Дело № 2-1447/2022 74RS0017-01-2022-001449-81
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 июля 2022 года город Златоуст
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Шевяковой Ю.С.,
при секретаре Валиахметовой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению органа местного самоуправления «Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа» к Ваулиной Елене Владимировне о возложении обязанности освободить земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Орган местного самоуправления «Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа» (далее по тексту – ОМС «КУИ ЗГО») обратился в суд с исковым заявлением к Ваулиной Е.В., в котором просит обязать ответчика освободить земельный участок, площадью 71 кв.м., путем демонтажа металлического забора и металлического каркаса, расположенных по адресному ориентиру: <адрес> в следующих координатах:
№ |
X |
Y |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
В обоснование исковых требований указано, что распоряжением администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № Ваулиной Е.В. разрешено использовать земельный участок, площадью 71 кв.м., расположенный по адресному ориентиру: <адрес>, для размещения элементов благоустройства территории и малых архитектурных форм, для размещения которых не требуется разрешение на строительство, сроком на 10 лет, в соответствии со схемой границ земель. ДД.ММ.ГГГГ распоряжением администрации Златоустовского городского округа № прекращено действие разрешения Ваулиной Е.В. на использование указанного земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ муниципальным земельным контролем ОМС «КУИ ЗГО» проведено обследование земельного участка с кадастровым номером № по адресному ориентиру: <адрес>, в ходе которого было установлено, что палисадник огорожен металлическим забором, доступ на земельный участок ограничен, в пределах палисадника установлено сооружение металлического каркаса. Сославшись на отсутствие у ответчика оснований для использования спорного земельного участка, ОМС «КУИ ЗГО» обратился в суд с настоящим иском.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена администрация Златоустовского городского округа (л.д. 91-92).
Представитель истца ОМС «КУИ ЗГО» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен, просил рассматривать дело в свое отсутствие (л.д. 101, 108).
В ходе рассмотрения дела представитель истца Панферова А.Н., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.24), на удовлетворении исковых требований настаивала по основаниям, указанным в исковом заявлении. Поясняла суду, что для использования земельного участка Ваулиной Е.В. необходимо разрешение администрации Златоустовского городского округа, которое на момент рассмотрения настоящего дела судом у ответчика отсутствует.
Ответчик Ваулина Е.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась. Пояснила суду, что на спорном земельном участке расположен навес, в котором хранятся строительные материалы, капитальные строения отсутствуют.
Представитель ответчика Стулин К.Р., допущенный к участию в деле по устному ходатайству Ваулиной Е.В., в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился. Пояснил суду, что по результатам проверки соблюдения требований земельного законодательства распоряжение администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №-р/АДМ о разрешении Ваулиной Е.В. использования земельного участка было отменено. Впоследствии возможность оформления прав на земельный участок ответчику предоставлена не была. В настоящее время по результатам рассмотрения обращения Ваулиной Е.В. комиссией по отдельным вопросам землепользования на территории Златоустовского городского округа принято решение предоставить заявителю указанный земельный участок.
Представитель третьего лица администрации Златоустовского городского округа в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. 102).
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит требования ОМС «КУИ ЗГО» не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 2 ст. 9, п. 2 ст. 10 и п. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено право органов государственной власти и органов местного самоуправления распоряжаться в пределах своей компетенции земельными участками, находящимися в собственности соответствующих публично-правовых образований.
В соответствии со ст. 301, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения, а также может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка (подп. 2 п. 1); действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (подп. 4 п. 2).
Как разъяснено в п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в силу ст. ст. 304,305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика. Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца.
В силу п. 2 ст. 62 Земельного кодекса Российской Федерации на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков осуществляются юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет (п. 3 ст. 76 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как установлено в ходе судебного разбирательства, Ваулина Е.В. с ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка с кадастровым номером 74:25:0301316:52, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 11-13).
В 2019 году на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, используемом Ваулиной Е.В., Златоустовским отделом Управления Росреестра по Челябинской области была проведена проверка, в ходе которой были выявлены нарушения земельного законодательства, выразившиеся в самовольном занятии земельного участка. При сопоставлении результатов обмера границ земельного участка с данными межевания и сведениями Единого государственного реестра недвижимости установлено, что границы земельного участка, фактически используемого Ваулиной Е.В., выходят за пределы установленных в соответствии с земельным законодательством границ земельного участка с кадастровым номером №, находящегося в ее собственности, а именно: с северо-западной стороны на земли Златоустовского городского округа для ведения личного подсобного хозяйства – для размещения навеса, огороженной территории, прилегающей к жилому дому. Площадь земельного участка, выходящего за пределы границ земельного участка с кадастровым номером №, составила 71 кв.м. Металлический забор с северо-западной стороны образует преграду и делает невозможным использование земельного участка иными лицами. Участок с северо-западной стороны, общей площадью 71 кв.м., не сформирован, сведения о нем в ЕГРН не внесены, правоустанавливающие документы не оформлены. Ваулиной Е.В. выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушения земельного законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании распоряжения администрации Златоустовского городского округа №-р/АДМ от ДД.ММ.ГГГГ Ваулиной Е.В. было разрешено использовать земли, площадью 71 кв.м., расположенные по адресному ориентиру: <адрес>, для размещения элементов благоустройства территории и малых архитектурных форм, для размещения которых не требуется разрешение на строительство, на срок 10 лет согласно схеме границ земель (л.д. 6).
ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного заместителем главного государственного инспектора Челябинской области по использованию и охране ФИО5, была проведена внеплановая выездная документарная проверка исполнения требований предписания от ДД.ММ.ГГГГ № на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, используемом Ваулиной Е.В., в ходе которой было установлено, что Ваулина Е.В. нарушение земельного законодательства устранила. На основании ее заявления администрацией Златоустовского городского округа было выдано разрешение использовать земли, площадью 71 кв.м., расположенные по указанному адресу, на срок 10 лет (л.д. 80-81).
На основании распоряжения администрации Златоустовского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ земельному участку с кадастровым номером № и жилому дому с кадастровым номером № установлен адрес: Российская Федерация, <адрес> (л.д. 90).
Решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила благоустройства территории Златоустовского городского округа (далее по тексту – Правила).
Согласно п. 126 Правил, размещение малых архитектурных форм при новом строительстве осуществляется в границах застраиваемого земельного участка в соответствии с проектно-сметной документацией. В условиях сложившейся застройки проектирование, изготовление, установка малых архитектурных форм осуществляются собственниками, арендаторами земельных участков либо иными лицами по согласованию с управлением архитектуры и градостроительства администрации Златоустовского городского округа. Согласование размещения малых архитектурных форм на земельных участках физических и юридических лиц с ограниченным режимом использования и недоступных для общественного обозрения с управлением архитектуры и градостроительства администрации Златоустовского городского округа не требуется.
В соответствии с п. 12 Порядка и условий размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного Приказом Министерства имущества Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ № действие разрешения прекращается при ненадлежащем использовании земельного участка; размещения и (или) реконструкции иных объектов, не указанных в разрешении либо несоответствующих материалам, представленным в соответствии с абзацем первым подпункта «в», подпунктом «г» пункта 5 настоящего Порядка.
В рамках проводимого ОМС «КУИ ЗГО» муниципального контроля было проведено обследование земельного участка, расположенного по адресному ориентиру: <адрес>, по результатам которого установлено, что земельный участок огорожен забором, доступ на земельный участок ограничен; установлен металлический забор из профнаситила (л.д. 8-10).
В связи с отсутствием элементов благоустройства территории и малых архитектурных форм, расположением на землях навеса и забора из профнастила, администрацией Златоустовского городского округа было вынесено распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении Ваулиной Е.В. действия разрешения на использование земель, площадью 71 кв.м., расположенных по адресному ориентиру: <адрес>, для размещения элементов благоустройства территории и малых архитектурных форм – распоряжение администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 7, 40).
Согласно п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях: перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории; перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков; перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков; земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки (пункт 2).
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (пункт 3).
Согласно п. 1 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:
1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;
2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи (п. 8 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).
Лицо, по заявлению которого принято решение об утверждении схемы расположения земельного участка или которому направлено согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета земельных участков, которые образуются в результате перераспределения, и обращается с заявлением о государственном кадастровом учете таких земельных участков (п. 11 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).
ДД.ММ.ГГГГ Ваулина Е.В. обратилась в администрацию Златоустовского городского округа с заявлением о перераспределении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка с кадастровым номером №, находящегося в частной собственности, согласно пп. 3 п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, в котором просила утвердить схему расположения земельного участка на кадастром плане территории, площадью 652 кв.м., расположенного по адресному ориентиру: <адрес> (л.д. 104-105, 106).
Согласно ответу администрации Златоустовского городского округа на запрос суда, заявление Ваулиной Е.В. об утверждении схемы расположения земельного участка из земель населенных пунктов на кадастровом плане территории с целью перераспределения земельного участка с кадастровым номером №, площадью 652 кв.м., расположенного по адресному ориентиру: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства было рассмотрено на заседании комиссии по отдельным вопросам землепользования на территории Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №), принято решение предоставить заявителю земельный участок. Указанное выше заявление передано специалисту для подготовки распоряжения (л.д. 108).
С учетом изложенного, принимая во внимание, что отсутствие на момент рассмотрения настоящего дела распоряжения администрации Златоустовского городского округа о разрешении Ваулиной Е.В. использования спорного земельного участка обусловлено необходимостью прохождения предусмотренных законом административных процедур для его оформления, суд, учитывая содержание принятого администрацией Златоустовского городского округа решения по указанному вопросу, приходит к выводу об отсутствии оснований для возложения на Ваулину Е.В. обязанности по освобождению земельного участка, площадью 71 кв.м., расположенного по адресному ориентиру: <адрес>, в связи с чем, полагает необходимым в удовлетворении исковых требований ОМС «КУИ ЗГО» отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, cуд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований органа местного самоуправления «Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа» к Ваулиной Елене Владимировне о возложении обязанности освободить земельный участок отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Златоустовский городской суд Челябинской области.
Председательствующий Ю.С.Шевякова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.