Решение по делу № 8Г-1959/2022 [88-4020/2022] от 31.01.2022

89RS0012-01-2021-000095-40

88-4020/2022

        ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Челябинск                                                                          16.03.2022

    Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

    председательствующего        Родиной А.К.,

    судей        Лезиной Л.В., Сапрыкиной Н.И.,

        рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело№2-109/2021 по иску прокурора Тазовского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрация Тазовского района, Администрации села Газ-Сале Администрации Тазовского района об обязании оборудовать места для приема и очистки сточных вод, по кассационной жалобе Администрации села Газ-Сале Администрации Тазовского района на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.10.2021.

Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Лезиной Л.В. об обстоятельствах дела, принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, пояснения прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Тепловой М.Н., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

УСТАНОВИЛА:

прокурор Тазовского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц (далее также прокурор, истец), обратился в суд с иском к ответчикам Администрации Тазовского района, Администрации села Газ-Сале Тазовского района о возложении обязанности оборудовать на территории с. Газ-Сале место, предназначенное для приема и очистки жидких бытовых отходов и сточных вод, с учетом требований законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и водоснабжения и водоотведения.

В обоснование требований прокурор указал, что в ходе анализа состояния законности на поднадзорной территории в сфере оборота и утилизации отходов в деятельности администрации Тазовского района выявлены нарушения закона в виде отсутствия на территории с. Газ-Сале централизованной системы водоотведения, канализационных очистных сооружений. Место для сброса (слива) сточных вод (ЖБО) в селе Газ-Сале определено в соответствии с протоколом заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в Тазовском районе № 14 от 19.12.2013 на 350 метров северо-западнее по Юбилейная, д. 34. Дальнейший слив жидких бытовых отходов в окружающую среду невозможен, поскольку данное место носило временный и вынужденный характер и ориентировало Администрацию села Газ-Сале на незамедлительное принятие мер по устранению нарушений природоохранного законодательства. Полигон жидких бытовых отходов и иные места для приемки и хранения жидких бытовых отходов отсутствуют. Для применения технологической схемы очистки сточных вод, соответствующей требованиям обеспечения нормативов качества очистки сточных вод, необходимо строительство канализационных очистных сооружений полной биологической очистки в с. Газ-Сале. 13.03.2020 главе Администрации села Газ-Сале внесено представление об устранении указанных нарушений закона, которое рассмотрено и оставлено без удовлетворения.

Решением Тазовского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.07.2021 на Администрацию села Газ-Сале Администрации Тазовского района (ОГРН 1208900003201, ИНН 8904090676) возложена обязанность оборудовать на территории села Газ-Сале место, предназначенное для приема и очистки сточных вод, с учетом требований законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, водоснабжения и водоотведения.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.10.2021 указанное решение отменено, принят по делу новый судебный акт, которым на Администрацию Тазовского района Ямало-Ненецкого автономного округа возложена обязанность оборудовать на территории села Газ-Сале место, предназначенное для приема и очистки сточных вод, с учетом требований законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, водоснабжения и водоотведения; в удовлетворении требований прокурора Тазовского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации села Газ-Сале Администрации Тазовского района отказано; в остальной части апелляционная жалоба Администрация села Газ-Сале Администрации Тазовского района оставлена без удовлетворения.

В кассационной жалобе и дополнениях к ней Администрация села Газ-Сале Администрации Тазовского района просит отменить решение и апелляционное определение, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, либо принять новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание кассационной инстанции не явились, извещены, о причинах своего отсутствия суд не уведомили, не просили об отложении рассмотрения дела. Информация о времени и месте рассмотрения дела размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

На основании части 1 статьи 376 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку предметом проверки в суде кассационной инстанции являются только вступившие в законную силу судебные акты, решение суда первой инстанции, полностью отмененное судом апелляционной инстанции, проверке по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Проверив законность обжалуемого апелляционного определения в порядке, предусмотренном нормами статей 379.6, 379.7, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено, а доводы жалобы не могут повлечь отмену или изменение обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке.

Судами установлено, что на территории с. Газ-Сале место для сброса (слива) жидких бытовых отходов определено в соответствии с протоколом заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в Тазовском районе № 14 от 19.12.2013 на 350 метров северо-западнее по ул. Юбилейная, д. 34.

13.03.2020 прокурором Тазовского района по итогам проверки Главе муниципального образования село Газ-Сале внесено представление № 07-02-2020 об устранении нарушений требований закона в части принятия мер по организации приема и очистки сточных вод (канализационных стоков). В ответе Администрация с. Газ-Сале указала, что строительство локальных очистных сооружений на территории села не производилось в связи с отсутствием финансирования и на сегодняшний день совместно с управлением коммуникаций, строительства и жилищной политики Администрации Тазовского района прорабатывается технико-экономическое обоснование строительства локальных очистных сооружений на территории села, для включения в адресную инвестиционную программу на будущие периоды.

Суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.04.2020 № 39-ЗАО «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав муниципального образования Тазовский район, и создании вновь образованного муниципального образования муниципальный округ Тазовский район Ямало-Ненецкого автономного округа», Решения Думы Тазовского района № 3-12-14 от 17.02.2021 «О внесении изменений в решение Думы Тазовского района от 22.09.2020 № 1-17-17 «О вопросах правопреемства», признав надлежащим ответчиком Администрацию села Газ-Сале Администрации Тазовского района, установив, что выявленные в ходе проверки нарушения требований законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и водоснабжения и водоотведения свидетельствуют о бездействии указанного ответчика в связи с непринятием мер по организации работ по оборудованию места для приема и очистки сточных вод и нарушают права неопределенного круга лиц на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, пришел к выводу о правомерности требований прокурора, возложив на ответчика обязанность по организации утилизации, переработки способами безопасными для окружающей среды и благополучия граждан, посредством создания на территории поселения объекта размещения отходов, соответствующего установленным требованиям законодательства.

Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции о возложении соответствующей обязанности на Администрацию села Газ-Сале Администрации Тазовского района не согласился. Исследовав материалы дела, проанализировав положения Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.10.2014 № 76-ЗАО «О некоторых вопросах организации местного самоуправления в Ямало-Ненецком автономном округе», Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.04.2020 № 39-ЗАО «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав муниципального образования Тазовский район, и создании вновь образованного муниципального образования муниципальный округ Тазовский район Ямало-Ненецкого автономного округа», решения Думы Тазовского района от 22.09.2020 №1-17-17 «О вопросах правопреемства», Устава муниципального округа Тазовский район, утвержденного решением Думы Тазовского района от 28.10.2020 №4-1-29, Положения об Администрации Тазовского района, утвержденного решением думы Тазовского района от 28.10.2020 №4-4-32, Положения об Администрации села Газ-Сале, утвержденного решением Думы Тазовского района от 28.10.2020 №4-7-35, санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №3, установив, что после вступления в законную силу 23.04.2020 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.04.2020 № 39-ЗАО село Газ-Сале утратило статус муниципального образования, Администрации села Газ-Сале является территориальным структурным подразделением Администрации Тазовского района и осуществляет на территории населенного пункта села Газ-Сале часть ее функций, бюджетные полномочия по установлению порядка составления, утверждения и исполнения смет доходов и расходов данного населенного пункта осуществляются в силу закона органом местного самоуправления муниципальным округом Тазовский район, учитывая, что исполнение обязанности по оборудованию на территории села Газ-Сале места, предназначенного для приема и очистки сточных вод сопряжено с необходимостью решения вопроса о расходовании средств местного бюджета, суд апелляционной инстанции счел обоснованными доводы апелляционного представления о необходимости возложения спорной обязанности по решению вопроса местного значения муниципального образования муниципальный округ Тазовский район на Администрацию Тазовского района, в связи с чем решение суда первой инстанции отменил.

В рассматриваемом случае суд апелляционной инстанции, верно применив указанные нормы права, признав обоснованными выводы суда первой инстанции в части установления факта бездействия органов муниципальной власти по вопросу организации работ по оборудованию места для приема и очистки сточных вод, нарушения права неопределенного круга лиц на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, установив, что с учетом территориальной организации местного самоуправления, статуса населенного пункта и полномочий органов надлежащим ответчиком является Администрация Тазовского района, пришел к обоснованному выводу об отмене решения суда первой инстанции и возложении указанной прокурором обязанности на соответствующее лицо.

Суждения кассатора о том, что органы местного самоуправления муниципального округа не наделены полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, Администрация Тазовского района не является надлежащим ответчиком по делу, подлежат отклонению судом кассационной инстанции, как основанные на неверном толковании норм материального права, противоречащие установленным судом апелляционной инстанции обстоятельствам. Суд апелляционной инстанции, верно истолковав указанные выше положения закона, установив факты преобразования муниципальных образований, в том числе, села Газ-Сале, путем их объединения во вновь образованное муниципальное образование с наименованием муниципальный округ Тазовский район Ямало-Ненецкого автономного округа, утраты селом Газ-Сале статуса муниципального образования, проанализировав полномочия указанного образования и компетенцию органов местного самоуправления, пришел к обоснованному выводу о том, что именно Администрация Тазовского района является органом, на который должна быть возложена обязанность по организации утилизации, переработки способами безопасными для окружающей среды и благополучия граждан, посредством создания объекта размещения отходов, соответствующего установленным требованиям законодательства.

Ссылка на наличие адресной инвестиционной программы со сроком реализации в 2022-2023 годах, предусматривающей соответствующие мероприятия, указания на то, что в рамках программы требуется проведение предпроектных работ по разработке рекомендаций, заключен муниципальный контракт со сроком выполнения - 31.05.2021, установленного судами факта бездействия уполномоченных лиц, выразившегося в непринятии в течении продолжительного периода времени мер по организации канализационных очистных сооружений на территории села Газ-Сале, не опровергают, не свидетельствуют о неправомерности выводов суда апелляционной инстанции и наличии оснований для освобождения Администрации Тазовского района от возложения на нее обязанности в судебном порядке.

Указания ответчика на необоснованность ссылок истца на постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 05.12.2019 № 20 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» не принимается во внимание. В силу части 2 статьи 56, статьи 148, части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2008 № 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству» суд самостоятельно определяет подлежащие применению к установленным обстоятельствам нормы права и дает юридическую квалификацию правоотношениям сторон, что и сделано судом апелляционной инстанции при исполнении обязанности по повторному рассмотрению дела в соответствии со статьей 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2021 № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции».

Изложенные ответчиком в дополнениях к жалобе положения Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644, и иных актов, доводы, касающиеся деятельности организаций, осуществляющих водоотведение, вопросов ценообразования не подтверждают необоснованности выводов суда апелляционной инстанции в отношении компетенции органов местного самоуправления, с учетом предмета и основания иска не свидетельствуют о незаконности апелляционного определения.

Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены, не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения по существу иного судебного акта, а также влияли на обоснованность и законность судебного постановления либо опровергали выводы суда апелляционной инстанции.

При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступившего в законную силу судебного акта.

Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.10.2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации села Газ-Сале Администрации Тазовского района – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

8Г-1959/2022 [88-4020/2022]

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Тазовского района в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
Администрация села Газ-Сале Администрации Тазовского района
Администрация Тазовского района
Суд
Седьмой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Лезина Людмила Валерьевна
Дело на странице суда
7kas.sudrf.ru
16.03.2022Судебное заседание
16.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее