66RS0008-01-2020-001928-65
Дело № 2а-1213/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 сентября 2020 года город Нижний Тагил
Дзержинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего Охотиной С.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства административное дело по административному иску Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России №16 по Свердловской области к Белецкой Д.В. о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкциям,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС №16 по Свердловской области обратилась в суд с административным иском о взыскании с Белецкой Д.В. в доход бюджета недоимки по обязательным платежам и санкциям в общем размере 2547,65 рублей, а именно: страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 года: пеня в размере 425,91 рублей за период с 17.09.2018 по 01.07.2019 на задолженность за 2017, 2018 годы; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017: пеня в размере 2121, 74 рубля за период с 17.09.2018 по 01.07.2019 на задолженность за 2017, 2018 годы.
В обоснование иска указано, что административный ответчик в период с 29.12.2011 по 16.03.2018 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя. Размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2018 год составил 5565,89 рублей, а за 2017 год – 23400 рублей; а также на обязательное медицинское страхование: за 2017 год - 4590 рублей и за 2018 год – 1409,76 рулей. При этом оплата данных страховых взносов в установленный срок не произведена. В связи с чем, начислены пени на сумму недоимки и в ее адрес были направлены требования: <№> от 19.10.2018 об уплате пени по страховым взносам в размере 777,33 рублей со сроком уплаты 09.11.2018; <№> от 02.07.2019 об уплате пени по налогам и страховым взносам в размере 1801,16 рублей со сроком исполнения до 10.09.2019. Налогоплательщиком частично погашена задолженность уже в период с 05.11.2019 по 09.12.2019, в связи с чем, сумма недоимки предъявлена за вычетом уже уплаченных ответчиком сумму налогов и частично пени. Мировым судьей судебного участка № 2 Дзержинского судебного района города Нижний Тагил 23.12.2019 был вынесен судебный приказ, который был отменен 28.01.2020, в связи с чем, налоговая инспекция была вынуждена обратиться с данным административным иском и просит его удовлетворить.
13.07.2020 судом вынесено определение о принятии к рассмотрению административного искового заявления, рассмотрении настоящего административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства с предоставлением сторонам срока для предоставления доказательств и возражений по 04.08.2020 и дополнительных документов по 26.08.2020; впоследствии установленный судом дополнительный срок продлен в пределах установленного законом для истребования дополнительной информации. Копия определения направлена сторонам и согласно имеющихся в деле уведомлений вручена МИФНС № 16 за достаточный для подготовки срок; а административным ответчиком корреспонденция не получена ввиду истечения срока хранения и возврата ее отправителю, то есть в связи с фактическим не востребованием адресатом.
В соответствии с п. 3 ст. 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей.
Административный истец МИФНС №16 по Свердловской области ходатайствовал о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного судопроизводства, представив дополнительный отзыв в связи с возражениями ответчика о том, что право на взыскание суммы недоимки, на которую исчислены пени, не было утрачено налоговым органом, в т.ч. с учетом обращения с заявлением о выдаче судебного приказа и последующей уплатой недоимки уже после выставления требований и периода расчета задолженности по пени.
Административный ответчик в своих возражениях указала, что в период с 05.11.2019 по 09.12.2019 ею были произведены платежи на общую сумму 6011,96 рублей, в связи с чем полагает, что требования о взыскании пени не подлежат удовлетворению; а кроме того указала, что в соответствии с определением мирового судьи об отмене судебного приказа, у нее должны быть аннулированы все заявленные ко взысканию пени.
Возражений против рассмотрения административного дела в порядке упрощенного производства административный ответчик не представила, а кроме того учитывается, что в соответствии с размером заявленных требований и представленных доказательств у суда не имеется оснований для перехода к рассмотрению дела в общем порядке, и суд полагает необходимым рассмотреть дело в порядке упрощенного производства.
Исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с частью 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
С 1 января 2017 года в связи с принятием Федерального закона от 03 июля 2016 года №250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» Федеральный закон от 24 июля 2009года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» утратил силу.
В связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование»), вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулируются главой 34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, полномочия по администрированию страховых взносов возложены на налоговые органы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются две категории лиц, являющихся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. В частности к ним относятся: индивидуальные предприниматели, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (подпункт 2 пункта 1).
Согласно пункту 3 статьи 420 Кодекса объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419, признается минимальный размер оплаты труда, установленный на начало соответствующего расчетного периода. В случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 430 НК РФ плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают: 1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года; в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29354 рублей за расчетный период 2019 года, 32448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта; 2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года. Если плательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца. В целях реализации пункта 3 настоящей статьи календарным месяцем начала деятельности признается: 1) для индивидуального предпринимателя календарный месяц, в котором произведена его государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя. Если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно пункту 2 статьи 432 суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Вместе с тем, согласно ч.5 названной статьи, - в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном Кодексом, недоимку по страховым взносам.
Судом установлено, что административный ответчик Белецкая Д.В. в период с 29.12.2011 по 16.03.2018 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, соответственно, была обязана платить страховые взносы в течение установленного законом срока, в том числе в течение 15 календарных дней с последней даты. Иного суду не представлено.
Белецкая Д.В. свою обязанность по уплате стразовых взносов своевременно не исполнила. Доказательств обратного административным ответчиком суду не представлено.
Пунктом 6 статьи 45 Кодекса установлено, что неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных Кодексом.
Так, в силу статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации недоимка - сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
На основании пунктов 1, 2, 3 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
В силу пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, не превышает у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, 500 рублей, у организации или индивидуального предпринимателя - 3 000 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
На основании пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации на сумму недоимки должна быть начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
Согласно пункту 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 15.07.1999 № 11-П, пеня относится к правовосстановительным мерам принуждения, которые устанавливаются законодателем в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, в связи с несоблюдением законных требований государства. Правовосстановительные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, то есть представляют собой погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога.
Согласно пункту 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Как следует из искового заявления, расчета пени и приложенных к нему документов, Белецкой Д.В. начислены пени в связи с несвоевременной уплатой начисленных страховых взносов на ОМС и ОПС и выставлены требования на их уплату: <№> от 19.10.2018 на сумму 777,33 рубля и <№> от 02.07.2019 на сумму 1801,16 рублей со сроками исполнения соответственно до 09.11.2018 и до 10.09.2019.
Из представленного МИФНС № 16 по СО отзыва следует, что административным ответчиком частично произведена оплата задолженности по страховым взносам за период с 05.11.2019 по 09.12.2019 в размере 6011,96 рублей, в том числе: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование с 01.01.2017 в размере 3000 рублей; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование с 01.01.2017 в размере 3000 рублей; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование до 01.01.2017 в размере 1,96 рублей и по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование до 01.01.2017 в размере 10 рублей.
Таким образом, частичная уплата задолженности по страховым взносам за 2017, 2018 годы была учтена при предъявлении административного иска; а уплата задолженности в большем размере со стороны ответчика не подтверждена.
При этом также из представленных документов (расчетов) и дополнительного отзыва МИФНС №16 по СО следует, что пени, заявленные ко взысканию в административном иске начислены за период с 17.09.2018 по 01.07.2019, т.е. до момента выставления соответствующих требований, а также и до момента погашения административным ответчиком суммы недоимки за 2017 и 2018 года, на которую такие пени были исчислены.
В тех случаях, когда недоимка налогоплательщиком не погашена, истец вправе заявить исковые требования в части взыскания пеней; пени могут взыскиваться в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога и не утрачена возможность взыскания самой суммы налога. Соответствующие разъяснения даны Конституционным судом Российской Федерации в Определении от 17.02.2015 № 422-О.
Таким образом, суд приходит к выводу, что у Белецкой Д.В. возникла обязанность исполнить требования налоговой инспекции, в том числе по уплате пени, в установленные в них сроки; однако в полном объеме они не исполнены по настоящее время.
Доводы стороны административного ответчика о незаконности начисления пени на недоимку, уплаченную с нарушением установленных в законе сроков, являются не обоснованными и противоречат вышеприведенным положениям закона.
Расчет пени приведен в административном исковом заявлении. Доказательств, свидетельствующих о не правильности начисления пени, а также доказательств оплаты недоимки по пени административным ответчиком не представлено. Судом проверен расчет пени, предъявленный в результате неуплаты налогов, который соответствует требованиям законодательства и является математически верным. Безусловных оснований не согласиться с ним у суда не имеется.
В соответствии с пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Ели в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Абзацем 2 части 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Срок исполнения требования <№> от 19.10.2018 об уплате пени по страховым взносам в размере 777,33 рублей - 09.11.2018; требования <№> от 02.07.2019 об уплате пени по налогам и страховым взносам в размере 1801,16 рублей - 10.09.2019. Таким образом, сумма пени в первоначальном требовании не превышала 3 000 рублей, соответственно налоговый орган был обязан обратиться в суд с заявлением о выдаче судебного приказа в течение 6 месяцев, со дня когда такая сумма превысила 3000 рублей.
Как следует из представленного дела по выдаче судебного приказа № 2а-4248/2019, 17.12.2019 МИФНС № 16 по СО обратилась с заявлением о выдаче судебного приказа на сумму 3085,56 рублей; при этом как следует из заявления <№> составлялось оно 16.09.2019. Предметом обращения являлась недоимка по страховым взносам и пени по требованиям: <№> от 19.10.2018 со сроком исполнения до 09.11.2018, <№> от 05.02.2019 со сроком исполнения до 02.04.2019, <№> от 02.07.2019 со сроком исполнения до 10.09.2019.
Учитывая, что сумма недоимки по данным требованиям превысила 3 000 рублей в моменты выставления последнего требования, и принимая во внимание частичное погашение недоимки в период до подачи заявления, суд приходит к выводу, что МИФНС № 16 по СО в установленный срок обратилась с заявлением о выдаче судебного приказа- 17.12.2019 (т.е. в течение 6 месяцев с 02.07.2019). По данному заявлению 23.12.2019 был выдан судебный приказ №2а-4248/2019.
Вместе с тем, определением мирового судьи от 28.01.2020 судебный приказ был отменен ввиду поступивших от должника возражений; обращение в суд с данным административным иском, при учете поступивших от Белецкой Д.В. платежей в связи с чем, снизился размер задолженности до предъявленной в административном иске, последовало 10.07.2020. то есть в установленный в ст. 48 НК РФ срок (в течение 6 месяцев со дня вынесения определения об отмене судебного приказа).
Доводы стороны административного ответчика о том, что определением мирового судьи от 28.01.2020 об отмене судебного приказа, аннулирована какая-либо задолженность противоречит требованиям закона, и соответственно иной оценке судом не подлежат.
В связи с чем, суд полагает требования административного истца заявленными обоснованными, подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 114 Кодекса административного судопроизводства, с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 400 рублей.
Руководствуясь статьями 177-180, 290, 293, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России №16 по Свердловской области к Белецкой Д.В, о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкциям удовлетворить.
Взыскать с Белецкой Д.В,, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <Адрес>, зарегистрированной по адресу: Свердловская область, город Нижний Тагил, <Адрес>, ИНН <данные изъяты> в доход федерального бюджета пени на общую сумму 2547 рублей 65 копеек в том числе:
- в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 - в размере 425 рублей 91 копейка за период с 17.09.2018 по 01.07.2019 на задолженность за 2017, 2018 годы;
- в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в т.ч. по отмененному) за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 - в размере 2121 рубль 74 копейки за период с 17.09.2018 по 01.07.2019 на задолженность за 2017, 2018 годы.
Взыскать с Белецкой Д.В,, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <Адрес>, зарегистрированной по адресу: Свердловская область, город Нижний Тагил, <Адрес>, ИНН <№> в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Дзержинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья: С.А. Охотина