Судья Губанова М.В.
Дело № 2-164/2024
УИД: УИД 74RS0001-01-2023-003808-76
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 11-6978/2024
03 июня 2024 г. г. Челябинск
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Доевой И.Б.,
судей Челюк Д.Ю., Стяжкиной О.В.,
при секретаре Филипповой Д.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Котова Сергея Анатольевича к Межрайонной Инспекции Федеральной Налоговой Службы № 31 по Челябинской области о признании действий незаконными, обязании произвести расчет денежного содержания, взыскании задолженности по денежному содержанию, компенсации за просрочку выплаты денежного содержания,
по апелляционной жалобе Межрайонной Инспекции Федеральной Налоговой Службы № 31 по Челябинской области на решение Советского районного суда г. Челябинска от 29 января 2024 года.
Заслушав доклад судьи Челюк Д.Ю. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, пояснения представителей ответчика Евстифейкиной С.А., Чуманова Е.Л., Божко Т.В. поддержавших доводы апелляйионной жалобы, возражения истца Котова С.А. и его представителя Мазавиной А.И., возражавших по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Котов Сергей Анатольевич обратился в суд с иском к Межрайонной ИФНС России № 31 по Челябинской области (ранее ИФНС России по Тракторозаводскому району г. Челябинска) о признании действий незаконными, обязании произвести расчет денежного содержания, взыскании задолженности по денежному содержанию, компенсации за просрочку выплаты денежного содержания, обязании произвести перечисление налогов.
В обоснование иска указал, что в период работы в должности <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> в ИФНС России по Тракторозаводскому району г. Челябинска обратился к ответчику с заявлением от 29.06.2023 г., в котором просил представить ему расчет начисленных отпускных и компенсационных выплат за весь период работы, начиная с 01.10.2013 г. по 17.07.2023 г. Ему был предоставлен ответ без детализации по выплатам, из которого невозможно было установить размер и порядок расчета запрашиваемых выплат. Вместе с тем из ответа работодателя от 03.07.2023 г. стало известно, что часть выплат (разовые премии и выплаты стимулирующего характера) не учитывались при начислении ежегодного денежного содержания за ежегодный оплачиваемый отпуск. В связи с полученным ответом он обратился к работодателю с заявлением о перерасчете денежного содержания за ежегодный оплачиваемый отпуск за период работы, начиная с 01.10.2013 г. по 17.07.2023 г., также просил выплатить компенсацию за несвоевременную выплату указанных сумм по ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации.
Полагает, что работодателем при расчете денежного содержания для исчисления компенсации необоснованно не были учтены средства материального стимулирования и единовременного поощрения, производимые за счет дополнительных лимитов бюджетных обязательств на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих сверх установленного фонда оплаты труда, поскольку они не включены в п. 2 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 562 от 06.09.2007 г. Истец полагал, что ответчиком не учтены нормы ст. 14, 50, 51 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», п.п. 2,8 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 562 от 06.09.2007 г., Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2021 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования государственного управления», разъяснения, содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 г. № 14-04-05/34482, Приказом Министерства финансов Российской Федерации № 90н от 17.10.2007 г., постановление Правительства Российской Федерации № 611 от 25.09.2007 г. «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти». Полагает, что дополнительное материальное стимулирование в рамках Указа Президента Российской Федерации № 601 от 07.05.2012 г. производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органом сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной деятельности служащего, в связи с чем к нему не подлежат применению положения Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Приказом Министерства финансов Российской Федерации № 90н от 17.10.2007 г.
Уточнив исковые требования в связи с представленным расчетом стороной ответчика, истец просил признать незаконными действия ответчика (ранее в период обращения истца ИФНС России по Тракторозаводскому району г. Челябинска), выразившиеся в невыплате денежного содержания; взыскать с ответчика в его пользу: задолженность по денежному содержанию за период с 01.05.2014 г. по 17.07.2023 г. в размере 533 680,05 руб., проценты за задержку полагающихся выплат за период с 01.05.2014 г. по 19.01.2024 г. в размере 391 269,67 руб., обязав ответчика выплачивать проценты за задержку выплат, начиная с 17.07.2023 г. по день фактического расчета; взыскать с ответчика задолженность по денежному содержанию в виде недоплаченного уральского коэффициента в размере 566 368,49 руб. проценты за задержку выплаты районного коэффициента за период с 01.05.2014 г. по 19.01.2024 г. и начиная с 19.01.2024 г. в размере 469 658,04 руб. сумму процентов истец просил взыскать по день фактического расчета.
