Дело № 2-415/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.. Жуковка Брянской области 20 сентября 2017 года
Жуковский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи Садовниковой И.В.,
при секретаре Абрамовой И.В.,
с участием
истца Царевой А.А.
представителя ответчика – ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Жуковском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) – ФИО5, действующего на основании доверенности № от 09.01.2017г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Царевой А.А. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в Жуковском муниципальном районе <адрес> (межрайонное) о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Истец Царева А.А. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Жуковском муниципальном районе <адрес> (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 п.1 п.п. 20 Закона РФ «О страховых пенсиях» № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что ею выработан 30-летний стаж лечебной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
ДД.ММ.ГГГГ УПФР в Жуковском муниципальном районе <адрес> (межрайонное) отказало в назначении ей досрочной страховой пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа, так как её стаж, связанный с медицинской деятельностью составил 17 лет 04 месяца 04 дня.
Из подсчета её специального стажа следующие периоды работы:
- с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ. - работа в должности заведующей <адрес> <адрес> – основание – несоответствие наименования должности;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в должности заведующей <адрес>, основание – несоответствие наименования должности;
- с ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. - работа в должности фельдшера скорой помощи <адрес>, основание - работа протекала в лечебно-профилактическом структурном подразделении ТМО, не поименованном в Приказе Министерства Здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ. № и Постановлении Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГг. №;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ. - периоды нахождения на курсах повышения квалификации.
С исключением данных периодов из подсчета ее специального стажа она не согласна, так как, работая в указанных должностях и учреждениях в указанный период, она осуществляла лечебную деятельность в течение полного рабочего дня.
Периоды нахождения ее на курсах повышения квалификации также являются периодами ее работы и подлежат включению в специальный стаж в календарном исчислении, поскольку за ней сохранялось место работы, средняя заработная плата, в Пенсионный фонд производилось отчисление страховых взносов. Повышение квалификации являлось обязательным условием её работы.
Истец просит обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Жуковском муниципальном районе <адрес> (межрайонное) включить в ее специальный стаж периоды работы фельдшером скорой помощи в Жуковском ТМО и периоды нахождения на курсах повышения квалификации в календарном исчислении, а периоды работы в должности заведующей Комиссаровским фельдшерским пунктом Краснинской ЦРБ и заведующей Крыжинским медпунктом Жуковского ТМО в льготном порядке как 1 год 3 месяца за 1 год работы, в связи с работой в сельской местности, признать за ней право на назначение страховой пенсии по старости с момента обращения за назначением пенсии с 04.07.2017г..
В судебном заседании истец уточнила требования и просит обязать ответчика назначить ей страховую пенсию по старости с момента возникновения права. В остальном требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям. Дополнительно указала, что не согласна с исключением из специального стажа работы периодов работы в должности заведующей Комиссаровским фельдшерским пунктом Краснинской ЦРБ и заведующей Крыжинским медпунктом Жуковского ТМО, так как фактически работала в должности заведующей-фельдшера. В штате значился только один медработник, а второй работник был санитарка из числа технических работников. Как фельдшер она вела прием больных, назначала и проводила им лечение; больных с серьезными заболеваниями направляла в районную больницу; выписывала больничные листы; проводила профилактические мероприятия (прививки, просветительскую деятельность, осуществляла патронаж беременных женщин и новорожденных детей; оказывала неотложную и скорую медицинскую помощь. Таким образом, она непосредственно осуществляла лечебную и другую деятельность по охране здоровья населения в сельской местности, в связи с чем, считает, что вышеуказанные периоды работы следует учитывать в специальный стаж в льготном исчислении как 1,3 года за 1 год работы.
С исключением из специального стажа периодов нахождения на курсах повышения квалификации не согласна, так как в соответствии с приказами по больнице, она в каждом случае прохождения курсов повышения квалификации направлялась на них командированием, получала командировочные.
Представитель ответчика ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Жуковском муниципальном районе <адрес> (межрайонное) – Дергачев А.Н.. исковые требования не признал, ссылаясь на то, что правовых оснований для включения спорных периодов в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, не усматривается.
Из записей в трудовой книжке истца следует, что она ДД.ММ.ГГГГ была принята на работу заведующей <адрес> <адрес>; ДД.ММ.ГГГГ. Царева А.А. уволена по собственному желанию; ДД.ММ.ГГГГ. принята заведующей <адрес>; ДД.ММ.ГГГГ. переведена фельдшером скорой помощи <адрес>; ДД.ММ.ГГГГ. переведена старшим фельдшером скорой помощи с оплатой по 9 разряду, 8 тыс.; ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию; ДД.ММ.ГГГГ. принята на работу фельдшером средней школы № с оплатой по 8 разряду; ДД.ММ.ГГГГ. переведена медсестрой детской консультации с оплатой по 6 разряду; ДД.ММ.ГГГГ. уволена переводом в Жуковскую школу-интернат; ДД.ММ.ГГГГ. принята на работу медсестрой переводом из <адрес> с оплатой по 6 разряду; ДД.ММ.ГГГГ. уволена с работы по собственному желанию; ДД.ММ.ГГГГ. принята медсестрой детской консультации с оплатой по 6 разряду; ДД.ММ.ГГГГ переименовано в <адрес>; ДД.ММ.ГГГГ. переведена медсестрой кабинета врача педиатра педиатрического отделения поликлиники; ДД.ММ.ГГГГ. переведена фельдшером школы №; ДД.ММ.ГГГГ переведена медсестрой кабинета врача педиатра педиатрического отделения поликлиники; ДД.ММ.ГГГГ. <адрес> переименована в МУЗ <адрес>; ДД.ММ.ГГГГ. переведена медсестрой участковой в педиатрическое отделение поликлиники; ДД.ММ.ГГГГ. МУЗ «Жуковская ЦРБ» переименовано в ГБУЗ «Жуковская ЦРБ»; ДД.ММ.ГГГГ. работает по настоящее время (л.д. 10-18).
Из выписки из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ. № следует, что Царевой А.А. засчитан стаж на соответствующих видах работ 17 лет 04 месяца 04 дня (л.д. 8-9).
В стаж не засчитаны оспариваемые периоды:
- с ДД.ММ.ГГГГ. - заведующая <адрес> ЦРБ; с ДД.ММ.ГГГГ заведующая Крыжинским медпунктом Жуковского ТМО, так как наименование должности не соответствует наименованию должностей, согласно Постановлению ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ. №;
- с ДД.ММ.ГГГГ. - работа в должности фельдшера скорой помощи <адрес>, так как работа протекала в лечебно-профилактическом структурном подразделении ТМО, не поименованном Приказом Минздрава РФ от ДД.ММ.ГГГГ. № и п.1, утвержденным Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ.;
- периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ. на основании Постановления Правительства РФ от 11ДД.ММ.ГГГГ. №.
Выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Право каждого гражданина на социальное обеспечение гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст.8 Федерального Закона №400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального Закона №400-ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Аналогичные положения содержались в Федеральном законе от 17.12.2001г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В ч.4 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Подпунктом «н» п.1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются Списки, утвержденные Постановлениями Правительства Российской Федерации:
- от ДД.ММ.ГГГГ N 464 для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно;
- от ДД.ММ.ГГГГ N 1066 для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно;
- от ДД.ММ.ГГГГ N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Также применяется Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 781, в специальный стаж засчитывается, если работа протекала в лечебно-профилактическом структурном подразделении ТМО (больница, участковая больница, ФАП, медпункт, амбулатория, женская консультация и т.д.).
Обсуждая спорные периоды работы истца заведующей Комиссаровским фельдшерским пунктом Краснинской ЦРБ и заведующей Крыжинским медпунктом Жуковского ТМО, суд учитывает следующее.
Согласно Перечню Постановления ФИО2 от 17.12.59г. №, в выслугу лет работникам здравоохранения включались периоды работы фельдшером независимо от должности, в больницах, фельдшерских пунктах, фельдшерско-акушерских пунктах.
Согласно Списку, утвержденному Постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N 464, право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения имеет средний медицинский персонал независимо от наименования должности, лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. При этом, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается за один год и 3 месяца.
Последующими Списками от 22.09.1999г. и от 29.10.2002г. подлежит включению в специальный стаж работа в должностях заведующий: фельдшерско-акушерским пунктом – акушерка (фельдшер, медицинская сестра); фельдшерским здравпунктом-фельдшер (медицинская сестра); медицинским пунктом- медицинская сестра (фельдшер).
В справке областного государственного бюджетного учреждения «Краснинская центральная районная больница» № от ДД.ММ.ГГГГ. указаны сведения о преобразованиях и переименованиях учреждения и структурной организации. Из справки следует, что <адрес> больница ДД.ММ.ГГГГ реорганизована в <адрес> является структурным подразделением и расположен в д.<адрес> (л.д.19).
Согласно штатного расписания по ФА<адрес> на ДД.ММ.ГГГГг. следует, что в <адрес> м/п по штату значится заведующий м/п-фельдшер и санитарка (л.д.38-39).
Согласно штатного расписания медперсонала на 1993 год <адрес> среди фельдшерских пунктов значится <адрес> со штатными должностями: Зав.ФП-фельдшер 1,0 единица; санитарка 1,0 единиц (л.д.40).
Из должностной инструкции заведующего фельдшерско-акушерским пунктом ОГБУЗ «<адрес>» (л.д.30-37), функциональных обязанностей заведующего фельдшерско-акушерским пунктом <адрес>; функциональных обязанностей фельдшера фельдшерско-акушерского пункта <адрес> (л.д.20-23) следует, что как в обязанности фельдшера, так и в обязанности заведующего ФАП входит, в том числе, ведение амбулаторного приема пациентов и их обслуживание на дому; обеспечивать неотложную медицинскую помощь; владеть навыками доврачебной реанимации; организовывать и выполнять патронаж к детям и беременным женщинам; участвовать в профилактических осмотрах, выполнять назначения врача и т.д.
Сопоставив содержание записей в трудовой книжке истца с данными штатных расписаний и иных документов, суд приходит к выводу, что несоответствие записей в трудовой книжке наименованию должности соответствующему Списку, носит формальный характер, так как должностными инструкциями и функциональными обязанностями подтверждается осуществление лечебной деятельности; в штатном расписании работодатель правильно указывал наименование должности. При этом в каждом случае была предусмотрена только одна должность среднего медицинского персонала, что подтверждает доводы истца о том, что именно ею осуществлялась лечебная и иная работа по охране здоровья населения. Потому данные периоды подлежат зачислению в специальный стаж истцу.
Поскольку установлено, что <адрес> (медпункт) расположены в сельской местности, то указанный период подлежит зачету в льготном порядке: 1 год 3 месяца за 1 год работы.
Обсуждая период работы истца фельдшером скорой помощи <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ., суд считает, что комиссия пенсионного органа, вынося решение, не обоснованно сослалась на Постановление Правительства РФ № от 22.09.1999г., так как спорный период имел место до начала действия утвержденных данным постановлением Списка и Правил. Подлежит применению в данном случае Список, утвержденный Постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N 464, которым установлено, что право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения имеет средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Постановлением Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 38, а затем, как указано выше и постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № установлено, что в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, включается работа в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений.
Исследовав представленные истцом штатные расписания <адрес> за период ДД.ММ.ГГГГг., суд установил, что в нем имеется раздел «Скорая помощь», где в перечне должностей указан зав.отделением-врач, что указывает о наличии в структуре ТМО именно отделения скорой помощи, как и предусмотрено указанными Правилами. В штатном расписании 1998 года прямо указано о структурном подразделении «отделение скорой помощи». В штате за весь указанный спорный период в подразделении скорой помощи <адрес> указано о должностях фельдшера в количестве 9 штатных единиц.
При таких обстоятельствах суд также считает, что отсутствие в наименовании должности истца слова «отделения» скорой помощи является несоответствующим Списку только формально, и не влияет на характер фактически выполняемой истцом по данной должности работы в соответствующем учреждении здравоохранения. Суд, анализируя представленные Уставы юридического лица, где протекала работа истицы, установил, что форма собственности учреждения здравоохранения являлась муниципальной и государственной, а цели, задачи и предмет деятельности медицинского учреждения фактически не менялись.
Таким образом, периоды работы в должности фельдшера скорой помощи Жуковского ТМО подлежат включению истцу в специальный стаж в календарном порядке.
Доводы истца в части включения в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации, суд признает обоснованными.
Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ № от 11.07.2002г.
В силу п.4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст.187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. В соответствии со ст.112 ранее действовавшего КЗоТ РФ при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохранялось место работы (должность) и производились выплаты, предусмотренные законодательством.
В связи с этим период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производит отчисление страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ. Это обстоятельство истцом подтверждено Приказами по Жуковскому ТМО от 24.03.1998г.; Приказом № от 12.05.2004г. и № от 26.01.09г. по МУЗ «Жуковская ЦРБ»; Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ по ГБУЗ «Жуковская центральная районная больница», в соответствии с которыми Царева А.А. откомандирована на курсы усовершенствования. Факт нахождения на курсах усовершенствования подтвержден соответствующими свидетельствами, сертификатами и записями в личной карточке работника (л.д.75-80).
Из содержания записей в трудовой книжке истца, следует, что в период нахождения на курсах повышения квалификации Царева А.А. не прерывала трудовых отношений, а работа в этот период на соответствующих должностях подлежит включению в её специальный стаж.
Кроме того, являются обоснованными доводы истца о том, что повышение квалификации для лиц, осуществляющих медицинскую деятельность, является обязательным условием выполнения работы по должности. Это следует из представленных суду должностных инструкций (л.д.20-37).
В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что периоды нахождения Царевой А.А. на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж на соответствующих видах работ.
В соответствии с ч.1 ст. 22 Федерального Закона №400-ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Представитель ответчика Дергачев А.Н. в судебном заседании пояснил, что на момент обращения Царевой А.А. ДД.ММ.ГГГГ. в пенсионный орган за назначением пенсии, с учетом спорных периодов, стаж составляет менее 30 лет. Истец с этим согласилась.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Государственному учреждению Управлению Пенсионного Фонда в Жуковском муниципальном районе <адрес> (межрайонное) зачесть в специальный стаж Царевой А.А. периоды её работы:
- ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ. – в должности заведующей Комиссаровским фельдшерским пунктом Краснинской ЦРБ в льготном порядке, как 1 год 3 месяца за один год работы;
- с ДД.ММ.ГГГГ.- в должности заведующей Крыжинским медпунктом Жуковского ТМО в льготном порядке, как 1 год 3 месяца за один год работы;
- с ДД.ММ.ГГГГ.;
- ДД.ММ.ГГГГ.- в должности фельдшера скорой помощи Жуковского ТМО в календарном порядке;
ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ. – периоды нахождения на курсах повышения квалификации в календарном порядке.
Признать за Царевой А.А. право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст.30 Федерального Закона №400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О страховых пенсиях» с момента возникновения права.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Жуковский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий
Судья И.В.Садовникова