РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«12» ноября 2015 года Октябрьский районный суд г.Краснодара в составе:
Председательствующего Крюкова В.А.,
При секретаре судебного заседания Мелкумян А.Э.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации муниципального образования <адрес> к Панковой С.Н., Петровой Т.В. о сносе самовольной постройки,
Установил:
Администрацией МО <адрес> предъявлен иск к ответчикам Панковой С.Н., Петровой Т.В., Андрееву В.А. о сносе самовольной постройки.
В обоснование искового заявления указано, что в ходе осуществления муниципального контроля за соблюдением земельного законодательства управлением муниципального контроля выявлено, что на огражденном земельном участке по <адрес>, расположены жилые дома литер А и Б, принадлежащие на праве общей долевой собственности ответчикам, а также объекты вспомогательного назначения. Кроме того, к жилому дому литер «А» возведены пристройки №, ориентировочной площадью 2,5 кв.м. с отступом 1,5 м. от границы смежного земельного участка по <адрес> и пристройка № ориентировочной площадью 3,5кв.м. с отступом 1,5 м. от смежного земельного участка по <адрес> а также с отступом 1,20 м. от фасадной линии земельного участка относительно <адрес> Площадь застройки земельного участка составляет 56%. В ходе проверки выявлено невыполнение ответчиками, утвержденных органом местного самоуправления требований, установленных Правилами землепользования и застройки на территории МО <адрес>, выразившихся в возведении пристройки № с отступом 1,5 м. от границы смежного земельного участка, без письменного согласия правообладателей соседнего земельного участка, подпись которых должна быть удостоверена нотариально и пристройки № с отступом 1,5 м. от границы смежного земельного участка, без письменного согласия правообладателей соседнего земельного участка, подпись которых должна быть удостоверена нотариально, а также с отступом 1,20 м. от фасадной линии земельного участка относительно <адрес>. Также превышен максимально допустимый процент застройки земельного участка и предельных параметров разрешенного строительства. В связи с этим, Администрация считает, что спорные постройки по <адрес> в <адрес> являются самовольными строениями, и в соответствии с пунктом 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит сносу лицом, осуществившим строительство, либо за его счет.
ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству представителя истца, Андреев В.А. был исключен из числа ответчиков, т.к. он занимает строения под литерами Б,Б1,Г2 и к спорным пристройкам по литером а и а1 не имеет отношения и привлечен к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельные требования.
Представитель истца Администрации муниципального образования <адрес> Борисенко П.А. в судебном заседании исковые требования поддержал.
Ответчики Панкова С.Н. и представитель ответчицы Петровой Т.В. по доверенности Оганесян Д.В. в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований Администрации МО <адрес> о сносе самовольных построек, пояснив, что существующие пристройки были возведены ими на законных основаниях, между соседями сложился определенный порядок пользования имуществом, и они имеют согласие смежников на пристройки.
Третье лицо Андреев В.А. на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельные требования в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела, извещен надлежаще, о причинах неявки в суд не сообщил.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает исковые требования Администрации муниципального образования <адрес> не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Так, в соответствии со ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и видом его разрешенного использования, а также с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Согласно пункту 1 статьи 263 ГК Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос.
В соответствии с требованием ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
В силу требований части 2 статьи 222 Гражданского кодекса РФ, самовольная постройка подлежит сносу, кроме случаев, предусмотренных частью 3 статьи 222 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которой право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, во владении которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.
Указанная норма права не исключает возможности признания в судебном порядке права собственности на самовольную постройку за лицом, осуществившим самовольную постройку на выделенном для этих целей земельном участке, без получения на это необходимых разрешений.
Судом установлено, что Панкова С.Н., Петрова Т.В. являются сособственниками земельного участка с кадастровым номером 23:43:0306044:25, площадью 365 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов - ИЖС по <адрес> на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, а также объекты вспомогательного назначения.
Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ №, Панковой С.Н. на праве общей долевой собственности (17/150) принадлежат: жилой дом литер А,а, общей площадью 60,8 кв.м., жилой дом с пристройками литер Б,Б1,б, общей площадью 47,3 кв.м. по <адрес>
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ № №, Петровой Т.В. на праве общей долевой собственности (19/50) принадлежат: жилой дом литер А,а, общей площадью 60,8 кв.м., жилой дом с пристройками литер Б,Б1,б, общей площадью 47,3 кв.м. <адрес> <адрес>.
Из акта № от ДД.ММ.ГГГГ проверки соблюдения земельного законодательства Управления муниципального контроля, видно, что к жилому дому литер «А» возведены пристройки №, ориентировочной площадью 2,5 кв.м. с отступом 1,5 м. от границы смежного земельного участка по <адрес> и пристройка № ориентировочной площадью 3,5кв.м. с отступом 1,5 м. от смежного земельного участка по <адрес> а также с отступом 1,20 м. от фасадной линии земельного участка относительно <адрес> Площадь застройки земельного участка составляет 56%.
Орган местного самоуправления полагает, что в данном случае имеет место нарушение ответчиками установленных Правилами землепользования и застройки на территории МО <адрес>, выразившихся в возведении пристройки № с отступом 1,5 м. от границы смежного земельного участка, без письменного согласия правообладателей соседнего земельного участка, подпись которых должна быть удостоверена нотариально и пристройки № с отступом 1,5 м. от границы смежного земельного участка, без письменного согласия правообладателей соседнего земельного участка, подпись которых должна быть удостоверена нотариально, а также с отступом 1,20 м. от фасадной линии земельного участка относительно <адрес> Также превышен максимально допустимый процент застройки земельного участка и предельные параметры разрешенного строительства.
Из технического паспорта домовладения <адрес> принадлежащего Панковой С.Н. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ следует, что оно включает в себя жилой дом литер А, площадью 81,7 кв.м., холодную пристройку а, площадью 2,8 кв.м., холодную пристройку а1, площадью 2,0 кв.м., жилой дом с пристройкой литер Б,Б1,б, общей площадью 47,3 кв.м.
Вместе с тем, распоряжением главы Администрации ЦАО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № с целью улучшения жилищных условий Панковой С.Н., Панкову В.С., Панковой А.В. разрешено выполнить капитальный ремонт, принадлежащей им части дома литер «А» с перепланировкой помещения, с увеличением комнаты № за счет переноса перегородки, переоборудованием данной комнаты в кухню и со строительством служебной пристройки размерами 1,1х2 м. на месте пристройки литер «а1» в соответствии с генпланом, согласованным с главным архитектором округа, в домовладении по <адрес> в квартале №.
В целях установления истины по делу, ответчицей Панковой С.Н. совместно с совладельцами жилого дома и земельного участка, представителем ТОС № был произведен обмер пристройки литер а1, по которому её площадь составила 2,99 х1,34 = 4,006 кв.м. Площадь пристройки Петровой Т.В. литер а составила 2,37х1,34=3,175 кв.м.
Постановлением Административной комиссии Администрации ЦВО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Панкова С.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения по ст. 8.1 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 г. № 608-КЗ «Об административных правонарушениях», выразившегося в возведении пристройки с отступом от границы смежного земельного участка без письменного согласия соседей соседнего участка и ей назначен штраф в размере 1000 рублей.
Из пояснений представителя ответчицы Петровой Т.В. по доверенности Оганесян Д.В. следует, что за совершенное административное правонарушение по ст. 8.1 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 г. № 608-КЗ «Об административных правонарушениях», она понесла наказание в виде штрафа в размере 1 000 рублей.
Из пояснений ответчицы Панковой С.Н. следует, что за совершенное административное правонарушение по ст. 8.1 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 г. № 608-КЗ «Об административных правонарушениях», она понесла наказание, штраф в размере 1 000 рублей оплатила.
В силу п. 17 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ, выдача разрешения на строительство на земельном участке строений, сооружений вспомогательного использования, не требуется.
В материалах присутствует письменное согласие Панковой С.Н. на существующую пристройку под литером а1, площадью 4,006 кв.м. от совладельцев: Петровой Т.В., проживающей по <адрес> Литер А,а, Андреева В.А., проживающего по <адрес> Литер Б,Б1,б, Попович Е.Ю., проживающего по <адрес>. Данное согласие скреплено подписями соседей и заверено ДД.ММ.ГГГГ председателем ТОС №. Аналогичное письменное согласие получено Петровой Т.В. на существующую пристройку под литером а, площадью 3,175 кв.м. от совладельцев: Андреева В.А., проживающего по <адрес> Литер Б,Б1,б, Панковой С.Н., проживающей по <адрес> «А,а1», Попович Е.Ю., проживающего по <адрес> <адрес>. Данное согласие скреплено подписями соседей и заверено ДД.ММ.ГГГГ председателем ТОС № <адрес>. Следовательно, пристройки а и а1 не являются самовольными, а возведены с разрешения Администрации ЦО <адрес> и требований ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ, с согласия владельца соседнего участка № по <адрес>
Согласно сведениям технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ на жилой <адрес> <адрес>, принадлежащие пристройки Панковой С.Н. а1 и Петровой Т.В. под литером а, возведены на основании закона и зарегистрированы как возведенные с согласия всех совладельцев.
Владение и пользование жилым домом и земельным участком по адресу: <адрес>, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников, между сособственниками сложился определенный порядок пользования имуществом долевой собственности.
Суд считает, что пристройки а и а1 ответчиков не нарушают прав и охраняемых законом интересов третьих лиц, не создают угрозу жизни и здоровью граждан, что подтверждается имеющимся в деле удостоверенными председателями ТОС согласиями собственников сопредельных земельных участков, в которых они указывают, что не возражают против существующих пристроек.
Конституционное право граждан на охрану частной собственности относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством охраны имущества находящегося в собственности граждан.
В соответствии с п. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.
Администрацией МО <адрес> не учтено, что снос якобы самовольно возведенных пристроек, является крайней мерой гражданско-правовой ответственности лица осуществившего такое строительство в том случае, когда отсутствие разрешение на строительство является единственным признаком для признания объекта самовольным. При этом, устранение последствий нарушений прав должно быть соразмерно самому нарушению и не может нарушать права лица, осуществившего такое строительство.
Утверждение представителя истца Борисенко П.А. о том, что ответчиками не выполнены Правила землепользования и застройки в части несоблюдения отступов от границ смежного земельного участка и превышения допустимого процента застройки земельного участка, а следовательно, они создают угрозу жизни и здоровью граждан, являются самовольными и подлежат сносу, суд находит необоснованным, поскольку оно полностью опровергается пояснениями ответчиков, распоряжением главы Администрации ЦАО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № о разрешении возведения пристройки под литером а1, требованиями п. 17 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ и другими исследованными в судебном заседании материалами гражданского дела.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что отсутствуют законные основания для удовлетворения исковых требований Администрации МО <адрес> о сносе, в связи с чем, суд отказывает в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░ ░ ░1 ░ ░░░░░░░░░░░░ № <░░░░░> <░░░░░>, - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░: 12.11.2015 ░.
░░░░░: