Гр. дело № -----
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
дата г.Чебоксары
Ленинский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Савельевой В.В.,
при секретаре судебного заседания Николаевой А.В.,
судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Чувашской Республике – ФИО3,
представителя УФССП России по Чувашской Республике ФИО8 по доверенности от дата. № -----,
помощника прокурора Калининского района г.Чебоксары ФИО9
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление (жалобу) Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о признании постановления судебного пристава-исполнителя от дата о взыскании исполнительского сбора незаконным, об освобождении от уплаты исполнительского сбора в размере ----- рублей,
УСТАНОВИЛ:
Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики обратилось в суд с заявлением о признании постановления судебного пристава-исполнителя от дата ----- о взыскании исполнительского сбора незаконным, об освобождении от уплаты исполнительского сбора в размере ----- рублей
Заявление мотивировано тем, что взыскание исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель мотивирует тем, что Должник - Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики (далее - Министерство, Должник)в установленный постановлением срок в добровольном порядке не исполнил требования, указанные в исполнительном листе № ----- от дата, выданного Ленинским районным судом г. Чебоксары по делу ----- и не представил доказательства, подтверждающие уважительность причин их неисполнения. Однако, обжалуемое постановление вынесено без учета вины Должника, который не смогло исполнить свое обязательство перед Взыскателем единовременно в полном объеме в установленный добровольный срок (5 дней), по следующим причинам.
Федеральным законом от дата N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрены меры социальной поддержки отдельных категорий граждан в виде обеспечения протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями, а также техническими средствами реабилитации. В соответствии со статьями 10, 11.1 названного Закона государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Для осуществления этих целей Министерству ежегодно из федерального бюджета предусматриваются средства на соответствующий календарный год. Распоряжением Правительства РФ от дата № 2413-р «О распределении в дата году субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, предусмотренных на осуществление переданных полномочий РФ по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов» размер субвенции выделенных для Чувашской Республики составляет ----- тыс. рублей. Приведенное положение позволяет сделать вывод о том, что возможности предоставления Министерством средств реабилитации, нуждающимся в этом лицам связаны с объемами соответствующего финансирования из федерального бюджета. Обязательства Министерства ограничены объемом средств, установленных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Обеспечение граждан средствами реабилитации за пределами выделенных средств либо за счет иных средств, кроме выделенных на эти цели, не представляется возможным в соответствии с действующим законодательством.
Сумма исполнительского сбора по указанным исполнительным производствам составляет в совокупности большой штраф - ----- рублей, что предопределяет его не как меру воздействия, а как меру подавления финансовой возможности Министерства, в рамках указанного исполнительного производства.
Министерство на балансе свободных технических средств реабилитации на день предъявления требования не имело и не имеет, однако предпринимает действия направленные на исполнение судебных постановлений.
Так, Министерством было направлено обращение в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (дата № -----) о выделении дополнительных бюджетных ассигнований на приобретение технических средств реабилитации (копия письма прилагается). Также Министерством предприняты меры для заключения государственного контракта на поставку средств реабилитации для последующего обеспечения инвалидов. А именно дата ----- была направлена заявка в Государственную службу Чувашской Республики по конкурентной политикой тарифам на организацию и проведению открытого аукциона в электронной форме на право заключения вышеуказанного контракта. С учетом длительных сроков процедуры проведения и заключения государственного контракта Министерство просило приостановить исполнительные производства до момента заключения контрактов.
По итогам данного аукциона будет заключен государственный контракт на поставку названного вида технического средства реабилитации и закупка кресел-колясок будет произведена в дата года.
При этом Судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по ЧР не были проверены причины несвоевременного исполнения предписаний исполнительного документа, возможность их своевременного исполнения, зависимость от наличия денежных средств в бюджете, а также ими не принято во внимание длительность сроков процедуры приобретения (закупки) технических средств реабилитации путем открытого аукциона в электронной форме.
При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
На основании вышеизложенного и с учетом отсутствия вины Должника и принятых им возможных мер к исполнению решений при соблюдении им той степени, какая требовалась в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний, принимая во внимание, что в настоящее время предпринимаются все меры к исполнению требования исполнительных документов, а также учитывая характер финансирования проводимых мероприятий Министерство просит признать постановление судебного пристава-исполнителя от дата ----- о взыскании исполнительского сбора в размере ----- рублей незаконным. Освободить Министерство от уплаты исполнительского сбора в размере ----- рублей по исполнительному производству № -----.
В судебное заседание заявитель МЗ и СР по ЧР извещенное о времени и месте рассмотрения надлежащим образом, в суд не явились, явку своих представителей не обеспечили, причины неявки суду не известны.
В судебном заседании судебный пристав – исполнитель ФИО3 и представитель УФССП России по ЧР ФИО1 ФИО10 заявленные требования не признали, в их удовлетворении просили отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела на прошлом судебном заседании.
Прокурор ФИО4 просила отказать в удовлетворении жалобы, указав на те же обстоятельства, которые были приведены представителями службы судебных приставов.
Другие участники процесса на судебное заседание не явились, извещены о месте и времени рассмотрения заявления надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть заявление при имеющейся явке и по имеющимся в деле доказательствам.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего гражданского дела, которых, по их мнению, достаточно и не требуется представления дополнительных доказательств, материалы исполнительных производств, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.441 ГПК РФ постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены таким постановлением, действиями (бездействием). Заявления об оспаривании таких постановлений, действий (бездействия) рассматривается в порядке, предусмотренном главами 23 и 25 ГПК РФ.
Согласно ст.254 (глава 25) ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы, гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ч.1 ст.30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» N229-ФЗ от дата судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства (часть 8 ст. 30 Закона №299-ФЗ).
Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (ч. 17 ст. 30 Закона №229-ФЗ).
Судом установлено, что в производстве Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике на исполнении находится исполнительное производство № -----, возбужденное дата. на основании исполнительного листа ВС -----, выданного Ленинским районным судом г.Чебоксары ЧР дата года, на основании решения по делу -----, вступившего в законную силу дата Предмет исполнения: Обязать Минзравсоцразвития ЧР обеспечить ФИО6 техническим средством реабилитации: креслом-коляской прогулочной, предусмотренной индивидуальной программой реабилитации инвалида (карта № ----- к акту освидетельствования ----- от дата)
В соответствии с ч.12 ст. 30 Федерального закона от дата № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель устанавливает срок для добровольного исполнения, содержащихся в исполнительном документе требований, который не может превышать 5 дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства и уведомляет должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении установленного срока с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Для добровольного исполнения требования исполнительного документа должнику согласно ч.12 ст. 30 Закона был предоставлен пятидневный срок. При этом должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в установленном законом размере.
Постановление о возбуждении исполнительного производства направлено должнику и им получено дата., о чем в материалах исполнительного производства имеется соответствующая отметка о получении.
Также дата. судебным приставом-исполнителем в адрес Минздравсоцразвития ЧР направлено официальное предупреждение об уголовной ответственности по ст.315 УК РФ за злостное неисполнение решение суда, вступившего в законную силу.
Законность постановления о возбуждении исполнительного производства заявителем не оспаривается.
Таким образом, требования, содержащиеся в исполнительном документе, подлежали исполнению должником в течение 5 дней с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства, т.е. до дата г.
В установленный срок должник добровольно требование исполнительного документа не исполнил.
дата в Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления ФССП по Чувашской Республике поступило заявление Минздравсоцразвития ЧР о приостановлении исполнительного производства ----- от дата. в отношении ФИО6, в связи с тем, что во 2-ом квартале будет заключен государственный контракт, в рамках которого планируется обеспечение инвалидов кресло-калясками в порядке очередности согласно дате поставки на учет.
Постановлением СПИ от дата. в удовлетворении заявления о приостановлении исполнительного производства отказано, в виду отсутствия оснований для приостановления, предусмотренных законом.
дата Минздравсоцразвития ЧР направлено обращение в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации о выделении дополнительных бюджетных ассигнований на приобретение технических средств реабилитации.
датаг. в адрес Минздравсоцразвития ЧР направлено требование о предоставлении информации о произведенных мероприятиях во дата дата года для исполнения решения суда в пользу ФИО6
дата. от Должника получен ответ, что по итогам аукциона на заключение госконтракта закупка кресел-колясок будет произведена лишь в дата года, одновременно заявлено повторное ходатайство о приостановлении исполнительного производства.
Постановлением СПИ от дата в удовлетворении заявления о приостановлении исполнительного производства отказано, в виду отсутствия оснований для приостановления, предусмотренных законом.
датаг. судебный пристав-исполнитель вынес обжалуемое постановление ----- о взыскании с Минздравсоцразвития Чувашской Республики исполнительского сбора в размере ----- руб.
Проверяя доводы заявителя, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии со ст. 37 ФЗ «Об исполнительном производстве», должник при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, вправе обратиться в суд, выдавший исполнительный документ, с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки, а также об изменении способа и порядка исполнения соответствующего акта, в случае предоставления должнику отсрочки исполнения судебного акта исполнительные действия не совершаются и меры принудительного исполнения не применяются в течение срока, установленного судом. Однако данными правами должник не воспользовался, а значит, способ и порядок исполнения решения суда должнику ясен, и ничто не затрудняло его исполнение.
Согласно ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.
В силу ст. 6 ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Несвоевременное исполнение требований исполнительных документов влечет ущемление прав и законных интересов взыскателей, которые в течение длительного времени не могут восстановить свое нарушенное право.
На основании ч. 1 ст. 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Статьей 112 Закона установлено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Размер исполнительского сбора судебным приставом-исполнителем определен в соответствии с пунктом 3 статьи 112 Федерального закона от дата № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", согласно которому исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства, представляет санкцию штрафного характера, взыскивается принудительно, оформляется постановлением судебного пристава-исполнителя, его взыскание урегулировано законодательством об исполнительном производстве. Судебный пристав-исполнитель действует от имени государства, налагая взыскание, он обеспечивает исполнение публично-правового порядка принудительного исполнения судебных актов и воплощает конституционно значимый публично-правовой интерес государства и общества в осуществлении эффективного правосудия в целях защиты и восстановления нарушенных прав.
При этом судебный пристав-исполнитель обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, могущими сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа.
Как следует из материалов дела, такая возможность судебным приставом-исполнителем должнику предоставлялась, он предупреждался о последствиях неисполнения исполнительного документа в установленный срок.
При этом должник надлежащим образом не подтвердил, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения.
Доводы заявителя о том, что решение суда невозможно исполнить разовым действием, так как, требует определенного порядка, длительность сроков процедуры приобретения (закупки) технических средств реабилитации, отсутствие финансирования из федерального бюджета к числу обстоятельств непреодолимой силы, непреодолимых препятствий предусмотренный ч.2 ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве» отнесены быть не могут, а также не являются основаниями для признания незаконным вынесенного судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора.
Постановление о возбуждении исполнительного производства с предложением добровольно исполнить решение суда своевременно получено Минздравсоцразвития ЧР дата года, а постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено дата года. Данное обстоятельство свидетельствует о достаточности у должника времени для исполнения требований исполнительного документа. Кроме того, Минздравсоцразвития ЧР как уполномоченному органу изначально был известен порядок и процедура обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации (креслами-коляскам), однако, не усматривается, что им были приняты все необходимые и зависящие от него меры для своевременного исполнения. С момента вынесения решения суда по существу, также прошло значительное время, Министерство имело возможность ранее подготовить и провести аукцион, заключить контракт на поставку средств реабилитации, а не дожидаться принудительного исполнения и вынесения постановление о взыскании исполнительского сбора, при этом из материалов дела следует, что все подготовительные действия, а также меры направленные на исполнение решения суда Министерством были начаты за пределами срока, установленного для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Из материалов исполнительного производства следует, что решение суда по настоящее время не исполнено.
Принятый на исполнение исполнительный лист имеет особую социальную значимость, поскольку взыскателем выступает гражданин-инвалид.
Согласно части 4 статьи 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
В связи с изложенным, суд считает, что постановление судебного пристава - исполнителя о взыскании исполнительного сбора от дата ----- в размере пятидесяти тысяч рублей с Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики вынесено судебным приставом-исполнителем в соответствии с законом, в пределах его полномочий.
Заявитель также просит освободить его от уплаты исполнительского сбора в размере ----- руб.
Согласно ч.6 ст. 112 Закона должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В силу части 7 этой же статьи суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Таким образом, законом предусмотрен исковой порядок рассмотрения заявлений об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора, а подсудность предъявления исков установлена статьями 28 - 32 Гражданского кодекса РФ.
С соответствующим иском Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики не обращалось.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что заявление Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о признании незаконным постановления судебного пристава- исполнителя от дата. № -----, освобождении от уплаты исполнительского сбора, подлежит отказу в удовлетворении.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 258ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики в удовлетворении заявления (жалобы) о признании постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Чувашской Республике от дата ----- о взыскании исполнительского сбора незаконным, об освобождении от уплаты исполнительского сбора в размере ----- рублей, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Чувашской Республики через Ленинский районный суд города Чебоксары в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.В. Савельева
Мотивированное решение изготовлено:
дата г.