АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 апреля 2023 г. по делу № 22к-905/2023
Судья Наврузов В.Г.
Верховный Суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Зульфигарова К.З., при секретаре судебного заседания Алиевой Л.М.,
с участием:
прокурора отдела прокуратуры РД Закеряева Р.З.,
подсудимого Х.Х.Х. - посредством видеоконференц-связи,
его защитника – адвоката Абдулалимова А.К.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу подсудимого Х.Х.Х. на постановление Дербентского городского суда РД от 30 марта 2023 года, которым в отношении Х.Х.Х., <дата> года рождения, обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ч.1 ст. 228.1, п. «б» ч.3 ст. 228.1 и ч.3 ст. 30, п. «г» ч.4 ст. 228.1 УК РФ, продлен срок содержания под стражей на 3 месяца, то есть по 9 июля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Зульфигарова К.З., пояснения адвоката Абдулалимова А.К. и обвиняемого Х.Х.Х., поддержавших доводы апелляционной жалобы, мнение прокурора Закеряева Р.З., полагавшего постановление суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, суд
у с т а н о в и л:
настоящее уголовное дело в отношении Х.Х.Х., обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ч.1 ст. 228.1, п. «б» ч.3 ст. 228.1 и ч.3 ст. 30, п. «г» ч.4 ст. 228.1 УК РФ, поступило в Дербентский городской суд РД с обвинительным заключением для рассмотрения по существу 27 июня 2022 года.
В ходе предварительного расследования в отношении подсудимого Х.Х.Х. была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, после поступления дела в суд на период судебного разбирательства мера пресечения оставлена в виде содержания под стражей, его срок продлевался.
Обжалованным постановлением суда от 30 марта 2023 года, в связи с тем, что к указанному сроку судебное разбирательство по делу не завершено, срок содержания под стражей Х.Х.Х. судом продлен на 3 месяца, т.е. по 9 июля 2023 года.
В апелляционной жалобе подсудимый Х.Х.Х., не согласившись с постановлением суда, считает его незаконным и необоснованным, подлежащим отмене, как вынесенное в нарушение норм процессуального права. Указывает, что он незаконно, уже на протяжении более 2 лет находится под стражей, уголовное дело в отношении него не завершено не по его вине. Полагает, что судом не учтено наличие у него постоянного места жительства в <.>, ранее к уголовной ответственности не привлекался, после смерти супруги на его иждивении остались трое детей, а также состояние его здоровья, наличие заболевания в виде гепатита «а», скрываться от суда не намерен. Считает, что суд не мотивировал невозможность применения иной, более мягкой меры пресечения, не связанной с лишением свободы, что постановление суда не соответствует требованиям уголовно-процессуального закона, а также разъяснениям постановления Пленума ВС РФ от 19 декабря 2013 года № 41. Просит постановление суда отменить и избрать в отношении него меру пресечения, не связанную с заключением под стражу.
Изучив материалы дела, заслушав стороны, обсудив и проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Продление срока содержания под стражей подсудимому Х.Х.Х. по рассматриваемому судом первой инстанции уголовному делу предусмотрено положениями ст. 255 УПК РФ во взаимосвязи с положениями ст.ст.97, 99, 108, 109 УПК РФ, согласно положениям которой, в ходе судебного разбирательства суд вправе избрать, изменить или отменить меру пресечения в отношении подсудимого на период судебного разбирательства, в т.ч. в виде заключения под стражу со дня поступления уголовного дела в суд и до вынесения приговора в пределах 6 месяцев, по истечении которого срок содержания под стражей может быть продлен по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, каждый раз не более чем на 3 месяца.
Согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2013 N 41 (ред. от 11.06.2020) "О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога и запрета определенных действий" (п.5), в качестве оснований для избрания меры пресечения в виде заключения под стражу могут быть признаны такие фактические обстоятельства, которые свидетельствуют о реальной возможности совершения обвиняемым, подозреваемым действий, указанных в ст. 97 УПК РФ, и невозможности беспрепятственного осуществления уголовного судопроизводства посредством применения в отношении лица иной меры пресечения.
С учетом положений ч. 1 ст. 110 УПК РФ мера пресечения отменяется, когда в ней отпадает необходимость, или изменяется на более строгую или более мягкую, когда изменяются основания для избрания меры пресечения, предусмотренные статьями 97, 99 УПК РФ.
Указанные требования закона судом, при рассмотрении вопроса о мере пресечения на период судебного разбирательства по уголовному делу в отношении Х.Х.Х., соблюдены.
Суд учел тяжесть обвинения, за которое уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на длительный срок, а также данные о личности подсудимого, на которые ссылается сам подсудимый, в т.ч. в апелляционной жалобе.
Судом первой инстанции, не соглашаясь с доводами стороны защиты об изменении меры пресечения и признавая возможным продление срока содержания Х.Х.Х. под стражей, приняты во внимание содержащиеся в материалах дела, в т.ч. ранее вынесенных судебных решениях по вопросам о мере пресечения, сведения о личности обвиняемого, а также необходимости обеспечения условий дальнейшего производства по уголовному делу и рассмотрения его в срок.
Доводы подсудимого со ссылкой на данные о его личности, в том числе наличие постоянного место жительства, в данном случае не влияют на сохраняющуюся значимость оснований избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, поскольку приведенные сведения о личности сами по себе не препятствуют совершению действий, указанных в ст. 97 УПК РФ, и не могут обеспечить беспрепятственное осуществление уголовного судопроизводства.
Данных, свидетельствующих о наличии у Х.Х.Х. заболеваний либо иных обстоятельств, препятствующих содержанию в условиях следственного изолятора, указанных в Постановлении Правительства РФ от 14 января 2011 г. № 3 «О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений», суду не установлено.
С учетом категории преступлений, формы вины и личности подсудимого, а также обстоятельств дела, указанных в предъявленном подсудимому обвинении, выводы суда о необходимости сохранения меры пресечения в виде заключения под стражу суд апелляционной инстанции находит обоснованными, поскольку в наибольшей степени гарантирует обеспечение задач уголовного судопроизводства, охрану прав и законных интересов всех участников процесса.
Изложенные в обжалованном постановлении выводы суда мотивированы, не противоречит нормам УПК РФ и разъяснениям постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 41 от 19 декабря 2013 г., предусматривающих содержание лица под стражей для обеспечения благополучного завершения производства по уголовному делу. Вопрос о мере пресечения на период судебного разбирательства обсуждался с участниками судебного разбирательства с соблюдением принципа состязательности сторон.
Суд апелляционной инстанции соглашается с решением суда первой инстанции, который с учетом того, что Х.Х.Х. обвиняется в совершении преступлений, два из которых являются особо тяжкими.
Таким образом, принимая во внимание все обстоятельства дела и данные о личности подсудимого Х.Х.Х., предъявленное обвинение в совершении преступлений, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что избранная в отношении него мера пресечения в виде заключения под стражу, не может быть отменена или изменена на иную, не связанную с лишением свободы, так как обстоятельства, принятые во внимание судом при ее избрании, не отпали и сохраняют свое значение как основание для избрания срока содержания его под стражей, и о невозможности изменения меры пресечения на иную, на несвязанную с заключением под стражу, о чем ходатайствует сам подсудимый.
Постановление суда отвечает требованиям норм уголовно-процессуального закона, в том числе ч.4 ст. 7 УПК РФ.
В то же время, суд первой инстанции, правильно руководствуясь ст.255 УПК РФ, не учел положение этой нормы закона о том, что срок содержания под стражей на период судебного разбирательства исчисляется со дня поступления дел в суд. В связи с чем в резолютивную часть постановления следует внести уточнения.
Других нарушений, влекущих отмену или изменение постановления суда, в т.ч. по доводам жалобы, не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 389.13, 389.20, 389.28, 389.33 УПК РФ, суд апелляционной инстанции
п о с т а н о в и л:
постановление Дербентского городского суда РД от 30 марта 2023 года в отношении Х.Х.Х., <.> года рождения, изменить, уточнить резолютивную часть постановления указанием о продлении срока содержания под стражей до 27 июня 2023 года. В остальном постановление суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Х.Х.Х. – без удовлетворения.
Апелляционное постановление может быть обжаловано в соответствии с положениями главы 47.1 УПК РФ в порядке выборочной кассации, предусмотренном статьями 401.10 – 401.12 УПК РФ, непосредственно в Пятый кассационный суд общей юрисдикции. При этом подсудимый вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении материала судом кассационной инстанции.
Судья К.З. Зульфигаров