Решение от 19.04.2023 по делу № 2-282/2023 (2а-4007/2022;) от 09.11.2022

УИД 63RS0025-01-2022-002886-83

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Сызрань                             19 апреля 2023 года            

Сызранский городской суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Демиховой Л.В.,

с участием старшего прокурора г. Сызрани Антоновой В.М.

при секретаре судебного заседания Шкариной Д.Д.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
№ 2-282/2023 по исковому заявлению Шураева АД
к Военному комиссариату городов Сызрань и Октябрьск, Сызранского
и Шигонского районов Самарской области, Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области, Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области, Министерству здравоохранения Самарской области, Министерству здравоохранения Российской Федерации о признании права на взаимосвязь заболеваний и инвалидности с непосредственным участиемв действиях подразделений особого риска, признании решений экспертного совета незаконными и недействительными, назначении ежемесячной компенсации вреда здоровью

У С Т А Н О В И Л:

Шураев А.Д. обратился в суд с административным исковым заявлением
к Военному комиссариату городов Сызрань и Октябрьск, Сызранского и Шигонского районов Самарской области, Министерству социально-демографической и семейной политики о признании решения МСЭК13ПОР РФ от 25.06.2004, решения С-Петербургского МЭС от 12.07.2006, 27.09.2006, 06.04.2016 и ФМЭС от 15.07.2017 недействительными и незаконными, назначении компенсации, привлечении виновных лиц к административной ответственности.

В обоснование заявленных требований указал, что в период прохождения срочной службы принимал участие в ядерных испытаниях на Семипалатинском полигоне в 1959-1963г.г., является ветераном подразделений особого риска, инвалидом 1 группы.

На заседаниях Медико-социальной экспертной комиссии Комитета ветеранов особого риска РФ от 25.06.2004, Санкт-Петербургского регионального межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти у лиц, подвергшихся воздействию радиационных факторов от 12.07.2006, 27.09.2006, и 06.04.2016, ФГБУ «Государственный научный центр РФ-Федеральный медицинский биофизический центр им. Бурназяна» от 15.02.2017, рассмотрена представленная истцом медицинская документация по вопросу установления причинной связи заболеваний с воздействием радиационных факторов, по результатам которой вынесены заключения, содержащие следующие выводы: «Все выявленные заболевания не относятся к патологии, инициируемой ионизирующей радиацией, не входят в перечень радиационно обусловленных заболеваний», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.11.2004 № 592. Заболевания инвалидность общие, с воздействием радиационных факторов при непосредственном участии в действиях подразделений особого риска не связаны.

Истец считает, что при вынесении указанных выше решений МСЭК КВ ПОР РФ, так и Санкт-Петербургский МЭС и Федеральный ФММЭС применили двойные стандарты. В связи с чем, Шураев А.Д. просит вернуть ему право на взаимосвязь заболеваний и инвалидности с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска, поименованных в пункте «а» п.1 постановления Верховного Совета от 27.12.1991 № 123-1 ущемленными решением МСЭК КВ ПОР РФ от 25.06.2004 и всеми последующими решениями МЭС и ФМЭС. Признать решение МСЭК КВ ПОР РФ от 25.06.2004, решения С-Петербургского МЭС от 12.07.2006, 27.09.2006, 06.04.2016 и ФМЭС от 15.02.2017 недействительными и незаконными, как вынесенные неправомочными органами. Отменить решение МСЭК КВ ПОР от 25.06.2004 и принудить отделение пенсионного фонда Самарской области назначить ежемесячную компенсацию вреда здоровью со дня отмены решения МСЭК КВ ПОР РФ от 25.06.2006. привлечь виновных лиц к административно - правовой либо уголовной ответственности.

Протокольными определениями от 06.12.2022, 13.01.2023, 08.02.2023 к участию в деле по ходатайству истца в качестве соответчиков привлечены Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области, Министерство здравоохранения Самарской области, Министерство здравоохранения Российской Федерации.

В судебном заседании Шураев А.Д. иск поддержал, привел доводы, изложенные в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель Военного комиссариата городов Сызрань и Октябрьск Сызранского и Шигонского районов Самарской области Рокосовик О.А., действующая на основании доверенности, иск не признала, сослалась на доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление, указала, что согласно положению о военных комиссариатах, утвержденному Указом Президента РФ от 07.12.2012 № 1609, вопросы связанные с медико-социальной экспертизой не относятся к полномочиям военного комиссариата, в связи с чем полагает, что военный комиссариат не является надлежащим ответчиком по настоящему гражданскому делу.

Представитель Министерства здравоохранения Самарской области
в судебное заседание не явился, представил письменные возражения на исковое заявление, в которых указало, что Министерство является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не несет ответственности за решения, принятые Санкт-Петербургским региональным межведомственным экспертным советом по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти лиц, подвергшихся воздействию радиационных факторов, созданным на базе ФГБУ Всероссийский центр экспертной
и радиационной медицины им. А.М. Никифорова. Кроме того, Шураев А.Д. уже обращался в суд с аналогичным исковым заявлением, решением Самарского районного суда г. Самары от 26.10.2016 в удовлетворении заявленных требований Шураеву А.Д. отказано.

Представитель Министерства здравоохранения Российской Федерации (привлечено по ходатайству истца) в судебное заседание не явился, представил письменные возражения на исковое заявление, в которых просит в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку Министерство является ненадлежащим ответчиком по делу, так как вопрос об установлении причинной связи заболеваний и инвалидности связанными
с непосредственным участием в испытаниях ядерного оружия в атмосфере, боевых радиоактивных веществ и учений с применением такого оружия и учений во время службы в подразделениях особого риска, а также оценки принятых решений Комитета ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации, Санкт-Петербургского межведомственного экспертного совета.

Федерального межведомственного экспертного совета выходит за рамки компетенции Минздрава России, определенной Положением о Минздраве России. Истцом не предоставлены доказательства, что нарушение прав истца обусловлено незаконными действиями Минздрава России. Порядок ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и повлекшего утрату трудоспособности предусмотрен Правилами предоставления ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и повлекшего утрату трудоспособности, утвержденными Постановлением № 136, разработанными в соответствии со статьей 4 Закона № 1244-1, согласно которым ежемесячная компенсация получателю (его законному представителю), у которого право на нее впервые возникло после 1 января 2022, предоставляется и выплачивается территориальными органами Пенсионного фонда РФ на основании заявления о предоставлении ежемесячной компенсации, форма которого устанавливается Пенсионным фондом РФ, поданного в территориальный орган Пенсионного фонда РФ, и документов (сведений), необходимых для предоставления ежемесячной компенсации, по Перечню согласно приложению к Правилам (Пункт 2 Правил). В связи с чем, полагает, что у Минздрава России отсутствуют полномочия для осуществления Шураеву А.Д. указанных выше выплат.

Представитель Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не сообщил, об отложении дела суде не просил, в связи с чем суд, определил рассмотреть дело без его участия.

Представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области - Шульга Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала, указала, что Шураев А.Д. с 28.10.1997 является получателем пенсии по старости. В соответствии со статьей 24 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями. Заключения межведомственных экспертных советов и военно-врачебных комиссий являются основанием для решения вопроса об установлении степени утраты трудоспособности, инвалидности и размеров возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Шураев А.Д. согласно выпискам из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом является инвалидом 1 группы общее заболевание, МСЭ - 2001 № 2670162 с 03.09.2002, 2 группы инвалидности общее заболевание, МСЭ- 2021 № 0417157
с 22.04.2022 бессрочно 1 группа инвалидности общее заболевание. Определение причины инвалидности, а также лица, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве, профессионального заболевания, катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных или техногенных катастроф либо в результате ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы,
в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 11.10.2012 № 31 отнесено к функциям учреждений медико-социальной экспертизы.

Постановлением Правительства РФ от 21.08.2001 № 607 утвержден порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, согласно которому для осуществления указанной выплаты в территориальный орган необходимо предоставить ряд документов, одним из которых является копия заключения межведомственного экспертного совета или врачебной комиссии о причинной связи инвалидности с радиационным воздействием.

Поскольку в территориальный орган ОПФРФ документы, подтверждающие установление причинной связи заболеваний, инвалидности, а также смерти граждан с воздействием особо опасных факторов, представлены не были, то оснований для осуществления выплаты Шураеву А.Д. ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, у пенсионного фонда отсутствовали. Кроме того, Шураев А.Д. ранее уже обращался в суд с аналогичным исковым заявлением, решением Самарского районного суда г. Самары от 26.10.2016 в удовлетворении заявленных требований Шураеву А.Д. отказано.

Заслушав пояснения истца, возражения представителя ответчика, заключение прокурора, полагавшего исковые требования не подлежащими удовлетворению, изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

По смыслу статей 3, 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявитель самостоятельно определяет предмет своего обращения
в суд и его основания.

Данному положению о свободе распоряжения лицами, участвующими
в деле, процессуальными правами корреспондируют положения ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен, и в отношении тех ответчиков, которые указаны истцом, что согласуется с положениями ч. 3 ст. 196 ГПК РФ.

Статьей 13 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» определены категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы.

В соответствии с абзацем 1 статьи 24 Закона № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями.

Заключения межведомственных экспертных советов и военно-врачебных комиссий являются основанием для решения вопроса об установлении степени утраты трудоспособности, инвалидности и размеров возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с вышеуказанным Законом, под причинной связью развившихся заболеваний и инвалидности лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, понимается связь между наступлением вредных последствий для здоровья указанных лиц и воздействием на них радиационных факторов вследствие чернобыльской катастрофы ( абзац 6 статьи 24 Закона № 1244-1 ).

Постановлением Правительства РФ от 04.11.2004 № 592 утвержден перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча».

Предоставление возмещения вреда и мер социальной поддержки лицам, принимавшим непосредственное участие в испытаниях ядерного оружия в составе подразделений особого риска, регулируется Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 2123-1, распространившим действие отдельных норм Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска.

Как следует из материалов дела, и установлено судом Шураев А.Д. в период прохождения срочной службы принимал участие в ядерных испытаниях на Семипалатинском полигоне в 1959-1963 гг., является ветераном подразделений особого риска, что подтверждается.

Из материалов дела также следует, что 25.06.2004 медико-социальная экспертная комиссия Комитета ветеранов особого риска РФ, рассмотрев заявление Шураева А.Д. об установлении причинной связи инвалидности с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска, предоставленные медицинские и экспертные документы (амбулаторную карту с 1974 по 2002г.г., ксерокопии справки Сер.МСЭ-201 № 2670162 от 03.12.2022, акт освидетельствования в БМСЭ от 2002, направление на МСЭ от 06.06.2022, медицинские заключения, выписки из амбулаторной карты от 1996-1997г.г.) Шураева А.Д., пришла к выводу, что выявленные у Шураева А.Д. заболевания, по которым он признан инвалидом 2 группы не связаны с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска.

Из материалов дела также следует, что 12.07.2006, 27.09.2006, и 06.04.2016 Санкт-Петербургским региональным межведомственным экспертным советом по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти у лиц, подвергшихся воздействию радиационных факторов, по распоряжению Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию рассмотрена представленная Министерством здравоохранения Самарской области медицинская документация в отношении Шураева А.Д., по результату рассмотрения которой экспертным советом приняты решения № 607 от 12.07.2006, № 619 от 27.09.2006, № 43-2/235-1 от 06.04.2016, из которых следует, что все диагностированные заболевания не относятся к патологии, инициируемой ионизирующей радиацией, не входят в перечень радиационнообусловленных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.11.2004 № 592; заболевания и инвалидность общие, с воздействием радиационных факторов при непосредственном участии в действиях подразделений особого риска не связаны (л.д. 37-38).

15.02.2017 ФГБУ «Государственным научным центром РФ-Федеральный медицинский биофизический центр им. Бурназяна» рассмотрена представленная Министерством здравоохранения Самарской области медицинская документация в отношении Шураева А.Д., по результату рассмотрения которой принято решение, которым причинная связь развившихся заболеваний и инвалидности с воздействием радиационного фактора не установлена; заболевания Шураева А.Д. не входят в «Перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации», утверждённый Постановлением Правительства РФ № 592 от 04.11.2004. Кроме того, заболевания не относятся к стохастическим и детерминированным эффектам ионизирующего излучения.

Согласно пункту 95 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 № 565 (далее - Постановление № 565), причинная связь увечий, заболеваний с последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, с воздействием радиационных факторов вследствие непосредственного участия военнослужащих, сотрудников, граждан, проходивших военную службу (приравненную службу), службу в органах и организациях прокуратуры, в действиях подразделений особого риска устанавливается военно-врачебными комиссиями и (или) межведомственными экспертными советами.

Военно-врачебная комиссия выносит заключения о причинной связи увечий, заболеваний со следующими формулировками, в том числе «заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска» - если заболевание получено освидетельствуемым в результате радиационного воздействия при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связанных с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска (подпункт «г» пункта 94 Постановления № 565).

Согласно пунктам: 1, 2, 3 и 4 Положения о межведомственном экспертном совете по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 21.04.2005 № 289 (далее - Положение о МЭС), межведомственный экспертный совет по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов (далее - МЭС), создается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации на базе специализированного многопрофильного медицинского учреждения.

МЭС обслуживает один или несколько федеральных округов Российской Федерации в зависимости от численности граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов, проживающих на закрепляемых за МЭС территориях.

Основной задачей МЭС является установление причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан с воздействием радиационных факторов. На МЭС возлагаются функции проведения экспертизы по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти с воздействием радиационных факторов, принятие решения о наличии или отсутствии причинной связи заболевания, инвалидности и смерти с воздействием радиационных факторов.

В силу пункта 10 Положения о МЭС регламент деятельности МЭС, персональный состав МЭС и состав специалистов, входящих в рабочую группу, утверждаются приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.07.2005 № 475 (далее - Приказ № 475).

Пунктом 3 Приказа № 475 на Федеральный МЭС возложены функции организационно-методического руководства деятельностью, осуществляемой в области проведения экспертизы по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов.

Согласно перечню межведомственных экспертных советов по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов (приложение № 1к Приказу № 475) Федеральный МЭС, создаваемый на базе федерального государственного учреждения «Федеральный медицинский биофизический центр им. А.И. Бурназяна ФМБА России», осуществляет обслуживание Российской Федерации в целом.

При этом согласно пункту 5.3.21.5 Положения о Федеральном медико- биологическом агентстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2005 № 206 (далее - Положение о ФМБА России), ФМБА России осуществляет полномочия по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности, а также смерти граждан с воздействием особо опасных факторов физической, химической и биологической природы.

В силу пункта 6.5 Положения о ФМБА России с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности ФМБА России имеет право осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов ФМБА России и подведомственных организаций.

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 27.04.2005 № 492-р, ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России является учреждением, подведомственным ФМБА России.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 № 608 (далее - Положение о Минздраве России), Министерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств для медицинского применения, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере здравоохранения.

Согласно пункту 2 Положения Министерство здравоохранения Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, а также координацию деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Таким образом, исходя из приведенных выше норм законодательства распорядительные полномочия Министерства здравоохранения Самарской области, Министерства здравоохранения Российской Федерации в сфере охраны здоровья распространяются преимущественно на подведомственные медицинские организации.

Между тем, из материалов дела следует, что Министерство здравоохранения Самарской области, Министерство здравоохранения Российской Федерации не являются учредителями ни экспертного совета, ни учреждения, на базе которого создан совет.

Вопрос об установлении причинной связи заболеваний и инвалидности связанными с непосредственным участием в испытаниях ядерного оружия в атмосфере, боевых радиоактивных веществ и учений с применением такого оружия и учений во время службы в подразделениях особого риска, а также оценки принятых решений Комитета ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации, Санкт-Петербургского межведомственного экспертного совета, Федерального межведомственного экспертного совета не входит ни в рамки компетенции Министерства здравоохранения Самарской области, ни Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Согласно п.п. 3,4,5 Регламента «О создании и организации деятельности межведомственных экспертных советов по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов» (вместе с «Регламентом деятельности межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов»), утверждённого приказом Минздравсоцразвития России от 28.07.2005 № 475, документы, направленные органом здравоохранения субъекта Российской Федерации в МЭС (далее - дело), поступают в рабочую группу МЭС, где регистрируются в порядке очередности их поступления. По результатам рассмотрения дела МЭС принимает решение об установлении (отказе в установлении) причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти гражданина с воздействием радиационных факторов (далее - решение) или об отложении рассмотрения дела в связи с необходимостью получения дополнительных сведений и (или) документов.

При этом, из материалов дела также следует, что Министерство здравоохранения Самарской области возложенную на него обязанность по передаче документов истца в межведомственный экспертный совет для принятия соответствующих решений выполнило в установленном законом порядке предоставив пакет медицинских документов, необходимых для принятия на заседаниях Медико-социальной экспертной комиссии Комитета ветеранов особого риска РФ от 25.06.2004, Санкт-Петербургского регионального межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти у лиц, подвергшихся воздействию радиационных факторов от 12.07.2006, 27.09.2006, и 06.04.2016, ФГБУ «Государственный научный центр РФ-Федеральный медицинский биофизический центр им. Бурназяна» соответствующих решений.

Правила предоставления ежемесячной денежной компенсации
в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и повлекшего утрату трудоспособности, независимо от степени утраты трудоспособности (без установления инвалидности), утвержденные Постановлением № 136 (далее - Правила), разработанные в соответствии со статьей 4 Закона № 1244-1, определяют порядок предоставления ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и повлекшего утрату трудоспособности, независимо от степени утраты трудоспособности (без установления инвалидности), предусмотренной пунктом 4 части первой статьи 15 Закона № 1244-1, гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 Закона № 1244-1.

Ежемесячная компенсация получателю (его законному представителю), у которого право на нее впервые возникло после 1 января 2022, предоставляется и выплачивается территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании заявления о предоставлении ежемесячной компенсации, форма которого устанавливается Пенсионным фондом Российской Федерации, поданного в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, и документов (сведений), необходимых для предоставления ежемесячной компенсации, по Перечню согласно приложению к Правилам (пункт 2 Правил).

Таким образом, исходя из приведенных выше норм законодательства, полномочия Министерства здравоохранения Самарской области и Министерства здравоохранения Российской Федерации обязанность по назначению и выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещении вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием не предусматривают.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения требований истца предъявленных к Министерству здравоохранения Самарской области и Министерству здравоохранения Российской Федерации, не имеется.

Разрешая требования Шураева А.Д. в части возложения на Министерство социально-демографической и семейной политики и Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской федерации Самарской области обязанности по выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещении вреда здоровью, предусмотренной статьей 15 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», суд исходит из следующего.

Предоставление возмещения вреда и мер социальной поддержки лицам, принимавшим непосредственное участие в испытаниях ядерного оружия в составе подразделений особого риска регулируются Постановлением ВС РФ от 27.12.1991 № 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», распространившим действие отдельных норм Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска.

Право на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещении вреда здоровью, предусмотренной статьей 15 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предоставлено гражданам из подразделений особого риска, ставших инвалидами вследствие заболевания, полученного в связи с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска.

Постановлением Правительства РФ от 21.08.2001 N 607 утвержден порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Выплата денежной компенсации инвалидам производится территориальными органами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с пунктами 4(1) - 4(3), 7(1), 8(1) и 10 настоящего Порядка или государственными органами, которым федеральным законом о федеральном бюджете предусмотрены денежные средства на выплату указанной денежной компенсации (пункт 4).

В Приложении к указанному выше Порядку указан подробный перечень документов (сведений), необходимых для предоставления выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, одним из которых является копия заключения межведомственного экспертного совета или врачебной комиссии о причинной связи инвалидности с радиационным воздействием.

Согласно пункту 2 части 4 статьи 18 Федерального закона от 14.07.2022 N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации", территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации считаются территориальными органами Фонда, территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации реорганизуются в форме присоединения к территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации. При этом за территориальными органами Фонда сохраняются основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет, код по общероссийскому классификатору предприятий и организаций, код по общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления, присвоенные соответствующему территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации до дня создания Фонда.

В соответствии с Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 12.12.2022 № 370а Государственное учреждение-Отделение Пенсионного фонда РФ по Самарской области переименовано в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Самарской области.

Правоотношения, связанные с установлением и выплатой пенсий, в период с 01.01.2002 по 31.12.2014 регулировались Федеральным законом от 17.12.2001 №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон №173), с 01.01.2015 - Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ).

Как следует из материалов дела, с 28.10.1997 Шураев А.Д. является получателем пенсии по старости в соответствии в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Из материалов дела также следует, что Шураев А.Д. в период прохождения срочной службы принимал участие в ядерных испытаниях на Семипалатинском полигоне в 1959-1963г.г., является ветераном подразделений особого риска, в связи с чем имеет статус непосредственного участника подразделения особого риска.

Согласно выпискам из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом Шураев А.Д. является инвалидом 1 группы общее заболевание, МСЭ- 2001 № 2670162 с 03.09.2002, 2 группы инвалидности общее заболевание, МСЭ- 2021 № 0417157 с 22.04.2022 бессрочно 1 группа инвалидности общее заболевание.

Из материалов дела также следует, что решениями Медико-социальной экспертной комиссия Комитета ветеранов особого риска РФ от 25.06.2004, Санкт-Петербургского регионального межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти у лиц, подвергшихся воздействию радиационных факторов от 12.07.2006, 27.09.2006, и 06.04.2016, ФГБУ «Государственный научный центр РФ-Федеральный медицинский биофизический центр им. Бурназяна» от 15.02.2017, причинная связь развившихся заболеваний и инвалидности с воздействием радиационного фактора не установлена; заболевания Шураева А.Д. не входят в «Перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации», утверждённый Постановлением Правительства РФ № 592 от 04.11.2004.

Таким образом, принимая во внимание, что решениями Медико-социальной экспертной комиссия Комитета ветеранов особого риска РФ от 25.06.2004, Санкт-Петербургского регионального межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти у лиц, подвергшихся воздействию радиационных факторов от 12.07.2006, 27.09.2006, и 06.04.2016, ФГБУ «Государственный научный центр РФ-Федеральный медицинский биофизический центр им. Бурназяна» от 15.02.2017, факт установления причинной связи инвалидности с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска, дающих Шураеву А.Д. право на назначение выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС установлен не был, иные заключения межведомственного экспертного совета или врачебной комиссии, подтверждающие факт установления причинной связи инвалидности с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска, в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации представлены не были, суд приходит к выводу, что оснований для возложения на Министерство социально-демографической и семейной политики и Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской федерации Самарской области обязанности по выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещении вреда здоровью, предусмотренной статьей 15 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», не имеется.

Разрешая требования Шураева А.Д., предъявленные к Военному комиссариату городов Сызрань и Октябрьск, Сызранского и Шигонского районов Самарской области суд исходит из следующего.

Указом Президента РФ от 07.12.2012 № 1609 утверждено Положение
о военных комиссариатах.

Настоящим Положением определяются основные принципы создания военных комиссариатов, их подчиненность, задачи и порядок обеспечения деятельности, порядок взаимодействия с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также порядок создания и работы аппарата усиления военных комиссариатов.

Пунктом 17 Положения предусмотрен конкретный перечень основных задач и полномочий военных комиссариатов.

Как следует из указанного выше перечня, вопросы относительно проведения медико-социальной экспертизы на предмет установления прав граждан на взаимосвязь заболеваний и инвалидности с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска, поименованных в пункте «а» п.1 постановления Верховного Совета от 27.12.1991 № 123-1, к полномочиям военного комиссариата не относятся.

Таким образом, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения требований Шураева А.Д., предъявленных к Военному комиссариату городов Сызрань и Октябрьск, Сызранского и Шигонского районов Самарской области также не имеется.

Заявляя указанные выше требования Шураев А.Д., в том числе просит признать незаконным решение С-Петербургского МЭС от 06.04.2016. В обоснование заявленных требований указывает, что при вынесении данного решения экспертным советом были учтены не все диагностируемые заболевания.

Между тем, из материалов дела также следует, что Шураев А.Д. уже обращался в суд с иском, в котором просил признать незаконным и отменить решение
С-Петербургского МЭС по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти у лиц, подвергшихся воздействию факторов № 43-2/235-1 от 06.04.2016 отменить.

Решением Самарского районного суда г. Самары от 23.10.2016 в удовлетворении требований Шураева А.Д. отказано в полном объеме.

При принятии указанного решения суд, с учетом представленных
в материалы дела доказательств, руководствуясь положениями Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Постановления Правительства РФ от 04.11.2004 № 592 «Об утверждении перечня заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», Постановлениея Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска", установив, что на дату проведения Санкт-Петербургским региональным межведомственным экспертным советом по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти у лиц, подвергшихся воздействию радиационных факторов от 06.04.2016, причинная связь развившихся заболеваний и инвалидности с воздействием радиационного фактора не установлена; заболевания Шураева А.Д. не входят в «Перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации», утверждённый Постановлением Правительства РФ № 592 от 04.11.2004, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания решения С-Петербургского МЭС по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти у лиц, подвергшихся воздействию факторов № 43-2/235-1 от 06.04.2016, незаконным.

Данное решение вступило в законную силу 20.12.2016.

Согласно части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 2 статьи 209 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации после вступления в законную силу решения суда стороны, другие лица, участвующие в деле, их правопреемники не могут оспаривать в другом гражданском процессе установленные судом факты и правоотношения.

Как разъяснено в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному гражданскому делу, обязательны для суда.

Таким образом, установив, что заявленные выше Шураевым А.Д. требования являлись предметом исследования при рассмотрении Самарским районным судом г. Самары гражданского дела № 2-2323/2016 по иску Шураева А.Д. к Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области, Министерству здравоохранения Самарской области, о признании экспертного совета незаконным и назначении ежемесячной компенсации возмещения вреда, в ходе рассмотрения данного дела судом указанным выше доводам дана надлежащая оценка, по результатам рассмотрения которого судом принято решение об отказе в удовлетворении заявленных Шураевым А.Д. требований, учитывая положения ч.2 ст. 61, ч.2 ст.209 ГПК РФ, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Шураевым А.Д. требований в части признания незаконным решение С-Петербургского МЭС от 06.04.2016.

Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Требуя признания решений МСЭК КВ ПОР РФ от 25.06.2004, решений С-Петербургского МЭС от 12.07.2006, 27.09.2006, 06.04.2016 и ФМЭС от 15.02.2017 недействительными и незаконными, истец должен представить суду доказательства те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований.

Однако истцом не приведено доводов и доказательств в обоснование таких требований.

Требования Шураева А.Д. в части привлечения ответчиков к административной и уголовной ответственности не подлежат не подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

Оценив в совокупности установленные по делу обстоятельства
и представленные доказательства, учитывая вышеприведенные нормы права, установив, что нарушение прав истца не было обусловлено незаконными действиями ответчиков, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░
░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                          ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░>.

    

    

2-282/2023 (2а-4007/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Шураев Александр Дмитриевич
прокурор г.Сызрани
Ответчики
Министерство здравоохранения Российской Федерации
Военный комиссариат г. Сызрани, Октябрьска, Сызранского и Шигонского районов
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области
министерство здравоохранение самарской области
Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области
Суд
Сызранский городской суд Самарской области
Судья
Демихова Л.В.
Дело на сайте суда
syzransky.sam.sudrf.ru
09.11.2022Регистрация административного искового заявления
09.11.2022Передача материалов судье
14.11.2022Решение вопроса о принятии к производству
14.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.12.2022Подготовка дела (собеседование)
06.12.2022Рассмотрение дела начато с начала
13.12.2022Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
13.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.01.2023Судебное заседание
08.02.2023Судебное заседание
20.02.2023Судебное заседание
10.04.2023Производство по делу возобновлено
19.04.2023Судебное заседание
26.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.05.2023Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
05.06.2023Изучение поступившего ходатайства/заявления
15.06.2023Судебное заседание
20.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
22.08.2023Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
29.08.2023Изучение поступившего ходатайства/заявления
25.09.2023Судебное заседание
29.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
07.05.2024Дело оформлено
19.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее