УИД 12 RS 0001-01-2019-002310-42
Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерацииг. Волжск 14 января 2020 года
Волжский городской суд Республики Марий Эл в составе судьи Тукмановой Л.И., при секретаре судебного заседания Шайхутдиновой Т.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Волжского межрайонного прокурора Республики Марий Эл в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Помарское сельское поселение» о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления,
установил:
Волжский межрайонный прокурор Республики Марий Эл в интересах неопределенного круга лиц обратился с административным иском в суд к Администрации муниципального образования «Помарское сельское поселение» о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления указывая на то, что Волжской межрайонной прокуратурой по результатам рассмотрения обращения Павловой Н.В., обращения Решетниковой М.Е., поступившего, в том числе, из аппарата Правительства Российской Федерации, обращения депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Казанкова С.И. в интересах Решетниковой М.Е. по вопросу сноса детской площадки на берегу озера Молочное, установлены нарушения законодательства в сферах защиты жизни и здоровья несовершеннолетних, физической культуры и спорта, земельного законодательства, законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, в других сферах. В ходе проверки установлено, что в период времени с лета 2018 года по настоящее время на берегу водного объекта - озера Молочное, расположенного в границах муниципального образования «Помарское сельское поселение», между озером Молочное и наружным газопроводом у д. 47 по ул. Советской с. Помары Волжского района Республики Марий Эл неустановленными лицами осуществлены монтаж и установка детской игровой площадки.
Оборудование детской площадки изготовлено непромышленным способом, самостоятельно гражданами из подручных материалов (железобетонных строительных и резинотехнических (автопокрышки) изделий, стальных труб, древесины), представлено качелями, песочницей, металлическими столбами круглого сечения с веревочной каруселью (тарзанкой), каруселью с сидениями, качелями-качалками, детскими горками, бетонными блоками, конструкциями из отработанных автомобильных покрышек, деревянными конструкциями различного назначения, конструкций из труб различного назначения, деревянным домиком, деревянной беседкой, металлическими сооружениями различного назначения, крытой площадкой.
Проекта, паспорта изготовителя и нормативных документов на площадку не имеется.
Детская игровая площадка расположена на земельном участке примерной площадью 2600 кв.м., находящемся в границах муниципального образования «Помарское сельское поселение» Волжского района, относящемся к категории «земли населенных пунктов». Собственность на земельный участок не разграничена.
Площадка частично размещена вглубь (от 0,5 м до 1,0 м) земельного участка, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Волжский район, с. Помары, ул. Лесная, д. 31, и предоставленного на праве аренды физическому лицу для размещения индивидуального жилищного строительства, а также в границах 50-метровой водоохранной зоны водного объекта общего пользования - озера Молочное и охранной зоны наружного газопровода ООО «Газпром газораспределение Йошкар-Ола».
С целью организации освещения в земле по территории детской площадки проложены кабельные линии, подключенные к электрическим сетям Волжских районных электросетей филиала Мариэнерго ПАО «МРСК Центра и Приволжья», имеется металлический корпус щитка освещения.
Детская площадка на чьем-либо балансе не состоит, обслуживающая организация не назначена, эксплуатант отсутствует, размещена без обязательного разрешения (распорядительного акта уполномоченного органа).
При монтаже, устройстве и эксплуатации детской игровой площадки допущены нарушения законодательства о защите жизни и здоровья несовершеннолетних, физической культуры и спорта, земельного законодательства, законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования.
Оборудование детской игровой площадки не отвечает требованиям ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», национальных стандартов ГОСТ Р 52169-2012 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования» (приказ Росстандарта от 23.11.2012 № 1148-ст), ГОСТ Р 52301-2013 Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования» (приказ Росстандарта от 24.06.2013 № 182-ст).
Земельный участок для установления детской площадки не предоставлялся.
Технологическое подключение к электрическим сетям Волжских районных электросетей филиала Мариэнерго ПАО «МРСК Центра и Приволжья» совершенное без соблюдения требований, установленных Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.
Ветеринарными врачами ГБУ РМЭ «Волжская станция по борьбе с болезнями животных» утилизированы два скелетированных черепа крупного рогатого скота, монтированных на оборудовании детской площадки и не утилизированных в нарушение требований ст. 2.1 Закона РФ от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии», п. 1.1-1.7 Ветеринарно-санитарными правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 № 13-7-2/469.
