УИД24RS0021-01-2023-000151-82
РЕШЕНИЕ
11 мая 2023 года г. Иланский
Судья Иланского районного суда Красноярского края Окладников С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Администрации Иланского района Красноярского края на постановление № от 08.11.2022 года, вынесенное И.о. директора КГКУ «Лесная охрана» Скипор М.В. о признании Администрации Иланского района виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением и.о. директора краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» Скипор М.В. от 08.11.2022 года юридическое лицо - Администрация Иланского района признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Согласно постановлению, 18.04.2022 года в квартале №, выделах №,№ Северного участкового лесничества СХПК «им. 22 съезда КПСС» КГБУ «Иланское лесничество» произошел лесной пожар №. Причиной пожара согласно акту о лесном пожаре № послужил переход огня с земель иных категорий. Согласно публичной кадастровой карте к лесному фонду, расположенном в квартале №, выдела №,№ Северного участкового лесничества СХПК "им. 2« съезда КПСС» Иланское лесничество, примыкает земельный участок с кадастровым номером №. Данный земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения и находится в собственности у муниципального образования Иланского района Красноярского края. Отсутствие противопожарной минерализованной полосы, неочистка 10-и метровой полос от сухих горючих материалов, отсутствие иных противопожарных барьеров вдоль границы земельного участка с кадастровым номером № и государственного лесного фонда в квартале №, выделах №,№ Северного участкового лесничества СХПК «им. 22 съезда КПСС», Иланское лесничество, привело к беспрепятственному переходу огня с земельного участка в лесной фонд. Согласно письму администрации Иланского района о 02.06.2022 года №, земельный участок с кадастровым номером №, относится к землям сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для введения сельскохозяйственного производства, никому не передан, соответственно распоряжение данным земельным участком осуществляется районном. Таким образом, Администрацией Иланского района не выполнены требования п.10 правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 № 1614 (далее Правил пожарной безопасности в лесах) обеспечить очистку территории, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), от сухой травянистой растительности на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделить её противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
Защитник Администрации Иланского района Садовская Т.В. принесла жалобу, в которой просит отменить вышеуказанное постановление № от 08.11.2022 года с прекращением производства по делу по основанию, предусмотренному ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ, мотивируя тем, что Администрация Иланского района Красноярского края, как орган местного самоуправления финансируется полностью за счет средств бюджета и исполняет свои полномочия в рамках, выделенных на соответствующие цели бюджетных средств. 13.05.2022 года от КУМИ Администрации Иланского района поступил запрос на Руководителя Финансового управления Администрации Иланского района о выделении денежных средств в размере 15 12000 рублей для профилактики и предупреждения пожаров на территории района. Аналогичные запросы поступили председателю бюджетной комиссии, председателю Иланского районного Совета депутатов, однако денежные средства выделены не были.
В судебное заседание законный представитель Администрации Иланского района, будучи надлежащим образом уведомленным судом о времени и месте рассмотрения дела, не явился, поэтому полагаю возможным рассмотреть дела в его отсутствие.
В судебном заседании защитник Администрации Иланского района Садовская Т.В. доводы жалобы подержала по изложенным в ней основаниям, дополнительно пояснив, что администрация не имеет возможности выполнить противопожарные мероприятия из-за отсутствия денежных целей на эти средства, при этом бюджет района на 2022 год предусматривал проведение таких мероприятий в сумме 650000 рублей, когда для этих целей требуется более 24000000 рублей. Указывает, что планами противопожарного обустройства территории Иланского района на 2021-2022 года предусматривалось проведение комплекса мероприятий по защите объектов от природных пожаров, однако в полном мере реализовать эти мероприятия не представляется возможным из-за дефицита бюджета, который утверждается депутатами Совета депутатов Иланского района.
Заслушав защитника, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, нахожу, что обжалуемое постановление об административном правонарушении в отношении Администрации Иланского района Красноярского края не подлежит отмене или изменению.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Часть. 1 статьи 8.32 КоАП РФ, предусмотрена административная ответственность юридических лиц в виде административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей, за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Пунктом 10 Правил пожарной безопасности в лесах, установлено, что со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
То обстоятельство, что на момент выявления правонарушения 18 апреля 2022 года Администрация Иланского района нарушило вышеприведенное требование нормативного акта, подтверждается представленными в деле доказательствами, в том числе: актом о лесном пожаре от 22.04.2022 года №; актом натурного осмотра лесного участка № со схемой и фототаблицей; протоколом об административном правонарушении от 17.06.2022 года № и иными материалами, которые в жалобе не оспариваются.
Постановлением № о назначении административного наказания, вынесенном 08 ноября 2022 года и.о. директора КГКУ «Лесная охрана» Администрация Иланского района признана виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, - как нарушение правил пожарной безопасности в лесах, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Оценив указанные доказательства в совокупности, должностное лицо обоснованно пришло к выводу о доказанности вины Администрации Иланского района Красноярского края в инкриминируемом правонарушении.
В соответствии со ст. 1 Лесного кодекса РФ лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на следующих принципах: устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения; улучшение качества лесов, а также повышение их продуктивности; участие граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите, воспроизводстве, в установленных законодательством Российской Федерации порядке и формах; использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека; использование лесов по целевому назначению, определяемому в соответствии с видами лесов и выполняемыми ими полезными функциями; недопустимость использования лесов органами государственной власти, органами местного самоуправления; платность использования лесов.
Согласно ст. 5 Лесного кодекса РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
Как предусмотрено ч. ч. 1 и 4 ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
Положениями ст. 8 Лесного кодекса РФ регламентировано, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса РФ, леса подлежат охране от пожаров.
В соответствии с ч.3 ст. 53 Лесного кодекса РФ, Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством РФ.
Правила пожарной безопасности в лесах устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
В соответствии с п. 186 Правил противопожарного режима в РФ (утверждённые Постановлением Правительства РФ № 1479 от 16.09.2020), правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков) сельскохозяйственного назначения должны принимать меры по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания сорной растительностью и своевременному проведению сенокошения на сенокосах.
Доводы защитника о выполнении юридическим лицом всех зависящих от него действий направленных на внесение и направление в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего местного бюджета предложений о выделении бюджетных ассигнований в целях обеспечения Правил пожарной безопасности в лесах являются несостоятельными, поскольку исходя из материалов дела, данные меры администрацией начались приниматься после пожара произошедшего 18.04.2022 года, какие-либо действия направленные на очистку прилегающего к участку лесного фонда, находящегося в пользовании земельного участка 24:15:0401002:117, от сухой травянистой растительности, отделению леса противопожарной минерализованной полосой или иным противопожарными барьером, администрацией не предпринимались, в связи с чем, прихожу к выводу, что юридическим лицом не предпринимались все зависящие и необходимые меры, направленные на обеспечение правил пожарной безопасности в лесах.
Кроме того, согласно Комплексного плана мероприятий по подготовке к пожароопасному периоду 2022 года на территории Иланского района, утвержденного в 2021 году, включено планируемое мероприятий по обустройству минерализованных полосы противопожарных барьеров населенных пунктов, подверженных угрозе лесных и других ландшафтных (природных) пожаров, срок проведения которого установлен до 01.05.2022 года, однако юридическим лицом было проигнорировано данное мероприятие направленное на подготовку к пожароопасному периоду, что привело к пожару в квартале №, выделах №,№ Северного участкового лесничества СХПК «им. 22 съезда КПСС» КГБУ «Иланское лесничество». При этом абсолютно никаких действий на исполнение мероприятий направленных на подготовку к пожароопасному периоду не предпринималось, в том числе администрацией не представлены сведения о том, что администрация принимала меры к выполнению работ, направленных на обустройство минерализованных полос и противопожарных барьеров.
Направление администрацией писем в Руководителю Финансового управления Администрации Иланского района Красноярского края, Председателю бюджетной комиссии-Первому заместителю Главы района, а также Председателю Иланского районного Совета депутатов относительно выделения денежных средств в целях обеспечения Правил пожарной безопасности в лесах, при отсутствии выделения денежных средств на эти мероприятия, не свидетельствует о принятии мер по очистке прилегающего к участку лесного фонда, находящегося в пользовании земельного участка, от сухой травянистой растительности, отделению леса противопожарной минерализованной полосой или иным противопожарными барьером.
Таким образом, совокупность исследованных в суде доказательств подтверждает правильность установления должностным лицом имеющих значение для дела обстоятельств, обоснованность привлечения Администрации Иланского района к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, и отсутствие оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении.
С учетом изложенных обстоятельств прихожу к выводу, что и.о. директора КГКУ «Лесная охрана» Скипор М.В. вынесено на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств, должностным лицом установлены все юридически значимые обстоятельства совершения лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - Администрации Иланского района описанного выше административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, правильно применены положения действующего законодательства, дана надлежащая юридическая оценка действиям Администрации Иланского района и сделан обоснованный вывод о его виновности в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ должны быть истолкованы в пользу Администрации Иланского района, не усматривается.
Дело об административном правонарушении рассмотрено с соблюдением установленного законом порядка. Действия Администрации Иланского района должностным лицом по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ квалифицированы верно, оснований для их переквалификации, а также оснований для освобождения Администрации Иланского района от административной ответственности судьей не установлено.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Прихожу к выводу, что при назначении наказания должностным лицом учтен характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, и назначены вид и размер наказания, предусмотренные санкцией ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, которые соответствуют совершенному правонарушению.
Администрация Иланского района привлечено к административной ответственности в пределах срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ, для данной категории дел.
Нарушений прав Администрации Иланского района и норм КоАП РФ, регулирующих порядок производства по делам об административных правонарушениях, не установлено.
Тем самым, оснований для отмены вынесенного по делу об административном правонарушении постановления не имеется.
С учетом изложенных обстоятельств не нахожу оснований для удовлетворения жалобы юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - Администрации Иланского района и полагаю необходимым в её удовлетворении отказать в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, 30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление и.о. директора КГКУ «Лесная охрана» Скипор М.В. № от 08.11.2022 года по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица Администрации Иланского района Красноярского края, привлеченного к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ – оставить без изменения, а жалобу защитника Администрации Иланского района Красноярского края – без удовлетворения.
Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, постановление должностного лица могут быть обжалованы в Красноярский краевой суд в течение 10 суток с момента вручения или получения настоящего решения, через Иланский районный суд.
Судья С.В. Окладников