ко второй категории надёжности электроснабжения.

В ходе проведенной межрайонной прокуратурой проверки установлено, что муниципальные котельные № 5, № 6, № 9, расположенные на территории г. Нелидово эксплуатирует ООО «Тверская теплоснабжающая компания».

АО «АтомЭнергоСбыт» является гарантирующим поставщиком на территории Тверской области, осуществляет бесперебойное энергоснабжение потребителей, в том числе ООО «Тверская теплоснабжающая компания».

Согласно ч. 1 ст.539Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В соответствии с ч. 1 ст.543 ГК РФабонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.

В силу ч.1 ст. 209 ГК РФсобственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

На основании ст.210 ГК РФсобственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Указанные котельные генерируют тепловую энергию на нужды отопления многоквартирных жилых домов, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, государственных и муниципальных органов.

Электроснабжение является необходимым элементом технологического процесса для обеспечения социальных объектов и населения услугой отопления.

Ограничение поставки тепловой энергии в отсутствие независимого резервного источника энергоснабжения может привести к угрозе для безопасности жизни и здоровья граждан, причинить значительный материальный ущерб.

В нарушение указанных требований действующего законодательства администрация Нелидовского района, являющаяся владельцем указанных котельных, не приняла мер к их обеспечению вторым независимым резервным источником энергоснабжения.

Надлежащая подготовка котельных к эксплуатации в зимних условиях и качественное оказание жилищно-коммунальных услуг могут быть достигнуты только при условии выполнения всех требований законодательства, регулирующего порядок технической эксплуатации котельных.

Статьёй 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены полномочия органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Согласно ч. 2 ст. 11 данного Закона органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют, в том числе подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях.

Согласно ст. 14 Федерального закона РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68-ФЗ от 21.12.1994 организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций, планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях, создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, на основании Приказа Министерства энергетики от 20 июня 2003 года № 242 «Об утверждении правил устройства электроустановок», Постановления Правительства РФ от 2 мая 2012 года № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии», Приказа Минэнерго от 6 июня 2013 года № 290 «Об утверждении Правил разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и использования противоаварийной автоматики», Приказа Минэнерго от 27 марта 2003 года №115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок», и Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» наличие резервных источников снабжения электрической энергией на котельных № 5, № 6, № 9, расположенных на территории г. Нелидово, должно быть обеспечено.

Обращение прокурора в суд с настоящим иском связано с обеспечением защиты интересов неопределенного круга лиц – граждан-потребителей коммунальных услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению многоквартирных жилых домов, расположенных на территории городского поселения – город Нелидово, поскольку из-за отсутствия резервных источников питания на котельных г. Нелидово могут быть нарушены права неопределенного круга лиц, в том числе права несовершеннолетних детей, посещающих школы, детские сады и нуждающихся в особых условиях содержания. Может быть создана угроза жизни, здоровью, имуществу, причинен значительный материальный ущерб, нарушено функционирование особо важных элементов коммунального хозяйства, государственных органов, учреждений здравоохранения и социальных объектов.

Согласно ст.12ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании изложенного просят суд обязать администрацию Нелидовского района Тверской области в срок до 01 июля 2017 года организовать и оборудовать в соответствии с Правилами устройства электроустановок, утверждёнными приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002 № 204, резервными источниками электропитания: котельную № 5, расположенную по ул. Горького в г. Нелидово; котельную № 6, расположенную по ул. Карбышева в г. Нелидово; котельную № 9, расположенную по ул. Больничная, д. 1 в г. Нелидово.

В судебном заседании помощник Нелидовского межрайонного прокурора Митрофанова А.А. поддержала заявленные требования по доводам в нем изложенным, предоставив акт проверки, в котором указано, что совместно с представителем ООО «Тверьоблэлектро», ООО «ТТСК» осмотрены помещения котельной № 5, расположенной по ул. Горького г. Нелидово, котельной № 6 расположенной по ул. Карбышева г. Нелидово, котельной № 9 расположенной по ул. Больничная д. 1 г. Нелидово и установлено, что указанные котельные не оборудованы автономными резервными источниками питания.

Представитель ответчика Администрации Нелидовского района Тверской области Бабаева И.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных прокурором требований об обязании администрации Нелидовского района Тверской области в срок до 01 июля 2017 года организовать и оборудовать в соответствии с Правилами устройства электроустановок, утверждёнными приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002 № 204, резервными источниками электропитания котельные №5, №6, №9, пояснив, что отношения в сфере электроэнергетике регулируются Федеральным Законом от 26.03.2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденные приказом Минэнерго РФ от 13 января 2003 года № 6. Электроприемники второй категории должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания. Кательная № 9 имеет два независимых взаимно резервирующих источников питания. Котельная № 5 не единственная и не основная котельная, она присоединена к котельной № 9 и подключается в неблагоприятные погодные условия. Считают, что прокурором не определен способ модернизации и параметры требуемой им установки резервного питания, а также наличие технической возможности выполнения данных требований. Просили отказать Нелидовскогому межрайонному прокурору в удовлетворении исковых требований к администрации Нелидовского района.

Представитель ответчика Администрации Нелидовского района Тверской области Березников Ю.А. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что котельная №5 технологически соединена с котельной № 9, там три котла, они на сегодняшний день работают без помощи из вне. Котельная № 5 оборудована двумя кабельными линями от двух распределительных трансформаторов, питание идет по двум независимым фидерам. Если один поврежден, питание идет через другой. В котельной №9 есть резервный источник питания. За 40 лет эксплуатации не было ни одного сбоя. Представитель ответчика не возражал против необходимости установки резервного источника на котельной № 6, расположенной по ул. Карбышева г. Нелидово.

Представитель третьего лица Администрации городского город Нелидово в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенный о дне, месте и времени судебного заседания, предоставили ходатайство о рассмотрении искового заявления Нелидовского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Нелидовского района Тверской области об обязании организовать и оборудовать резервными источниками электропитания котельные в отсутствие их представителя.

Представитель третьего лица ООО «ТТСК» в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенный о дне, месте и времени судебного заседания, предоставили письменный отзыв, в котором указали, что соглашаются с требованиями Нелидовского межрайонного прокурора в части оснащения источником резервного питания или вторым трансформатором, в отношении котельных № 5 и № 9 такая необходимость по мнению ООО «ТТСК» отсутствует, просили рассмотреть данное дело в отсутствие их представителя.

Представитель третьего лица АО «АтомЭнергоСбыт» ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенный о дне, месте и времени судебного заседания, предоставили ходатайство о рассмотрении искового заявления Нелидовского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Нелидовского района Тверской области об обязании организовать и оборудовать резервными источниками электропитания котельные в отсутствие их представителя, исковые требования поддерживают в полном объеме.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора ООО «Тверьоблэлектро» в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенный о дне, месте и времени судебного заседания, предоставили письменный отзыв, в котором указали, что требование Нелидовского межрайонного прокурора к Администрации Нелидовского района Тверской области об обязании организовать и оборудовать резервный источник электропитания на котельную № 5, расположенную по ул. Горького г. нелидово, котельную № 6 расположенную по ул. Карбышева г. Нелидово, котельную № 9 расположенную по ул. Больничная д.1 г. Нелидово являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора ЗАО «Транссервисэнерго» в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенный о дне, месте и времени судебного заседания, повестка получена 05 декабря 2016 года.

Представитель ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенный о дне, месте и времени судебного заседания, предоставили ходатайство о рассмотрении иска Нелидовского межрайонного прокурора к Администрации Нелидовского района Тверской области об обязании организовать и оборудовать резервный источник электропитания на котельные № 5, №6, №9 в отсутствие их представителя, требования Нелидовского межрайонного прокурора считают законными и обоснованными.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей третьих лиц.

Выслушав объяснения сторон, лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 14 Федерального Закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения соответственно относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В силу статьи 20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" проверке готовности к отопительному периоду подлежат: муниципальные образования; теплоснабжающие организации и теплосетевые организации; потребители тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения.

Проверка готовности к отопительному периоду осуществляется органами, указанными в части 2 настоящей статьи, в соответствии с правилами оценки готовности к отопительному периоду, которыми, в частности, устанавливаются категории потребителей тепловой энергии, подлежащие данной проверке, требования к указанным потребителям и критерии надежности их теплоснабжения с учетом климатических условий, требования к теплосетевым организациям, теплоснабжающим организациям о принятии ими мер по обеспечению надежности теплоснабжения потребителей.

В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В соответствии со ст.543 ГК РФабонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.

В соответствии с Соглашением о передаче муниципальному образованию «Нелидовский район» Тверской области к осуществлению части полномочий по решению вопросов местного значения муниципального образования городское поселение - город Нелидово Нелидовского района Тверской области в 2014­2018 годах от 19.12.2013 г., осуществление полномочий и функций администрации городского поселения - город Нелидово осуществляется администрацией Нелидовского района.

Согласно подпунктам 2, 3, 8 пункта 2.1 указанного соглашения городское поселение - город Нелидово передает, а Нелидовский район принимает к осуществлению полномочия по решению вопросов местного значения ­владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Между ООО «ТТСК» и Администрацией Нелидовского района заключен договор аренды объектов имущества комплекса системы теплоснабжения от 01.08.2016 года, по условиям которого ООО «ТТСК» переданы во временное владение и пользование объекты имущественного комплекса системы теплоснабжения, находящиеся в собственности муниципального образования г. Нелидово Тверской области, в том числе и котельные №5, №6, №9.

Гарантирующим поставщиком электрической энергии в отношении источников теплоснабжения, расположенных на территории г. Нелидово является ЗАО «Транссервисэнерго». АО «АтомЭнергоСбыт» не является гарантирующим поставщиком эпектроэнергии в части вышеперечисленных котельных.

Между ООО «ТТСК» и ЗАО «Транссервисэнерго» заключен договор энергоснабжения ...... о.т 15.012.2014г. В соответствии с пунктом 1.1. договора гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии, а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передачи электрической энергии. услуги по передачи электроэнергии в отношении котельных № 5, № 6, № 9 осуществляет ООО «Тверьоблэлектро».

В соответствии с п. 1.2.18. «Правил устройства эпектроустановою», утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002г. № 204 в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на следующие три категории электроприемники первой категории - это электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой: опасность для жизни людей, угрозу дня безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения.

Из состава электроприемников первой категории выделяется особая группа электроприемников, бесперебойная работа которых необходима дня безаварийного останова производства с целью предотвращения угрозы жизни людей, взрывов и пожаров.

Электроприемники второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей.

Электроприемники третьей категории все остальные электроприемники, не подпадающие под определения первой и второй категорий.

Требования Правил устройства электроустановок, утвержденным Приказом Министерства энергетики РФ от 08.07.2002 № 204, рекомендуют я применять для действующих электроустановок, если это повышает надежность электроустановки или если ее модернизация направлена на обеспечение требований безопасности, которые распространяются на действующие электроустановки (п.1.1.1).

Согласно П. 1.1.3 названных Правил электроустановка - совокупность машин, аппаратов, линий и вспомогательного оборудования (вместе с сооружениями и помещениями, в которых они установлены), предназначенных для производства, преобразования, трансформации, передачи, распределения электрической энергии и преобразования ее в другие виды энергии.

В силу П. 1.2.7 названных правил электроприемник - аппарат, агрегат и др., предназначенный для преобразования электрической энергии в другой вид энергии.

