Судья - Бабинова Н.А. Дело № 33-5524
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
ПредседательствующегоНяшинаВ.А.,
Судей Кустовой И.Ю., Выдриной Ю.Г.,
При секретаре Боголюбовой Т.Н.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми 10 июня 2013 г. дело по апелляционной жалобе Малышевой И.Н. на решение Березниковского городского суда Пермского края от 14 марта 2013 года, которым постановлено -
Заявление Малышевой И.Н. о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по г. Березники УФССП по Пермскому краю Ш. от 26.11.2012 г.об отказе в возбуждении
исполнительного производства и обязании устранить допущенные нарушения прав в установленном законом порядке - оставить без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, заслушав доклад судьи Выдриной Ю.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Малышева И.Н. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по г. Березники УФССП по Пермскому краю Ш. (далее по тексту - судебный пристав) об отказе в возбуждении исполнительного производства от 26.11.2012 г.
Предъявленные требования мотивировала тем, что определением Березниковского городского суда от 17.10.2012 г. с Администрации г. Березники в ее пользу взысканы расходы по оплате услуг представителя в размере ** руб. Судом выдан исполнительный лист, который 22.11.2012 г. она предъявила в Отдел судебных приставов по г. Березники УФССП по Пермскому краю. 14.12.2012 т. ею получено постановление судебного пристава-исполнителя от 26.11.2012 г., согласно которому в возбуждении исполнительного производства отказано по тому основанию, что Администрация г. Березники является бюджетным учреждением, в связи с чем исполнительный документ не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов. Данное постановление заявитель считает незаконным, обязав устранить допущенные нарушения прав в установленном законом порядке.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе заявитель, ссылаясь на то, что решение суда является необоснованным, поскольку обстоятельствам данного дела судом дана неправильная оценка. У судебного пристава имелись основания для возбуждения исполнительного производства, поскольку администрация г. Березники имеет открытые счета в учреждении Центрального банка и иных кредитных организациях, следовательно, в силу пункта 12 ст.242. Бюджетного кодекса РФ, исполнение производится соответствии с законом «Об исполнительном производстве».
Проверив дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, определив в порядке ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствии лиц, извещенных о месте и времени рассмотрения дела, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции правильно исходил из того, что у судебного пристава отсутствовали основания для возбуждения исполнительного производства, поскольку исполнение судебного акта в рассматриваемом случае подлежит в порядке,, предусмотренном главой 2 4.1. Бюджетного кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
Статьей 239 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев,, установленных настоящим Кодексом. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с Главой 24.1 настоящего Кодекса.
В связи с тем, что администрация г. Березники является муниципальным казенным учреждением, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что исполнение судебного акта о взыскании денежных средств с указанного должника должно осуществляться в порядке, установленном статьей 242.5 Бюджетного кодекса РФ, путем предъявления исполнительного документа взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.
Пунктом 2 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
Согласно пункту 3 указанной статьи Бюджетного кодекса РФ для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.
При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа должник направляет органу местного самоуправления, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (пункт 4).
Орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием (пункт 5).
Должник обязан представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, платежное поручение на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 3 настоящей статьи (пункт б).
При неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений (пункт 7).
Согласно пункту 10 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, при исполнении в полном объеме исполнительного документа направляет исполнительный документ с отметкой о размере перечисленной суммы в суд, выдавший этот документ,,
Таким образом, Главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ предусмотрен порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в соответствии с которым подлежит исполнению исполнительный документ, выданный на основании решения Березниковского городского суда Пермского края от 17.10.2012 г.
Кроме того, пунктом 9 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что В случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств местного бюджета исполнительный документ о взыскании средств с органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, направляется в орган по месту открытия главному распорядителю средств местного бюджета лицевого счета как получателю средств местного бюджета для исполнения в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Учитывая данные требования законодательства, у судебного пристава-исполнителя не имелось оснований для возбуждения исполнительного производства по принудительному взысканию денежных. средств с администрации г. Березники.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит правильными выводы суда первой инстанции о том, что при поступлении указанного исполнительного документа судебный пристав обоснованно руководствовался положениями подпункта 8 пункта 1 статьи 31 Федерального закона "Об исполнительном производстве", согласно которому судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции следует признать обоснованным, постановленным с правильным применением положений Бюджетного кодекса РФ и Федерального закона "Об исполнительном производстве". При этом доводы апелляционной жалобы о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права судебная коллегия находит несостоятельными, основанными на неверном толковании приведенных норм федеральных законов самим подателем жалобы.
Ссылку заявителя на пункт 12 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ судебная коллегия находит необоснованной, поскольку исполнительный лист, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений, может быть принят судебным приставом-исполнителем к исполнению только лишь в случае, если исполнение решения суда не было произведено за счет средств соответствующего бюджета в течение установленного трехмесячного срока.
Данное правило следует из системного толкования положений статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ, в частности пункта 2 названной нормы, который содержит исчерпывающий перечень оснований для возврата органом, осуществляющим открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, исполнительного документа взыскателю, и которым факт наличия у должника счетов в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитных учреждениях не относится.
Ссылок на иные основания, влекущие отмену решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Малышевой И.Н. на решение Березниковского городского суда Пермского края от 14 марта 2013 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: