Решение по делу № 33а-2204/2019 от 25.07.2019

Судья Орлова С.К. Дело №33а-2204/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 августа 2019 года город Иваново

Судебная коллегия по административным делам Ивановского областного суда в составе председательствующего судьи Мудровой Е.В.,

судей Степановой Л.А., Запятовой Н.А.,

при секретаре Солдатенковой И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Степановой Л.А., административное дело по апелляционной жалобе Администрации города Иваново на решение Фрунзенского районного суда города Иваново от 16 мая 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Анцыферова Юрия Сергеевича к Администрации города Иваново о признании незаконным бездействия,

У С Т А Н О В И Л А:

Анцыферов Ю.С. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), просил признать незаконным бездействие Администрации города Иваново, выраженное в неустановлении в постановлении №1749 от 25 декабря 2018 года сроков отселения физических лиц многоквартирного дома, признанного аварийным, расположенного по адресу: <адрес>; обязать Администрацию города Иваново привести постановление №1749 от 25 декабря 2018 года «О признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу» в соответствие с требованиями действующего законодательства, указав сроки отселения граждан не более 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда; установить срок для внесения изменений в постановление Администрации города Иваново №1749 от 25 декабря 2018 года – 1 месяц со дня вступления в законную силу решения суда.

Требования мотивированы тем, что Анцыферов Ю.С. является собственником жилого помещения – квартиры № в доме № по улице <адрес>. Постановлением Администрации города Иваново №1749 от 25 декабря 2018 года многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу, без указания срока отселения граждан из вышеуказанного аварийного жилого дома. Согласно заключению эксперта ООО «Ивановское бюро экспертизы», физический износ вышеуказанного здания составляет 66 %, то есть состояние несущих конструктивных элементов характеризуется как аварийное, а ненесущих – весьма ветхое. Фактический срок эксплуатации здания на момент осмотра составляет более 85 лет. ООО «Энергосервисный центр» сделан вывод о том, что ввиду большого физического износа конструкций, а также ввиду того, что допустимый нормативный срок эксплуатации каждого из конструктивных элементов уже давно истек, несущие элементы квартиры №, расположенной в доме № по улице <адрес>, находятся в недопустимом техническом состоянии, при котором существует возможность разрушения конструкций и опасность для пребывания людей.

По мнению административного истца, отсутствие в принятом Администрацией города Иваново постановлении сроков отселения граждан из аварийного жилья создает правовую неопределенность, влечет за собой нарушение прав собственников и нанимателей жилых помещений, признанных непригодными для проживания, и создает реальную угрозу жизни и здоровью людей. Полагает, что разумным сроком исполнения требования является срок не более 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Определением Фрунзенского районного суда города Иваново от 16 мая 2019 года прекращено производство по административному делу по административному исковому заявлению Анцыферова Юрия Сергеевича к Администрации города Иваново в части признания незаконным бездействия Администрации города Иваново, выраженное в неустановлении в постановлении №1749 от 25 декабря 2018 года сроков сноса многоквартирного дома, признанного аварийным, расположенного по адресу: <адрес>.

Решением Фрунзенского районного суда города Иваново от 16 мая 2019 года административные исковые требования Анцыферова Ю.С. удовлетворены: признано незаконным бездействие Администрации города Иваново, выраженное в неустановлении в постановлении №1749 от 25 декабря 2018 года сроков отселения физических лиц многоквартирного дома, признанного аварийным, расположенного по адресу: <адрес>; на Администрацию города Иваново возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда издать распоряжение о сроках отселения физических лиц для проведения реконструкции помещений жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Не согласившись с решением суда административный ответчик – Администрация города Иваново подала апелляционную жалобу, в которой просила отменить решение суда и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований Анцыферова Ю.С.