В связи с выявленными нарушениями закона 16.08.2019 межрайонной прокуратурой в адрес главы муниципального образования «Помарское сельское поселение» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства №06-02-2019. Допущенные нарушения органами местного самоуправления не устранены.
Бездействие администрации МО «Помарское сельское поселение», нарушающее вышеназванные нормы федерального законодательства, создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью несовершеннолетних, не отвечает задачам предупреждения травматизма и несчастных случаев с несовершеннолетними, а также нарушает права жителей сельского поселения, особенно детского населения, на занятия физической культурой и спортом, физическое развития, совершенствования двигательной активности и формирования здорового образа жизни и социальной адаптации.
Длительное время, после внесения прокурором обязательного для исполнения представления, органом местного самоуправления достаточные меры к обеспечению безопасности при эксплуатации указанной детской игровой площадки не приняты.
Административный истец Волжский межрайонный прокурор просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Помарское сельское поселение» по непринятию мер к обеспечению безопасности несовершеннолетних при эксплуатации детской игровой площадки, расположенной между озером Молочное и наружным газопроводом у д. 47 по ул. Советской с. Помары Волжского района Республики Марий Эл. Обязать администрацию муниципального образования «Помарское сельское поселение» в целях обеспечения безопасности неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, демонтировать детскую игровую площадку, расположенную между озером Молочное и наружным газопроводом у д. 47 по ул. Советской с. Помары Волжского района Республики Марий Эл.
В судебном заседании представитель административного истца помощник Волжского межрайонного прокурора Камалиев А.Р. исковые требования поддержал. Суду пояснил соответствующее изложенному в иске, дополнил, что территория озера Молочное представляет собой детскую площадку свидетельствуют все заключения контрольных органов и кроме этого размещенное оборудование в большинстве предполагает использование его именно несовершеннолетними. В тексте всех справок участвующих специалистов есть, что это именно является детской игровой площадкой.
Представители административного ответчика Администрация муниципального образования «Помарское сельское поселение» Калабашкин А.В., Даминов Р.М., Ахмадшин З.Т. с административными требованиями не согласились, просили в иске отказать.
Калабашкин А.В. суду пояснил, что администрация сделала все возможное для осуществления безопасности на данной прудово-парковой зоне. Привезли песка, сделали более безопасным основание пешеходной зоны, закрыли песком железобетонные моменты, которые могли нести какую-то угрозу для взрослого населения. Детская площадка на балансе не состоит.
Ахмадшин З.Т. суду пояснил, что прудово-парковая зона на берегу о.Молочное - место массового отдыха всех жителей села Помары Волжского района РМЭ, как взрослых, так и детей. Рассматриваемая территория представляет собой обустроенную прудово-парковую зону, а не детскую площадку. Соответственно, при эксплуатации данных архитектурных форм соблюдение специальных гостов не требуется. Считает, что все доводы истца о массовом нарушении норм ГОСТ, являются несостоятельными.
Даминов Р.М. суду пояснил, что объекты строились по инициативе самих граждан, строились самими гражданами.
Заинтересованное лицо глава администрации муниципального образования «Помарское сельское поселение» в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель заинтересованного лица администрации Волжского муниципального района в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела, извещен надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется расписка. Ранее в судебном заседании от 9 января 2020г. представитель администрации Волжского муниципального района Щукина Т.В. пояснила, что распределение земельных участков на территории Волжского муниципального района, которые не разграничены с 01.01.2013г. отнесено к муниципальному району. С марта 2012г. до 01.01.2017г. полномочия по распределению земель были у каждого поселения отдельно. В период с 01.01.2017г. земельный участок в с.Помары Волжского района РМЭ, где располагаются спорные объекты никому не предоставлялся. В администрацию никто не обращался ни за разрешением по использованию этого земельного участка, ни за арендой данного земельного участка.
Заинтересованное лицо Павлова О.В. в судебном заседании согласилась с заявленными требованиями, суду пояснила, что в настоящее время она является пользователем земельного участка, который выделен ее семье как многодетной. На ее участке расположен один из объектов детской площадки - бетонные сооружения. Считает, что на детскую площадку страшно детей пускать.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В соответствии с ч.4 ст.218 КАС РФ в случаях, предусмотренных КАС РФ, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов.
Волжской межрайонной прокуратурой по результатам рассмотрения обращения Павловой Н.В. была проведена проверка детской площадки на берегу озера Молочное, расположенного в границах муниципального образования «Помарское сельское поселение», между озером Молочное и наружным газопроводом у д. 47 по ул. Советской с. Помары Волжского района Республики Марий Эл.
Установлено, что на берегу водного объекта - озера Молочное, расположенного в границах муниципального образования «Помарское сельское поселение», между озером Молочное и наружным газопроводом у д. 47 по ул. Советской с. Помары Волжского района Республики Марий Эл осуществлен монтаж и установка детской игровой площадки. Оборудование детской игровой площадки изготовлено из твердых бытовых отходов (железобетонных строительных и резинотехнических (автопокрышки) изделий, из отходов металла (автотранспортных средств, строительной арматуры), а также из древесины имеющие признаки гниения; допущено применение материалов, которые могут оказывать вредное воздействие на здоровье ребенка и окружающую среду в процессе эксплуатации (автомобильный покрышки, гудрон на ЖБИ); чрезвычайно опасных по токсичности продуктов горения материалов; металлических материалов, образующих окислы, шелушащихся или отслаивающихся, не защищенных нетоксичным покрытием; оборудование не распределено по возрастной группе детей, для которой они предназначены; имеется предполагаемый риск в игре, не явный для ребенка, и он не сможет его предвидеть; конструкции оборудования не обеспечивают прочность, устойчивость, жесткость и пространственная неизменяемость; элементы оборудования из металла не защищены от коррозии; элементы оборудования из древесины имеют на поверхности дефекты (заусенцы, задиры, отщипы, сколы и т.п.); элементы оборудования из древесины, от которых зависит его прочность, не предохранены методами химической защиты древесины от биологических агентов; допущено наличие выступающих элементов оборудования с острыми концами или кромками; наличие шероховатых поверхностей, способных нанести травму ребенку; выступающие концы болтовых соединений не защищены; сварные швы негладкие; закрытое оборудование (тоннели, игровые домики и т.п.) не имеет не менее 2 открытых доступов, независящих друг от друга и расположенных на разных сторонах оборудования; конструкцией доступов не исключена возможность их блокирования и не обеспечивается при необходимости возможность оказания помощи взрослыми без каких-либо дополнительных средств; размеры открытых доступов не соответствуют нормативным (не менее 500x500 мм.); при чрезвычайной ситуации доступы не обеспечивают возможность детям покинуть оборудование; не отвечают требованиям безопасности конструкции тоннелей; подвижные и неподвижные элементы оборудования имеют сдавливающие и режущие поверхности; присутствует возможность застревания тела, частей тела или одежды ребенка; возможно застревание тела ребенка между неподвижными элементами конструкции, между жестко подвешенными тяжелыми элементами конструкции, в тоннелях; ног или ступней ребенка в отверстиях твердых элементов или в поверхностях конструкций; пальцев ребенка в зазорах и щелях; одежды и волос ребенка в прямоугольных и V-образных зазорах или щелях, в выступах элементов конструкции, во вращающихся частях; для предотвращения застревания одежды (элементов одежды) и волос ребенка не применяются прокладки или специальные уплотнения; конструкцией не исключено застревание пуговиц; конструкция вращающихся частей не имеет защиту, предотвращающую застревание одежды и волос; для защиты детей от падения с оборудования отсутствуют перила и ограждения, возможно падение ребёнка в озеро; отсутствует ударопоглощающее покрытие детской игровой площадки, с целью предупреждения травм при падении детей с игрового оборудования; пересекающиеся цепи допускают возможность застревания пальцев; не учтена и не рассчитана высота свободного падения ребенка, не определены зоны безопасности при перемещении ребёнка, не определены зоны приземления, зоны падения; покрытие в зоне приземления не свободно от каких-либо элементов с острыми концами или опасных выступов; пространство внутри, на и вокруг оборудования, которое может быть занято ребенком, содержит препятствия, которые ребенок не ожидает и которые могут стать причиной травмы; конструкция лестниц не соответствует требованиям защиты от падения и не имеет постоянный наклон; применяемые канаты, цепи не соответствуют требованиям пунктов 4.3.31, 4.3.32 ГОСТ Р 52169-2012.
Из справки от 14.08.2019г. заместителя главного государственного инспектора г.Волжска, Волжского и Звениговского районов по использованию и охране земель Управления Росреестра по РМЭ Питиримовой С.А. «О результатах участия в качестве специалиста по запросу прокуратуры Республики Марий Эл от 07.08.2019г. №21-14-2019» следует, что объектом осмотра являлся земельный участок неразграниченной государственной и муниципальной собственности, расположенный в кадастровом квартале 12:15:6701001, категории: земли населенных пунктов, местоположением : в 6 м северо-западнее от дома №47 по ул.Советская с.Помары Волжского района РМЭ, примерной площадью 2600 кв.м. В ходе осмотра обнаружено, что на данном земельном участке расположена детская игровая площадка с элементами благоустройства территории (качели, скамейки, детские горки, песочница, домики и т.д.) Территория детской игровой площадки частично уложена брусчаткой, не огорожена, служит местом отдыха жителей с. Помары, используется неопределенным кругом лиц. Детская игровая площадка с северо-западной стороны частично размещена с юго-восточной границы вглубь (от 0,5 м до 1,0 м) земельного участка с кадастровым номером 12:15:6701001:603, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Волжский район, с. Помары, ул. Лесная, д. 31, и предоставленного на праве аренды физическому лицу для размещения индивидуального жилищного строительства.
Из справки от 12 августа 2019 года составленной государственным инспектором отдела (инспекции) в Республике Марий Эл ПМТУ Р. С. А.С. следует, что по результатам проверки соответствия оборудования детской игровой площадки, расположенной по адресу: Республика Марий Эл, Волжский район, с.Помары, ул.Советская, у д.47 (между озером Молочное и наружным газопроводом), выявлено, что пользование оборудованием площадки может включать в себя следующие риски: разрушение элементов конструкции, непредусмотрительное поведение ребенка, падения на оборудование, падение с оборудования, столкновение детей с элементами конструкции или между собой, застревания, риск скольжения. Выявлены нарушения национальных стандартов Российской Федерации требований безопасности к оборудованию детской игровой площадки:
- "ГОСТ Р 52169-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования",
- «ГОСТ Р 52301-2013 Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования».
В справке от 21 августа 2019 г. государственного инспектора Приволжского управления Ростехнадзора Васина С.В. указано, что выявлены нарушения на детской игровой площадке на берегу озера Молочное, с.Помары Волжского района РМЭ, а именно: кабельные линии 0,23 кВ, проложенные на территорию детской площадки не имеют защиты от механических повреждений; кабельные линии 0,23 кВ, в виниловой изоляции не предназначены для прокладки в земле; металлический корпус щитка освещения 0,23 кВ не имеет защиты от коррозии и не имеет связи с заземляющим проводником; кабель 0,23 кВ питающий щит освещения, подключен скруткой на опоре ВЛ-0,4кВ без установки узла учета; токоведущие части коммутаторного аппарата и розетки не имеют защиты от случайных прикосновений неэлектротехнического персонала.
Установлено, что детская площадка на чьем-либо балансе не состоит, обслуживающая организация не назначена, эксплуатант отсутствует.
При монтаже, устройстве и эксплуатации детской игровой площадки допущены нарушения законодательства о защите жизни и здоровья несовершеннолетних, физической культуры и спорта, земельного законодательства, законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования.
16 августа 2019 года Волжской межрайонной прокуратурой, в связи с выявленными нарушениями закона, в адрес главы муниципального образования «Помарское сельское поселение» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства №06-02-2019. Из представления прокурора следует, что в нарушение требований закона органами местного самоуправления муниципального образования «Помарское сельское поселение» не решены вопросы размещения и устройства в селе Помары детской игровой площадки, отвечающей требованиям безопасности для жизни и здоровья детей. В частности, Администрацией МО «Помарское сельское поселение» по результатам монтажа и установки детского игрового оборудования, проведенных с лета 2018 года по настоящее время инициативной группой жителей с.Помары с ведения администрации на берегу водного объекта - озера Молочное, расположенного в границах сельского поселения, не решен вопрос об эксплуатанте оборудования, не приняты меры по обеспечению безопасности пребывания людей, в том числе детей, на территории указанной игровой площадки. Кроме того, при монтаже, устройстве и эксплуатации указанной детской игровой площадки допущены нарушения законодательства о защите жизни и здоровья несовершеннолетних, физической культуры и спорта, земельного законодательства, законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования.
После рассмотрения представления прокурора, МО «Помарское сельское поселение» в Волжскую межрайонную прокуратуру направило сообщение №77 от 20.09.2019г. и акт осмотра оборудования детской площадки от 5 августа 2019г., из которых следует, что выявленные прокуратурой недостатки детской площадки были устранены частично.
Однако в полном объеме допущенные нарушения органами местного самоуправления не устранены, что подтверждается результатами проведенных межрайонной прокуратурой в ноябре 2019 года контрольных проверочный мероприятий с участием специалистов контролирующих органов.
Так в справке от 21 ноября 2019 г. государственного инспектора Приволжского управления Ростехнадзора Васина С.В. указано, что проверялось надлежащее выполнение ранее выявленных нарушений требований электробезопасности. 21 августа 2019, выявлено устранение полностью 2 нарушений обязательных требований по электробезопасности, 4 нарушения обязательных требований по электробезопасности устранены частично.
В справке от 15 ноября 2019 года составленной государственным инспектором отдела (инспекции) в Республике Марий Эл ПМТУ Р. С. А.С. указано, что была проведена проверка по результатам проверки устранения нарушений законодательства, выявленных ранее Волжской межрайонной прокуратурой - не соответствия оборудования детской игровой площадки. Установлено, что ранее выявленные нарушения не устранены. Не устранены нарушения требований безопасности на всем оборудовании детской игровой площадки: домик из кабины автокрана «Губка-Боб»; две металлические горки в виде труб, скрепленные параллельно; все виды качелей (каруселей); домик «Лего», окрашенный в разные цвета; металлический столб с приваренными различными элементами (Роза ветров); сооружение из бревен и другое оборудование, установленное вдоль прибрежного обрыва; оборудование из 4-х веревочных канатов на металлическом столбе; тотемы; оборудование (ранее ручной каток для укладки асфальта); избушка на курьих ножках; летающая тарелка; песочница-беседка с качелями (на верху кот); из старых строительных блоков (отходов) «Стоунхендж». Выявлены нарушения национальных стандартов Российской Федерации требований безопасности к оборудованию детской игровой площадки, находящейся по адресу: Республика Марий Эл, с.Помары, ул.Советская, у д.47 (между озером Молочное и наружным газопроводом):
- "ГОСТ Р 52169-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования", а именно: 4.2.1 применяемые материалы не должны:- оказывать вредное воздействие на здоровье ребенка и окружающую среду в процессе эксплуатации; 4.2.3 применение чрезвычайно опасных по токсичности продуктов горения материалов не допускается; п.4.2.9 металлические материалы, образующие окислы, шелушащиеся или отслаивающиеся, должны быть защищены нетоксичным покрытием; 4.3.1 Оборудование и элементы оборудования должны: - соответствовать общим требованиям безопасности и мерам защиты по ГОСТ Р ИСО/МЭК 50; - соответствовать возрастной группе детей, для которой они предназначены; - быть такими, чтобы риск, предполагаемый в игре, был явным для ребенка и он мог его предвидеть; - обеспечивать доступ взрослых для помощи детям внутри оборудования; - не допускать скопления воды на их поверхностях и обеспечивать свободный сток и просыхание; 4.3.2 Конструкцией оборудования должна быть обеспечена прочность, устойчивость, жесткость и пространственная неизменяемость; 4.3.3 элементы оборудования из металла должны быть защищены от коррозии (или изготовлены из коррозионно-стойких материалов); 4.3.4 элементы оборудования из полимерных и композиционных материалов, которые со временем становятся хрупкими, должны заменять по истечении периода времени, указанного изготовителем; 4.3.5 элементы оборудования из древесины должны изготавливать из древесины классов "стойкие" и "среднестойкие" по ГОСТ 20022.2 и не должны иметь на поверхности дефектов обработки (например, заусенцев, задиров, отщепов, сколов и т.п.); 4.3.7 наличие выступающих элементов оборудования с острыми концами или кромками не допускается; 4.3.8 наличие шероховатых поверхностей, способных нанести травму ребенку, не допускается; 4.3.9 выступающие концы болтовых соединений должны быть защищены; 4.3.10 сварные швы должны быть гладкими; 4.3.15 закрытое оборудование, например тоннели, игровые домики и т.п., с внутренним размером более 2000 мм в любом направлении от входа должно иметь не менее двух открытых доступов, не зависящих друг от друга и расположенных на разных сторонах оборудования. Конструкцией доступов должна быть исключена возможность их блокирования и обеспечена при необходимости возможность оказания помощи взрослыми детям без каких-либо дополнительных средств (например, лестницы, не являющейся составной частью данного оборудования). Размеры открытых доступов должны быть не менее 500 x 500 мм; 4.3.18 подвижные, а также подвижные и неподвижные элементы оборудования не должны: - образовывать сдавливающих или режущих поверхностей; - создавать возможность застревания тела, частей тела или одежды ребенка (см. 4.3.23); п.4.3.22.2 для предупреждения травм при падении детей с игрового оборудования по всей зоне приземления устраивают ударопоглощающие покрытия; 4.3.23.1 конструкцией оборудования должна быть исключена возможность застревания тела, частей тела или одежды ребенка; 4.3.23.7 не допускается застревания тела ребенка: - между неподвижными элементами конструкции; - между жестко подвешенными тяжелыми элементами конструкции; - в тоннелях; 4.3.23.9 не допускаются застревания ног или ступней ребенка: - в отверстиях твердых элементов или в поверхностях конструкций, по которым дети могут бегать или взбираться; - в опорах для ног, стойках перил и т.п.; 4.3.23.10 не допускаются застревания пальцев ребенка: - в зазорах и щелях, в то время как тело может перемещаться (скользить, качаться, падать и т.п.); - в открытых концах труб; - в переменных зазорах. Концы труб должны быть закрыты.; 4.3.23.11 не допускается застревание одежды и волос ребенка: - в прямоугольных и V-образных зазорах или щелях; - в выступах элементов конструкции; - во вращающихся частях. Для предотвращения застревания одежды (элементов одежды) и волос ребенка применяют прокладки или специальные уплотнения; 4.3.23.12 конструкцией горок и шестов должно быть исключено застревание пуговиц; 4.3.23.13 при наличии в оборудовании крыши ее конструкцией должна быть исключена возможность застревания пуговиц.4.3.23.14 конструкция вращающихся частей оборудования должна иметь защиту, предотвращающую застревание одежды и волос; 4.3.26.5 покрытие в зоне приземления должно быть свободно от каких-либо элементов с острыми концами или опасных выступов; 4.3.26.5 покрытие в зоне приземления должно быть свободно от каких-либо элементов с острыми концами или опасных выступов; 4.3.26.6 покрытие устраивают так, чтобы не было участков, на которых возможны застревания; 4.3.26.6 покрытие устраивают так, чтобы не было участков, на которых возможны застревания; 4.3.26.12 пространство внутри, на и вокруг оборудования, которое может быть занято ребенком, не должно содержать препятствий, которые ребенок не ожидает и которые могут стать причиной травмы; 4.3.31.1 при изготовлении оборудования канаты должны соответствовать требованиям ГОСТ 30055 и ГОСТ 3241.
- «ГОСТ Р 52301-2013 Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования» (раздел 4).
Опрошенный в судебном заседании специалист - государственный инспектор отдела (инспекции) в Республике Марий Эл Приволжского межрегионального территориального управления С. А.С. пояснил, что нарушения, которые указаны в данном административном исковом заявлении все те же, за исключением того, что с площадки были убраны резино-технические изделия. Остальное осталось без изменений. Все указанные нарушения, отраженные в справке от 15.11.2019г. представляют опасность для жизни и здоровья неопределенного круга лиц. Выявленные нарушения устранить невозможно. Не имеется ни одного документа, подтверждающего соответствие безопасности детской игровой площадки. Спорные объекты - это не архитектурные формы, это именно оборудование детской игровой площадки. Оборудование монтируют и устанавливают так, чтобы обеспечивалась безопасность играющих детей. Раздел 7 Требования безопасности ГОСТ Р 52301-2013 полностью нарушен, отсутствуют и эксплуатант, и владелец. Требования безопасности вообще не соответствуют ГОСТ Р 52169-2012 раздел 4. Объект «Спанч Боб» имеет внутри сетчатый пол, где возможно застревание частей тела ребенка. При подъеме по лесенке, имеются отвесы, куда может ребенок неожиданно засунуть пальчик. Кабина от ГАЗ-66 со свалки. На площадке имеется тяжелый металлический барабан, часть от катка для укладки асфальта, между поручнями и самим катком имеется расстояние, где может нога застрять, и ребенок может получить травму. Детская площадка по ГОСТу должна быть ограждена. Сооружение из бревен, установленное вдоль прибрежного обрыва скреплено металлическими большими скобами. В «Тотемах» идет металлическая труба, в которой также возможно застревание частей тела. В избушке и лесенка шатается, и проволока ржавая. При подъеме также ребенок может поцарапаться, упасть. Внутри находится решетчатый пол, в котором так же возможно застревание частей тела ребенка. Где расположено «Кострище» это вообще отходы, строительные блоки. Они рассыпаются, поддоны разукрашенные. На строительных элементах обнаружен гудрон и остатки нефтепродуктов. Блоки закреплены не соответствующим образом. Они просто завязаны. Так называемая «канатка», тоже имеет потенциальную опасность. В качели тоже возможно застревание частей тела ребенка. «Летающая тарелка» так же не соответствует нормам безопасности. Необходимо сносить детскую площадку и утилизировать отходы, которые поступили со свалки. Устранить недостатки невозможно.
Специалист Васин С.В. государственный инспектор Приволжского управления Ростехнадзора пояснил, что в первый раз его пригласили в конце августа 2019г. 21.08.2019г. им была составил справку в Волжскую межрайонную прокуратуру, где имелось указание на шесть нарушений касательно электробезопасности. 26.11.2019г. выезжал на контрольную проверку, часть нарушений были устранены. В августе на детской площадке стоял электрический щиток с автоматическим выключателем на земле, не запираемый, дверца была открыта. Имелась возможность поражения электрическим током. Щиток был запитан проводом, который был закопан в земле, в коробах не предназначенных для прокладки в земле. Присутствовала еще одна розетка, так же с неправильно закопанным проводом. Еще одна розетка висела на опоре воздушной линии электропередач. При проверке в ноябре месяце установлено, что щиток был демонтирован, а две розетки остались.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в целях повышения качества и безопасности отдыха и оздоровления детей федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры: по принятию нормативных правовых актов, регулирующих деятельность организаций отдыха детей и их оздоровления; по созданию безопасных условий пребывания в организациях отдыха детей и их оздоровления; по обеспечению максимальной доступности услуг организаций отдыха детей и их оздоровления; по контролю за соблюдением требований законодательства в сфере организации отдыха и оздоровления детей.
Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Республики Марий Эл от 29.12.2014 № 61-З «О закреплении за сельскими поселениями в Республике Марий Эл вопросов местного значения» к вопросам местного значения сельского поселения - МО «Помарское сельское поселение» относятся: обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры; благоустройство территории поселения; организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью; создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья; осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения.
Согласно письма №2892 от 8 августа 2019 года Администрации Волжского муниципального района, в 2016 году по МО «Волжский муниципальный район», Помарская сельская администрация заявилась на конкурсный отбор по программе поддержки местных инициатив (ППМИ) с проектом Устройство прудово-парковой зоны с.Помары озеро Молочное. Проект реализован в августе-сентябре 2017 года. Согласно проектной документации выполнены работы по укреплению и облагораживанию берегов и создания эстетического ландшафта местности (отсыпка грунта, планировка откосов) и работы по озеленению территории озера (устройство покрытий из тротуарной плитки, установка скамеек и посадка деревьев). Создание детской площадки на берегу озера Молочное по программе ППМИ не участвовало. Финансирование работ по устройству данной детской площадки из бюджета Волжского района не производилось.
Установлено, что 28 августа 2017 года Помарская сельская администрация заключила с ООО «ТНСтрой» муниципальный контракт №02 на выполнение работ: устройство прудово-парковой зоны с.Помары Волжского района Республики Марий Эл. В соответствии с указанным контрактом ООО «ТНСтрой» выполнило следующую работу: возведение временных технологических насыпей, разработка грунта в отвал экскаваторами, планировка откосов насыпей земляных сооружений, устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований, устройство оснований и покрытий из готовой цементно-грунтовой смеси, устройство покрытий из тротуарной плитки, установка бортовых камней бетонных, планировка площадей бульдозерами, подготовка стандартных посадочных мест для деревьев-саженцев и посадка деревьев.
Из вышеуказанного следует, что возведение детской игровой площадки на территории села Помары Волжского района Республики Марий Эл не было предусмотрено.
Таким образом, установлено, что административным ответчиком в нарушение требований закона, не решен вопрос размещения и устройства в с. Помары детской игровой площадки, отвечающей требованиям безопасности для жизни и здоровья детей, не решен вопрос об эксплуатанте оборудования, не приняты меры по обеспечению безопасности пребывания людей, в том числе детей, на берегу водного объекта.
В частности, оборудование детской игровой площадки не отвечает требованиям национальных стандартов ГОСТ Р 52169-2012 «Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования»
(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 23.11.2012 N 1148-ст), ГОСТ Р 52301-2013 Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования» (приказ Росстандарта от 24.06.2013 № 182-ст).
В нарушение требований ст.ст. 25, 26 Земельного кодекса РФ при отсутствии согласия собственника детская игровая площадка частично размещена на территории земельного участка, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Волжский район, с. Помары, ул. Лесная, д. 31, и предоставленного физическому лицу для размещения индивидуального жилищного строительства.
Постановлением администрации Волжского муниципального района №609 от 31 июля 2013 года Павловой О.В. предоставлен в собственность бесплатно земельный участок для индивидуального жилищного строительства, находящийся в ведении Волжского муниципального района, из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 12:15:6701001:603, площадью 1504 кв.м. Ориентир жилое здание. Участок находится примерно в 20 м от ориентира по направлению на юго-восток, адрес ориентира: Республика Марий Эл, Волжский район, с. Помары, ул. Лесная, д. 31.
В соответствии с п.3 ст.543 ГК РФ требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.
При возведении детской игровой площадки были нарушены установленные Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей (п.1.7.2, 2.11.2, 2.11.6, 2.2.4), утвержденными приказом Министерства энергетики РФ от 13.01.2003 № 6 Правилами устройства электроустановок (п.2.3.15, 2.3.83, 2.3.37), утвержденными приказом Министерства энергетики СССР от 18.08.1975, Правилами устройства электроустановок (п.1.7.76), утвержденными приказом Министерства энергетики РФ от 08.07.2002 № 204, требования безопасности при технической эксплуатации электроустановок: кабельные линии 0.23кВ, проложенные по территории детской площадки, не имеют защиты от механических повреждений; на территории детской площадки допускается эксплуатация кабельных линий 0,23кВ в виниловой изоляции, не предназначенных для прокладки в земле; провод, питающий розетку 0,23 кВ, расположенную на опоре, подключен скруткой на опоре №1 ВЛ-04 кВ «Фидер-2» от КТП-136 10/0,4 кВ; токоведущие части розетки 0,23 кВ, расположенной рядом с бетонными блоками детской площадки прямо на земле, подключенной от индивидуального жилого дома, не имеют защиты от случайных прикосновений неэлектротехнического персонала.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что административным ответчиком было допущено бездействие по устранению выявленных недостатков детской площадки. На день рассмотрения административного иска выявленные нарушения не были устранены. Бездействие административного ответчика создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью несовершеннолетних, неопределенному кругу лиц.
При таких обстоятельствах, учитывая вышеприведенное правовое обоснование, положения ГОСТ Р 52169-2012, ГОСТ Р 52301-2013, пояснения специалиста - государственного инспектора отдела (инспекции) в Республике Марий Эл ПМТУ Р. С. А.С. о невозможности устранения недостатков детской площадки, суд приходит к выводу, что оборудование детской игровой площадки в с.Помары Волжского района РМЭ представляет потенциальную опасность для несовершеннолетних детей, пользующихся детской площадкой, и должно быть демонтировано административным ответчиком.
Согласно ч.1 ст.189 КАС РФ суд, рассмотревший административное дело, в соответствии с заявлениями лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Представителем административного ответчика было заявлено о предоставлении отсрочки исполнения решения суда до весны 2021 года, в случае удовлетворения административного иска, в связи с отсутствием финансирования на 2020 год.
Административный истец возражал предоставлению отсрочки.
Учитывая обстоятельства, установленные в судебном заседании, зимний период времени, погодные условия, усложняющие демонтаж детской игровой площадки, суд считает возможным установить отсрочку исполнения решения суда до 1 апреля 2020 года.
Руководствуясь ст.ст.175 - 180 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Волжского межрайонного прокурора Республики Марий Эл в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Помарское сельское поселение» о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Помарское сельское поселение» по непринятию мер к обеспечению безопасности несовершеннолетних при эксплуатации детской игровой площадки, расположенной между озером Молочное и наружным газопроводом у д.47 по ул.Советской с.Помары Волжского района Республики Марий Эл.
Обязать администрацию муниципального образования «Помарское сельское поселение» в целях обеспечения безопасности неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, демонтировать детскую игровую площадку, расположенную озером Молочное и наружным газопроводом у д.47 по ул.Советской с.Помары Волжского района Республики Марий Эл.
Предоставить администрации муниципального образования «Помарское сельское поселение» отсрочку исполнения решения суда до 1 апреля 2020 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Волжский городской суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Л.И.Тукманова
В окончательной форме решение составлено 24 января 2020 года.