Решение по делу № 66а-1176/2021 от 14.09.2021

      УИД № 41ОS0000-01-2021-000051-93

Дело № 66а-1176/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Новосибирск                                                                     15 сентября 2021 года

          Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Красиковой О.Е.,

судей Никитиной Г.Н., Роженцевой Ю.В.

при секретаре Таран И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи административное дело № 3а-31/2021 по административному исковому заявлению Саркисяна А.А. о признании незаконным и отмене постановления Петропавловск-Камчатской городской территориальной избирательной комиссии, осуществляющей полномочия окружной избирательной комиссии избирательного округа № 2, от 27 августа 2021 года № 26/200 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва Саркисяна Андрея Ашотовича»

              с апелляционной жалобой Саркисяна А.А. на решение Камчатского краевого суда от 3 сентября 2021 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Никитиной Г.Н., объяснения административного истца Саркисяна А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Петропавловск-Камчатской городской территориальной избирательной комиссии Манзату Н.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Довыденко Н.П., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

УСТАНОВИЛА:

              постановлением Законодательного Собрания Камчатского края от 16 июня 2021 года № 1155 назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва на 19 сентября 2021 года.

              Постановлением Избирательной комиссии Камчатского края от 17 июня 2021 года № 135/797 полномочия окружной избирательной комиссии избирательного округа № 2 по подготовке и проведению выборов депутатов Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва возложены на Петропавловск-Камчатскую городскую территориальную избирательную комиссию (далее – Избирательная комиссия).

          22 июня 2021 года в Избирательную комиссию Саркисяном А.А. поданы документы, необходимые для выдвижения своей кандидатуры в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края по одномандатному избирательному округу № 2 в порядке самовыдвижения. 23 июля 2021 года были представлены все необходимые для регистрации документы, в том числе 502 подписных листа, в которых содержалось 532 подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва.

         Постановлением Избирательной комиссии от 1 августа 2021 года № 21/141 отказано в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва Саркисяна А.А.

         2 августа 2021 года Саркисян А.А. обратился в Камчатский краевой суд с административным иском о признании незаконным и отмене постановления окружной избирательной комиссии от 1 августа 2021 года № 21/141.

             Решением Камчатского краевого суда от 6 августа 2021 года в удовлетворении административного иска отказано.

             Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 20 августа 2021 года по делу № 66а-1019/2021 (№ За-16/2021) постановление окружной избирательной комиссии признано незаконным и отменено. На Петропавловск-Камчатскую городскую территориальную избирательную комиссию возложена обязанность разрешить вопрос о регистрации Саркисяна А.А. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 2 после повторной проверки подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижений Саркисяна А.А. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва.

               По результатам повторной проверки подписных листов с подписями избирателей, представленных для регистрации кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения Саркисяна А.А. по одномандатному избирательному округу № 2, Избирательной комиссией принято постановление от 27 августа 2021 года № 26/200 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва Саркисяна Андрея Ашотовича».

              30 августа 2021 года Саркисян А.А. обратился в Камчатский краевой суд с административным иском о признании незаконным и отмене постановления Избирательной комиссии от 27 августа 2021 года № 26/200.

              В обоснование своих требований административный истец указал, что оспариваемое постановление Избирательной комиссии нарушает его избирательные права и не соответствует требованиям Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации и Европейского Суда по правам человека. Полагает, что Избирательная комиссия произвела случайную выборку подписей избирателей, подлежащих проверке, в нарушение пункта 7 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Считает, что административным ответчиком была нарушена процедура проверки подписей избирателей, поскольку ему было отказано в получении копий ведомостей проверки подписных листов, нарушены правила хранения папок с подписными листами, проверки подписей избирателей в системе ГАС «Выборы» и УМВД России по Камчатскому краю проведены в его отсутствие. Также считает, что согласно постановлениям Избирательной комиссии количество подписей, подлежащих проверке, должно составлять 99 подписей, а не 370 подписей. Не согласен с выводами окружной избирательной комиссии о признании 57 подписей избирателей недействительными в связи с не указанием или указанием неполного адреса места жительства избирателя. В соответствии с пунктом 11 статьи 37 Федерального закона 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» адрес места жительства может не содержать каких-либо реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя. Поскольку избирательный округ № 2 находится в границах г. Петропавловска-Камчатского, соответственно, все избиратели, чьи подписи стоят в подписных листах, зарегистрированы по месту жительства в г. Петропавловске-Камчатском. Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях избирательная комиссия имела возможность проверить данные сведения в системе ГАС «Выборы». Таким образом, отсутствие указания «Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский» в домашнем адресе избирателей не повлияло на действительность подписей, поскольку других сведений домашнего адреса избирателей было достаточно для идентификации этих лиц и их места жительства. Также у Избирательной комиссии не было оснований признавать недействительными 39 подписей в связи с несоответствием действительности сведений об избирателях. В подпункте «в» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» указано, что недействительными признаются подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. У избирательной комиссии таких справок в отношении 39 подписей не имелось. При таких обстоятельствах, из 101 подписи, которые избирательная комиссия признала недействительными, необходимо исключить 96 подписей, вследствие чего число недействительных подписей составит 5 подписей, что меньше 5% от общего числа подписей, отобранных для проверки, соответственно, оснований для отказа ему в регистрации в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва не имеется. В нарушение пункта 4.2.3 Методических рекомендаций по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, его возражения на итоговый протокол не рассмотрены по существу, о дате рассмотрения его не уведомили. Не согласен с выводами Избирательной комиссии о невозможности определения точного адреса проживания граждан, указавших свое место жительства по ул. Морской, поскольку из ответа УМВД России по Камчатскому краю от 29 июля 2021 года следует, что такая улица есть только в г. Петропавловске-Камчатском, в других населенных пунктах Камчатского края такой улицы нет. Ведомости проверки подписных листов, на которые ссылается избирательная комиссия в качестве официального доказательства подтверждения несоответствия действительности сведений об избирателе, не являются официальными документами, в связи с чем не могут быть допустимыми доказательствами по делу.

             Решением Камчатского краевого суда от 3 сентября 2021 года в удовлетворении административного иска отказано.

             Не согласившись с решением суда, Саркисян А.А. обратился в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Полагает, что Камчатский краевой суд обязан был в соответствии с взаимосвязанными пунктами 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», пунктами 10, 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» учитывать постановления Европейского суда по правам человека, вынесенных в отношении Российской Федерации в которых он установил нарушение Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Признание подписей недействительными, в виду того, что в графе адрес места жительства не указан Камчатский край и город Петропавловск-Камчатский при том, что все остальные данные об избирателе соответствуют действительности, отказ в его регистрации противоречит позиции Европейского суда по правам человека. Считает, что суд применил формальный подход к рассмотрению административного дела, не учел представленные им официальные документы, которые выражают прямую волю федерального законодателя, в частности, пояснительную записку к законопроекту № 114619-7, в результате чего неправильно истолковал положения подпункта г) пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В материалах административного дела отсутствует справка территориального органа МВД России, в которой указано, что сведения об избирателях в представленных подписных листах не соответствуют действительности, в связи с чем суд необоснованно признал ряд подписей недействительными по причине недостоверных данных об избирателях. Кроме того, судом допущены нарушения норм процессуального права.

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, административным ответчиком, представлены письменные возражения.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

              Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).

              Порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов выборов депутатов Законодательного Собрания Камчатского края, а также права и обязанности граждан, полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае, избирательных комиссий, права и обязанности кандидатов, зарегистрированных кандидатов и иных лиц и организаций - участников избирательного процесса урегулирован Законом Камчатского края от 14 марта 2011 № 565 «О выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края».

              Пунктом 1 статьи 38 названного Федерального закона 12 июня 2002 года № 67-ФЗ установлено, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.

              Согласно пункту 1.2 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.

              В соответствии с частью 2 статьи 36 Закона Камчатского края от 14 марта 2011 № 565 «О выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края» количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего одномандатного избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 60 подписей.

          Пунктом 11 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ предусмотрено, что избиратель, участник референдума ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя.

          На основании подпунктов «в», «г», «ж», «з», «н» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 202 года № 67-ФЗ недействительными признаются: подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи; подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с поименованным Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист; подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, участниках референдума, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей, участников референдума; все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом; подписи избирателей, участников референдума, которые внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума.

         Аналогичные положения содержатся в пунктах 3, 4, 7, 8, 13 части 8 статьи 39 Закона Камчатского края от 14 марта 2011 № 565 «О выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края».

Согласно подпункту «г.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, подпункту 6(1) пункта 4 статьи 40 Закона Камчатского края от 14 марта 2011 № 565 «О выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края» основаниями для отказа в регистрации кандидата, в том числе являются: если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей, - выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. 6(1) если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей, - выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки.

              Постановлением Избирательной Комиссии Камчатского края от 17 июня 2021 года № 135/802 установлено, что для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу № 2, на основании подписей избирателей необходимо представить в окружную избирательную комиссию соответствующего избирательного округа не менее 494 и не более 543 подписей.

Постановлением Избирательной Комиссии Камчатского края от 24 июня 2021 года № 135/859 установлено, что количество подписей, подлежащих проверке в соответствии с требованиями части 3 статьи 39 Закона Камчатского края от 14 марта 2011 № 565 «О выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края» при проведении проверки подписных листов с подписями избирателей, представленных для регистрации кандидата, для избирательного округа № 2 составляет 370 подписей.

Из материалов административного дела следует и судом установлено, в Избирательную комиссию Саркисяном А.А. были представлены документы для регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 2 в порядке самовыдвижения, в их числе 532 подписи избирателей, сброшюрованных в 11 папок.

По результатам проверки 370 представленных Саркисяном А.А. подписей избирателей, проведенной рабочей группой недействительными признаны 103 подписи избирателей, что составляет 27% от необходимого количества подписей, подлежащих проверке.

Согласно оспариваемому постановлению, в ведомости по проверке подписей и итоговом протоколе проверки подписных листов допущены описки. Недействительными подлежит признанию 101 подпись избирателей, что составляет 27% от необходимого количества подписей, подлежащих проверке, из них:

1 подпись признана недействительной, поскольку подпись избирателя внесена позднее заверения лица, осуществлявшим сбор подписей избирателей;

1 подпись признана недействительной, поскольку подписной лист не заверен кандидатом;

    подпись признана недействительной, поскольку не указана дата заверения подписного листа лицом, осуществляющим сбор подписей;

57 подписей признаны недействительными, поскольку не указан или указан неполный адрес места жительства избирателя;

            подписи признаны недействительными,    поскольку    имеются

неоговоренные исправления в сведениях об избирателе;

39 подписей признаны недействительными, поскольку сведения об избирателе не соответствуют действительности.

              С целью проверки доводов административного истца суд первой инстанции исследовал подлинные подписные листы и согласился с решением окружной избирательной комиссии в части признания недействительными следующих подписей:

    1 подпись является недействительной, поскольку подпись избирателя внесена позднее (19 июля 2021 года) заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей (15 июля 2021 года), папка 3, подписной лист 19 (т. 1 л.д. 117, 125), нарушен пункт 13 части 8 статьи 39 Закона Камчатского края № 565;

    1 подпись является недействительной, поскольку подписной лист не заверен кандидатом, папка 2 подписной лист 24 (т. 1 л.д. 103, 111), нарушен пункт 8 части 8 статьи 39 Закона Камчатского края № 565;

    1 подпись является недействительной, поскольку не указана дата заверения подписного листа лицом, осуществляющим сбор подписей, папка 3 подписной лист 39 (т. 1 л.д. 117, 122), нарушен пункт 8 части 8 статьи 39 Закона Камчатского края № 565;

    2 подписи признаны недействительными, поскольку в подписных листах имеются неоговоренные исправления в сведениях об избирателе, папка 10, подписной лист 3, строка 5 (т. 1 л.д. 205, 213), папка 2, подписной лист 13 (т. 1 л.д. 103, 114), нарушен пункт 7 части 8 статьи 39 Закона Камчатского края № 565.

              Кроме того, суд первой инстанции, на основании информации Управления по вопросам миграции УМВД России по Камчатскому краю № 8/60-7049 от 29 июля 2021 года, согласно которой улица Морская есть только в г. Петропавловске-Камчатском, в Елизовском районе имеются улицы 6-я Морская, 2-я Морская и 3-я Морская, исключил 10 подписей избирателей из числа недействительных, поскольку указание в подписных листах места жительства «ул. Морская», однозначно воспринимается как проживание в г. Петропавловске-Камчатском.

              Также исключил 2 подписи избирателей из числа недействительных:

             -в подписном листе 7 папки 6, поскольку в ведомости проверки подписей проверялась подпись гражданина с фамилией «Шокрушин», тогда как в подписном листе фамилия указана «Мокрушин» ;

              -в подписном листе 33 папки 6, поскольку регистрация гражданина по другому адресу (16 июля 2021 года) произведена после подписания подписного листа (8 июля 2021 года).

              Данные выводы суда первой инстанции сторонами не обжалуются.

              Судом установлено, что в ряде подписных листов не указан или указан неполный адрес места жительства, а именно в графе «адрес места жительства» не указаны наименование субъекта Российской Федерации (Камчатский край) и города (Петропавловск-Камчатский). В частности:

            - папка 10, подписной лист 9, строки 1 и 2 (т. 1 л.д. 205, 212), всего 2 подписи;

    папка 9, подписные листы 19, 21, 29, 30, 38, 40 (т. 1 л.д. 187, 199-204), всего 6 подписей;

    папка 8, подписные листы 1, 6, 14, 21, 26, 28, 31, 39 (т. 1 л.д. 172, 179- 186), всего 8 подписей;

    папка 6, подписные листы 6, 12, 31, 35 (т. 1 л.д. 156, 164, 166, 169-171), всего 4 подписи;

    папка 5, подписные листы 1, 2, 13, 15, 17, 21, 25, 26, 31, 32, 48 (т. 1 л.д. 137, 141-151, 153-155), всего 11 подписей;

    папка 4, подписные листы 2, 3, 4, 6, 8, 12 (т. 1 л.д. 129, 131-136), всего 6 подписей;

    папка 3, подписные листы 5, 12, 18, 20, 44 (т. 1 л.д. 117, 121, 123-124, 126-128), всего 5 подписей;

    папка 2, подписные листы 2, 20, 23, 37, 46 (т. 1 л.д. 103, 108-109, 112-113, 116), всего 5 подписей.

             Разрешая настоящий административный спор, судом обоснованно принято во внимание, что наименование субъекта Российской Федерации и города является частью адреса места жительства избирателя, следовательно, должно было указываться в подписных листах, поскольку без указания этих данных невозможно установить действительное место проживания избирателя.

             Вопреки доводам административного истца данная позиция не противоречит пункту 12 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, согласно которому адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 данного Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номеров дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя.

         В соответствии с положениями пункта 5 части 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Разъясняя приведенные законоположения, в пункте 2.3 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2014 года № 1483-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Плешкова Игоря Владимировича на нарушение его конституционных прав положениями подпункта «з» пункта 6.4 и подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" указано следующее.

Согласно подпункту 5 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» адрес места жительства - это тот адрес, по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации; таким образом, исходя из буквального смысла приведенной нормы, адрес места жительства должен указываться в подписных листах в том виде, как он отражен в официальных документах, удостоверяющих наличие у гражданина регистрации по месту жительства, а именно в паспорте гражданина Российской Федерации или свидетельстве о регистрации по месту жительства. Закрепленный в подпункте 5 статьи 2 указанного Федерального закона общий перечень сведений, образующих понятие адреса места жительства, носит ориентирующий характер. Следовательно, содержащееся в нем законоположение означает, что избирательные комиссии, на которые данным Федеральным законом возложена обязанность по обеспечению и защите избирательных прав граждан на основе демократических принципов и норм избирательного права (пункт 3 статьи 20), не должны во всех без исключения случаях требовать указания в подписных листах всех перечисленных в данном перечне сведений, в том числе при отсутствии тех или иных сведений в паспорте гражданина Российской Федерации (свидетельстве о регистрации по месту жительства). Иное понимание данного законоположения допускало бы невозможность однозначного определения в каждом конкретном случае правильности указания места жительства избирателя, тем самым приводя к нарушению конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, и не отвечало бы требованиям ясности и недвусмысленности правового регулирования.

В развитие правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации подпункт 5 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» получил соответствующее толкование и со стороны Пленума Верховного Суда Российской Федерации, который в постановлении от 31 марта 2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» специально разъяснил, что адрес места жительства, который должен быть указан в подписном листе независимо от уровня выборов, референдума, может не содержать всех указанных в подпункте 5 статьи 2 реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) с учетом фактических особенностей места жительства избирателя, участника референдума; соответствующие сведения не указываются при отсутствии наименований улиц в населенных пунктах и (или) нумерации домов, квартир, а также наименования населенного пункта, например в случае проживания гражданина на межселенной территории (пункт 30).

Из ответа Управления по вопросам миграции УМВД России по Камчатскому краю от 29 июля 2021 года№ 8/60-7049 улицы Максутова, Курильская, Осипенко, Беринга, Ключевская, Корякская, Ленинградская, Океанская, Партизанская, которые указаны избирателями в подписных листах, находятся не только на территории г. Петропавловска-Камчатского, но и в г. Елизово, иных населенных пунктах Елизовского района, в с. Никольское Алеутского района, с. Усть-Болынерецк Усть-Болынерецкого района, п. Атласово Мильковского района, п. Ключи Усть-Камчатского района.

               Несмотря на то, что Саркисяном А.А. поданы документы о регистрации его в качестве кандидата по одномандатному избирательному округу № 2 в порядке самовыдвижения, который территориально находится в г. Петропавловске-Камчатском, регистрация кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края происходит на территории всего Камчатского края.

         Таким образом, отсутствие указания в подписных листах информации, требуемой в силу действующего законодательства, препятствует однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателей.

Необходимость указания в представленных кандидатом подписных листах адреса места жительства избирателя, в том числе указания в этом адресе наименования субъекта Российской Федерации и города - прямое требование федерального закона, выполнение которого не может зависеть от собственного усмотрения того или иного участника избирательного процесса.

Приведенные требования законодателя обязательны для исполнения каждым кандидатом и потому не позволяют отнести их нарушение к категории несущественных, формальных. Иное означало бы прямое нарушение принципа равенства всех кандидатов в их правах и обязанностях, установленного пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ. Ссылка кандидата о его добросовестности при сборе подписей избирателей не опровергает выводов суда о несоблюдении кандидатом требований.

Суждения административного истца о том, что судом не учтены представленные им официальные документы, которые выражают прямую волю федерального законодателя, являются несостоятельными, поскольку редакция пункта 5 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, определяющая значения основных терминов и понятий и подлежащая применению в системном единстве с другими нормами названного закона, не претерпела изменений.

Доводы административного истца о том, что все подписи были проверены в системе ГАС «Выборы», в связи с чем отсутствуют основания для признания их недействительными, не могут быть приняты во внимание по мотивам, изложенным выше.

Утверждение административного истца о необходимости направления избирательной комиссии запроса в Управление по вопросам миграции УМВД России по Камчатскому краю в отношении вышеуказанных подписей избирателей не основано на законе, поскольку наличие официальной справки государственного органа необходимо в случае выявления расхождений между персональными данными граждан, содержащимися в подписном листе, в данном случае, имело место отсутствие сведений в подписных листах, требуемых в соответствии с федеральным законом.

Суд первой инстанции обоснованно согласился с решением окружной избирательной комиссии в части признания 37 подписей избирателей в связи с нарушениями пункта 3 части 8 статьи 39 Закона Камчатского края № 565, поскольку в подписных листах сведения об избирателях не соответствуют действительности:

    папка 10, подписной лист 1, строка 3 (т. 1 л.д. 98, 205, 209), подписной лист 3, строка 3 (т. 1 л.д. 98, 205, 213), подписной лист 5, строка 2 (т. 1 л.д. 98, 205, 207), подписной лист 17, строка 1 (т. 1 л.д. 98, 205, 208), всего 4 подписи;

    папка 9, подписные листы 41, 42, 5, 10, 11, 15, 27, 44, 46, 47 (т. 1 л.д. 100, 187-188, 189-198), всего 10 подписей;

    папка 8, подписные листы 16, 17, 30, 38, 41 (т. 1 л.д. 98, 172, 174-178), всего 5 подписей;

    папка 6, подписные листы 14, 36, 3, 22, 43, 49 (т. 1 л.д. 101, 156-157, 158-163, 165, 168), всего 6 подписей;

    папка 5, подписные листы 6, 10, 42 (т. 1 л.д. 99, 137-138, 139-140, 152), всего 3 подписи;

    папка 4, подписной лист 19 (т. 1 л.д. 102, 129, 130), всего 1 подпись;

    папка 3, подписные листы 22, 27 (т. 1 л.д. 97, 117, 119-120), всего 2 подписи;

    папка 2, подписные листы 9, 27, 5, 6, 19, 44, (т. 1 л.д. 102, 103, 105-107, 110, 115), всего 6 подписей, поскольку данные нарушения, вопреки утверждениям административного истца подтверждены официальной информацией Врио начальника Управления по вопросам миграции УМВД России по Камчатскому краю от 23 августа 2021 года № 8/620-7807, которой судом дана надлежащая правовая оценка, оснований не доверять представленным сведениям не имеется. Отсутствие в данной информации слова «справка» не меняет сути содержащихся в них сведений. Административный истец, ссылаясь на недостоверность данных сведений, доказательств в подтверждение своих доводов не представил.

             Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что недействительными являются 89 подписей избирателей, что составляет 24% от общего количества подписей, отобранных для проверки, что является основанием для отказа в регистрации кандидата в соответствии с подпунктом «г.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.

             Вопреки доводам административного истца определение подписей избирателей, подлежащих проверке в количестве 370, не противоречит положениям пункта 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.

             Судебная коллегия не может согласиться с доводом апелляционной жалобы о том, что отказ в регистрации кандидатом Саркисяну А.А. противоречит нормам международного права, общепризнанному принципу справедливости, а также правовой позиции Европейского Суда по правам человека.

      Конституционное право избирать и быть избранным не является абсолютным, реализуется исключительно в соответствии с требованиями избирательного законодательства, которое может иметь определенные ограничения, что не запрещается статьей 3 Протокола № 1 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, заключенной 4 ноября 1950 года в г. Риме, предусматривающей обязательность проведения с разумной периодичностью свободных выборов путем тайного голосования в таких условиях, которые обеспечивали бы свободное волеизъявление народа при выборе органов законодательной власти, и не содержащей иных предписаний.

              Как указывает Европейский Суд по правам человека в Постановлении от 19 июля 2007 года «Краснов и Скуратов против Российской Федерации» государство располагает широкой свободой усмотрения в вопросе ограничений, поскольку каждое государство имеет законный интерес в обеспечении нормального функционирования своей системы органов власти.

             Установленные федеральным законодательством правила выдвижения кандидатов, сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, а также условия регистрации кандидатов подлежат неукоснительному исполнению, поскольку государство от гражданина, претендующего на занятие государственной должности в законодательном (представительном) органе государственной власти, вправе требовать строгого соблюдения всех предписаний избирательного законодательства.

              Иные доводы апелляционной жалобы не содержат сведений, свидетельствующих о нарушении судом норм материального права и норм процессуального права, не влияют на правильность выводов суда, повторяют позицию административного истца в суде первой инстанции, сводятся к переоценке выводов суда, проверялись им и получили правильную оценку в решении.

              В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 указанного федерального закона, иных требований, предусмотренных данным федеральным законом, иным законом.

             Поскольку судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и правильно применен закон, регулирующий спорные отношения, решение суда следует признать законным и обоснованным.

             Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

ОПРЕДЕЛИЛА:

               решение Камчатского краевого суда от 3 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Саркисяна А.А. – без удовлетворения.

             На апелляционное определение могут быть поданы кассационные жалобы, представление через Камчатский краевой суд в течение шести месяцев со дня вынесения в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.

         Председательствующий

         Судьи

Мотивированно апелляционное определение составлено 16 сентября 2021 года

66а-1176/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокуратура Камчасткого края
Саркисян Андрей Ашотович
Ответчики
Окружная избирательная комиссия избирательного округа № 2 Камчатского края
Другие
Избирательная комиссия Камчатского края
Суд
Пятый апелляционный суд общей юрисдикции
Судья
Никитина Г.Н.
Дело на странице суда
5ap.sudrf.ru
14.09.2021Передача дела судье
15.09.2021Судебное заседание
20.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.09.2021Передано в экспедицию
15.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее