Решение по делу № 2-1458/2015 от 29.06.2015

Дело № 2-1458/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Усинский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Юхниной О.С.,

при секретаре Тарола Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Усинск 13 августа 2015 года дело по иску Печорского Природоохранного межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО "ЛК" о запрете эксплуатации шламонакопителя, возложении обязанности совершить определенные действия,

установил:

Печорский Природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с исками в защиту прав, свобод и законных интересов РФ и неопределенного круга лиц к ООО «ЛК», в которых указал, что ответчик эксплуатирует объекты размещения отходов - шламонакопители и буровые амбары, не включенные в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО). Кроме того, к указанным объектам также применимы требования градостроительного и природоохранного законодательства, в том числе, требование о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы на проектную документацию. Однако на указанные в исковых заявлениях объекты проектная документация и заключение государственной экологической экспертизы отсутствуют. Таким образом, включить их в ГРОРО на настоящий момент не представляется возможным. Наличие данных объектов создает опасность для окружающей природной среды и человека. Просили запретить ответчику эксплуатацию шламонакопителя, расположенного в районе скважины ... нефтяного месторождения, шламонакопителя, расположенного в районе скважины ... нефтяного месторождения, шламонакопителя ... нефтяного месторождения. Также просили в указанные в исках сроки обязать ответчика произвести рекультивацию земельных участков под вышеуказанными шламонакопителями и шламовыми амбарами в районе скважины Комплексного цеха добычи нефти и газа ТПП «ЛУНГ», в районе скважины ДНС-... Комплексного цеха добычи нефти и газа ТПП «ЛУНГ», в районе скважины Комплексного цеха добычи нефти и газа ТПП «ЛУНГ», в районе скважины ДНС-... Комплексного цеха добычи нефти и газа ТПП «ЛУНГ», в районе скважины ДНС-... Комплексного цеха добычи нефти и газа ТПП «ЛУНГ», в районе скважины ДНС... Комплексного цеха добычи нефти и газа ТПП «ЛУНГ», в районе ... Комплексного цеха добычи нефти и газа ТПП «ЛУНГ» и сдать ее результаты компетентному комиссионному органу

Определением суда от дд.мм.гггг. гражданские дела по вышеуказанным исковым заявлениям объединены в одно производство.

В судебном заседании представитель истца - помощник Печорского межрайонного природоохранного прокурора Музыкант Д.Ю. исковые требования и доводы в их обоснование поддержал, в том числе, в части сроков проведения рекультивационных работ и сдачи их результатов комиссионным органам.

Участвовавшие в деле представители ответчика по доверенности Клинова И.И.В., Костылев В.Г., Удод М.Г. не возражали против удовлетворения исковых требований. Поясняли, что перечисленные в исковых заявлениях объекты запланированы к ликвидации и рекультивации, в соответствие с утвержденной Обществом программой. В отношении шламонакопителя, расположенного в районе скважины ... нефтяного месторождения, просили изменить указанные в иске сроки, увеличив их на ... год. При этом поясняли следующее. В ... районе для проведения рекультивации шламонакопителей необходим подготовительный этап - переработка твердого субстрата, который находится в шламонакопителе. Ранее решением ... городского суда Общество уже было обязано к проведению рекультивационных работ на другом шламонакпителе, расположенном на ... нефтяном месторождении. Данное решение суда сейчас исполняется. Для переработки шлама ответчик использует специальные установки. Их мощности для подготовительных работ на двух шламонакопителях не хватит. В дд.мм.гггг. годах ООО «ЛК» было запланировано строительство новых шламонакопителей в ... районе, поэтому предварительно с истцом были согласованы сроки рекультивационных работ, указанные в иске. Однако в дальнейшем из-за повышения цен срок строительства нового шламонакопителя передвинулся на ... год. Шлам приходится перерабатывать на тех же самых установках, которые используются в работах с ликвидируемыми шламонакопителями. Поэтому мощности не хватает. А использование только этих двух установок вызвано тем, что по заявленной ответчиком стоимости работ в тендере участвовал лишь один подрядчик. Применение иных методик переработки шлама не представляется пока возможным, хотя ответчик пытается найти и другие способы.

Суд, заслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что ответчик владеет и эксплуатирует объекты размещения нефтяных и буровых отходов - шламонакопителей и шламовых амбаров, которые расположены на арендованных ими земельных участках. Данные объекты не включены в ГРОРО, в то же время, такая обязанность на лиц, размещающих отходы, возложена ст.12 федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

Приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов" установлено, что ГРОРО включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

Не подлежат включению в ГРОРО объекты размещения отходов, выведенные из эксплуатации (в том числе рекультивированные или законсервированные) в соответствии с установленным порядком.

Таким образом, требования истца о запрете ответчику эксплуатировать указанные в исковых заявлениях шламонакопители, подлежат удовлетворению.

Кроме того, объекты размещения шламовых и буровых отходов, образующихся в результате добычи полезных ископаемых, представляют собой потенциальную опасность для человека и окружающей природной среды, поскольку сведения о наличии в отношении них положительного заключения экологической экспертизы и проектная документация на них не представлены, в то время как данная обязанность предусмотрена федеральным законом от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

В соответствии со ст.42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст.15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии со ст.1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.

Ст.1082 ГК РФ предусмотрено, что удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (п.2 ст.15).

Данной нормой закона, как указал Конституционный Суд РФ в определении от 20.02.2002 N 22-О, должны руководствоваться суды при принятии постановлений по рассматриваемым делам, исходя из их конкретных обстоятельств.

Аналогичные правила законодатель предусмотрел и в отношении вреда, причиненного окружающей природной среде. Так, в соответствии со статьями 77-78 федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" (далее - Пленум) разъяснено, что вред, причиненный окружающей среде, а также здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме (п.34). В соответствии со ст.1064 ГК РФ и ст.77 Федерального закона "Об охране окружающей среды" вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению виновным лицом независимо от того, причинен ли он в результате умышленных действий (бездействия) или по неосторожности. Исключение составляют случаи, когда вред причинен юридическими лицами и гражданами, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей среды (ст.1079 ГК РФ). В указанных случаях ответственность наступает независимо от наличия вины, если причинитель вреда не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего (п.35).

Постановлением Правительства РФ от 23.02.1994 N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" установлено, что рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геолого-разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель. Таким образом, используемая в данной норме формулировка соответствует формулировкам, обозначающим возмещение вреда в натуре, содержащимся в ст.78 Закона, а также п.37 Пленума.

Приказом Минприроды РФ N 525, Роскомзема N 67 от 22.12.1995 утверждены Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы (далее - Основные положения), согласно которым, рекультивация нарушенных земель осуществляется для их восстановления, в том числе, для лесохозяйственных целей. Рекультивации, среди прочего, подлежат земли, нарушенные при ликвидации последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы.

Проанализировав вышеперечисленное, суд приходит к выводу, что именно рекультивация является возмещением причиненного окружающей среде (почве) вреда в натуре.

В пользу данного довода говорят и положения пунктов 30-31 Основных положений, согласно которым, ненадлежащее выполнение рекультивационных работ влечет возникновение у причинителя вреда обязанности возместить причиненный ущерб по методикам и нормативам, утвержденным в установленном порядке, либо на основе соответствующей проектной документации восстановительных работ, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния земель с учетом понесенных убытков, в том числе, упущенной выгоды. Следовательно, ненадлежащее выполнение обязанности возместить вред в натуре влечет замену его на компенсацию в денежном выражении по тем же таксам и методикам.

Представитель истца в судебном заседании дд.мм.гггг. пояснял, что шламонакопитель и шламовый амбар - это большое углубление в земле, в котором накапливаются отходы нефтяного производства. Шламовый амбар меньше по площади. Шламонакопитель - большое хранилище, разделенное на части перегородками, куда перевозятся и складируются отходы, в том числе, из шламовых амбаров. То есть, эти объекты непосредственно связаны с землей, в которой расположены.

Поскольку использование Обществом шламонакопителей и шламовых амбаров, к тому же не имеющих проектной документации, прошедшей государственную экологическую экспертизу, влечет за собой загрязнение земель нефтяными отходами, требование истца об их рекультивации подлежит удовлетворению.

Основными положениями для организации приемки (передачи) рекультивированных земель, а также для рассмотрения других вопросов, связанных с восстановлением нарушенных земель, рекомендовано создание решением органа местного самоуправления специальной Постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель (далее именуется - Постоянная комиссия), если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления (п.14).

Приемка - передача рекультивированных земель осуществляется в месячный срок после поступления в Постоянную комиссию письменного извещения о завершении работ по рекультивации (п.17).

Распоряжением Правительства РК от 11.10.2011 N 410-р создана рабочая группа для рассмотрения отдельных вопросов, возникающих при приемке рекультивированных земель на территории Республики Коми, заместителем Главы РК - председателем КЧС и ПБ РК утвержден и введен в действие с 01.09.2012 Регламент приемки нарушенных и загрязненных нефтью и нефтепродуктами земель после проведения восстановительных работ, описывающий порядок такой приемки.

Данная комиссия уполномочена на приемку рекультивированных земель лесного фонда, относящихся к государственной собственности.

Кроме того, на территории РК также действую местные комиссии: постоянная комиссия по вопросам рекультивации земель на территории муниципального района "Сосногорск", созданная постановлением Главы МО МР «Сосногорск» от 25.12.2009 №1656, уполномоченная на приемку рекультивированных земель муниципального образования (в отношении шламонакопителя ... нефтяного месторождения, находящегося на землях муниципального образования, относящихся к категории земель промышленности и иного специального назначения).

Кроме того, постановлением администрации МОГО «У» от дд.мм.гггг. создана Постоянная комиссия по приемке-передаче рекультивированных (или ненарушенных) земель на территории муниципального образования городского округа "Усинск" (в отношении шламового амбара в районе ...ТПП «ЛУКОЙЛ ЛУНГ», а также шламового амбара, расположенного в районе скважины ДНС-... КЦДНГТПП «ЛУНГ», находящихся на землях муниципального образования, относящихся к категории земель населенных пунктов, промышленности и иного специального назначения).

В соответствии со ст.206 ГПК РФ, в случае, если действия, обязанность совершения которых возложена судебным решением, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Представителями ответчика не оспаривались сроки совершения возлагаемых на них настоящим решением действий, указанные в иске, кроме сроков исполнения требований по рекультивации шламонакопителя, расположенного в районе скважины ... нефтяного месторождения. Просили увеличить их на ... год по вышеизложенным доводам.

Однако суд соглашается с истцом в части установления сроков по рекультивации, в соответствии с исковым заявлением, поскольку считает их разумными и соответствующими обстоятельствам дела. Доводы представителей ответчика в целом сводятся к тому, что проведение рекультивации в дд.мм.гггг. годах для Общества экономически нецелесообразно и может повлечь негативные финансовые последствия, предлагают выполнить мероприятия по уже утвержденной программе, под которую выделены соответствующие денежные средства.. Суд не считает, что решение в этой части по указанным представителями ответчиков причинам неисполнимо и не может определить финансовый фактор для ответчика, являющегося крупнейшей организацией в сфере нефтяной промышленности, в качестве определяющего. Не стоит также забывать, что ответчик эксплуатирует данные объекты, не имеющие необходимой документации, подтверждающие их безопасность для окружающей природной среды и человека, уже значительный промежуток времени, то есть, в первую очередь, устанавливая сроки исполнения решения, суд должен исходить из необходимости минимизации негативных экологических последствий от эксплуатации данных объектов. Кроме того, при наличии уважительных причин ответчик вправе обратиться в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения, представив в качестве обоснования доказательства наличия таких уважительных причин.

С ответчика также в силу положений ст.103 ГПК РФ подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета МОГО «У» в сумме ... руб. (... руб. по каждому из ... объектов).

Руководствуясь статьями 194, 198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление Печорского Природоохранного межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО "ЛК" о запрете эксплуатации шламонакопителя, возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить.

Запретить ООО "ЛК" эксплуатацию шламонакопителя, расположенного в районе скважины ... нефтяного месторождения, шламонакопителя, расположенного в районе скважины ... нефтяного месторождения, шламонакопителя ... нефтяного месторождения.

Обязать ООО "ЛК" в срок до дд.мм.гггг. произвести технический этап рекультивации, в срок до дд.мм.гггг. провести биологический этап рекультивации шламонакопителя, расположенного в районе скважины Возейского нефтяного месторождения и в срок до дд.мм.гггг. сдать рекультивированные земли рабочей группе для рассмотрения отдельных вопросов, возникающих при приемке рекультивированных земель на территории Республики Коми в состоянии и качестве, пригодном для дальнейшего использования по целевому назначению.

Обязать ООО "ЛК" в срок до дд.мм.гггг. произвести технический этап рекультивации, в срок до дд.мм.гггг. провести биологический этап рекультивации шламонакопителя, расположенного в районе скважины ... нефтяного месторождения и в срок до дд.мм.гггг. сдать рекультивированные земли рабочей группе для рассмотрения отдельных вопросов, возникающих при приемке рекультивированных земель на территории Республики Коми в состоянии и качестве, пригодном для дальнейшего использования по целевому назначению.

Обязать ООО "ЛК" в срок до дд.мм.гггг. произвести рекультивацию шламонакопителя ... нефтяного месторождения и в срок до дд.мм.гггг. сдать рекультивированные земли Постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель на территории муниципального района "..." в состоянии и качестве, пригодном для дальнейшего использования по целевому назначению.

Обязать ООО "ЛК" в срок до дд.мм.гггг. произвести технический этап рекультивации, в срок до дд.мм.гггг. провести биологический этап рекультивации шламового (бурового) амбара, расположенного в районе скважины Комплексного цеха добычи нефти и газа ТПП «ЛУНГ» и в срок до дд.мм.гггг. сдать рекультивированные земли рабочей группе для рассмотрения отдельных вопросов, возникающих при приемке рекультивированных земель на территории Республики Коми в состоянии и качестве, пригодном для дальнейшего использования по целевому назначению.

Обязать ООО "ЛК" в срок до дд.мм.гггг. произвести рекультивацию шламового (бурового) амбара, расположенного в районе скважины ДНС-... Комплексного цеха добычи нефти и газа ТПП «ЛУНГ» и в срок до дд.мм.гггг. сдать рекультивированные земли Постоянной комиссии по приемке-передаче рекультивированных (или ненарушенных) земель на территории муниципального образования городского округа "У" в состоянии и качестве, пригодном для дальнейшего использования по целевому назначению.

Обязать ООО "ЛК" в срок до дд.мм.гггг. произвести технический этап рекультивации, в срок до дд.мм.гггг. провести биологический этап рекультивации шламового (бурового) амбара, расположенного в районе скважины Комплексного цеха добычи нефти и газа ТПП «ЛУНГ» и в срок до дд.мм.гггг. сдать рекультивированные земли рабочей группе для рассмотрения отдельных вопросов, возникающих при приемке рекультивированных земель на территории Республики Коми в состоянии и качестве, пригодном для дальнейшего использования по целевому назначению.

Обязать ООО "ЛК" в срок до дд.мм.гггг. произвести технический этап рекультивации, в срок до дд.мм.гггг. провести биологический этап рекультивации шламового (бурового) амбара, расположенного в районе скважины ДНС-... Комплексного цеха добычи нефти и газа ТПП «ЛУНГ» и в срок до дд.мм.гггг. сдать рекультивированные земли рабочей группе для рассмотрения отдельных вопросов, возникающих при приемке рекультивированных земель на территории Республики Коми в состоянии и качестве, пригодном для дальнейшего использования по целевому назначению.

Обязать ООО "ЛК" в срок до дд.мм.гггг. произвести технический этап рекультивации, в срок до дд.мм.гггг. провести биологический этап рекультивации шламового (бурового) амбара, расположенного в районе скважины ДНС-... Комплексного цеха добычи нефти и газа ТПП «ЛУНГ» и в срок до дд.мм.гггг. сдать рекультивированные земли рабочей группе для рассмотрения отдельных вопросов, возникающих при приемке рекультивированных земель на территории Республики Коми в состоянии и качестве, пригодном для дальнейшего использования по целевому назначению.

Обязать ООО "ЛК" в срок до дд.мм.гггг. произвести технический этап рекультивации, в срок до дд.мм.гггг. провести биологический этап рекультивации шламового (бурового) амбара, расположенного в районе скважины ДНС-... Комплексного цеха добычи нефти и газа ТПП «ЛУНГ» и в срок до дд.мм.гггг. сдать рекультивированные земли рабочей группе для рассмотрения отдельных вопросов, возникающих при приемке рекультивированных земель на территории Республики Коми в состоянии и качестве, пригодном для дальнейшего использования по целевому назначению.

Обязать ООО "ЛК" в срок до дд.мм.гггг. произвести рекультивацию шламового (бурового) амбара, расположенного в районе ... ДНС-... Комплексного цеха добычи нефти и газа ТПП «ЛУНГ» и в срок до дд.мм.гггг. сдать рекультивированные земли Постоянной комиссии по приемке-передаче рекультивированных (или ненарушенных) земель на территории муниципального образования городского округа "У" в состоянии и качестве, пригодном для дальнейшего использования по целевому назначению.

Взыскать с ООО "ЛК" в доход бюджета МОГО «У» государственную пошлину в размере ... (...) рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Усинский городской суд Республики Коми.

Председательствующий                                                                                         О.С. Юхнина

Мотивированное решение составлено 18 августа 2015 г.

Председательствующий                                                                                         О.С. Юхнина

2-1458/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Печорский природооохранный межрайонный прокурор
Ответчики
Общество с ограниченной ответственностью " Лукойл-Коми"
Суд
Усинский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
usinsksud.komi.sudrf.ru
29.06.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.06.2015Передача материалов судье
06.07.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.07.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.07.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
06.08.2015Предварительное судебное заседание
13.08.2015Судебное заседание
18.08.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.08.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.08.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее