№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Кирсанов 13 июля 2018 года
Кирсановский районный суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Шубакиной Е.В.,
при секретаре Берлевой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ГУ-УПФ РФ в г.Кирсанове Тамбовской области (межрайонное) к Прохоровой <данные изъяты> о взыскании переплаты компенсационной выплаты,
У С Т А Н О В И Л :
ГУ-УПФ РФ в г.Кирсанове Тамбовской области (межрайонное) обратилось в суд с иском к Прохоровой Т.А. о взыскании переплаты компенсационной выплаты.
В обоснование исковых требований суду указали, что 22.08.2014г. в Управление ПФР в г.Кирсанове и Кирсановском районе обратилась Прохорова Т.А. с заявлением о назначении ей компенсационной выплаты по уходу за ребенком-инвалидом ФИО2, в котором указала, что не работает. Указанная выплата была назначена ответчику с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписки из лицевого счета застрахованного лица, Прохорова Т.А. осуществляла трудовую деятельность в период с 23.08.2014г. по 31.07.2017г. в Управлении образования и науки Тамбовской области, т.е. за указанный период она утрачивает право на получение компенсационной выплаты за уход.
Однако компенсационная выплата ответчику была выплачена, в результате образовалась переплата в размере 194 096 рублей 77 копеек исходя из следующего расчета:
5 500 рублей х 4 месяцев 2014 года (сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь) = 23596,78 руб.,
5 500 рублей х 12 месяцев 2015 года = 66 000 рублей,
5500 рублей х 12 месяцев 2016 года = 66000 рублей,
5500 рублей х 7 месяцев 2017 года (январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль) = 38500 рублей.
Поскольку обязанность уведомления истца ответчиком не исполнена, возмещение ущерба должно производиться за его счет (ст. 1102 ГК РФ), в связи с чем просят взыскать с Прохоровой Т.А. переплату компенсационной выплаты в размере 194096 рублей 78 копеек, а также судебные расходы (оплату госпошлины) в размере 6022 рубля 90 копеек.
В судебном заседании представитель ГУ – УПФ РФ в г.Кирсанове Тамбовской области (межрайонное) (по доверенности) ПановаО.А., исковые требования поддержала в полном объеме. Дополнительно пояснила, что на день назначения указанных выплат у них отсутствовали сведения о получении Прохоровой Т.А. заработной платы.
В судебном заседании ответчик Прохорова Т.А. исковые требования признала частично, в связи с трудным материальным положением просила взыскать меньшую сумму, чем просит истец. Кроме того, полагает, что истцу было известно о том, что она является приемным родителем, о чем она предоставляла им соответствующие документы. По какой причине данные документы отсутствуют у истца ей неизвестно. Так же она поясняла истцу, что 22.08.2014г. уволилась из ООО «Кристалл» по собственному желанию.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В целях усиления социальной защищенности определенной категории граждан, Указом Президента Российской Федерации от 26.02.2013 г. № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства 1 группы» установлены ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми инвалидами и инвалидами с детства 1 группы: родителям (усыновителям), опекунам (попечителям) и другим лицам, при этом выплаты составляют: родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю) в размере 5500 рублей; другим лицам – в размере 1200 рублей.
Ежемесячная выплата устанавливается одному лицу, осуществляющему уход, в отношении каждого ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или инвалида с детства I группы на период осуществления ухода за ним (пункт 3 Правил).
В соответствии с пунктом 4 Правил ежемесячная выплата устанавливается и осуществляется органом, осуществляющим назначение и выплату пенсии ребенку-инвалиду в возрасте до 18 лет или инвалиду с детства I группы.
В пункте 12 Правил перечислены основания для прекращения ежемесячной выплаты. Одним из таких оснований является выполнение лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы (подпункт "д" пункта 12 Правил).
Основной задачей органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, является правильное целевое использование государственных средств, предусмотренных для выплаты пенсий.
В соответствии с требованиями п. 13 Правил, лицо, осуществляющее уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы, обязано в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления ежемесячной компенсационной выплаты в соответствии с пунктом 12 Правил. Прекращение осуществления ежемесячной компенсационной выплаты производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, указанные в п. 12 указанных Правил (п. 14 Правил).
Из приведенных нормативных положений следует, что ежемесячная выплата лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалиду с детства I группы, производится при условии отсутствия у такого лица оплачиваемой работы, то есть в том случае, если такое лицо является неработающим.
По смыслу статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", к неработающим лицам относятся лица, не осуществляющие работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию. На застрахованных лиц распространяется обязательное пенсионное страхование, если они работают по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору. При этом право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется при условии уплаты страховых взносов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 145 Семейного кодекса Российской Федерации опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (пункт 1 статьи 121 Семейного кодекса Российской Федерации), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.
В силу части 1 статьи 16 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, за исключением случаев, установленных настоящей статьей, а также Семейным кодексом Российской Федерации.
Орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта Российской Федерации. Предельный размер вознаграждения по договору об осуществлении опеки или попечительства за счет доходов от имущества подопечного устанавливается Правительством Российской Федерации. Случаи и порядок выплаты вознаграждения опекунам или попечителям за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 16 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве").
Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре. К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения главы 20 Семейного кодекса Российской Федерации ("Опека и попечительство над детьми"). К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной Семейным кодексом Российской Федерации, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений (пункты 1 и 2 статьи 152 Семейного кодекса Российской Федерации).
Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 153 Семейного кодекса Российской Федерации).
Из положений пункта 2 статьи 153 Семейного кодекса Российской Федерации, усматривается, что Семейный кодекс Российской Федерации разграничивает вознаграждение приемным родителям, денежные средства на содержание детей и меры социальной поддержки, то есть предусматривает несколько видов обеспечения для приемной семьи. При этом вознаграждение приемным родителям, денежные средства на содержание детей и меры социальной поддержки - это разные виды обеспечения приемной семьи.
Из содержания приведенных норм Семейного кодекса Российской Федерации также следует, что приемные родители исполняют обязанности по содержанию, воспитанию и образованию детей по договору о передаче на воспитание ребенка в приемную семью на возмездной основе, получая от данного вида деятельности доход, размер которого определяется законом субъекта Российской Федерации.
В связи с этим к отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются в том числе и нормы гражданского законодательства о возмездном оказании услуг в части, не урегулированной Семейным кодексом Российской Федерации.
Предметом договора о приемной семье являются фактические и юридические действия приемных родителей, связанные, в частности с воспитанием, содержанием, образованием ребенка, за совершение которых приемные родители получают денежные выплаты.
В статье 217 Налогового кодекса Российской Федерации приведены виды доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемые от налогообложения). Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, перечислены в статье 9 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Вознаграждение приемным родителям не относится к предусмотренным статьей 217 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 9 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ видам доходов, освобождаемых от налогообложения и обложения страховыми взносами, следовательно, с указанного вознаграждения уплачиваются налоги и производятся отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. При этом периоды, в течение которых в ПФР перечисляются страховые взносы за указанных застрахованных лиц (приемных родителей), включаются при назначении пенсии данным гражданам в страховой стаж как периоды работы.
В судебном заседании установлено, что на основании заявления Прохоровой Т.А., как законного представителя ФИО2, от ДД.ММ.ГГГГ о согласии на осуществление ухода за ребенком-инвали<адрес> группы и ее заявления от 22.08.2014г. о назначении ежемесячной компенсационной выплаты, ей назначены ежемесячные компенсационные выплаты в размере 5 500 рублей.
В своем заявлении о назначении компенсационной выплаты Прохорова Т.А. указала, что не работает, при этом, она была предупреждена о необходимости известить территориальный орган ПФР об обстоятельствах, предусмотренных пунктом 12 указанных выше Правил, влекущих за собой прекращение осуществления ежемесячной выплаты, в том числе о выполнении оплачиваемой работы. В заявлениях Прохоровой Т.А. от 22.08.2014г. не указано о приложении документов, подтверждающих, что она является приемным родителем.
Согласно приказа Управления образования и науки Тамбовской области от 25.06.2014г. № Прохорова Т.А. назначена опекуном по договору о приемной семье над несовершеннолетними, в том числе над ФИО2.
03.07.2014г. Прохорова Т.А. подписала договор № о приемной семье с Управлением образования и науки Тамбовской области, согласно которого ей, как приемному родителю, установлено ежемесячное вознаграждение за воспитание приемных детей. Согласно п.5.1 Договора, он вступает в силу с момента подписания и заключен до достижения приемным ребенком совершеннолетия.
В соответствии с п.7.4 данного Договора, Договор о приемной семье, заключенный между управлением образования и науки области и приемными родителями Прохоровой Т.А. и ФИО3 от 19.08.2013г. № признан утратившим силу с момента заключения настоящего Договора, то есть с 03.07.2014г., в связи с чем выплата ежемесячного вознаграждения за воспитание приемных детей, а также соответствующие страховые отчисления работодателем (Управлением образования и науки Тамбовской области) в пенсионный фонд по договору о приемной семье № от 19.08.2013г. Прохоровой Т.А. с указанного числа были прекращены.
Как следует со слов Прохоровой Т.А., 22.08.2014г. она была уволена из ООО «Кристалл» 22.08.2014г. по собственному желанию, в связи с чем начисление ей заработной платы и отчисление страховых взносов в пенсионный фонд работодателем (ООО «Кристалл») с указанного числа также были прекращены.
Из выписки лицевого счета застрахованного лица следует, что Прохорова Т.А. осуществлял трудовую деятельность в период с 23.08.2014г. по 31.07.2017г., за этот период начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, судом установлено, что Прохорова Т.А. была назначена опекуном на возмездной основе, приняла на себя обязательства по оказанию услуги по воспитанию приемных детей за вознаграждение, то ее следует признать выполняющей оплачиваемую работу, в связи с этим Прохорова Т.А. как работающее лицо не имеет права на получение ежемесячных выплат, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 года N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы" и постановлением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2013 года N 397 "Об осуществлении ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы".
Доводы ответчика Прохоровой Т.А. о том, что на момент назначения ей компенсационных выплат истцу было известно о том, что она является приемным родителем, суд не может принять во внимание по следующим основаниям.
Согласно ст.10 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 19.12.2016) "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (действующего до 01.01.2017г.), - расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Как следует из ст.11 вышеуказанного ФЗ №212-ФЗ, датой осуществления выплат и иных вознаграждений определяется как: день начисления выплат и иных вознаграждений в пользу работника (физического лица, в пользу которого осуществляются выплаты и иные вознаграждения) - для выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками страховых взносов, указанными в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона; день осуществления выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица - для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "в" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
В силу ст.15 данного ФЗ №212-ФЗ, - сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (далее в настоящей статье - плательщики страховых взносов), отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.
В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей.
Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность: в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации на бумажном носителе не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а в форме электронного документа не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», страхователи обязаны своевременно представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а так же для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с п.2.2 ст.11 Федерального Закона от 01.04.1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Перечисления страховых взносов в территориальный орган пенсионного фонда и предоставление сведений о каждом застрахованном лице работодателем (Управлением образования и науки Тамбовской области) в отношении Прохоровой Т.А. по договору о приемной семье № от 03.07.2014г. за июль 2014 года подлежали подаче не позднее 15.08.2014г. (за июль 2014г.) и 15.09.2014г. (за август 2014г.).
Однако, ГУ-УПФ РФ в г.Кирсанове Тамбовской области (межрайонное) не является территориальным органом пенсионного фонда для Управления образования и науки Тамбовской области, в связи с чем, вышеуказанные сведения в отношении Прохоровой Т.А. по договору о приемной семье № от 03.07.2014г. по состоянию на 22.08.2014г. истцу представлены не были.
В связи с этим истцу причинен ущерб в размере 194 096 рублей 77 копеек путем неосновательного получения компенсационной выплаты по уходу за ребенком-инвалидом.
В силу п.1 ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Принимая во внимание наличие доказательств в деле, исследованных в ходе судебного разбирательства, подтверждающих обоснованность исковых требований, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца 194096 рублей 77 копеек, в качестве переплаты компенсационной выплаты.
Доводы ответчика Прохоровой Т.А. о том, что истцу было известно о том, что она является приемным родителем, о чем она предоставляла им соответствующие документы, не подтверждены.
В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые судебные расходы.
При подаче искового заявления, истцом была уплачена государственная пошлина в размере 6 022 рубля 77 копеек, которые в силу вышеуказанной статьи подлежат взысканию с ответчика в пользу истца в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░-░░░ ░░ ░ ░.░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░.░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 194 096 (░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░ 77 ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░ 6022 ░░░░░ 90 ░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░: ░.░.░░░░░░░░
░░░░░:
░░░░░: ░.░.░░░░░░░░
░░░░░░░░░: ░.░.░░░░░░░
░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ № ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░
░░░░░: ░.░.░░░░░░░░
░░░░░░░░░: ░.░.░░░░░░░