Дело № 2а-1-327/2019
УИД 64RS0010-01-2019-000217-82
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 марта 2019 года г. Вольск
Вольский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Козловой С.В.,
при секретаре Иваничкиной Я.С.,
с участием представителя административного истца Монаховой Т.В., административного ответчика Лохонова О.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС РФ №3 по Саратовской области к Лохонову О. Е. о взыскании задолженности по транспортному налогу, земельному налогу и пени,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №3 по Саратовской области (далее МИФНС №3 по Саратовской области) обратилась в суд с иском к Лохонову О.Е. о взыскании задолженности по налогам и пени, мотивируя свои требования тем, Лохонов О.Е. в 2016 году являлся владельцем легкового автомобиля марки Мицубиси Паджеро, государственный регистрационный знак №, 1995 года выпуска, и земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 1057 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>. Налогоплательщику направлялись налоговые уведомления № от 13.01.2017 года и № от 04.07.2017 года, содержащие сведения об объектах собственности и исчисленных суммах налогах. Поскольку налогоплательщик не оплатил указанные налоги, ему в соответствии со ст. 75 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) были начислены пени, и в адрес ответчика 12.02.2018 года было направлено требование № об уплате налога и пени. Указанные требования в установленный срок в добровольном порядке административный ответчик не исполнил, в июле 2018 года административный истец обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. Определением мирового судьи судебного участка №3 Вольского района Саратовской области от 28.09.2018 года судебный приказ был отменен в связи с поступлением от должника возражений на него. В связи с неуплатой налогов в установленный срок административный истец просит взыскать с административного ответчика транспортный налог в размере 8 800 руб., пени в размере 166 руб. 03 коп., земельный налог с физических лиц за 2014-2016 года в размере 4 479 руб. и пени в размере 84 руб. 51 коп.
В судебном заседании представитель административного истца Монахова Т.В. поддержала заявленные требования, дала объяснения, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик Лохонов О.Е. возражал против исковых требований, суду пояснил, что является ликвидатором последствий на Чернобыльской АЭС, инвалидом 2-й группы, полагает, что по транспортному налогу с учетом закона Саратовской области ему подлежат начислению налоги на мощность транспортного средства за минусом 150 л.с., что в его случае составляет 26 л.с, на взыскание земельного налога согласен, однако никаких квитанций по оплате земельного налога он не получал.
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 НК РФ каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги и сборы.
На основании статьи 256 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования настоящего Федерального закона, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.
Порядок уплаты транспортного налога, размер ставки налога установлены главой 28 НК РФ и Законом Саратовской области от 25 ноября 2002 года №109-ЗСО «О введении на территории Саратовской области транспортного налога». В соответствии со статьей 3.1 указанного выше Закона в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают сумму налога не позднее 5 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Судом было установлено, что Лохонов О.Е. в 2016 году являлся владельцем транспортного средства - легкового автомобиля марки Мицубиси Паджеро, государственный регистрационный знак №, 1995 года выпуска.
В силу ч. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками земельного налога в соответствии со ст. 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (ст. 390 НК РФ).
Порядок определения налоговой базы установлен ст. 391 НК РФ. В силу указанной нормы закона налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на государственный кадастровый учет.
В соответствии с ч.1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).
На основании Решения Совета муниципального образования г,Вольска Вольского муниципального района Саратовской области №29/2-169 от 29.11.2010г. «О земельном налоге» ставки земельного налога в 2014-2016 года установлены в размере 0,15 процентов от кадастровой стоимости в отношении земельных участков:
занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
предоставленных (приобретенных) для личного подсобного хозяйства;
предоставленных (приобретенных) для строительства полгона ТБО мусоросортировочного комплекса.
В соответствии с п.4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
В ходе судебного разбирательства было установлено, что ответчик в налоговый период 2014-2016 годы являлся собственником земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 1057 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, который в силу ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации признается объектом налогообложения.
Согласно ст. 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В адрес административного ответчика были направлены налоговые уведомления № от 13.01.2017г., содержащее сведения об объектах собственности – земельном участке и исчисленных суммах налогах, в котором административному ответчику предложено уплатить налоги за 2014-2015 года в срок до 01.12.2017 года (л.д.17); № от 04.07.2017г., содержащее сведения об объектах собственности – транспортном средстве, земельном участке и жилом доме, исчисленных суммах налогах, в котором предложено уплатить налоги за 2016 год в срок до 01.12.2017 года (л.д.19).
Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, которое согласно п. 1 ст. 70 НК РФ, должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
В связи с неисполнением обязанности по уплате налога Лохонову О.Е. было направлено заказным письмом требование № об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 12.02.2018 год, в соответствии с которым ответчику было предложено оплатить недоимку по транспортному и земельному налогам и пени в срок до 05.04.2018 года, которое им не было исполнено (л.д. 21).
Отправление налогового требования по адресу административного ответчика подтверждается реестром заказных отправлений.
В установленный срок налогоплательщик транспортный и земельный налоги и пени не оплатил.
Законодатель установил порядок взыскания недоимки, пеней в судебном порядке. В частности, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней с учетом особенностей, установленных ст. 48 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Согласно п. 2 этой же статьи НК РФ (в ред. Федерального закона от 04 марта 2013 года N 20-ФЗ) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В абз. 2 данного пункта (в ред. Федерального закона от 04 марта 2013 года N 20-ФЗ) установлено, что если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
В соответствии с абзацами вторым и третьим п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Как видно из материалов дела, административный истец Межрайонная ИФНС России №3 по Саратовской области в июле 2018 года обратилась к мировому судье судебного участка №3 Вольского района Саратовской области с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по налогам с Лохонова О.Е. Судебный приказ был вынесен, но по заявлению должника отменен определением мирового судьи от 28.09.2018 года.
С учетом положений ст. 48 НК РФ срок обращения с заявлением о выдаче судебного приказа административным истцом не был нарушен.
Административный истец обратился в суд к ответчику с административным исковым заявлением 08.02.2019 года - в установленный законом срок после отмены судебного приказа.
Административный ответчик Лохонов О.Е. считает, что по транспортному налогу с учетом закона Саратовской области ему подлежат начислению налоги на мощность транспортного средства за минусом 150 лошадиных сил, что в его случае составляет 26 лошадиных сил.
С данными доводами суд не согласен исходя из следующего.
Согласно Закону Саратовской области «О введении на территории Саратовской области транспортного налога» налоговая ставка легкового автомобиля с мощностью двигателя с каждой лошадиной силы от 150 л.с. до 200 л.с. составляла в 2016г. - 50 рублей.
В соответствии с п. «в» ст. 4 Закона Саратовской области от 25.11.2002 N 109-ЗСО (ред. от 25.11.2016) "О введении на территории Саратовской области транспортного налога" от уплаты налога освобождаются инвалиды всех категорий.
Как следует из материалов дела, Лохонов О.Е. является инвалидом 2 группы в связи с заболеванием, полученным при исполнении обязанностей, связанных с катастрофой на Чернобыльской АЭС. В собственности налогоплательщика находится транспортное средство мощностью 176 л.с.
Статьями 14 и 356 НК РФ закреплено, что транспортный налог является региональным налогом, вводится в действие в соответствии с указанным Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате только на территории субъекта Российской Федерации. Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных упомянутым Кодексом, порядок и сроки его уплаты. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
В соответствии со статьей 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются НК РФ. Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются названным Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах.
При этом льготы по налогу, установленные подпунктами «а» - «в» ст. 4 Закона Саратовской области от 25.11.2002 N 109-ЗСО (ред. от 25.11.2016) "О введении на территории Саратовской области транспортного налога" предоставляются только в отношении одной единицы транспортного средства с мощностью двигателя до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно (часть 2 статьи 4 Закона № 109-ЗСО).
Учитывая, что региональный законодатель связывает предоставление налоговой льготы по транспортному налогу гражданам определенной категории, исходя из характеристик объекта налогообложения (транспортного средства), а принадлежащий Лохонову О.Е. автомобиль имеет большую мощность, чем предельная мощность, определенная Законом № 109-ЗСО, суд полагает, что представленный административным истцом расчет размера транспортного налога является верным и обоснованным.
Кроме того, административным ответчиком не были представлены суду доказательства, оспаривающие факт регистрации на нем указанного выше транспортного средства и того обстоятельства, что он фактически им не владел, доказательств фактического выбытия из его права владения и собственности данного транспортного средства в спорный период, в связи с этим с него не снимается обязанность по уплате транспортного налога.
Также Лохоновым О.Е. не были представлены документы, дающие основание для уменьшения налоговой базы по земельному налогу.
Как видно из материалов дела, ответчик уплату земельного налога за 2014-2016 годы не произвел. Данные обстоятельства административный ответчик не оспаривал в судебном заседании.
С учетом изложенного суд полагает требования административного истца законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Так как истец был освобожден от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, то в федеральный бюджет подлежит взысканию с административного ответчика государственная пошлина пропорционально удовлетворенным требованиям.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Взыскать с Лохонова О. Е. задолженность по транспортному налогу за 2016 год в размере 8 800 рублей и пени в сумме 166 рублей 03 копейки, а также задолженность по земельному налогу за 2014-2016 годы в сумме 4 479 рублей и пени в размере 84 рубля 51 копейку.
Взыскать с Лохонова О. Е. в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 541 рубль 18 копеек.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 1 месяца через Вольский районный суд.
Судья С.В. Козлова