Представитель заинтересованного лица – Управления жилищной политики и ипотечного кредитования Администрации города Иваново по доверенности Смирнова И.Г. в отзыве на апелляционную жалобу просила ее удовлетворить, решение суда отменить и принять новое решение по делу.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика – Администрации города Иваново Борисова Н.А. и представитель заинтересованного лица – Управления жилищной политики и ипотечного кредитования Администрации города Иваново Смирнова И.Г. поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее. Представитель административного истца Анцыферова Ю.С. – Демина Г.Ю., полагая, что решение суда является законным и обоснованным, просила отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, решение суда оставить без изменения.

В судебное заседание административный истец Анцыферов Ю.С. не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом в порядке главы 9 КАС РФ, уполномочил на ведение дела своего представителя.

В связи с этим, руководствуясь положениями статей 150, 307 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотрение жалобы в отсутствие неявившегося административного истца.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела следует и судом установлено, что Анцыферов Ю.С. является собственником жилого помещения – квартиры № в доме № по улице <адрес>.

Заключением Межведомственной комиссии Администрации города Иваново по оценке жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда в целях признания помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» №512 от 16 ноября 2018 года, многоквартирный дом № по улице 2<адрес> признан аварийным и подлежащим сносу с связи с ухудшением в связи с физическим износом в процессе эксплуатации отдельными частями дома эксплуатационных характеристик, приводящее к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

Постановлением Администрации города Иваново от 25 декабря 2018 года №1749 многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу; Управлению жилищной политики и ипотечного кредитования Администрации города Иваново постановлено подготовить предложение о включении указанного многоквартирного жилого дома в муниципальную программу, предусматривающую реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, исходя из объема бюджетных ассигнований, предусматриваемых на эти цели в соответствии с установленным порядком; Управлению жилищной политики и ипотечного кредитования Администрации города Иваново, в случае невыполнения собственниками помещений требования о сносе многоквартирного дома, указанного в пункте 1 постановления, постановлено в шестимесячный срок после получения уведомления от Управления жилищной политики и ипотечного кредитования Администрации города Иваново о выполнении в полном объеме мероприятий по расселению, осуществить снос вышеуказанного объекта (пункты 2, 3).

На момент рассмотрения дела указанный многоквартирный дом не включен в муниципальную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, никаких мероприятий в отношении жителей в указанных целях не произведено.

В силу абзаца 2 пункта 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47 (далее – Положение), на основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу.

Суд первой инстанции, проанализировав вышеуказанное требование закона, пришел к обоснованному выводу, что отселение лиц из многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, является необходимым этапом перед сносом аварийного дома, а установление сроков отселения путем вынесения распоряжения органом местного самоуправления является обязательным.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции в силу следующего.

В соответствии с частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в ответе на вопрос №3 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2009 года, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления, однако решение органа местного самоуправления, включая и решение об определении срока сноса дома и срока отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, может быть оспорено гражданами в суде.

Таким образом, неустановление органом местного самоуправления указанных сроков противоречит требованиям абзаца 2 пункта 49 Положения от 28 января 2006 года №47, создает правовую неопределенность, что, безусловно, нарушает права собственников и нанимателей многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции верно признал оспариваемое постановление в части неустановления сроков отселения жителей незаконным, удовлетворив соответствующие требования административного истца.

Доводы жалобы Администрации города Иваново о невозможности установить конкретную дату отселения граждан из аварийного жилого дома, с учетом необходимости проведения определенных процедур, на правомерность выводов суда не влияют, поскольку указанный срок может определяться не только конкретной датой, но и периодом времени.

Ссылка представителя Администрации города Иваново на то, что мероприятия по переселению граждан из аварийного жилья происходят с учетом финансовых возможностей бюджета города Иваново, только в рамках специальной подпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» муниципальной программы «Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения города», утвержденной постановлением Администрации города Иваново от 13 ноября 2018 года №1492, в которой уже предусмотрены мероприятия по расселению 20-ти многоквартирных домов, признанных аварийными в период с 2016 года по июнь 2018 года, не исключает выполнение органом местного самоуправления требований закона в отношении спорного жилого дома, также признанного аварийным.

Невключение спорного жилого дома в указанную подпрограмму, с учетом фактического состояния многоквартирного дома, эксплуатируемого более 85 лет, с выявленными дефектами несущих и ограждающих конструкций дома, свидетельствующих о снижении несущей способности, невозможности обеспечить прочность и устойчивость здания в целом, представляет опасность для жизни людей, проживающих в указанном доме, и не может ставиться в зависимость от граждан, проживающих в домах, включенных в подпрограмму в период с 2016 по 2018 годы.

Необходимость отселения граждан обусловлена наличием высокой степени опасности их пребывания в аварийном доме, а установление сроков отселения и сроков сноса дома путем вынесения распоряжения органом местного самоуправления является обязательным в силу императивных норм федерального законодательства.

Возложение пунктом 2 оспариваемого постановления на Управление жилищной политики и ипотечного кредитования Администрации города Иваново обязанности подготовить предложение о включении многоквартирного жилого дома № по улице <адрес> в муниципальную программу, предусматривающую реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, исходя из объема бюджетных ассигнований, предусматриваемых на эти цели в соответствии с установленным порядком, не свидетельствует об исполнении органом местного самоуправления приведенных требований закона по установлению сроков отселения граждан из аварийного дома.

Утверждение административного ответчика в жалобе об отсутствии денежных средств в бюджете города Иваново и его формировании за счет заемных средств, привлекаемых на условиях платности и возвратности не освобождает административного ответчика от выполнения предусмотренных законом требований и не может служить основанием для отказа в удовлетворении иска.

Доводы представителя Администрации г. Иваново о том, что решением суда на орган местного самоуправления необоснованно возложена обязанность издать распоряжение о сроках отселения физических лиц для проведения реконструкции помещений жилого дома, в то время как незаконным признано бездействие, выраженное в неустановлении в постановлении сроков отселения и реконструкция дома в данном случае не предполагается, не влекут отмену правильного по существу решения.

Судебная коллегия полагает, что в данном случае имеет место техническая описка при изложении решения судом, в связи с чем резолютивная часть решения подлежит уточнению путем исключения из абзаца 3 слова «для проведения реконструкции помещений».

Возложение на административного ответчика обязанности по устранению допущенного нарушения путем установления сроков отселения физических лиц из многоквартирного дома соответствует требованиям ч. 3 ст. 227 КАС РФ. При этом формулировка, изложенная в абзаце третьем резолютивной части в части необходимости издания распоряжения о сроках отселения не исключает принятие административным ответчиком во исполнение решения суда документа иной формы, в котором бы устанавливались указанные сроки, в том числе документа о внесении изменений в ранее вынесенное постановление от 25.12.2018 года № 1749.

В целом доводы апелляционной жалобы Администрации города Иваново повторяют правовую позицию административного ответчика, они являлись предметом исследования судом первой инстанции и не содержат каких-либо обстоятельств, влияющих на законность решения суда.

Судом верно установлены характер спорных правоотношений и обстоятельства, имеющие юридическое значение для дела, спор по существу разрешен правильно.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного решения, судом не допущено.

Вместе с тем, судебная коллегия считает необходимым уточнить резолютивную часть решения суда от 16 мая 2019,

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Фрунзенского районного суда города Иваново от 16 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Иваново – без удовлетворения.

Уточнить резолютивную часть указанного решения суда, исключив из абзаца 3 слова «для проведения реконструкции помещений».

Председательствующий Е.В. Мудрова

Судьи Л.А. Степанова

Н.А. Запятова

33а-2204/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Анцыферов Юрий Сергеевич
Ответчики
Администрация г. Иваново
Другие
Демина Г.Ю.
Суд
Ивановский областной суд
Судья
Степанова Людмила Александровна
Дело на странице суда
oblsud.iwn.sudrf.ru
22.07.2020Передача дела судье
22.07.2020Судебное заседание
22.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.07.2020Передано в экспедицию
30.07.2020Передача дела судье
30.07.2020Судебное заседание
30.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.07.2020Передано в экспедицию
29.08.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее