ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
30 марта 2018 г. г. Улан-Удэ
Президиум Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего Кирилловой А.А.
членов Президиума: Сокольниковой Н.А., Урмаевой Т.А., Ивановой В.А., Ховрова О.Е.,
при секретаре Жигулиной О.А.
рассмотрел по докладу судьи Верховного Суда Республики Бурятия Раднаевой Т.Н. дело по иску Гао И.Х. к ПАО «Территориальная генерирующая компания № 14» о перерасчете задолженности по оплате тепловой энергии
по кассационной жалобе ПАО «Территориальная генерирующая компания № 14» на решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 13 апреля 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 28 июня 2017 г.
Кассационная жалоба с гражданским делом передана для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Республики Бурятия определением судьи Верховного Суда Республики Бурятия Хаыковой И.К.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Бурятия Раднаевой Т.Н., выслушав объяснения представителя Гао И.Х. по доверенности Хонихоева В.В., представителя ПАО «ТГК-14» Волошанской Ю.Г., Президиум
У С Т А Н О В И Л:
обращаясь в суд с иском, Гао И.Х. просил обязать ПАО «Территориальная генерирующая компания № 14» (далее - ПАО «ТГК-14») произвести перерасчет задолженности по оплате коммунальной услуги по отоплению нежилого помещения, расположенного по адресу: <...>, по показаниям теплосчетчика.
Решением Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 13 апреля 2017 г. на ПАО «ТГК-14» возложена обязанность произвести перерасчет задолженности по оплате услуги по отоплению, предоставленной в нежилое помещение № 1 по адресу: <...> с учетом показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии, которым оборудовано указанное нежилое помещение.
Также с ПАО «ТГК-14» в доход муниципального образования «Город Улан-Удэ» взыскана госпошлина в размере 300 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 28 июня 2017 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а апелляционная жалоба ПАО «ТГК-14» – без удовлетворения.
В поступившей в Верховный Суд Республики Бурятия кассационной жалобе ПАО «ТГК-14» просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Президиум приходит к следующему.
В соответствии с требованиями статьи 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При рассмотрении настоящего дела судом первой и апелляционной инстанции были допущены такого характера существенные нарушения норм материального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление нарушенных прав и законных интересов.
Обращаясь в суд с иском, Гао И.Х. просил обязать ПАО «ТГК-14» произвести перерасчет задолженности по оплате коммунальной услуги по отоплению вышеуказанного нежилого помещения, принадлежащего ему на праве собственности, приняв во внимание показания теплосчетчика, ссылаясь на то, что данное нежилое помещение оборудовано введенным в эксплуатацию исправным прибором учета тепловой энергии, однако при расчете платы за потребленную тепловую энергию ответчик исходит из установленных нормативов без учета показаний индивидуального теплосчетчика, что является нарушением требований части 1 статьи 153, части 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ.
Как следует из состоявшихся по делу судебных постановлений, при разрешении заявленных по делу исковых требований суд первой и апелляционной инстанций руководствовался положениями части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ, а также пунктов 42, 42(1), подп.«у» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее – Правила), буквальное толкование которых, согласно доводам суда, приводит к выводу о том, что содержащаяся в приложении 2 к Правилам формула 3(3) о расчете платы за коммунальную услугу по отоплению с учетом показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учета применяется в случае, если в многоквартирном доме установлен общедомовой прибор учета и все его жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными приборами учета, а не введены в эксплуатацию.
Многоквартирный жилой дом, в котором находится принадлежащее заявителю нежилое помещение, введен в эксплуатацию в 2016 г. и согласно требований части 7 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в доме установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии и все жилые и нежилые помещения в нем оборудованы индивидуальными приборами учета. Доказательств обратного ответчиком не представлено.
Также судом отмечено, что вины истца Гао И.Х. в том, что не все индивидуальные приборы учета в многоквартирном жилом доме, в котором расположено принадлежащее истцу нежилое помещение, введены в эксплуатацию, не усматривается, поскольку оснащение жилых и нежилых помещений приборами учета, ввод их в эксплуатацию, надлежащее техническое обслуживание обеспечиваются собственниками данных помещений, поэтому право истца на оплату коммунальной услуги по отоплению за потребленный объем, определяемый по показаниям прибора учета, ограничено данным обстоятельством быть не может.
Между тем, в силу частей 2 и 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ (в редакции на момент возникновения спора) "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию. Расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, по договору поставки, договору купли-продажи энергетических ресурсов, включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта). До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
До 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Согласно подпункту «у» пункта 31 Правил исполнитель обязан осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.
В соответствии с абзацем 3 пункта 42(1) Правил в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Формула 3(1) применяется для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года. Эта формула учитывает общую площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме; среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, определенный как отношение объема тепловой энергии исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, за предыдущий год к количеству календарных месяцев в году и к общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме; установленный тариф на тепловую энергию.
С учетом изложенного, выводы суда первой и апелляционной инстанций основаны на неверном толковании норм материального права, что привело к принятию незаконных судебных актов, поскольку порядок расчета размера платы за отопление зависит от того, введен ли в эксплуатацию общедомовой прибор учета, а также всеми ли собственниками жилых и нежилых помещений этого дома введены в эксплуатацию индивидуальные приборы учета, поскольку сам факт оснащения многоквартирного дома, жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме прибором учета не предполагает начала использования его сведений в расчетах с момента установки в случае, если не был осуществлен ввод в эксплуатацию прибора учета.
Содержащийся в апелляционном определении вывод суда о том, что действующим законодательством предусмотрено определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению в зависимости от оборудования помещений индивидуальными приборами учета, а не ввода их в эксплуатацию, не обоснован ссылками на соответствующие нормы права.
Учитывая, что повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (п.21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции"), а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (ст.6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), Президиум Верховного Суда Республики Бурятия считает необходимым отменить состоявшееся по делу апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 28 июня 2017 г. и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум
П О С Т А Н О В И Л:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 28 июня 2017 г. по делу по иску Гао И.Х. к ПАО «Территориальная генерирующая компания № 14» о перерасчете задолженности по оплате тепловой энергии отменить и дело направить в суд апелляционной инстанции на новое апелляционное рассмотрение в ином составе судей.
Председательствующий