Решение по делу № 2-109/2021 (2-1214/2020;) от 16.12.2020

    Дело № 2-109/2021

УИД - 10RS0017-01-2020-001705-08

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    02 марта 2021 года                                                                        гор. Сортавала

           Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:

    председательствующего судьи Саниной Е.А.,

    при помощнике судьи Пугач О.Н.,

        рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Карелводоканал», администрации Сортавальского муниципального района об обязании совершить определенные действия; третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: администрация Хаапалампинского сельского поселения, МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Сортавальского муниципального района»,

    установил:

    Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия обратилось в суд с иском к ответчикам ООО «Карелводоканал» и Администрации Хаапалампинского сельского поселения об обязании ООО «Карелводоканал» разработать в соответствии с санитарным законодательством проект зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, переданных во временное пользование и владение Обществу, расположенных на территории Сортавальского муниципального района в п. Заозерный; получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии разработанного проекта зоны санитарной охраны источника водоснабжения и водопроводов питьевого назначения санитарно-эпидемиологическим требованиям – в срок до 01.12.2023; а также об обязании Администрации Хаапалампинского сельского поселения профинансировать соответствующие мероприятия. Требования мотивированы тем, что ООО «Карелводоканал» является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей эксплуатацию систем водоснабжения и оказывающей услуги по холодному водоснабжению на территории Хаапалампинского сельского поселения. Источником питьевого водоснабжения пос. Заозерный является протока Кармаланъярви Ладожского озера. Проект зон санитарной охраны источника водоснабжения поселка не разработан и не утвержден, мероприятия по разработке не проводятся, что является нарушением требований СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».

    Протокольным определением от 28.01.2021 на основании ходатайства истца была произведена замена ответчика администрации Хаапалампинского сельского поселения на администрацию Сортавальского муниципального района – по тем основаниям, что система коммунальной инфраструктуры водоснабжения и водоотведения передана в собственность администрации Сортавальского муниципального района. К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены администрация Хаапалампинского сельского поселения и МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Сортавальского муниципального района».

    В судебном заседании представитель истца, действующая по доверенности, заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении

    Представитель ответчика ООО «Карелводоканал», действующая по доверенности, доводы, изложенные в письменном отзыве, поддержала, вместе с тем оставила разрешение спора на усмотрение суда. Пояснила также, что договором водопользования от 03.09.2018 в редакции дополнительного соглашения от 29.10.2020 подпунктом x) пункта 18 предусмотрен срок разработки и согласования проекта зоны санитарной охраны водного объекта озера Кармаланъярви – 31.10.2022.

    Представитель ответчика администрации Сортавальского муниципального района, действующий по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал по тем основаниям, что спорный вопрос к полномочиям администрации не относится, контрольными либо надзорными функциями в данной области они не обладают. Полагал, что в случае возложения обязанности по финансированию указанных в иске мероприятий на администрацию, решение в указанной части будет неисполнимым, поскольку законом не предусмотрено соответствующей правовой формы, в рамках которой передача денежных средств была бы возможной. Указал, что требования к администрации заявлены преждевременно, учитывая отсутствие информации, каким образом будет исполняться решение ответчиком ООО «Водоканал», отсутствие возможности администрации повлиять на ход и порядок исполнения ресурсоснабжающей организацией мероприятий по разработке проекта зон санитарной охраны.

    Третье лицо - Администрация Хаапалампинского сельского поселения в судебное заседание своего представителя не направила, извещены надлежащим образом, ходатайствуют о рассмотрении дела в свое отсутствие.

    Третье лицо МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Сортавальского муниципального района» в судебное заседание своего представителя не направило, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела.

Суд, заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду.

Согласно части 1 статьи 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (часть 2 статьи 43 Водного кодекса РФ).

Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Пунктом 3 данной статьи установлено, что использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Договором на аренду системы коммунальной инфраструктуры водоснабжения и водоотведения от 15.02.2011, заключенным между администрацией муниципального образования Хаапалампинское сельское поселение (арендодатель) и ЗАО «Карелводоканал» последнему во временное возмездное владенеие и пользование предоставлено имущество – совокупность объектов коммунальной инфраструктуры (объектов водоснабжения и водоотведения) на территории Хаапалампинского сельского поселения – согласно перечню в приложении № 1 к договору, в числе прочего, водозабор пос. Заозерный, 1979 г.

Постановлением Правительства Республики Карелия от 03.08.2015 №238-П «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Кааламского и Хаапалампинского сельских поселений», в муниципальную собственность Сортавальского муниципального района передано имущество, в том числе, водозабор пос. Заозерный, площадью 15,5 кв.м., 1979 года постройки.

Распоряжением администрации Сортавальского муниципального района № 1061 от 05.08.2015 водозабор пос. Заозерный, площадью 15,5 кв.м., 1979 года постройки, закреплен на праве хозяйственного ведения за МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Сортавальского муниципального района».

В соответствии с дополнительным трехсторонним соглашением от 17.10.2016 к указанному выше договору аренды от 15.02.2011 произведена замена арендодателя на МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Сортавальского муниципального района»

Таким образом, эксплуатацию объектов водоснабжения на территории пос. Заозерный в целях организации деятельности по водоснабжению, а также по обслуживанию данных объектов осуществляет ООО «Карелводоканал».

Как следует из материалов дела, на основании договора водопользования от 03.09.2018, заключенного между Министерством природных ресурсов и экологии Республики Карелия (уполномоченный орган) и ООО «Карелводоканал» (водопользователь), последнему в пользование предоставлено озеро Кармаланъярви, бассейн Балтийского моря (водный объект) с целью водопользования - забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов. Подпунктом х) пункта 18 указанного договора предусмотрена обязанность водопользователя в срок до 01.02.2020 разработать, согласовать в установленном законом порядке проект зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и представить его вместе с санитарно-эпидемиологическим заключением в уполномоченный орган для утверждения. Дополнительным соглашением к договору от 29.10.2020 указанный срок продлен до 31.10.2022.

Согласно имеющимся в материалах дела актам приема-передачи объектов, являющимся неотъемлемыми приложениями к вышеуказанному договору аренды, ООО "Карелводоканал" во временное возмездное владение и пользование переданы объекты водоснабжения на территории поселка Заозерный Республики Карелия.

Указанные объекты водоснабжения относятся к муниципальному имуществу Сортавальского муниципального района. Проект зон санитарной охраны в отношении указанных объектов не разрабатывался, санитарно-эпидемиологические заключения по ним не получены, что сторонами не оспаривалось.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

В целях предотвращения загрязнения водных объектов Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 года №10 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02», в соответствии с которыми на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию систем водоснабжения, возложена обязанность по организации и эксплуатации зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, включающая в себя разработку проекта, составной частью которого является план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника.

Эти правила обязательны для всех субъектов водоснабжения - граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п.1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02).

Согласно пункту 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны (ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

В соответствии с п.1.15 названных санитарных правил СанПиН 2.1.4.1110-02 санитарные мероприятия в пределах первого пояса ЗСО должны выполняться органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов; в пределах второго и третьего поясов - владельцами объектов, оказывающих отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.

Согласно п.1.17 Санитарных правил и норм 2.1.4.1110-02 отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зоны санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН.

Принимая во внимание установленные по делу фактические обстоятельства, действующее правовое регулирование, учитывая, что отсутствие разработанного проекта зоны санитарной охраны вокруг объекта водоснабжения, а также санитарно-эпидемиологического заключения по нему создает реальную угрозу ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки в пос. Заозерный, суд полагает необходимым возложить на ответчика ООО "Карелводоканал" указанные в иске обязанности.

Удовлетворяя исковые требования, предъявленные к ответчику администрации Сортавальского муниципального района Республики Карелия, суд учитывает следующее.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 части 1, части 1.1 статьи 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 №416 «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 23 указанного закона органы местного самоуправления поселений, городских округов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

В условиях возможной смены арендатора объектов водоснабжения, принимая во внимание предусмотренный указанными выше нормативными актами объем полномочий и обязанностей органов местного самоуправления в сфере водоснабжения населения, а также то, что администрация Сортавальского муниципального района Республики Карелия осуществляет права собственника в отношении муниципального имущества независимо от того, передано ли оно другому субъекту или водоснабжающей организации и на каком основании, суд полагает необходимым возложить на администрацию указанного муниципального образования обязанность профинансировать мероприятия по разработке в соответствии с санитарным законодательством проектов зон санитарной охраны вокруг указанного в иске объекта водоснабжения.

Доводы представителя администрации Сортавальского муниципального района о неправомерности возложения на администрацию финансирования указанных мероприятий несостоятельны в силу изложенного выше.

Довод ответчика ООО «Карелводоканал», изложенный в письменном отзыве, о нецелесообразности удовлетворения иска в связи с разработкой и утверждением администрацией Сортавальского муниципального района плана приведения качества питьевой воды в пос. Заозерный в соответствие с санитарными требованиями и утверждением инвестиционной программы ООО «Карелводоканал» «По модернизации централизованных систем водоснабжения и водоотведения на период 2014-2025 годы», работы по реализации которой находятся на стадии разработки проектно-сметной документации, судом учтены, вместе с тем сами по себе не являются основанием для отказа в удовлетворении иска в силу изложенного выше, учитывая, что предъявленный иск вытекает из правоотношений в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

        На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

    решил:

        Исковые требования удовлетворить.

        Возложить на общество с ограниченной ответственностью "КАРЕЛВОДОКАНАЛ" обязанность по разработке в соответствии с санитарным законодательством проекта зоны санитарной охраны объекта водоснабжения и водопровода питьевого назначения, расположенных на территории: Республика Карелия, Сортавальский муниципальный район, п. Заозерный, водоисточник - озеро Кармалан-ярви (Кармаланъярви).

Возложить на общество с ограниченной ответственностью "КАРЕЛВОДОКАНАЛ" обязанность получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии разработанного проекта зоны санитарной охраны на указанный объект водоснабжения – в срок до 01 декабря 2023 года.

Обязать администрацию Сортавальского муниципального района профинансировать мероприятия по разработке в соответствии с санитарным законодательством проекта зоны санитарной охраны указанного объекта водоснабжения.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

        Судья                                                                                       Е.А. Санина

    Решение принято в окончательной форме 09.03.2021.

2-109/2021 (2-1214/2020;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление Роспотребнадзора по РК
Ответчики
Администрация Сортавальского муниципального района
ООО "Карелводоканал"
Другие
Администрация Хаапалампинского сельского поселения
МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство Сортавальского муниципального района"
Суд
Сортавальский городской суд Республики Карелия
Судья
Санина Елизавета Алексеевна
Дело на сайте суда
sortavalsky.kar.sudrf.ru
16.12.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.12.2020Передача материалов судье
18.12.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.01.2021Судебное заседание
28.01.2021Судебное заседание
02.03.2021Судебное заседание
09.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.03.2021Дело оформлено
13.10.2021Дело передано в архив
02.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее