УИД29RS0018-01-2021-005211-36
Дело №2 –3755/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
30 сентября 2021 года город Архангельск
Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Вальковой И.А., при секретаре Усачёвой К.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прохорова Дениса Валерьевича к федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании незаконным решения, возложении обязанности провести комплексную медико-судебную экспертизу, взыскании судебных расходов,
установил:
Прохоров Д.В. обратился в суд с иском к федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании незаконным решения Бюро №5 от 24.05.2021 в части определения ему третьей группы инвалидности сроком на 1 (один) год, возложении обязанности провести комплексную медико-судебную экспертизу для установления ему усиленной группы инвалидности, взыскании судебных расходов.
В обоснование требований указал, что 24.05.2021 Бюро № 5 – филиалом ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу» проведено освидетельствование, в результате которого ему установлена третья группа инвалидности сроком на один год, общее заболевание. Данное решение было им оспорено, 11.06.2021 проведена заочная медико-социальная экспертиза, решение бюро признано правильным. Истец с принятым решением не согласен, полагает, что ему должна быть определена усиленная группа инвалидности – вторая. Полагает, что проведенной медико-социальной экспертизой не была учтена (либо учтена неполноценно) степень выраженности стойких функций его организма в сочетании с поставленным ему диагнозом. Формулировка в поставленном ему диагнозе (синдром 3 степени) тождественна формулировке, указанной в п.7 раздела II Приказа Министерства труда и социального развития РФ от 27 августа 2019 года №585н, а именно III степени – стойким выраженным нарушениям функций организма человека, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 70 до 80 процентов.
Истец Прохоров Д.В. в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Сорокина Я.Н. в судебном заседании с требованиями не согласилась, указав на правильность и обоснованность принятого заключения в отношении истца, соответствующим действующим критериям установления инвалидности.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается соответствующая группа инвалидности.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» медико-социальная экспертиза в целях признания лица инвалидом подразумевает под собой определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными федеральному органу исполнительной власти, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
В соответствии с п. 20 Правил признания лица инвалидом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. №95 (далее – Правила) медико-социальная экспертиза гражданина проводится в бюро по месту жительства (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации).
Медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина (п. 25 Правил).
Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы с составлением акта (п.п. 28, 29 Правил).
В соответствии с п. 3 Правил признание гражданина инвалидом осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
В пункте 5 Правил определены условия, признания гражданина инвалидом: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию. Наличие одного из указанных условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
В зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма, возникших в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория "ребенок-инвалид" (п.7 Правил).
Критерием для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты. (п.9 Классификаций и критериев, утв. Приказом Минтруда России от 27.08.2019 N 585н).
Согласно п. Приказа Минтруда России № 585н выделяются 4 степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами:
I степень - стойкие незначительные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 10 до 30 процентов;
II степень - стойкие умеренные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 40 до 60 процентов;
III степень - стойкие выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 70 до 80 процентов;
IV степень - стойкие значительно выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 90 до 100 процентов.
Степень выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, устанавливается в соответствии с количественными системами оценки, предусмотренными приложениями N 1 и 2 к настоящим классификациям и критериям.
Установлено, что Прохоров Д.В. впервые обратился в бюро №5 с заявлением о предоставлении ему государственной услуги в мае 2020 года. Основной диагноз: «<данные изъяты> Был заочно освидетельствован. На основании анализа медицинских документов выявлены стойкие умеренные нарушения сердечно-сосудистой системы, статодинамической функции, приводящие к ограничению категорий жизнедеятельности: самообслуживание 1 ст., передвижение 1 ст., трудовая деятельность 1 ст. Согласно п. 5 радела II Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 г. №95 и п. 6.1.1.2 приложения к приказу Минтруда России от 27.082019 №585н количественная оценка составляет 40% что является основанием для установления третьей группы инвалидности на 1 год, разработана ИПРА на 1 год.
20 мая 2021 года Прохоров Д.В. обратился в бюро №5 с заявлением для переосвидетельствования. 24 мая 2021 года специалистами бюро №5 – филиала проведено заочное освидетельствование гражданина. На основании анализа медицинских документов выявлены стойкие умеренные нарушения сердечно-сосудистой системы, статодинамической функции, приводящие к ограничению категорий жизнедеятельности: самообслуживание 1 ст., передвижение 1 ст., трудовая деятельность 1 ст. Согласно п. 5 радела II Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 г. №95 и п. 6.1.1.2 приложения к приказу Минтруда России от 27.082019 №585н количественная оценка составляет 40% что является основанием для установления третьей группы инвалидности на 1 год, разработана ИПРА на 1 год.
Не согласившись с принятым решением, Прохоров Д.В. обжаловал его в экспертный состав №3 ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу». Специалисты экспертного состава №3 решение первичного бюро об установлении 3 группы инвалидности оставили без изменения (протокол № 618.103.Э.29/2021 от 10.06.2021).
В соответствии с ч. 1 ст. 67, ч. 3 ст. 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Согласно ч.1 ст. 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
В силу ч.1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В связи с чем, в порядке ст. 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истцу было разъяснено право на проведение судебно-медико-социальной экспертизы в целях установления степени нарушения функции организма, наличии оснований для установления иной группы инвалидности.
Истец Прохоров Д.В. просил рассмотреть гражданское дело по имеющимся доказательствам без назначения экспертизы.
Таким образом, истцом не представлено допустимых доказательств, подтверждающих, что он имеет степень расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности, являющихся основанием для определения ему иной группы инвалидности.
Само по себе наличие тех или иных заболеваний, не влекущих ограничений каких-либо категорий жизнедеятельности, согласно изложенным выше правовым нормам не может служить основанием для установления иной группы инвалидности.
С учетом изложенного суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным решения от 24.05.2021 и возложении обязанности установить иную группу инвалидности.
В целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, а также в целях принятия мер по реализации прав инвалидов на социальную защиту Правительство Российской Федерации постановлением от 16.10.2020 № 1697 утвердило Временный порядок признания лица инвалидом.
Пунктом 2 Временного порядка предусмотрено, что медико-социальная экспертиза граждан в целях, предусмотренных подпунктами "а" - "д", "ж" - "к", "м" - "о" пункта 24(1) Правил, проводится федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы заочно.
Согласно п. 15 и 16 Правил признания лица инвалидом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. №95 гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения с письменного согласия гражданина (его законного или уполномоченного представителя). Медицинская организация направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
Учитывая, что медико-социальная экспертиза в отношении истца проведена в соответствии с нормами действующего законодательства, проведение медико-социальной экспертизы осуществляется в строго установленном порядке при направлении на нее медицинской организацией, после проведения необходимых диагностических, лечебных мероприятий в соответствии с утвержденным Перечнем, то требование о возложении на ответчика обязанности провести комплексную медико-судебную экспертизу также удовлетворению не подлежит.
Поскольку судом не установлено оснований для удовлетворения иска, то требование о взыскании судебных расходов также не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Прохорову Денису Валерьевичу в удовлетворении иска к федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании незаконным решения, возложении обязанности провести комплексную медико-судебную экспертизу, взыскании судебных расходов отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Архангельска.
Решение в окончательной форме изготовлено 6 октября 2021 года.
Председательствующий И.А. Валькова