Решение по делу № 2-276/2021 от 05.10.2020

Дело № 2-276/2021

(№44RS0001-01-2020-005186-39)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 января 2021 года

Свердловский районный суд города Костромы в составе:

судьи Шуваловой И.В.,

при секретаре Беляковой М.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К.Н.В. к ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Костроме Костромской области о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

К.Н.В. обратилась в суд с указанным иском, свои требования мотивировала тем, что <дата> решением УПФ РФ в г. Костроме ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости. Считает, что решение нарушает ее конституционное право на государственное пенсионное обеспечение по выслуге лег. Основанием для обращения в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Костроме послужил пп.19 п.1 ст.30 Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», который гласит, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи. Стаж работы К.Н.В., дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с педагогической деятельностью: на Костромском льнокомбинате им. В.И. Ленина в должности воспитателя яслей-сада с <дата> по <дата> гг.; в ГКОУ «Школа-интернат Костромской области для слепых, слабовидящих людей» в должности учителя хореографии с <дата> по <дата>.г.; в МБОУ г. Костромы «Лицей №41» в должности учителя ритмики с <дата> по <дата>.<адрес> не засчитал истцу в стаж педагогической деятельности время работы в МБОУ г. Костромы «Средняя общеобразовательная школа №22» в должности преподавателя музыкального отделения с <дата> по 3<дата>.г. а также карантин с <дата> по <дата>.г. Полагает, что она выработала свой стаж для назначения пенсии., и в силу требования закона право на назначения пенсии у нее появилось с даты обращения с заявлением о назначении пенсии- с <дата>

В связи с изложенным К.Н.В. просила включить в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью период работы в МБОУ г.Костромы «Средняя общеобразовательная школа №22» в должности преподавателя музыкального отделения с <дата> по <дата>, а также период отвлечения от основной работы (карантин с <дата> по <дата>.г.); обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с <дата>

В ходе рассмотрения к участию в деле в качестве третьего лица привлечено МБОУ г.Костромы «Средняя общеобразовательная школа № 22».

В судебном заседании К.Н.В., её представитель на основании доверенности Терпугова К.С. исковое заявление поддержали в полном объеме по основаниям, в нем изложенным.

Представитель ГУ УПФ РФ в г. Костроме Костромской области на основании доверенности Колобова Ю.В. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в решении от <дата>.

МБОУ г.Костромы «Средняя общеобразовательная школа № 22» своего представителя в судебное заседание не направило, о дате и месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом.

Выслушав участвовавших в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

В соответствии с п.п.19 п.1 ст.30 Закона РФ от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», досрочная страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от возраста.

Согласно п.3 ст.10 Федеральный закон от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Согласно п.3 ст.35 Федерального закона № 400-ФЗ, с 01.01.2015г. страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30.

В соответствии с п.3 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Согласно п.4 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В соответствии с вышеизложенным, при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работы за период до 01.01.1992г. применяются правила и нормы Закона СССР от 14 июля 1956г, «О государственных пенсиях», за период 01.01.1992г. до 01.01.2002г. применяются правила и нормы Закона РФ от 20.11.1990г. № 340-1 государственных пенсиях в Российской Федерации», за периоды работы (деятельности 01.01.2002г. до 01.01.2015г. применяются правила и нормы Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с п.1 п.п. «м», п.3 п.п. «в» Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» по выбору застрахованных лиц к периодам работы применяются:

до 01.01.1992г. Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». Однако до 01.10.1993г. при назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с Законом № 340-1 действовал п.3 постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 463, который предусматривал возможность применения Перечня учреждений, организаций и должностей №1397 и Положения № 1397. Пункт 3 постановления № 463 с 01.10.1993г. признан утратившим силу;

- с 01.01.1992г. по 01.11.1999г. Списки профессий, должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии и Правила исчисления специального стажа, утв. постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 463;

с 01.11.1999г. по 31.12.2001г. Списки и Правила, утв. постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. №1067;

с 01.01.2002г. Списки и Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г № 781, которые не ограничиваются во временном действии и применяются ко всем периодам работы.

Периоды работы (деятельности) могут исчисляться последовательно с учетом пенсионного законодательства, действовавшего при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) независимо от того, выработан страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ полностью либо частично на дату отмены соответствующего законодательства.

Как следует из материалов дела, <дата> К.Н.В. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Решением комиссии ответчика от <дата> истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по мотиву отсутствия требуемого специального стажа работы.

Согласно заключения комиссии ответчика, по представленным документам страховой стаж работы К.Н.В. составляет 30 лет 7 мес. 22 дня. Стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью, составляет 20 лет 11 мес. 6 дней.

В специальный стаж истицы не были включены периоды: период работы в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа » в должности преподавателя музыкального отделения с <дата> по <дата>, а также карантин с <дата> по <дата>.

Отказывая во включении в специальный стаж периода работы с <дата> по <дата>, ответчик указал, что согласно положению о структурном подразделении- музыкально-эстетическое отделение- в нем осуществляется дополнительное музыкально-эстетическое образование. В состав отделения входят руководитель, курирующий вопросы дополнительного образования, преподаватели дополнительного образования, концертмейстеры. Таким образом, музыкально-эстетическое отделение имеет все признаки, присущие учреждениям дополнительного образования, однако данным учреждением не является, т.к. не входит в состав общеобразовательной школы.

Однако суд полагает, что исключение вышеуказанного спорного периода работы из специального стажа истца является неправомерным в силу следующего.

Как следует из трудовой книжки истца в период с <дата> (приказ от <дата>) по <дата> (приказ от <дата>) К.Н.В. работала в МОУ г.Костромы «Средняя общеобразовательная школа № 22» в должности преподавателя музыкального отделения.

Согласно ст. 12 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (действовавшего в спорный период) образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений. Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;

образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ;

педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

В силу п.п.1,2,6 ст.9 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и (или) направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, в том числе, общеобразовательные (основные и дополнительные, в том числе дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств).

Основные общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

Основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников, региональных, национальных и этнокультурных особенностей и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся.

Как следует из Типового положения об общеобразовательном учреждении, утв.постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196 (действовавшим в спорный период) общеобразовательное учреждение может реализовывать дополнительные образовательные программы, а также общеобразовательную программу дошкольного образования при наличии соответствующих лицензий.

Общеобразовательное учреждение осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования.

Согласно разъяснений, изложенных в п. 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Пунктом 17 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 предусмотрено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.

Уставом МБОУ г.Костромы «Средняя общеобразовательная школа № 22» предусмотрено, что школа является общеобразовательным учреждением. На бесплатной для обучающихся основе Учреждение может оказывать дополнительные образовательные услуги по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности (п.2.6).

Учреждение может имеет в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, деятельность которых регламентируется Уставом и локальными нормативными актами Учреждения. Структурные подразделения не являются юридическими лицами и действуют на основании настоящего устава и положения о соответствующем структурном подразделении (п.1.13).

Согласно Положению о структурном подразделении музыкально-эстетического отделения МБОУ СОШ № 22 г.Костромы данное отделение является структурным подразделением средней общеобразовательной школы № 22. Отделение создано с целью организации деятельности педагогических сотрудников школы по всестороннему развитию личности учащихся в процессе творческого сотрудничества в различных сферах искусств. Деятельность отделения направлена на создание оптимальных условий для самовыражения и самоопределения учащихся школы.

С учетом анализа нормативных правовых актов регламентирующих деятельность общеобразовательных учреждений, а также деятельность учреждения, в котором работал в спорный период истец, установленных по делу обстоятельств суд приходит к выводу о том, что музыкальное отделение, в котором работала истец в должности преподавателя, в спорный период являлось структурным подразделением общеобразовательного учреждения- МБОУ города Костромы «Средняя общеобразовательная школа № 22».

Об указанном также свидетельствуют те факты, что исходя из материалов дела, должность истца включена в штатное расписание школы, протарифицирована как должность педагогического работника школы (общеобразовательного учреждения), истцу в спорный период была установлена педагогическая нагрузка, в том числе по должности преподавателя музыкального отделения по норме часов преподавательской работы за ставку заработной платы для работников общеобразовательных учреждений. Работа истца в качестве преподавателя музыкального отделения являлась составной частью учебного процесса общеобразовательного учреждения (занятия с учащимися школы всех классов по учебному плану). Учебный план отделения, вопреки доводов ответчика, утвержден директором МОУ СОШ № 22, а не руководителем структурного подразделения. В спорный период у истца имелась необходимая педагогическая нагрузка.

То обстоятельство, что школа имеет в своей структуре музыкально-эстетическое отделение, не свидетельствует о выполнении отделением функций какого-либо иного учреждения, в том числе дополнительного образования.

В пункте 1 Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, в разделе «Наименование должностей» указана должность «преподаватель», в пункте 1.1 раздела «Наименование учреждений» - «школы всех наименований».

Поскольку занимаемая истцом должность - «преподаватель» и образовательное учреждение, в котором она осуществлял педагогическую деятельность- «школа» включены в Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утв.постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, суд приходит к выводу о том, что период работы Киселевой Н.В. с 03.08.2005 по 31.08.2009 подлежит включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии.

Как следует из материалов дела в специальный стаж истца также не включен период нахождения на карантине с <дата> по <дата>.

В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

В соответствии с пунктом 5.1 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 марта 2006 г., периоды отмены учебных занятий, в том числе по санитарно-эпидемиологическим основаниям, являются рабочим временем педагогических и других работников образовательного учреждения.

Пунктами 5.2, 4.2 вышеуказанного Положения установлено, что в периоды отмены учебных занятий по санитарно-эпидемиологическим основаниям педагогические работники осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их рабочего времени (установленного объема учебной нагрузки (педагогической работы), определенной им до начала каникул, с сохранением заработной платы в установленном порядке.

В связи с тем, что из материалов дела следует, что в спорный период за К.Н.В. сохранялся средний заработок и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, то указанный период также подлежит включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

С учетом включенных периодов право К.Н.В. на назначение досрочной страховой пенсии возникнет с <дата>

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования К.Н.В. удовлетворить.

Включить в специальный стаж К.Н.В. в связи с педагогической деятельностью период работы с <дата> по <дата>, период карантина с <дата> по <дата> и обязать ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Костроме Костромской области назначить К.Н.В. досрочную страховую пенсию по старости с <дата>.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы.

Судья И.В. Шувалова

Мотивированное решение изготовлено 22.01.2021.

2-276/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Киселева Наталья Витальевна
Ответчики
ГУ-УПФР по г. Костроме Костромской области
Другие
МБОУ г.Костромы «Средняя общеобразовательная школа № 22»
Суд
Свердловский районный суд г. Кострома
Судья
Шувалова Ирина Викторовна 149
Дело на сайте суда
sverdlovsky.kst.sudrf.ru
05.10.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.10.2020Передача материалов судье
09.10.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.10.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
22.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.11.2020Судебное заседание
17.12.2020Судебное заседание
21.01.2021Судебное заседание
22.01.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.01.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее