Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
№
ДД.ММ.ГГГГ Лазаревский районный суд <адрес>
<адрес> в составе:
судьи Даракчяна А.А.
при секретаре ФИО4
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО2 и ФИО3 к Филиалу-санаторию «Тихий Дон» Ростовского сельскохозяйственного кооператива по санаторно-курортному обслуживанию «Донагрокурорт» о признании права собственности в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в суд с иском и просят признать за ними право общей долевой собственности, по 1/2 доли каждому, на <адрес>, общей площадью 15,0 кв.м., в том числе жилой 15,0 кв.м., в жилом <адрес> в <адрес>; обязать отдел по <адрес> Росреестра по <адрес> зарегистрировать за ними право общей долевой собственности в равных долях на указанную квартиру.
В обоснование иска ссылаются на то, что указанное жилое помещение в 1986 году было предоставлено ФИО2 на основании решения профкома санатория «Тихий Дон», как сотруднику санатория. Он с сыном зарегистрированы и проживают в данной квартире с момента вселения по настоящее время, оплачивают коммунальные услуги, несут бремя по содержанию данного помещения, задолженности по оплате жилья не имеется. ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и ответчиком заключен договор найма жилого помещения - <адрес>. С момента ввода в эксплуатацию в 1985 году данное общежитие состоит на балансе филиала-санатория «Тихий Дон» Ростовского сельскохозяйственного кооператива по санаторно-курортному обслуживанию «Донагрокурорт» и зарегистрировано за санаторием на праве государственной собственности.
В судебном заседании истцы исковые требования поддержали, пояснив, что отказ ответчика считает неправомерным, своими действиями ответчик препятствует им в приватизации жилья, намеренно затягивает процесс приватизации.
Представитель филиала-санатория «Тихий Дон» ФИО5 в судебном заседании не возражает против удовлетворения исковых требований.
Представитель Управления по вопросам семьи и детства администрации <адрес> ФИО6 в судебном заседании не возражает против удовлетворения иска, просит вынести решение с учетом интересов несовершеннолетнего ребенка.
Представители администрации <адрес> и отдела по городу Сочи Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по КК в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени слушания дела.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения участников процесса, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям:
Из материалов дела следует, что в 1986 году на основании решения профкома санатория «Тихий Дон», истцу ФИО2, в порядке трудовых взаимоотношений, была предоставлен комната № в общежитии по <адрес> в <адрес>, в которой он проживает с 1986 года по настоящее время вместе с сыном.
Согласно данным поквартирной карточки по жилой площади в <адрес> в <адрес> зарегистрированы: ФИО2 и его сын – ФИО3
С момента вселения истцы оплачивают коммунальные услуги, несут бремя по содержанию данного помещения, согласно выписке лицевого счета задолженности по оплате жилья на момент обращения в суд не имеется.
ДД.ММ.ГГГГ ответчиком с истцом ФИО2 заключен договор найма данного жилого помещения – <адрес>.
Согласно справок ФГУП «Крайтехинвентаризация» по <адрес> истцы не являются собственниками домовладения, квартиры и иных объектов недвижимости. Согласно выписке из ЕГРП ФИО2 имеет на праве собственности нежилое строение, расположенное на уч. № в с/т «здоровье» <адрес>.
В судебном заседании установлено, что истцы ранее в бесплатной приватизации жилого помещения участия не принимали.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации, на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан
Российской Федерации, бронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
В силу ст. 2 указанного Закона Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В судебном заседании установлено, что Решением исполнительного комитета <адрес> совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, строительный объект – пятиэтажный жилой дом «Малосемейное общежитии» по акту Госкомиссии введен в эксплуатацию и поставлен на баланс предприятия – филиал – санаторий «Тихий дон».
На основании данного решения БТИ произведена государственная регистрация данного объекта недвижимости за ответчиком.
Согласно регистрационного удостоверения № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного БТИ управления жилищно-коммунального хозяйства горисполкома <адрес>, домовладение № (здание малосемейного общежития) по <адрес> в <адрес> зарегистрировано на праве государственной собственности за санаторием «Тихий Дон».
Согласно статьи7 Федерального закона № 189-ФЗ О введении в действие Жилищного кодекса РФ от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции 123-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № с изменениями, внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ) от ДД.ММ.ГГГГ N 12-П), к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Таким образом, после вступления в силу Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» статус общежития спорным жилым домом утрачен в силу закона, и истцы вправе приобрести занимаемое ими по договору социального найма жилое помещение в собственность в соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
При этом отсутствие договора социального найма не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления указанных документов.
В материалах инвентарного дела ФГУП «Крайтехинвентаризация» <адрес> имеется регистрационное удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого домовладение № (здание малосемейного общежития) по <адрес> в <адрес> зарегистрировано на праве государственной собственности за санаторием «Тихий Дон».
Сведений о принадлежности здания общежития № на праве собственности санаторию «Тихий Дон» в инвентарном деле не имеется.
Согласно сообщению Федеральной регистрационной службы по <адрес>) отсутствуют сведения о принадлежности общежития № по <адрес> санаторию «Тихий Дон» на праве собственности.
Таким образом, общежитие № по <адрес> находится на балансе филиала санатория «Тихий дон» с момента ввода в эксплуатацию с ДД.ММ.ГГГГ, относится к государственному жилому фонду.
Постановлением общего собрания хозяйств-дольщиков от ДД.ММ.ГГГГ рег. №-КР, Ростовское областное объединение «Донагрокоопздравница» преобразовано в Сельскохозяйственный кооператив по санаторно-курортному обслуживанию «Донагрокурорт» на правах полной правопреемственности.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 4199-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" устанавливался запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.
Норма, содержащая запрет на приватизацию в составе имущественного комплекса унитарного предприятия жилищного фонда и объектов его инфраструктуры, установлена и в статье 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
В соответствии с абзацем 1 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.
Указанными выше нормами, действующими с ДД.ММ.ГГГГ, и подлежащими применению в системной взаимосвязи со статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.
Таким образом, в нарушение законодательства, действующего на момент приватизации имущественного комплекса <адрес> объединения «Донагрокоопздравница» общежитие не было передано в установленном законом порядке в муниципальную собственность.
На основании статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации в составе частного жилищного фонда СХК по СКО «Донагрокурорт» могут находиться лишь жилые помещения коммерческого использования, к числу которых общежития не относятся.
Учитывая, что ответчик не выполнил свои обязанности по передачи жилого фонда, в частности общежития в муниципальную собственность, жильцы общежития в порядке досудебного урегулирования спора с 2005 года многократно обращались к органам местного самоуправления по вопросу принятии <адрес> муниципальную собственность.
Истцам отказано в приватизации занимаемого жилья, со ссылкой на то, что жилые помещения по данному адресу не подлежат приватизации, поскольку домовладение № принадлежит ответчику на праве собственности.
Данный отказ не основан на законе и нарушает конституционные и жилищные права граждан, в частности право на приватизацию жилья.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции Постановлений Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 11, от ДД.ММ.ГГГГ N 10, от ДД.ММ.ГГГГ N 6, от ДД.ММ.ГГГГ N 14), требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать за ФИО2 и ФИО3 право общей долевой собственности, по 1/2 доли каждому, на <адрес>, общей площадью 15,0 кв.м., в том числе жилой 15,0 кв.м., расположенную в <адрес>.
Решение является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> для регистрации за ФИО2 и ФИО3 права собственности на указанную квартиру в равных долях.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в <адрес>вой суд.
Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Лазаревского
райсуда г. ФИО7 Даракчян
Копия верна судья А.А. Даракчян