Дело № 12-51/2024
УИД 52RS0018-01-2024-001390-11
РЕШЕНИЕ
31 июля 2024 года г. Павлово
Судья Павловского городского суда Нижегородской области Ратников А.Ю. (адрес суда: ул. Шмидта, д.10, г. Павлово, Нижегородская область, 606100),
с участием представителя ФИО1 – Нарович Е.А., действующей на основании ордера,
должностного лица ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление заместителя руководителя Павловского районного лесничества № 2 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ заместителем руководителя Павловского районного лесничества ФИО4 вынесено постановление № 2 о привлечении к административной ответственности ФИО1 по ч.3 ст.8.32 КоАП РФ к административному штрафу в размере 45 000,00 рублей.
ФИО1 с постановлением о наложении административного штрафа не согласен и принес жалобу на данное постановление.
В судебном заседании представитель ФИО1 – адвокат Нарович Е.А., доводы жалобы поддержала, полагает, что в действиях ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 8.32 КоАП РФ. Просит постановление отменить, производство по делу прекратить.
Должностное лицо заместитель руководителя Павловского районного лесничества ФИО4, которой разъяснены права, предусмотренные КоАП РФ, будучи предупрежденной об ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ, с доводами жалобы не согласна, считает постановление законным и обоснованным, просила оставить постановление без изменения.
С учетом положений ст. 30.6 КоАП РФ, наличия данных о надлежащем извещении участников судебного разбирательства, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Изучив доводы жалобы, выслушав представителя ФИО1, должностное лицо, исследовав представленные суду материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему:
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (части 1, 2 данной статьи).
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
При этом статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены, в том числе наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Приведенные положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях во взаимосвязи со статьей 2.1 данного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.1 данного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.
В соответствии с частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от шестидесяти тысяч до девяноста тысяч рублей; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
В силу части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 года N 1614 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила).
Пунктом 10 Правил определено, что со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что по результатам проведения выездного обследования в лесах №49/6 от 09.06.2023 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021г. №1098 «О федеральном государственном лесном контроле (надзоре) (вместе с «Положением о федеральном государственном лесном контроле (надзоре) выявлено, что владельцы земельных участков с кадастровыми номерами №, непосредственно примыкающие с границам лесного фонда квартала 38 Павловского участкового лесничества Павловского районного лесничества, не обеспечивают их очистку от порубочных остатков и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса, а также данная территория не отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером. Так как при обнаружении административного правонарушения выявить на месте собственников вышеуказанных земельных участков не представлялось возможным принято решение о проведении административного расследования с целью выявления владельцев земельных участков, в ходе которого были запрошены выписки из ЕГРН в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №. Согласно выпискам из ЕГРН установлено, что собственником данных участков является ФИО1 На основании постановления Правительства Нижегородской области №297 от 10.04.2023г. начало пожароопасного сезона установлено с ДД.ММ.ГГГГ и Постановлением администрации Павловского муниципального округа Нижегородской области от 11.04.2023г. №458, а также Постановления Правительства Нижегородской области №317 от 17.04.2023г. на территории Павловского муниципального района Нижегородской области установлен особый противопожарный режим на землях лесного фонда с 20.04.2023г.
Выявленное нарушение послужило основанием для вынесения должностным лицом административного органа постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 2 от 24.05.2024 с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 45 000,00 рублей в отношении ФИО1 по части 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данные обстоятельства подтверждаются доказательствами, представленными в материалы дела: протоколом об административном правонарушении №12 от 29.06.2023г., выписками из ЕГРН, заданием №49/6 от 09.06.2023г. о проведении выездного обследования в лесах, актом выездного обследования лесного участка от 09.06.2023г., фото, постановлением № 2 от 24.05.2024 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении.
В материалах дела имеется акт выездного обследования лесного участка от 09.06.2023г., в котором указано, что участки с кадастровыми номерами № не обеспечивают очистку от порубочных остатков мест, непосредственно прилегающих к землям лесного фонда, минерализованная полоса не создана, выявлены нарушения, без их конкретизации в нарушение Приказа Минприроды России от 31 августа 2015 года N 373; при этом отсутствуют сведения о расстоянии нахождения от границ лесного фонда порубочных остатков; отсутствуют сведения, каким прибором проведены измерения, каким прибором устанавливались координаты места совершения правонарушения.
Согласно заключению кадастрового инженера Квашнинна Д.А. по результатам выполнения кадастровых работ №8 от 16.02.2024г., в результате выполненных работ сделаны следующие выводы: земельные участки с кадастровыми номерами № имеют смежные (общие) границы с границами Павловского районного лесничества Нижегородской области с реестровым номером №; земельный участок с кадастровым номером № имеет одну общую точку с границами Павловского районного лесничества Нижегородской области с реестровым номером №.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером № имеет одну общую точку с границами Павловского районного лесничества Нижегородской области с реестровым номером №., то есть смежной границы с землями лесного фонда не имеется; в то время как согласно постановлению № 2 от 24.05.2024 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении владелец земельного участка с кадастровым номером №, непосредственно примыкающим с границам лесного фонда квартала 38 Павловского участкового лесничества Павловского районного лесничества, не обеспечивает очистку от порубочных остатков и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса, а также данная территория не отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером. Указанное нарушение является существенным и не позволяет признать обжалуемое постановление в данной части законным.
Кроме того, согласно акту выездного обследования лесного участка от 13.11.2023г., измерения производились БГ-1 (буссоль геодезическая), рулеткой геодезической (50 метров), при этом в нарушение требований ст. ст. 26.8 КоАП РФ данные о поверке данных измерительных приборов отсутствуют, не указан срок, до какого времени действительно данный измерительный прибор.
Согласно ст. 26.8 КоАП РФ:
1. Под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку.
2. Показания специальных технических средств отражаются в протоколе об административном правонарушении или постановлении по делу об административном правонарушении, вынесенном в случае, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
В нарушение требований статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не исследованы все обстоятельства дела, меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела должностным лицом не приняты.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
По общему правилу, установленному частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 названной статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу (часть 2 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При этом срок обжалования может быть восстановлен в том случае, если он был пропущен по уважительным причинам. Таковыми являются обстоятельства, которые объективно препятствовали своевременной подаче жалобы или исключали ее.
Копия оспариваемого постановления была получена ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ, последний день для подачи жалобы выпадал на ДД.ММ.ГГГГ, жалоба поступила в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть срок обжалования не пропущен.
На момент рассмотрения жалобы срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел истек.
При таких обстоятельствах, постановление №2 от 24.05.2024 заместителя руководителя Павловского районного лесничества ФИО4 о привлечении к административной ответственности ФИО1 по ч.3 ст.8.32 КоАП РФ к административному штрафу в размере 45 000,00 рублей, подлежит отмене, а поскольку срок привлечения лица к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ истек, то данное дело подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.1-30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ №2 ░░ 24.05.2024 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░4 ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░ ░.3 ░░.8.32 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 45 000,00 ░░░░░░ - ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░