В соответствии с П. 1.2.17 названных Правил категории электроприемников по надежности электроснабжения определяются в процессе проектирования системы электроснабжения на основании нормативной документации, а также технологической части проекта.

При заключении договора энергоснабжения ...... от 15.012.2014г. в соответствии с п. 14 (1) «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» в целях обеспечения надежного энергоснабжения и качества электрической энергии котельных № 5, № 6, № 9 сторонами договора были определены категории надежности - вторая категория.

Таким образом, электроприемники котельных № 5, № 6, № 9, находящихся в пользовании ООО «ТТСК» относятся ко второй категории электроприемников.

В соответствии с п.1.2.20., 1.2.21. «Правил устройства электроустановок» электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания.

Для электроприемников второй категории при нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады.

Статьёй 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены полномочия органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Согласно ч. 2 ст. 11 данного Закона органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют, в том числе подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях.

Согласно ст. 14 Федерального закона РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68-ФЗ от 21.12.1994 организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций, планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях, создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

На администрацию Нелидовского района Тверской области возложена обязанность по решению вопросов местного значения – владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

АО «АтомЭнергоСбыт» является гарантирующим поставщиком на территории Тверской области, осуществляет бесперебойное энергоснабжение потребителей, в том числе ООО «Тверская теплоснабжающая компания».

По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.

Указанные котельные генерируют тепловую энергию на нужды отопления многоквартирных жилых домов, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, государственных и муниципальных органов.

Электроснабжение является необходимым элементом технологического процесса для обеспечения социальных объектов и населения услугой отопления.

Ограничение поставки тепловой энергии в отсутствие независимого резервного источника энергоснабжения может привести к угрозе для безопасности жизни и здоровья граждан, причинить значительный материальный ущерб.

В нарушение указанных требований действующего законодательства администрация Нелидовского района не приняла мер к их обеспечению вторым независимым резервным источником энергоснабжения.

Из Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" следует: к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В судебном заседании совокупностью доказательств установлено, что котельные № 5, №6, №9, расположенные на территории г. Нелидово Тверской области в настоящее время не оборудованы резервными источниками питания.

Указанное подтверждено актом проверки Нелидовской межрайонной прокуратуры от 30.11.2016 года, в котором указано, что данная проверка проводилась совместно с представителями ООО «ТТСК», ООО «Тверьоблэлектро», осмотрены помещения котельной № 5, расположенной по ул. Горького в г. Нелидово; котельной № 6, расположенной по ул. Карбышева в г. Нелидово; котельной № 9, расположенной по ул. Больничная, д. 1 в г. Нелидово. Установлено – указанные котельные не обеспечены автономными резервными источниками питания.

В своем отзыве ООО «Тверьоблэлектро» указывает на нарушение норм действующего законодательства собственником котельных в части снабжения котельных № 5,6,9, расположенных на территории г. Нелидово Тверской области, независимыми резервными источниками энергоснабжения.

Из объяснений АО «ТверьАтомЭнергоСбыт» следует, что отсутствие резервных источников питания и не соблюдение владельцами и собственниками котельных категорийности противоречит Правилам устройства электроустанововок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002 № 204, поскольку данное обстоятельство может повлечь за собой выход из строя оборудования котельной в течении отопительного сезона, причинение материального ущерба здоровью и жизни неопределенного круга лиц, повлечь рост социальной напряженности среди населения.

В материалах дела имеется также пояснения ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» от 13.12.2016 года, в которых указано, что в нарушение норм действующего законодательства, Администрация Нелидовского района являясь владельцем спорных котельных, не приняла мер к их обеспечению вторым независимым источником энергоснабжения.

В обоснование своих доводов ответчик предоставил справку от 28.11.2016 года, из которой следует, что Котельная № 5 (уп. Горького) запитана от ТП № ...... фид. ...... ПС «Нелидова)) двумя кабельными линиями (кл-о, 4 кВ) от двух трансформаторов. Резервное питание котельной № 5 осуществляется через ТП № ...... фид......, фид......., фид ...... ПС «Нелидова)). Котельная № 6 (уп. Карбышева) запитана от ТП № ...... фид...... ПС «Нелидова)) кабельной линией КЛ-О,4 кВ и воздушной линией ВЛ-О,4 кВ от одного трансформатора. Резервное питание котельной № 6 осуществляется через ТП № ...... фид....... ПС «Нелидова)), фид. ...... ПС «Половцово». Рекомендуется установить на ТП № ...... резервный трансформатор или приобрести автономный источник питания. Котельная № 9 (уп. Больничная) запитана от ТП № ...... фид...... ПС «Нелидова)) двумя кабельными линиями кл-о, 4 кВ от двух трансформаторов. Резервное питание котельной № 9 осуществляется через АВР 6 кВ на ТП № ...... с фид .......

Данная справка не может быть принята судом как подтверждение наличия резервного источника питания на объектах теплоснабжения, расположенных на территории г. Нелидово, так как указанная в справке информация подтверждает отсутствие резервного источника питания на котельных № 5 и № 6.

Из представленной ответчиком схемы котельной № 9 следует, что котельная № 9 запитана от ТП ...... фид. ...... ПС «Нелидово» двумя кабельными линиями от двух трансформаторов, что также не подтверждает наличие резервного источника питания, аппарата (агрегата) предназначенного для преобразования электрической энергии в другой вид энергии.

Таким образом, доводы ответчика о том, что котельные 5 и 9 соединены технологически и котельная № 5 оборудована двумя кабельными линиями от двух распределительных трансформаторов и что питание идет по двум независимым фидерам также не могут быть приняты судом обоснованными, так как котельные должны быть оборудованы электоустсановками - агрегатами (электроприемниками) предназначенными для преобразования электрической энергии в другой вид энергии. Относительно необходимости оборудования резервного источника питания на котельную № 6 представители ответчика не возражали.

При указанных обстоятельствах, с целью предотвращения угрозы жизни, здоровью неопределенного круга лиц, надежности теплоснабжения объектов социальной сферы, многоквартирных жилых домов, расположенных на территории г. Нелидово и района, суд считает необходимым исковые требования заявленные прокурором удовлетворить и возложить на администрацию Нелидовского района Тверской области обязанность в срок до 01 июля 2017 года организовать и оборудовать резервными источниками электропитания: котельную №5, расположенную по ул. Горького в г. Нелидово; котельную №6, расположенную по ул. Карбышева в г. Нелидово; котельную №9, расположенную по ул. Больничная д. 1 в г. Нелидово.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 -199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Нелидовского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Нелидовского района Тверской области об обязании организовать и оборудовать резервными источниками электропитания котельные удовлетворить в полном объёме.

Возложить на администрацию Нелидовского района Тверской области обязанность в срок до 01 июля 2017 года организовать и оборудовать в соответствии с Правилами устройства электроустановок, утверждёнными приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002 № 204, резервными источниками электропитания: котельную № 5, расположенную по ул. Горького в г. Нелидово; котельную № 6, расположенную по ул. Карбышева в г. Нелидово; котельную № 9, расположенную по ул. Больничная, д. 1 в г. Нелидово.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Нелидовский городской суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято 19 декабря 2016 года.

Председательствующий:                                                       Е.Н.Бурыкина

.

2-587/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Нелидовский прокурор
Ответчики
Администрация Нелидовского района
Другие
Администрация городского поселения
АО "АтомЭнергоСбыт"
ООО "Тверская теплоснабжающая компания"
Суд
Нелидовский межрайонный суд Тверской области
Дело на сайте суда
nelidovsky.twr.sudrf.ru
27.10.2016Передача материалов судье
27.10.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.10.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.10.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.10.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.11.2016Судебное заседание
30.11.2016Судебное заседание
14.12.2016Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее