Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Псков ДД.ММ.ГГГГ
Псковский районный суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Краюхиной С.В.,
при секретаре Анисимовой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Главного государственного управления сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области к Р.И.С. о взыскании денежных средств в размере предоставленной социальной выплаты
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился к ответчику Р.И.С. с иском о возврате социальной выплаты в размере * рублей, из них федерального бюджета * рублей, областного бюджета - * рублей, которая была ей предоставлена в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 года № 598, по категории «Молодая семья» на приобретение квартиры. Свои исковые требования истец мотивирует тем, что ответчица, получившая ДД.ММ.ГГГГ свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности на семью из трех человек, приобрела квартиру ДД.ММ.ГГГГ стоимостью * рублей и площадью * кв.м. по адресу: <адрес>. Ответчик приобрела жилье со сроком эксплуатации более 5 лет, чем нарушила условия предусмотренные подпунктом «а» пункта 9 Типового положения Программы, действовавшие до ДД.ММ.ГГГГ, также не предоставила в Управление на проверку договор купли-продажи, свидетельства о праве собственности и кадастровый паспорт на жилое помещение, произвела перевод социальной выплаты с банковского счета, открытого на её имя в Псковском региональном филиале ОАО «Россельхозбанк» продавцу квартиры без письменного уведомления Управления о проведенной проверке, чем нарушила порядок предоставления социальной выплаты. Истец полагает, что ответчиком нарушено условие приобретения жилья со сроком эксплуатации не более 5 лет, а использование бюджетных средств возможно лишь при безусловном соблюдении условий установленных на момент выдачи свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья, то есть произведено нецелевое использование бюджетных средств, предоставленных в рамках Программы.
Ответчик Р.И.С. с исковыми требованиями не согласилась, пояснив, что в ДД.ММ.ГГГГ вступала в программу Социальное развитие села до ДД.ММ.ГГГГ, но она закрылась. Она подала документы для вступления в программу «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», на получение социальной выплаты для приобретения жилья, так как своего жилья её семья не имела. Считает, что она не нарушила условий Программы, приобрела жилье благоустроенное, на момент приобретения квартиры условие к покупаемому жилью – срок эксплуатации не более 5 лет, из Типового Положения было исключено.
Третье лицо Р.Н.Н. с иском не согласен, пояснив, что социальную выплату их семья потратила по назначению – на приобретение жилья.
Представитель третьего лица ОАО «Россельхозбанк» Г.Ю.В. пояснила, что их сотрудник нарушил принятые ими обязательства по соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между их организацией и Главным государственным управлением сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области, а именно пере- числил социальную выплату со счета Р.И.С. без письменного уведомления Управления. Объясняет это неопытностью молодого сотрудника.
Выслушав объяснения сторон, исследовав представленные доказательства, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 утверждена Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». Целями государственной политики в области развития сельских территорий являются повышение уровня и качества жизни сельского населения, замедление процессов депопуляции и стабилизации численности сельского населения, создание благоприятных условий для выполнения селом его производственной и других общенациональных функций и задач территориального развития. Одним из мероприятий программы является улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов. Целями мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, являются удовлетворение потребностей сельского населения в благоустроенном жилье, привлечение и закрепление
в сельской местности молодых специалистов.
Р.И.С. ДД.ММ.ГГГГ подала заявление в Муниципальное образование «Псковский район» о включении её в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности в рамках целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».
ДД.ММ.ГГГГ Р.И.С. выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности, которым удостоверялось, что она включена в программу и ей предоставляется социальная выплата в сумме * рублей.
ДД.ММ.ГГГГ между Управлением, МБУ Псковского района «Псковский районный Центр культуры» и Р.И.С. заключен трехсторонний договор. Предметом договора является обеспечение жильем Р.И.С. и членов её семьи, которое должно быть пригодным для жилья, оборудованным центральными или автономными системами жизнеобеспечения, не менее размера, равного учетной норме площади жилого помещения в расчете на 1 члена семьи. Также п.* трехстороннего договора предусмотрена обязанность Р.И.С. отработать 5 лет у Работодателя со дня получения социальной выплаты. В случае невыполнения условий предусмотренных п. * договора Управление обязуется истребовать средства в размере предоставленной социальной выплаты. Типовым Положением также предусмотрено лишь одно условие, при котором орган исполнительной власти (орган местного самоуправления) вправе истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи средства в размере предоставленной социальной выплаты, а именно нарушение обязательства отработать 5 лет после получения социальной выплаты и только это условие договора признается существенным.
Право на получение социальной выплаты Р.И.С. истцом не оспаривается. Р.И.С. в установленном порядке признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Р.И.С. использовала социальную выплату на приобретение жилья. На момент выдачи свидетельства Р.И.С. приобретаемое жилое помещение, согласно подпункта * Типового положения, должно было соответствовать следующему требованию - находиться в эксплуатации не более 5 лет с момента его ввода. На момент приобретения жилья ДД.ММ.ГГГГ (договор купли – продажи) * Типового положения изменен Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ и данное условие исключено. После покупки жилья и оформления своих прав в регистрационном органе Р.И.С. передала все документы в Комитет по сельскому хозяйству и природным ресурсам <адрес>, которые были переданы в Управление для проверки соответствия сведений, указанных в договоре, сведениям, содержащимся в свидетельстве, как предусматривается Типовым положением.
Допрошенная в качестве свидетеля А.Э.А., работавшая консультантом в Комитете по сельскому хозяйству и природным ресурсам Администрации Псковского района, пояснила, что в её обязанности входило направление документов граждан, вступивших в программу, в Управление, где формировались сводные списки. Документы Р.И.С. на приобретение жилья, свидетельства о праве собственности она передала в Управление, так как и ранее так поступала.
Таким образом, Р.И.С. использовала полученную социальную выплату по целевому назначению на приобретение жилья, жилье пригодно для постоянного проживания, благоустроенное, ответчица проживает и работает на селе.
То обстоятельство, что банк перечислил со счёта Р.И.С. продавцу средства социальной выплаты без письменного уведомления Управления никоим образом нельзя поставить в вину ответчицы, так как сторонами в соглашении от ДД.ММ.ГГГГ являются Управление и «Россельхозбанк».
В силу ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное имущество.
Согласно материалам дела, при подаче заявления для вступления в целевую программу Р.И.С. нуждалась в улучшении жилищных условий (не имела своего жилья), работала в сельской местности, проживала постоянно в сельской местности, имела заемные средства, то есть представила все документы, подтверждающие её право на получение социальной выплаты, в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». Оснований для взыскания с ответчика Р.И.С. социальной выплаты не имеется.
Р.И.С. реализовала свое право на жилье в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», которая принята в 2013 году и по настоящее время действует, а Типовое положение - это приложение к программе, которое устанавливает порядок предоставления социальных выплат в рамках программы, поэтому суд полагает, что положение ст. 4 ГК РФ о действии гражданского законодательства во времени в данном случае не нарушено.
Интересы и права государства и истца - Главного государственного управления сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области не нарушены.
На основании изложенного, ст.1102 ГК РФ и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске Главному государственному управлению сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области о взыскании денежных средств в размере предоставленной социальной выплаты в сумме * рублей с Р.И.С. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: С.В. Краюхина