Дело № 5-986/2021
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Новокузнецк 22 ноября 2021 года
Судья Куйбышевского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области Филатовой Н.И., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ в отношении индивидуального предпринимателя Рязанова Юрия Владимировича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного и проживающего по <адрес>, ОГРНИП №, дата регистрации в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ, паспортные данные: серия № №, выдан ДД.ММ.ГГГГ Отделением № в <адрес> <данные изъяты>
У С Т А Н О В И Л:
Рязанову Ю.В. вменяется в вину совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ при следующих обстоятельствах.
Так, 06.11.2021 г. в 10.30 час. должностным лицом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области-Кузбассу Территориальный отдел в г. Новокузнецке Новокузнецком районе в ходе осмотра помещения магазина «Мясная лавка» по пр.Вокзальный, 1а г. Новокузнецка ИП «Рязанов Ю.В.» установлено, что работники не обеспечены медицинскими масками с предусмотренной заменой через каждые 2 часа или респираторами; не обеспечен запас средств индивидуальной защиты органов дыхания не менее чем на 7 дней работы; не обеспечена социальная дистанция между покупателями не менее 1,5 м.; работником Ольбковой С.В. не соблюден масочный режим, чем нарушены требования ч.1 ст. 11, ч.3 ст. 29, ч.1 ст. 24 ФЗ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 1.11, 1.14, 1.11.1, 4.3, 4.4 Постановления главного государственного санитарного врача по Кемеровской области от 11.04.2020 г. № 11 «О дополнительных мероприятиях по предотвращению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Кемеровской области-Кузбассе с изменениями введенными Постановлениями Главного государственного санитарного врача по Кемеровской области от 03.06.2020, № 20 «О внесении изменений дополнений в постановление Главного государственного санитарного врача по Кемеровской области-Кузбассу № 11 от 11.04.2020 «О дополнительных мероприятиях по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Кемеровской области-Кузбассу»; от 09.06.2020 № 21 «О внесении изменений и дополнений в Постановление Главного государственного санитарного врача по Кемеровской области-Кузбассу от 11.04.2020 № 11 «О дополнительных мероприятиях по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Кемеровской области-Кузбассу», п.4.4 СП 3.1.3597-20 Профилактика коронавирусной инфекции (COVID-19).
Рязанов Ю.В. вину в совершенном административном правонарушении признал, показав, что в настоящее время нарушения устранены, предоставил письменное ходатайство, в котором просил переквалифицировать его действия с ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ на ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Выслушав объяснения ИП Рязанова Ю.В., исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему выводу.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются следующими доказательствами:
- протоколом об административном правонарушении, в котором изложены обстоятельства совершенного ИП Рязанова Ю.В. административного правонарушения;
- протоколом об осмотре;
- выпиской из ЕГРИП о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства;
- фотоснимком.
Суд доверяет перечисленным выше доказательствам, поскольку они не противоречат, а дополняют друг друга, являются относимыми, допустимыми, достоверными.
Ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенное, в том числе при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Согласно ч.1 ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно ч.1 ст. 24 указанного закона при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч.3 ст. 29 указанного закона санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.1,2 указанного закона, на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Закон № 68-ФЗ) граждане обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и выполнять установленные в соответствии с названным законом правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подп. «а.2» ст. 10 Закона № 68-ФЗ).
Такие Правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 417.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подп. «а» ст. 10 Закона № 68-ФЗ, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пункты «а», «у», «ф» ч. 1 ст. 11 Закона № 68-ФЗ).
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» на высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений данного указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации возложена обязанность обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
Согласно п.п. 1.11, 1.11.1, 1.14, 4.3, 4.4 Постановления Главного государственного санитарного врача по Кемеровской области от 11.04.2020 N 11 (ред. от 16.02.2021) "О дополнительных мероприятиях по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Кемеровской области - Кузбассе" руководители предприятий и организаций всех форм собственности, индивидуальные предприниматели обязаны реализовать комплекс мероприятий по профилактике COVID-2019, а именно: обеспечить работников предприятия масками (с заменой каждые 2 часа) или респираторами (с заменой в соответствии с инструкцией). Нахождение на рабочих местах без средств защиты органов дыхания не допускается; обеспечить контроль за соблюдением работниками и посетителями (в т.ч. клиентами, потребителями, пассажирами и др.) масочного режима (использования средств защиты органов дыхания) при нахождении в организации, транспортном средстве общего пользования городского, пригородного и местного сообщения, в том числе такси; обеспечить запас дезинфицирующих средств, средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы), кожных антисептиков (не менее, чем на 7 дней работы); обеспечить социальную дистанцию между покупателями не менее 1,5 метров; обеспечить наличие у работников масок (с заменой каждые 2 часа).
Согласно п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" несмотря на обязательность указания в протоколе об административном правонарушении наряду с другими сведениями, перечисленными в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, конкретной статьи КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающей административную ответственность за совершенное лицом правонарушение, право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица КоАП РФ относит к полномочиям судьи.
Если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715, Постановлением Правительства РФ от 31.01.2020 № 66 в него внесена коронавирусная инфекция (COVID-19).
В силу ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021, сформулирован правовой подход по вопросу о том, возможна ли переквалификация действий (бездействия) лица, привлекаемого к административной ответственности по ч.2 ст. 6.3 КоАП на ч.1 ст. 20.6.1 КоАП.
В указанном Обзоре разъяснено, что в силу пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица данный кодекс относит к полномочиям судьи.
Если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Как следует из диспозиции ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, она является общей нормой по отношению к ч. 2 ст. 6.3 названного Кодекса, что свидетельствует о наличии единого родового объекта посягательства у закрепленных указанными нормами составов административных правонарушений, в качестве которого выступают общественные отношения в области обеспечения общественной безопасности, включая обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе общественные отношения в сфере предотвращения или устранения угрозы для жизни, здоровья людей.
Санкция ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ является менее строгой, чем санкция ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 и ст. 20.6.1 данного Кодекса, в силу ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ рассматриваются судьями районных судов.
При таких обстоятельствах в том случае, если при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, либо жалобы на постановление по делу о таком административном правонарушении будет установлено, что совершенные лицом действия (бездействие) образуют объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, такие действия (бездействие) подлежат переквалификации.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что совершенное Рязановым Ю.В деяние, выразившееся в бездействии, состоящем в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, образует объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах действия Рязанова Ю.В. подлежат переквалификации деяния с ч.2 ст. 6.3 на ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ.
Учитывая личность и имущественное положение Рязанова Ю.В., судья отмечает, что он является индивидуальным предпринимателем, размер его ежемесячного дохода от предпринимательской деятельности составляет около 20000 руб. в месяц. Кроме того, он имеет постоянный источник дохода, работая по трудовому договору.
Смягчающим административную ответственность обстоятельством суд признает устранение выявленных нарушений требований законодательства в области санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Отягчающие административную ответственность обстоятельства отсутствуют.
При таких обстоятельствах и с учетом указанных выше требований закона, исходя из общих принципов права, согласно которым санкции должны отвечать требованиям справедливости, должны быть соразмерными конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния и причиненному им вреду, учитывая конкретные обстоятельства дела, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, суд считает возможным применить в данном случае положения ч.2.2 ст.4.1 КоАП РФ, снизив Рязанову Ю.В. размер наказания в виде административного штрафа до 15 000 руб., т.е. менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, что будет отвечать принципам достижения предупредительной цели административного производства, а также справедливости и соразмерности наказания.
С учетом изложенного, считает, что Рязанову Ю.В. следует назначить административное наказание в административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 20.6.1, 29.10 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Индивидуального предпринимателя Рязанова Юрия Владимировича признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Реквизиты по уплате штрафа:
УФК по Кемеровской области (Управление Роспотребнадзора по КО)
ИНН/КПП 4205081760/420501001
№ 031006400000003900 БИК 013207212
40102810745370000032
ОКТМО 32731000 отделение Кемерово Банка России
КБК 141 1 16 28000 01 6000 140
14104420076900069468.
Постановление может быть обжаловано в Кемеровский областной суд путем подачи жалобы судье, которым вынесено постановление по делу или непосредственно в Кемеровский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: Н.И. Филатова