Дело № 2-407/15
Решение
Именем Российской Федерации
г.Хасавюрт 19 мая 2015 г.
Хасавюртовский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего - судьи Ибрагимова С.Р., при секретаре Байсолтановой Э.А., с участием представителя истца – старшего помощника прокурора Хасавюртовского района Акбарова А.И., представителя ответчика - главы муниципального образования «Село Нурадилово» Хатаева Х.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Хасавюртовского района в защиту неопределенного круга лиц, к муниципальному образованию «Село Нурадилово» о признании бездействия муниципального образования незаконным и возложении на муниципальное образование обязанности по опубликованию в средствах массовой информации бюджета сельского поселения на 2015 г. и отчетов об исполнении бюджета за 4 квартал 2014 г.,
установил:
Прокурор Хасавюртовского района обратился с исковым заявлением в суд, в порядке ст.45 ГПК РФ, в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «Село Нурадилово» (далее МО «Село Нурадилово»), в котором просит признать не соответствующим закону бездействие МО «Село Нурадилово», выразившиеся в неопубликовании в местных средствах массовой информации бюджета сельского поселения на 2015 г. и отчетов об исполнении бюджета за 4 квартал 2014 г.
В судебном заседании представитель истца – старший помощник прокурора Хасавюртовского района Акбаров А.И. поддержал доводы искового заявления, и уточнив исковые требования просил признать бездействие МО «Село Нурадилово» незаконным и обязать МО «Село Нурадилово» опубликовать в средствах массовой информации бюджет сельского поселения на 2015 г. и отчеты об исполнении бюджета за 4 квартал 2014 г.
В обоснование своих требований пояснил, что прокуратурой района по заданию Прокуратуры Республики проведена проверка исполнения органами местного самоуправления бюджетного законодательства. В ходе проведенной проверки в деятельности МО «Село Нурадилово» выявлены существенные нарушения действующего законодательства. Так, ответчик, в нарушении ст.5 Бюджетного Кодекса принятое представительным органом муниципального образования решение об утверждении местного бюджета и отчет об исполнении бюджета за 4 квартал 2014 г., в течение 10 дней после их подписания, не были опубликованы в средствах массовой информации. По результатам проверки прокуратурой района главе муниципального образования было внесено представление об устранении выявленных нарушений закона. Однако, в настоящее время каких-либо мер по их устранению не принято.
Несоблюдение МО «Село Нурадилово» требований законодательства влечет за собой нарушение конституционных прав жителей муниципалитета.
На основании изложенного представитель истца – старший помощник прокурора Хасавюртовского района Акбаров А.И. просил исковые требования прокурора удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика - глава МО «Село Нурадилово» Хатаев Х.А. в судебном заседании не признал исковые требования прокурора, поскольку считает их необоснованными. При этом пояснил суду, что Собранием депутатов МО «Село Нурадилово» был утвержден бюджет МО «Село Нурадилово» на 2015 г., но данный бюджет не был официально опубликован в местных средствах массовой информации в установленный законом срок. Каких-либо мер для своевременного опубликования бюджета муниципального образования на 2015 г. и отчета об исполнении бюджета за 4 квартал 2014 г., ни в средствах массовой информации, ни в сети "Интернет" МО «Село Нурадилово» также не принималось. Администрация МО знает о необходимости опубликования в средствах массовой информации вышеуказанных документов, однако, на это у них не было средств и времени. В настоящее время должностными лицами МО «Село Нурадилово» принимаются меры по устранению выявленных прокуратурой района нарушений.
Выслушав объяснения представителей истца и ответчика, исследовав письменные материалы дела и дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.3 ст.15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В ч.2 ст.24 Конституции РФ также установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
В соответствии с общими нормами действующего законодательства бюджет муниципального образования является нормативным правовым актом, непосредственно касающимся прав и свобод населения муниципального образования.
В силу п.2 ст. 5 Бюджетного кодекса РФ в отношении муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах (решений о бюджетах), такие акты должны быть официально опубликованы не позднее 10 дней после их подписания в установленном порядке.
В соответствии со ст. 28 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система Российской Федерации основывается, в том числе, на принципах прозрачности (открытости).
Принцип прозрачности (открытости) означает обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджета, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований, обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов (ст. 36 Бюджетного кодекса РФ).
Из ч.2 ст.47 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что и проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета вступают в силу после их официального опубликования (обнародования), а значит данные акты подлежат официальному опубликованию.
Органы местного самоуправления обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.
Согласно ч.3 ст.47 вышеуказанного закона порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечить возможность ознакомления с ними граждан.
В соответствии с ч.3 ст.58 Устава МО «Село Нурадилово» проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.
Неопубликование правовых актов в сфере бюджетных правоотношений ставит под угрозу осуществление законных прав и интересов неопределенного круга лиц, затрагивает их права и законные интересы, влечет их неисполнение.
Следовательно, в силу требования федерального законодательства должностные лица МО «Село Нурадилово» обязаны опубликовать в средствах массовой информации бюджет сельского поселения на 2015 г. и отчет об исполнении бюджета за 4 квартал 2014 г., однако, данная обязанность ответчиком не была исполнена.
Из представления заместителя прокурора Хасавюртовского района усматривается, что по итогам проверки проведенной прокуратурой района главе МО «Село Нурадилово» предписано устранить выявленные нарушения бюджетного законодательства и принять меры по их недопущению в будущем, а также рассмотреть вопрос о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.
Согласно письменному ответу на представление заместителя прокурора Хасавюртовского района за ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей, выразившихся в нарушении бюджетного законодательства, ответственное за публикацию бюджета сельского поселения на 2015 г. и отчетов об исполнении бюджета, должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности, но сами нарушения также не устранены.
Факт того, что выявленные в ходе проведённой прокуратурой района проверки нарушения не устранены также подтверждается и справкой о результатах контрольной проверки исполнения органами местного самоуправления требований бюджетного законодательства, из которой видно, что нарушения бюджетного законодательства в МО «Село Нурадилово» не устранены.
В письменном объяснении главы администрации МО «Село Нурадилово» также указано, что бюджет сельского поселения на 2015 г. и отчет об исполнении бюджета за 4 квартал 2014 г. в средствах массовой информации не публиковались.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что на момент рассмотрения дела судом бюджет сельского поселения на 2015 г. и отчет об исполнении бюджета за 4 квартал 2014 г. в средствах массовой информации ответчиком не были опубликованы.
С учетом изложенного, правовых оснований для отказа в иске прокурора Хасавюртовского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, у суда не имеется.
В силу ч.2 ст.206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок
Суд полагает, что установление срока исполнения решения суда должно способствовать реальному исполнению решения суда, и полагает разумным и достаточным для исполнения возложенных на ответчика обязанностей установить срок в течение месяца с момента вступления решения в законную силу.
На основании п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов и ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, государственную пошлину с ответчика суд не взыскивает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд,
решил:
Исковое заявление прокурора Хасавюртовского района Республики Дагестан в защиту неопределенного круга лиц, к муниципальному образованию «Село Нурадилово» о признании бездействия МО незаконным и возложении на МО обязанности по опубликованию в средствах массовой информации бюджета сельского поселения на 2015 г. и отчетов об исполнении бюджета за 4 квартал 2014 г., удовлетворить.
Признать незаконным бездействие муниципального образования «Село Нурадилово», выразившееся в не опубликовании в средствах массовой информации бюджета сельского поселения на 2015 г. и отчетов об исполнении бюджета за 4 квартал 2014 г.
Обязать муниципальное образование «Село Нурадилово» опубликовать в средствах массовой информации бюджет сельского поселения на 2015 г. и отчеты об исполнении бюджета за 4 квартал 2014 г. в течение одного месяца со дня вступления в законную силу судебного решения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня его оглашения путем подачи апелляционной жалобы через Хасавюртовский районный суд.
Решение отпечатано в совещательной комнате.
Председательствующий № С.Р.Ибрагимов