Истец и его представитель Мазавина А.И. поддержали уточненное исковое заявление.
Представители ответчика Чуманов Е.Л., Божко Т.В. возражали против удовлетворения исковых требований, поскольку законом не предусмотрено начисление районного коэффициента на стимулирующие выплаты, а также не предусмотрено включение стимулирующих выплат в расчет среднего заработка для начислении ежегодного денежного содержания за ежегодный оплачиваемый отпуск. Также ответчиком заявлено ходатайство о применении последствия пропуска срока для обращения в суд в соответствии со ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации, который следует исчислять с момента, когда выплата указанных сумм отпускных и районного коэффициента должна быть произведена работодателем.
Суд вынес решение, которым исковые требования Котова Сергея Анатольевича к Межрайонной ИФНС России № 31 по Челябинской области (ранее ИФНС России по Тракторозаводскому району г. Челябинска) о признании действий незаконными, обязании произвести расчет денежного содержания, взыскании задолженности по денежному содержанию, компенсации за просрочку выплаты денежного содержания, обязании произвести перечисление налогов, удовлетворил частично.
Признал незаконными действия Межрайонной ИФНС России № 31 по Челябинской области по невыплате денежного содержания, взыскал с Межрайонной ИФНС России № 31 по Челябинской области в пользу Котова Сергея Анатольевича, <данные изъяты>
Взыскал в его пользу задолженность по денежному содержанию за период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках с 01.09.2014 г. по 04.06.2023 г. и задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск в размере 533 354,65 руб.;
проценты за несвоевременную выплату денежного содержания и компенсации за неиспользованный отпуск в размере 400 686,62 руб. за период с 21.08.2014 г. по 26.01.2024 г. Указал, что проценты взыскивать из фактически не выплаченных денежных сумм, начиная с 27.01.2024 г. и по день фактического расчета включительно;
задолженность по денежному содержанию в виде недоплаченного районного коэффициента в размере 566 368,49 руб., начиная с июня 2014 г. и по декабрь 2022 г.;
проценты за несвоевременную выплату районного коэффициента в размере 469 688,04 руб., за период с 30.06.2014 г. и по 26.01.2024 г. Указал, что проценты взыскивать из фактически не выплаченных денежных сумм, начиная с 27.01.2024 г. и по день фактического расчета включительно.
Не согласившись с решением суда, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об оставлении исковых требований Котова С.А. без удовлетворения.
В обоснование доводов жалобы указывает, что с вынесенным решением не согласны, считают его незаконным, принятым с нарушением норм материального права и неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела.
Так, судом при вынесении решения не дана оценка доводам ответчика, не исследована природа выплачиваемого материального стимулирования и не установлено, входило ли оно в фонд оплаты труда и в денежное содержание в оспариваемый период, а именно материальное стимулирование, выплачиваемое до 01.01.2023 г., не являлось гарантированной выплатой, не входило в состав денежного содержания федерального государственного гражданского служащего территориального органа ФНС России, не относится к премиям за выполнение особо важных и сложных заданий, выплачиваемым из фонда оплаты труда, а относилось к иным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Начисление районного коэффициента на материальное стимулирование также правомерно не производилось. Считают необоснованными ссылки на общие нормы о составе заработной платы государственного гражданского служащего – денежного содержания, которое устанавливается положениями Закона № 79-ФЗ, а также указами Президента Российской Федерации от 25.07.2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих и постановлениями Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 г. № 562».
Выводы суда о необходимости начисления районного коэффициента на суммы дополнительного материального стимулирования являются необоснованными, так как противоречат выработанной политике, изложенной Минфином России в письме от 15.07.2014 г. № 14-04-05/34482, где указано, что начисление районных коэффициентов на суммы средств материального стимулирования не должно производиться. Иных доказательств необходимости начисления на установленные другие выплаты районного коэффициента ни судом, ни истцом не приведено, а также не подтверждено материалами дела.
В соответствии с положениями законодательства Российской Федерации о гражданской службе, требование о взыскании компенсации за задержку выплаты, а также о взыскании компенсации по дату фактического исполнения судебного решения нельзя признать основанным на законе, так как спорные выплаты Котову С.А. не назначались, оснований для взыскания компенсации после вынесения судебного решения и до фактического исполнения не имеется, материальная ответственность работодателя за неисполнение решения суда данной нормой закона не предусмотрена.
Также указывают, что суд неправомерно удовлетворил требования истца о взыскании спорных выплат за период с 2014 г. по 2023 г., и не рассматривая позицию ответчика о необоснованности восстановления срока, так как в нарушение ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации истцом пропущен срок для обращения с данным требованием. Кроме того, спорные суммы истцу начислены не были, соответственно, не были выплачены. В силу ст. 140 Трудового кодекса Российской Федерации обязанность по выплате при увольнении работнику неначисленных сумм на работодателя законом не возложена.
Выводы суда, что не полностью выплаченные суммы отпускных в установленные сроки перешли в статус денежных компенсаций, то есть денежных выплат, установленных в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением трудовых и иных обязанностей, основаны на неверном толковании норм права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим изменению и частичной отмене в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Котов С.А. работал в ИФНС России по Тракторозаводскому району г. Челябинска (после переименования Межрайонная ИФНС России № 31 по Челябинской области) в должности <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>, что подтверждается приказом о приеме на работу № от 01.10.2013 г., служебным контрактом № от 01.10.2013 г., приказом о назначении на должность № от 17.07.2014 г., служебным контрактом № от 17.07.2014 г., приказом о продлении срока замещения должности № от 15.07.2015 г., дополнительным соглашением б/н от 15.07.2015 г. к служебному контракту от 17.07.2014г. №, приказом о продлении срока замещения должности № от 18.07.2016 г., дополнительным соглашением от 18.07.2016 г. к служебному контракту от 17.07.2014г. №, приказом о продлении срока замещения должности № от 13.07.2018 г., дополнительным соглашением от 13.07.2018 г. к служебному контракту от 17.07.2014г. №, приказом о заключении срочного служебного контракта № от 17.07.2019 г., служебным контрактом № от 17.07.2019 г., приказом от 20.07.2020 г. № о продлении срока замещения должности, дополнительным соглашением от 20.07.2020 г. к служебному контракту от 17.07.2019г. №, приказом о продлении срока замещения должности № от 16.07.2021 г., дополнительным соглашением от 16.07.2021 г. к служебному контракту от 17.07.2019г. №, приказом о продлении срока замещения должности № от 15.07.2022 г., дополнительным соглашением № от 15.07.2022 г. к служебному контракту от 17.07.2019 г. № (т. 1, л.д. 68, 69-72, 73, 74-77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85-90, 91, 92, 93, 94, 95, 96).
Приказом № от 12.07.2023 г. Котов С.А. с 18.07.2023г. уволен с государственной гражданской службы в связи с истечением срока действия срочного служебного контракта, по пункту 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (т. 1, л.д. 97).
Частично удовлетворяя требования Котова С.А., суд первой инстанций исходил из того, что истец, будучи работником ответчика, обращался к ответчику с заявлением от 29.06.2023 г., в котором просил представить ему расчет начисленных отпускных и компенсационных выплат за весь период работы, начиная с 01.10.2013 г. по 17.07.2023 г., ему работодателем был предоставлен ответ без детализации по выплатам, из которого невозможно было установить размер и порядок расчета запрашиваемых выплат, в связи с чем, отказал ответчику в применении к данным правоотношениям положений ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации о пропуске срока обращения с иском в суд, о котором было заявлено ответчиком и взыскал спорную задолженность за период с 01.10.2013 г. по 17.07.2023г., в том числе задолженность по отпускным, компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, процентов за нарушение сроков выплаты, в соответствии со ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации и невыплаченный районный коэффициент.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, так как они не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона, а доводы апелляционной жалобы ответчика заслуживают внимания.
Обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату заработной платы признается одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений, закрепленных в статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Этому праву работника в силу статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Частью первой статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно части первой статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть вторая статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 146 Трудового кодекса Российской Федерации в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
Согласно статье 148 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно статье 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективными договорами или правилами внутреннего распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.
Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Как предусмотрено частями 1 и 2 статьи 46 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания. Ежегодный оплачиваемый отпуск гражданского служащего состоит из основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).
Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, был урегулирован Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 г. № 562, которые действовали до 1 января 2023 г.
Согласно абзацу первому пункта 6 указанных Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск. Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска.
С 1 января 2023 г. вступили в силу Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 01.04.2022 № 554, пунктом 7 которых предусмотрено, что в случаях, предусмотренных подпунктом «а» пункта 1 настоящих Правил, гражданскому служащему сохраняемое денежное содержание исчисляется за весь соответствующий период как за фактически отработанное время. Сохраняемое денежное содержание при этом состоит из оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «б» - «д» пункта 3 и пунктом 4 настоящих Правил. При исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно к сохраняемому денежному содержанию также учитываются 1/12 размера выплат, предусмотренных подпунктами «е» и «з» пункта 3 настоящих Правил, начисленных гражданскому служащему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск. Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске рассчитывается путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней в году) и умножения на число календарных дней отпуска.
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 указанного Федерального закона фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», в редакции действующей до 1 января 2023 г., фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. №763, в редакции действовавшей до 1 января 2023 г., было установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 8 подпункта «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Из приведенных нормативных положений следует, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Поскольку в соответствии с положениями части 3 статьи 51 названного закона фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное истцу материальное стимулирование должно учитываться при расчете его среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. № 14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. № 238-7.
Из материалов дела следует, что в соответствии с условиями служебного контракта, заключенного между Котовым С.А. и представителем нанимателя в лице <данные изъяты> <данные изъяты> инспекции Федеральной налоговой службы по Тракторозаводскому району г. Челябинска, разделом IV истцу установлено денежное содержание, которое состоит из: месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (должностного оклада) в размере 5421,00 руб. в месяц; месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином гражданской службы (оклада за классный чин) <данные изъяты> в размере 1839,00 руб. в месяц; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации в размере 30 процентов этого оклада; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Российской Федерации в размере 110 процентов этого оклада; ежемесячного денежного поощрения в размере одного должностного оклада в месяц; премии за выполнение особо важных и сложных заданий с учетом обеспечения задач и функций Инспекции Федеральной налоговой службы по Тракторозаводскому району г. Челябинска, исполнении должностного регламента; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи; других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В период работы с 2014 – 2023 г.г. в Межрайонной ИФНС России № 31 по Челябинской области Котову С.А. предоставлялись ежегодные основной и дополнительные отпуска за выслугу лет и ненормированный служебный день, что следует из приказов о предоставлении отпусков работникам (т. 1 л.д. 99-132).
В период прохождения гражданской службы Котову С.А. как федеральному государственному гражданскому служащему территориального органа ФНС России в 2017 – 2023 г.г. выплачивались ежеквартальные выплаты в виде материального стимулирования, что подтверждается приказами ИФНС по Тракторозаводскому району г. Челябинска (т. 2 л.д. 29-50).
Исходя из смысла приведенных норм, средства материального стимулирования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относятся к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ, поскольку в соответствии с положениями части 3 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется также за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Выплаченные Котову С.А. в соответствии с приказами ответчика средства материального стимулирования подлежали учету при расчете среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в основных и дополнительных отпусках в период 01.10.2013 г. по 17.07.2023 г.
Рассматривая довод апелляционной жалобы о неправомерном удовлетворении требований истца о взыскании спорных выплат за период с 2014 г. по 2023 г., с учетом заявленного ответчиком ходатайства о пропуске истцом срока для обращения в суд, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В силу части 2 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
При пропуске сроков по уважительным причинам, они могут быть восстановлены судом (часть 4 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации).
Исходя из разъяснений Верховного Суда РФ, содержащихся в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 (ред. от 24.11.2015) «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
При этом в каждом конкретном случае суд оценивает уважительность причины пропуска работником срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, проверяя всю совокупность конкретных обстоятельств дела, в том числе характер причин, не позволивших работнику обратиться в суд в пределах установленного законом срока.
Разрешая исковые требования истца о взыскании спорных выплат за период с 2014 г. по 2023 г. и восстанавливая срок для обращения истца с заявленными требованиями, суд учитывал, что истец дважды обращался к работодателю с просьбой дать ему пояснения о начислениях заработной платы, в том числе в части отпускных и компенсационных выплат с 2013 г. в связи с отсутствием у него знаний, позволяющих разобраться в начислениях. Однако истцу были предоставлены сводные ведомости, без указаний расчетов и детализации выплат, учитываемых при начислении оплаты отпуска. Из ответа ИФНС России по Тракторозаводскому району г. Челябинска, датированного 03.07.2023 г. истцу стало известно, что выплаты стимулирующего характера не учитывались при расчете денежного содержания за ежегодный оплачиваемый отпуск.
С исковым заявлением о взыскании недоплаченных денежных выплат и компенсации за задержку и взыскании морального вреда истец обратился в суд 14.07.2023 г. (т. 1, л.д. 4-10).
С выводом суда, судебная коллегия не согласна, поскольку годичный срок обращения в суд за взысканием задолженности по денежному содержанию за период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках, компенсации и процентов истек, доводы истца об уважительности причин пропуска срока обращения с заявлением являются несостоятельными, поскольку о составе начисляемых и выплаченных суммах денежного содержания, в том числе на период ежегодных оплачиваемых основных и дополнительных отпусков, Котову С.А. было известно при получении расчетных листков по его денежному содержанию, которые выдавались своевременно. Имея высшее экономическое образование, будучи ознакомленным со всеми нормативно-правовыми актами, касающимися прохождения государственной гражданской службы, в том числе состава денежного содержания гражданского служащего и иных выплат, им причитающихся, истец имел возможность произвести расчет своих отпускных, при несогласии с расчетом обратиться к представителю нанимателя за разъяснениями. Соответственно, оснований для восстановления указанного срока, у суда не имелось.
Ответчиком представлен расчет отпускных с учетом средств материального стимулирования и премирования за счет дополнительных ассигнований за период с 14.07.2022 г. по 14.07.2023 г. в размере 87409,61 руб. и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении 17.07.2023 г., с учетом выплаченной компенсации в размере 1675,22 руб., всего 89 084,84 руб.
Истцом и его представителем в судебном заседании суда апелляционной инстанции указанный расчет ответчика не оспаривался.
Таким образом, с ответчика подлежит взысканию сумма отпускных с учетом средств материального стимулирования и премирования за счет дополнительных ассигнований, а также компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении за период с 14.07.2022 г. по 14.07.2023 г. в размере 89 084,84 руб.
При рассмотрении заявленных истцом требований о взыскании не доначисленых и не выплаченных сумм районного коэффициента за период с 01.05.2014 г. по 19.01.2024 г. на средства дополнительного материального стимулирования судом не учтен порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, был урегулирован Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 г. № 562, которые действовали до 1 января 2023 г.
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения – в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» (далее – Указ № 763) установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа № 763 предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем восьмым подпункта «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» (далее – Указ № 601) Правительству Российской Федерации было поручено до 01.07.2012 представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Таким образом, указанное материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Статьей 313 ТК РФ предусмотрено, что государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Ежегодно, до 01.01.2023, в связи с принятием Правительством Российской Федерации решений о выделении дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих федеральных государственных органов сверх установленных фондов оплаты труда Федеральная налоговая служба в пределах полномочий главного распорядителя средств федерального бюджета доводила в распоряжение руководителей управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации дополнительные бюджетные ассигнования на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России и предоставляла право принять решение о направлении указанных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих аппаратов управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации и нижестоящих налоговых органов за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности федерального государственного гражданского служащего, личный вклад в обеспечение исполнения полномочий, возложенных на территориальные органы ФНС России, повышение эффективности налогового администрирования.
В Инспекциях материальное стимулирование государственных гражданских служащих осуществлялось в порядке, установленном ФНС России, в соответствии с «Механизмом распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России» (далее – механизм распределения бюджетных ассигнований).
Ежеквартально до Инспекций области доводились выписки из протокола заседания Комиссии по оценке эффективности деятельности налоговых органов ФНС России, которыми был определен механизм распределения бюджетных ассигнований на конкретный период.
Данным Механизмом определено, что материальное стимулирование осуществляется сверх установленного Правительством РФ фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России за счет дополнительных бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральной налоговой службе на материальное стимулирование федеральных гражданских служащих территориальных органов ФНС России. Также данным Механизмом определено, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания федерального государственного гражданского служащего территориального органа ФНС России и на него не начисляется районный коэффициент.
Учитывая, что спорная выплата дополнительного материального стимулирования, в том числе средства материального стимулирования, не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, а осуществлялась в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», и имеет иную правовую природу, так как производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, то оснований для начисления на спорную выплату районного коэффициента, не имеется, в указанной части решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении данной части исковых требований.
В соответствии с частью первой статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Учитывая, что за период с 15.08.2022 г. по 28.08.2022 г. недоплачены отпускные на сумму 34 490,54 руб., дата выплаты – 31.07.2022 г., то с 01.08.2022 г., на указанную сумму подлежат начислению проценты в соответствии со ст. 236 Трудового кодекса РФ.
За период с 07.11.2022 г. по 09.11.2022 г. недоплата по отпускным составила- 5349,50 руб., дата выплаты 20.10.2022 г., следовательно, расчет процентов должен быть произведен с 21.10.2022 г.
За период с 14.12.2022 г. по 23.12.2022 г. недоплата по отпускным составила 18 013,10 руб., с датой выплаты 30.11.2022 г., следовательно расчет процентов должен быть произведен с 01.12.2022 г.
За период с 01.03.2023 г. по 03.03.2023 г., недоплата по отпускным составила 4 407,34 руб. с датой выплаты 15.02.2023 г., таким образом, расчет процентов должен быть произведен с 16.02.2023 г.
За период с 15.05.2023 г. по 04.06.2023 г. недоплата по отпускным составила 25 149,13 руб., с датой выплаты 28.04.2023 г., следовательно, проценты должны быть начислены с 29.04.2023 г.
При увольнении 17.07.2023 г. истцу не доначислена компенсация за неиспользованный отпуск на сумму 1675,22 руб. таким образом, с 18.07.2023 г. подлежат начислению проценты.
Расчёт процентов по задолженности зарплаты за июль 2022
ЗадолженностьПериод просрочкиСтавкаДоля ставкиФормулаПроцентысподней34 490,5401.08.202218.09.2022498,00 %1/15034 490,54 * 49 * 1/150 * 8%901,35 р. 490,5419.09.202223.07.20233087,50 %1/15034 490,54 * 308 * 1/150 * 7.5%5 311,54 р. 490,5424.07.202314.08.2023228,50 %1/15034 490,54 * 22 * 1/150 * 8.5%429,98 р. 490,5415.08.202317.09.20233412,00 %1/15034 490,54 * 34 * 1/150 * 12%938,14 р. 490,5418.09.202329.10.20234213,00 %1/15034 490,54 * 42 * 1/150 * 13%1 255,46 р. 490,5430.10.202317.12.20234915,00 %1/15034 490,54 * 49 * 1/150 * 15%1 690,04 р. 490,5418.12.202303.06.202416916,00 %1/15034 490,54 * 169 * 1/150 * 16%6 217,49 р.
Итого:16 744,00 руб.Сумма основного долга: 34 490,54 руб.Сумма процентов по всем задолженностям: 16 744,00 руб.
Расчёт процентов по задолженности зарплаты за сентябрь 2022
ЗадолженностьПериод просрочкиСтавкаДоля ставкиФормулаПроцентысподней5 349,5001.10.202223.07.20232967,50 %1/1505 349,50 * 296 * 1/150 * 7.5%791,73 р. 349,5024.07.202314.08.2023228,50 %1/1505 349,50 * 22 * 1/150 * 8.5%66,69 р. 349,5015.08.202317.09.20233412,00 %1/1505 349,50 * 34 * 1/150 * 12%145,51 р. 349,5018.09.202329.10.20234213,00 %1/1505 349,50 * 42 * 1/150 * 13%194,72 р. 349,5030.10.202317.12.20234915,00 %1/1505 349,50 * 49 * 1/150 * 15%262,13 р. 349,5018.12.202303.06.202416916,00 %1/1505 349,50 * 169 * 1/150 * 16% 964,34 р.
Итого: 2 425,12 руб.Сумма основного долга: 5 349,50 руб.Сумма процентов по всем задолженностям: 2 425,12 руб.
Расчёт процентов по задолженности зарплаты за ноябрь 2022
ЗадолженностьПериод просрочкиСтавкаДоля ставкиФормулаПроцентысподней18 013,1001.12.202223.07.20232357,50 %1/15018 013,10 * 235 * 1/150 * 7.5%2 116,54 р.
013,1024.07.202314.08.2023228,50 %1/15018 013,10 * 22 * 1/150 * 8.5%224,56 р. 013,1015.08.202317.09.20233412,00 %1/15018 013,10 * 34 * 1/150 * 12%489,96 р. 013,1018.09.202329.10.20234213,00 %1/15018 013,10 * 42 * 1/150 * 13%655,68 р. 013,1030.10.202317.12.20234915,00 %1/15018 013,10 * 49 * 1/150 * 15%882,64 р. 013,1018.12.202303.06.202416916,00 %1/15018 013,10 * 169 * 1/150 * 16%3 247,16 р.
Итого:7 616,54 руб.Сумма основного долга: 18 013,10 руб.Сумма процентов по всем задолженностям: 7 616,54 руб.
Расчёт процентов по задолженности зарплаты за январь 2023
ЗадолженностьПериод просрочкиСтавкаДоля ставкиФормулаПроцентысподней4 407,3416.02.202323.07.20231587,50 %1/1504 407,34 * 158 * 1/150 * 7.5%348,18 р. 407,3424.07.202314.08.2023228,50 %1/1504 407,34 * 22 * 1/150 * 8.5%54,94 р. 407,3415.08.202317.09.20233412,00 %1/1504 407,34 * 34 * 1/150 * 12%119,88 р. 407,3418.09.202329.10.20234213,00 %1/1504 407,34 * 42 * 1/150 * 13%160,43 р. 407,3430.10.202317.12.20234915,00 %1/1504 407,34 * 49 * 1/150 * 15%215,96 р. 407,3418.12.202303.06.202416916,00 %1/1504 407,34 * 169 * 1/150 * 16%794,50 р.
Итого:1 693,89 руб.Сумма основного долга: 4 407,34 руб.Сумма процентов по всем задолженностям: 1 693,89 руб.
Расчёт процентов по задолженности зарплаты за март 2023
ЗадолженностьПериод просрочкиСтавкаДоля ставкиФормулаПроцентысподней25 149,1329.04.202323.07.2023867,50 %1/15025 149,13 * 86 * 1/150 * 7.5%1 081,41 р. 149,1324.07.202314.08.2023228,50 %1/15025 149,13 * 22 * 1/150 * 8.5%313,53 р. 149,1315.08.202317.09.20233412,00 %1/15025 149,13 * 34 * 1/150 * 12%684,06 р. 149,1318.09.202329.10.20234213,00 %1/15025 149,13 * 42 * 1/150 * 13%915,43 р. 149,1330.10.202317.12.20234915,00 %1/15025 149,13 * 49 * 1/150 * 15%1 232,31 р. 149,1318.12.202303.06.202416916,00 %1/15025 149,13 * 169 * 1/150 * 16%4 533,55 р.
Итого: 8 760,29 руб.Сумма основного долга: 25 149,13 руб.Сумма процентов по всем задолженностям: 8 760,29 руб.
Расчёт процентов по задолженности зарплаты за июнь 2023
ЗадолженностьПериод просрочкиСтавкаДоля ставкиФормулаПроцентысподней1 675,2218.07.202323.07.202367,50 %1/1501 675,22 * 6 * 1/150 * 7.5%5,03 р. 675,2224.07.202314.08.2023228,50 %1/1501 675,22 * 22 * 1/150 * 8.5%20,88 р. 675,2215.08.202317.09.20233412,00 %1/1501 675,22 * 34 * 1/150 * 12%45,57 р. 675,2218.09.202329.10.20234213,00 %1/1501 675,22 * 42 * 1/150 * 13%60,98 р. 675,2230.10.202317.12.20234915,00 %1/1501 675,22 * 49 * 1/150 * 15%82,09 р. 675,2218.12.202303.06.202416916,00 %1/1501 675,22 * 169 * 1/150 * 16%301,99 р.
Итого: 516,54 руб.Сумма основного долга: 1 675,22 руб.Сумма процентов по всем задолженностям: 516,54 руб.
Всего 27467,57руб.:16 744+2 425,12+7 616,54+1 693,89 27467,57+8 760,29+ 516,54 руб.
Кроме того, судебная коллегия полагает, что на спорные суммы подлежат начислению проценты в соответствии со ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации по день фактического расчета.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 11 апреля 2023 года № 16-П часть 1 статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации признана не соответствующей Конституции Российской Федерации в той мере, в какой по смыслу, придаваемому ей судебным толкованием, данная норма не обеспечивает взыскания с работодателя процентов (денежной компенсации) в случае, когда полагающиеся работнику выплаты - в нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта и трудового договора - не были начислены своевременно, а решением суда было признано право работника на их получение, с исчислением размера таких процентов (денежной компенсации) из фактически не выплаченных денежных сумм со дня, следующего за днем, когда в соответствии с действующим правовым регулированием эти выплаты должны были быть выплачены при своевременном их начислении.
Конституционный Суд Российской Федерации указал, что впредь до внесения изменений в правовое регулирование предусмотренные частью 1 статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации проценты (денежная компенсация) подлежат взысканию с работодателя и в том случае, когда причитающиеся работнику выплаты не были ему начислены и выплачены своевременно, а решением суда было признано право работника на их получение. При этом размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных денежных сумм со дня, следующего за днем, когда в соответствии с действующим правовым регулированием эти выплаты должны были быть выплачены при своевременном их начислении, по день фактического расчета включительно.
Федеральному законодателю предписано, исходя из требований Конституции Российской Федерации и основанных на них правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, внести в часть 1 статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации необходимые изменения.
Согласно новой редакции части 1 статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 30 января 2024 года № 3-ФЗ) при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от начисленных, но не выплаченных в срок сумм и (или) не начисленных своевременно сумм в случае, если вступившим в законную силу решением суда было признано право работника на получение неначисленных сумм, за каждый день задержки начиная со дня, следующего за днем, в который эти суммы должны были быть выплачены при своевременном их начислении в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Принимая во внимание вышеприведенное правовое регулирование, судебная коллегия полагает необходимым взыскать с ответчика проценты (денежной компенсации) за нарушение срока оплаты отпуска (с учетом средств материального стимулирования и премирования за счет дополнительных ассигнований) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от 89 084,84руб., начиная с 04 июня 2024 года по день фактического расчета включительно.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Челябинска от 29 января 2024 года отменить в части взысканной в пользу Котова Сергея Анатольевича задолженности по денежному содержанию в виде недополученного районного коэффициента, процентов на несвоевременную выплату районного коэффициента, принять в указанной части новое решение об отказе Котову Сергею Анатольевичу в удовлетворении данных исковых требований.
Это же решение суда изменить в части размера взысканной задолженности по денежному содержанию за период нахождения в отпуске, компенсации за неиспользованный отпуск, процентов за несвоевременную выплату.
Взыскать Межрайонной Инспекции Федеральной Налоговой Службы № 31 по Челябинской области в пользу Котова Сергея Анатольевича задолженность по отпускным и компенсации за неиспользованный отпуск в размере 89 084,84 руб., проценты по состоянию на 03.06.2024 года в размере 27467,57 руб.
Взыскивать с Межрайонной Инспекции Федеральной Налоговой Службы № 31 по Челябинской области в пользу Котова Сергея Анатольевича проценты на сумму 89 084,57 руб. по день фактического расчета.
В остальной части это же решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Межрайонной ИФНС № 31 по Челябинской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение составлено 10.06.2024 года.