Решение по делу № 3а-640/2016 от 20.09.2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 декабря 2016 года г.Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Ласковской С.Н.,

при секретаре Усенко А.О.,

с участием:

представителя административного истца – Бакировой Г.М.,

представителя заинтересованного лица Администрации г.о. Самара - Пащенко А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-640/2016 по административному исковому заявлению Искендеровой М.Ш.К. об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости,

у с т а н о в и л:

Искендерова М.Ш.к. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

В обоснование заявленных требований административный истец указала, что она является собственником объекта недвижимости – нежилого помещения с кадастровым номером .

Кадастровая стоимость вышеуказанного объекта капитального строительства утверждена на основании Постановления Правительства Самарской области «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области» №118 от 14.03.2012 г. по состоянию на 16.03.2015 г. и составляет 15 994 824,76 руб.

Административный истец, посчитав кадастровую оценку указанного выше объекта, завышенной и отличающейся от его рыночной стоимости, пришла к выводу о необходимости проведения оценки рыночной стоимости нежилого помещения по состоянию на дату определения кадастровой стоимости, то есть на 16.03.2015 г.

Согласно отчету ООО «<данные изъяты>» № , по состоянию на вышеуказанную дату, итоговая величина рыночной стоимости спорного нежилого помещения составляет 6 027 796 рублей.

К отчету заявителем представлено положительное экспертное заключение г. Саморегулируемой организации «<данные изъяты>» о соответствии данного отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности.

Налоговой базой для исчисления налога на имущество физических лиц является кадастровая стоимость объекта капитального строительства, которая в данном случае не соответствует его рыночной стоимости и ведет к уплате налоговых платежей в завышенном размере, что нарушает права административного истца.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, Искендерова М.Ш.к. просила суд установить кадастровую стоимость вышеуказанного нежилого помещения, в размере его рыночной стоимости – 6 027 796 рублей, по состоянию на дату определения кадастровой стоимости, на основании отчета об оценке.

В судебном заседании представитель административного истца - Бакирова Г.М., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица Администрации г.о. Самара – Пащенко А.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, но с результатами проведенной по делу судебной экспертизы согласился.

Представители административных ответчиков Правительства Самарской области, ФФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Министерства имущественных отношений Самарской области не направили в суд своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В соответствии с положениями ст.ст. 150, 247 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

При этом, протокольным определением суда от 12.12.2016 г., с согласия представителя административного истца, Министерство имущественных отношений Самарской области исключено из числа ответчиков по делу.

Заслушав пояснения явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает требование Искендеровой М.Ш.к. подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст. 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

    Статья 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" устанавливает, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Под рыночной стоимостью объекта оценки в силу статьи 3 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции.

Судом установлено, что Искендерова М.Ш.к. на основании договора купли-продажи недвижимости от 24.07.2014 г. является собственником нежилого помещения, с кадастровым номером .

Право собственности истца на указанное нежилое помещение зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии <данные изъяты> (л.д.8).

Указанный объект поставлен на государственный кадастровый учет 24.07.2013 г., его кадастровая стоимость, согласно справке ФФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области от 23.06.2016 г. составляет 15 994 824,76 руб. по состоянию на 16.03.2015 г. (л.д. 7).

Кадастровая стоимость спорного нежилого помещения определена в соответствии с приложением №2 к Постановлению Правительства Самарской области №118 от 14.03.2012г. «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области».

Административный истец в силу требований главы 32 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона Самарской области №107-ГД от 10.11.2014 г. «Об установлении единой даты начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» является плательщиком налога на имущество физических лиц.

Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости названного нежилого помещения затрагивают права и обязанности Искендеровой М.Ш.к., поскольку принадлежащее ей нежилое помещение является объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц с особенностями определения налоговой базы как кадастровая стоимость спорного объекта.

Искендерова М.Ш.к. не согласилась с кадастровой стоимостью принадлежащего ей нежилого помещения и обратилась в ООО «<данные изъяты>» для определения его рыночной стоимости.

Согласно отчета об оценке ООО <данные изъяты>» № , по состоянию на 16.03.2015 года рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 63, составляет 6 027 796 рублей.

Экспертным заключением г., выполненным Саморегулируемой организацией «<данные изъяты>», подтверждено соответствие отчета об оценке требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, выводы, сделанные оценщиком о величине рыночной стоимости объекта оценки, признаны обоснованными.

Ссылаясь на вышеуказанный отчет, административный истец обратилась в суд с заявленным требованием об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилого помещения, рассматриваемым в рамках данного административного дела.

В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которая в том числе распространяет свое действие и на дела о пересмотре кадастровой стоимости, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.

Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.

В целях проверки сведений о рыночной стоимости нежилого помещения принадлежащего истцу, с учетом возражений Администрации г.о. Самара относительно достоверности представленного отчета, судом по ходатайству указанного заинтересованного лица была назначена судебная оценочная экспертиза для определения действительной рыночной стоимости спорного объекта. Проведение экспертизы поручено ООО «<данные изъяты>».

Согласно поступившему в суд заключению эксперта ООО «<данные изъяты>» г. рыночная стоимость спорного нежилого помещения по состоянию на 16.03.2015 года составляет 8 732 910 рублей.

Сторонами экспертное заключение не оспорено, административный истец и заинтересованное лицо – Администрация г.о. Самара с ним согласились.

Заключение эксперта отвечает требованиям ст.ст. 79, 82, 84, 168 КАС РФ, у суда не имеется оснований подвергать сомнению выводы эксперта, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ, в исходе дела не заинтересован.

При таких обстоятельствах, заключение эксперта ООО «<данные изъяты>» г. признается судом допустимым и достаточным доказательством по делу, а величина рыночной стоимости, определенная экспертным заключением, признается достоверной.

Суд полагает, что оснований для установления кадастровой стоимости нежилого помещения в соответствии с отчетом об оценке не имеется, поскольку выводы судебного эксперта ничем не опровергнуты.

Принимая во внимание представленные доказательства, в том числе заключение экспертизы, суд приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость является завышенной и нарушает права административного истца.

С учетом изложенного, суд полагает, что требования Искендеровой М.Ш.к. подлежат удовлетворению частично, а кадастровая стоимость нежилого помещения по состоянию на 16.03.2015 года подлежит определению в соответствии с заключением эксперта ООО «<данные изъяты>» . в размере 8 732 910 рублей.

Согласно положениям абзаца пятого статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

При этом, датой обращения Искендеровой М.Ш.к. с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости следует считать дату обращения в суд – 20.09.2016 г.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180, 249 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Административный иск Искендеровой М.Ш.К. удовлетворить частично.

Установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства – нежилого помещения с кадастровым номером - равной его рыночной стоимости по состоянию на 16.03.2015 года в размере 8 732 910 рублей.

Датой обращения Искендеровой М.Ш.К. в суд считать – 20.09.2016 г.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 16.12.2016 г.

Судья: Ласковская С.Н.

3а-640/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Искендерова Мая Шабан кызы
Ответчики
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области
Правительство Самарской области
Министерство имущественных отношений Самарской области
Другие
Администрация г.о. Самара
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.sam.sudrf.ru
20.09.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
20.09.2016[Адм.] Передача материалов судье
21.09.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
21.09.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.10.2016[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
03.10.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.10.2016[Адм.] Судебное заседание
21.11.2016[Адм.] Производство по делу возобновлено
12.12.2016[Адм.] Судебное заседание
16.12.2016[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.12.2016[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее