Дело 2а-1653/18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 июня 2018 года Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Благодатной Е.Ю.,
при секретаре Василюк Э.М.,
с участием представителя административного истца – Шкребко А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Донцова Леонида Николаевича к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, заинтересованные лица Талыпов Арсен Руджиевич, Елсукова Евдокия Федоровна, о признании отказа в государственной регистрации права собственности и понуждении совершить определенные действия,
у с т а н о в и л :
Донцов Л.Н. обратился в Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым с административным иском к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру РК с требованиями о признании отказа в государственной регистрации неправомерным, понуждении совершить определенные действия, мотивируя свои требования следующим.
05.12.2017 года, Донцов Л.Н. обратился в Государственной комитет по государственной регистрации и кадастру РК с заявлением № № о регистрации права собственности.
06 марта 2018 года Донцовым Л.Н. было получено сообщение об отказе в государственной регистрации №, основанием для принятия которого послужило то, что по информации представленной ГУП РК Крым БТИ г. Евпатории право собственности в целом зарегистрировано за Елсуковой Е.Ф..
С данным решением истец не согласен, в связи с тем, что 12.09.1996 года был заключён договор купли-продажи № <адрес>3 между Елсуковой Е.Ф. и Донцовым Л.Н. о купле-продаже дома, общей площадью 17,6 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.
Данный договор не был зарегистрирован в БТИ, в связи с чем по информации Крым БТИ, собственником спорного объекта является Елсукова Е.Ф..
В связи с тем, что право собственности на имущество, которое имеет собственник, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества, истец полагает, что отказ Государственного реестра по государственной регистрации и кадастру, является неправомочным.
В связи с вышеизложенным, истец просит признать отказ в государственной регистрации изложенный в сообщении № от ДД.ММ.ГГГГ неправомерным. Обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым зарегистрировать право собственности на жилой дом по адресу: <адрес> за Донцовым Л.Н.
В судебном заседании представитель административного истца – Шкребко А.И. исковые требования поддержал на основании доводов, указанных в иске.
Административный ответчик – Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру РК в судебное заседание не явился, о времени и месите судебного разбирательства извещен надлежаще, причины неявки суду не сообщил.
Заинтересованные лица – государственный регистратор Талыпов А.Р., Елсукова Е.Ф. о времени и месте судебного разбирательств извещены надлежаще, причины неявки суду не сообщили.
В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Исходя из положений части 8 статьи 96 КАС РФ лица, участвующие в деле, обладающие государственными или иными публичными полномочиями, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому административному делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении административного дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Учитывая изложенное выше, руководствуясь положениями статьи 226 КАС РФ, суд считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, всесторонне и полно исследовав все фактические обстоятельства, обосновывающие исковые требования и возражения лиц, участвующих в деле, объективно оценив доказательства, которые имеют значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, суд приходит к следующему.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
На основании части 1 статьи 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, урегулированы нормами Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии с частью 3 статьи 1 вышеуказанного закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 17.07.2014 года №1335-р «Об утверждении Соглашения между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Советом министров Республики Крым о передаче осуществления части полномочий в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета» осуществление полномочий по государственному учету на территории Республики Крым переданы Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, созданному Постановлением Совета Министров Республики Крым от 27.06.2014 года №164.
Права и обязанности по осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на основании статьи 65 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» возложены на государственного регистратора.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Частью 1 статьи 18 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав.
Согласно части 4 статьи 18 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктами 5, 7 части 1 статьи 26 Закона осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей (часть 2 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).
Как следует из материалов административного дела, 05.12.2017 года истец обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру РК о регистрации права собственности в отношении объекта: жилой дом, №, расположенный по адресу: <адрес>.
Сообщением № от 06.03.2018 года, Донцову Л.Н. отказано в регистрации права собственности на объект: Жилой дом кн/ун 90:11:110101:957, расположенный по адресу: <адрес>, в связи с тем, что по информации представленной Филиалом ГУП РК Крым БТИ в г. Евпатория, право собственности в целом на вышеуказанный объект зарегистрировано за Елсуковой Е.Ф..
19.09.1996 года, Елсукова Е.Ф. и Донцов Л.Н. заключили договор купли-продажи, согласно которому Елсукова Е.Ф. продала, а Донцов Л.Н. купил жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Данный договор был удостоверен государственным нотариусом <адрес>ной государственной нотариальной конторой ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сообщения ГУП РК «Крым БТИ» в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на недвижимое имущество по адресу: <адрес>, зарегистрировано за Елсуковой Е.Ф..
Конституцией Российской Федерации гарантируются право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, а также признание и защита собственности, ее охрана законом (ст. 35, части 1 и 2).
Названные права, как следует из статей 1, 2, 15 (часть 4), 17 (части 1 и 2), 19 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 46 Конституции Российской Федерации, гарантируются в качестве основных и неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина и реализуются на основе общеправовых принципов юридического равенства, неприкосновенности собственности и свободы договора, предполагающих равенство, автономию воли и имущественную самостоятельность участников гражданско-правовых отношений, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты, которые провозглашаются и в числе основных начал гражданского законодательства.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В силу части 1 статьи 1206 Гражданского кодекса РФ возникновение и прекращение права собственности и иных вещных прав на имущество определяются по праву страны, где это имущество находилось в момент, когда имело место действие или иное обстоятельство, послужившие основанием для возникновения либо прекращения права собственности и иных вещных прав, если иное не предусмотрено законом.
Как следует из материалов дела и указывалось выше, административным истцом для регистрации права на объект недвижимого имущества был представлен договор купли-продажи от 19.09.1996 года, между Елсуковой Е.Ф. и Донцовой Л.Н. согласно которому Елсукова Е.Ф. продала, а Донцов Л.Н. купил жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, то есть в период действия на территории Республики Крым законодательства Украины.
Исходя из указанного выше, при правовой экспертизе правоустанавливающих и право подтверждающих документов государственным регистратором обоснованно применены положения законодательства Украины, учитывая также, что закон обратной силы не имеет.
Согласно законодательства, действовавшего на момент заключения вышеуказанного договора, договор купли-продажи жилого дома должен быть нотариально засвидетельствован, если хотя бы одной из сторон есть гражданин. Несоблюдение этого требования влечет недействительность договора. Договор купли-продажи жилого дома подлежит регистрации в исполнительном комитете местного совета народных депутатов.
Таким образом, законодательство, действовавшее на территории Республики Крым в момент заключения административным истцом договора купли-продажи, предусматривало обязательную государственную прав на недвижимое имущество.
Таким образом, не предоставление Донцовым Л.Н. на государственную регистрацию права собственности на домовладение № по <адрес>, <адрес>, <адрес>, РК, договора купли-продажи с отметкой о государственной регистрации, действительно свидетельствует о несоблюдении истцом действующего на момент указанных правоотношений законодательства о регистрации такого права.
Надлежаще оформленные документы, подтверждающие ранее возникшее право на объект недвижимого имущества, административным истцом на государственную регистрацию представлены не были, в связи с чем у регистратора имелись законные основания для отказа в регистрации права.
В соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Таким образом, учитывая установленные в ходе рассмотрения административного дела обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что решение об отказ в государственной регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ, права собственности на <адрес> за Донцовым Л.Н., является правомерным.
Оснований для признания решения административного ответчика незаконным, таким, что повлекло нарушение прав и законных интересов административного истца, в ходе рассмотрения административного дела не установлено.
Принимая во внимание, что требования об установлении административному ответчику обязанности совершить определенные действия является производным от основного требования и должно быть направлено на устранение допущенных нарушений прав и свобод административного истца, которых в ходе рассмотрения административного дела установлено не было, суд также отказывает в их удовлетворении.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд учитывает, что оспариваемое решение не лишает административного истца возможности восстановить свои права путем инициирования гражданского спора о признании права собственности на спорный объект недвижимости.
В соответствии с частью 3 статьи 178 КАС РФ при принятии решения суд также решает вопросы о распределении судебных расходов.
На основании части 1 статьи 111 КАС РФ в связи с отказом в удовлетворении исковых требований государственная пошлина взысканию с административного ответчика не подлежит.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, -
р е ш и л :
В удовлетворении административных исковых требований Донцова Леонида Николаевича к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, заинтересованные лица Талыпов Арсен Руджиевич, Елсукова Евдокия Федоровна, о признании отказа в государственной регистрации права собственности и понуждении совершить определенные действия, – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.Ю.Благодатная
Решение принято судом в окончательной форме 18 июня 2018 года.