Решение по делу № 33а-3324/2021 от 10.03.2021

Судья 1 инстанции: ФИО3

Номер дела суда 1 инстанции: 2а-641/2021 Дело №33а-3324/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ДД.ММ.ГГГГ г. Симферополь

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи – Тимофеевой А.А.,

судей – Кагитиной И.В., Мостовенко Н.Р.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания – Кильо М.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Кулик Ольги Васильевны к государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Горевой Оксане Сергеевне, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, заинтересованные лица – Служба охраны в Крыму Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации о признании незаконным решения,

по апелляционной жалобе Кулик Ольги Васильевны на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, которым в удовлетворении административного иска отказано.

Заслушав доклад судьи Тимофеевой А.А., заслушав объяснения представителя Службы охраны в Крыму Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации Мельникова Д.К., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Кулик О.В. обратилась в Ялтинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным решение государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Горевой О.С. об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, ниже военной части по <адрес>, оформленное Уведомлением об отказе в государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ .

Исковые требования мотивированы тем, что на основании государственного акта на право частной собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ истице принадлежит земельный участок, предназначенный для обслуживания индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, ниже военной части по <адрес> с тем, уведомлением государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в государственной регистрации права собственности в связи с нахождением объекта недвижимого имущества в зоне городских лесов и в зоне охраняемого объекта. Истица считает отказ незаконным, поскольку он не содержит оснований, препятствующих осуществлению государственной регистрации прав, указанных в статьях 26, 27 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», а указанные в нем основания отсутствуют в перечне возможных оснований для отказа в государственной регистрации права, установленных законом, тем более, что ранее возникшее право собственности истца на земельный участок признается.

Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Не согласившись с указанным решением, административный истец Кулик О.В. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.

В апелляционной жалобе административный истец указывает, что она является собственником земельного участка на основании государственного акта на право собственности серии от ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того указывает, что ссылка суда первой инстанции на Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил определения границ зон охраняемых объектов и согласования градостроительных регламентов для таких зон» является необоснованной, поскольку указанное постановление утратило силу в соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

Также истец ссылается на то, что в качестве основания отказа в оспариваемом Уведомлении указывается на нахождение испрашиваемого земельного участка в зоне охраняемого объекта и мнение Службы охраны в Крыму ФСО России об отсутствии оснований для проведения государственной регистрации, вместе с тем Закон о регистрации таких оснований для приостановления и последующего отказа в государственной регистрации не содержит.

В судебном заседании представитель Службы охраны в Крыму Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации ФИО9 просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда первой инстанции оставить в силе.

От административного истца Кулик О.В. поступило ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие.

Другие участники процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и в надлежащей форме.

Судебная коллегия, с учетом положений части 6 статьи 226, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещенных лиц, участвующих в деле, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.

Заслушав представителя заинтересованных лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ Кулик О.В. в лице своего представителя обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлениями о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество - земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, ниже военной части по <адрес>, кадастровый , предоставив в качестве правоустанавливающего документа государственный акт на право частной собственности на землю площадью <данные изъяты> га от ДД.ММ.ГГГГ.

Уведомлением государственного регистратора от ДД.ММ.ГГГГ осуществление действий по государственной регистрации права собственности в отношении земельного участка было приостановлено в связи с направлением запроса в Службу охраны в Крыму Федеральной службы охраны Российской Федерации, поскольку при проведении правовой экспертизы представленных документов было установлено, что земельный участок был обременен в соответствии со статьей 56 Земельного Кодекса Российской Федерации.

Государственный регистратор, выполняя функции, возложенные на него Федеральным законом №218-ФЗ, направил межведомственный запрос в Службу охраны в Крыму Федеральной службы охраны Российской Федерации, на который был получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что земельный участок входит в границы зоны с особыми условиями использования территорий (в охранную зону охраняемого объекта) согласно постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил определения границ зон охраняемых объектов и согласования градостроительных регламентов для таких зон».

Также в ответе указано, что земельный участок находится в зоне городских лесов согласно Генеральному плану муниципального образования городской округ Ялта, утвержденному решением -й сессии Ялтинского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ , а также Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденным решением й сессии Ялтинского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно указанным Правилам земельный участок находится в территориальной зоне которая предусматривает, что видом разрешенного использования земельных участков, расположенных в указанной зоне, является «охрана природных территорий». Этот вид разрешенного использования предусматривает возможность осуществления деятельности, связанной исключительно с сохранением отдельных естественных качеств окружающей природной среды и иной хозяйственной деятельности, разрешенной в защитных лесах, соблюдением режима использования природных ресурсов в заказниках, сохранением свойств земель, являющихся особо ценным.

ДД.ММ.ГГГГ было вынесено решение об отказе в государственной регистрации, которое оформлено в виде сообщения со ссылкой на статью 27 Федерального закона № 218-ФЗ.

Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что государственный регистратор получил информацию от Службу охраны в Крыму Федеральной службы охраны Российской Федерации о том, что земельный участок с кадастровым номером входит в границы зоны с особыми условиями использования территорий согласно постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , а также территориальной зоны, индивидуальное жилищное строительство в которой не допускается.

С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается в силу следующего.

Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, осуществлению государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной кадастровой оценки объектов недвижимости.

Осуществление полномочий по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и кадастровому учету на территории Республики Крым, в соответствии с Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ -р, переданы уполномоченному органу – Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, созданному Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ .

Деятельность органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, относится к сфере публично-правовых отношений и регламентирована на момент возникновения спорных правоотношений нормами Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости", а также иными федеральными законами и нормативными правовыми актами, издаваемыми в соответствии с ним.

В соответствии с частью 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Порядок и основания проведения кадастрового учета, регистрации прав на объекты недвижимого имущества, отказа в регистрации установлены Федеральным законом от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон №218-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона №218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального Закона №218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Согласно пункта 2 названной статьи основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; вступившие в законную силу судебные акты.

Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона №218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

Положением статьи 29 Федерального закона №218-ФЗ определено, что орган регистрации прав вправе проверять сведения об объектах недвижимости и содержащие их документы на предмет выявления отсутствия предусмотренных Законом о государственной регистрации недвижимости оснований для приостановления осуществления кадастрового учета.

Пунктом 9 части 1 статьи 26 Федерального закона №218-ФЗ предусмотрено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в том числе, если не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам.

В соответствии с частью 2 статьи 26 указанного Федерального закона осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по основанию, указанному в пункте 9 части 1 настоящей статьи, приостанавливается на срок до устранения причин, препятствующих их осуществлению, но не более чем на один месяц.

В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Федерального закона №218-ФЗ).

Как усматривается из материалов дела, при проведении правовой экспертизы государственным регистратором Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Горевой О.С. направлен межведомственный запрос в Службу охраны в Крыму Федеральной охраны Российской Федерации.

Из ответа на указанный запрос ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок находится в зоне городских лесов и входит в границы зоны с особыми условиями использования территорий (в охранную зону охраняемого объекта) согласно постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил определения границ зон охраняемых объектов и согласования градостроительных регламентов для таких зон».

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны (далее – Положение).

В соответствии с пунктом 2 Положения зоной охраняемого военного объекта является территория, в границах которой ограничивается строительство объектов капитального строительства, предусматривающих эксплуатацию оборудования, создающего искусственные, в том числе индустриальные, радиопомехи, а также использование стационарного или переносного приемо-передающего оборудования, препятствующего нормальному функционированию военного объекта.

Согласно пункта 4 Положения запретные зоны и специальные зоны являются территориями с особыми условиями использования находящихся в их границах земельных участков.

В силу пункта 10 Положения на территории охранной зоны военного объекта без специального разрешения федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), в ведении которого находится военный объект, запрещается: проживание и (или) нахождение физических лиц; осуществление хозяйственной и иной деятельности в соответствии с настоящим Положением; размещение объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, устройство туристических лагерей и зон отдыха, размещение и оборудование стоянок автотранспорта, разведение открытого огня (костров), стрельба из любых видов оружия, использование взрывных устройств и пиротехнических средств, проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, за исключением противопожарных и других мероприятий по обеспечению безопасности военного объекта, в том числе фитосанитарных мероприятий, любыми лицами, за исключением лиц, обеспечивающих функционирование военного объекта или использующих его.

На территории зоны охраняемого военного объекта строительство объектов капитального строительства, ввод в эксплуатацию оборудования, создающего искусственные, в том числе индустриальные, радиопомехи, а также размещение и эксплуатация стационарного или переносного приемо-передающего оборудования с мощностью передатчиков более 5 Вт осуществляются исключительно по согласованию с федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в ведении которого находится военный объект. При этом параметры электромагнитной совместимости оборудования, создающего радиопомехи военному объекту, определяются по внешней границе зоны охраняемого военного объекта (пункт 11).

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (действовавшем на момент возникновения спорных правоотношений) утверждены Правила определения границ зон охраняемых объектов как одного из видов зон с особыми условиями использования территорий и согласования градостроительных регламентов для таких зон, которые устанавливают порядок определения границ зон охраняемых объектов как одного из видов зон с особыми условиями использования территорий и согласования градостроительных регламентов для таких зон.

Целями установления зон охраняемых объектов являются обеспечение безопасности объектов государственной охраны и защита охраняемых объектов (пункт 1 Правил ).

В соответствии с пунктом Правил размер зоны охраняемых объектов и ее границы определяются с учетом размера земельного участка, на котором расположены охраняемые объекты, застройки земельного участка и застройки вокруг него, рельефа местности, а также иных условий, обеспечивающих безопасность объектов государственной охраны и охраняемых объектов. Расстояние от границ земельного участка, на котором расположены охраняемые объекты, до границ указанной зоны не должно превышать 1 километр.

Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи (подпункт 5 пункта 5 статьи 27 Земельного Кодекса Российской Федерации).

При этом земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральным законом (пункт 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, вышеуказанный земельный участок входит в границы охраняемого объекта как зоны с особыми условиями использования территории, на территории которой индивидуальное строительство новых зданий, строений, сооружений запрещено.

Нахождение земельных участков в зоне городских лесов также подтверждается представленным на запрос суда ответом Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта Республики Крым, согласно выкопировки из Генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым испрашиваемый земельный участок находится в Зоне городских лесов , что также подтверждается выкопировкой из Карты территориальных зон.

Согласно Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденных решением сессии Ялтинского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ , испрашиваемый земельный участок находится в территориальной зоне , которая предусматривает, что видом разрешенного использования земельных участков, расположенных в указанной зоне является «охрана природных территорий».

Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции верно пришел к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления ФИО1.

По сути, доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции мотивированы, полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты.

Суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствами, заявленные административным истцом требования рассмотрены в рамках действующего законодательства.

Каких-либо новых доводов, способных на данной стадии поставить под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу решения суда и повлечь его отмену либо изменение, в апелляционной жалобе не приведено.

Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену решения, при разрешении дела судом не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ялтинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Кулик Ольги Васильевны - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий судья: А.А. Тимофеева

Судьи: И.В. Кагитина

Н.Р. Мостовенко

33а-3324/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Кулик Ольга Васильевна
Ответчики
Гос. рег. Госкомрегистра РК Горева О.С
Госкомрегистр РК
Другие
Федеральная служба охраны Российской Федерации
Хугаев Руслан Гелович
Служба охраны в Крыму Федеральной Службы охраны Российской Федерации
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Тимофеева Анна Александровна
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
10.03.2021Передача дела судье
30.03.2021Судебное заседание
28.04.2021Судебное заседание
17.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.05.2021Передано в экспедицию
28.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее