Дело №3а-200/2020 УИД 21OS0000-01-2020-000113-03
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
6 августа 2020 года г.Чебоксары
Верховный Суд Чувашской Республики под председательством судьи Орловой И.Н., при секретаре судебного заседания Ивановой Т.Л.,
при участии представителя административного истца Карымова П.А.,
представителя административного ответчика представителя Бюджетного учреждения «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Артемьевой А.В.,
представителя административного ответчика Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Васильева С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Колос» об оспаривании результатов кадастровой стоимости объекта недвижимости,
установил:
Административный истец общество с ограниченной ответственностью «Колос» (далее – ООО «Колос»), действуя через представителя Карымова П.А., обратилось в суд с административным иском к Кабинету Министров Чувашской Республики, Министерству экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, Бюджетному учреждению «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики об установлении кадастровой стоимости в отношении следующих объектов недвижимости:
-земельного участка площадью 2400 кв.м. с кадастровым номером №, в размере его рыночной стоимости, равной 3434700 рублей и определенной по состоянию на 1 января 2019 года;
-земельного участка площадью 1130 кв.м. с кадастровым номером №, в размере его рыночной стоимости, равной 1289800 рублей и определенной по состоянию на 1 января 2019 года;
-земельного участка площадью 900 кв.м. с кадастровым номером №, в размере его рыночной стоимости, равной 1147 400рублей и определенной по состоянию на 1 января 2019 года.
Заявленные требования мотивированы тем, что ООО «Колос» принадлежат на праве собственности указанные объекты недвижимости, кадастровая стоимость которых значительно превышает рыночную стоимость, чем нарушены права Общества, как плательщика налога.
В судебном заседании представитель административного истца ООО «Колос» Карымов П.А. поддержал заявленные требования.
Распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 09 апреля 2020 года № 305-р заместитель Председателя Кабинета Министров Чувашской Республики – министр экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Моторин И.Б. уполномочен представлять интересы Кабинета Министров Чувашской Республики в суде по данной категории спора.
Представитель Кабинета Министров Чувашской Республики Маркова Е.В., действующая на основании доверенности, выданной заместителем Председателя Кабинета Министров Чувашской Республики – министром Моториным И.Б., также представляющая интересы административного ответчика Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, в судебное заседание не явилась, представила в материалы дела письменный отзыв в котором удовлетворение заявленного требования оставлено на усмотрение суда.
Представители административных ответчиков Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Васильев С.В. и Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Артемьева А.В. удовлетворение заявленного требования оставили на усмотрение суда.
Заинтересованные лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике – Чувашии, администрация Кугесьского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики в судебное заседание не направили своих представителей, удовлетворение заявленного требования оставили на усмотрение суда.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу пунктов 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее Федеральный закон «О государственной кадастровой оценке»), вступившим в силу с 1 января 2017 года.
В силу части 3 статьи 6 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» государственная кадастровая оценка включает в себя следующие процедуры:
1) принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки;
2) определение кадастровой стоимости и составление отчета об итогах государственной кадастровой оценки;
3) утверждение результатов определения кадастровой стоимости.
Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 6 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке»).
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Как видно из материалов дела, ООО «Колос» на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества:
-земельный участок площадью 2400 кв.м. с кадастровым номером №, имеющий местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, относящийся к землям населенных пунктов, имеющий вид разрешенного использования – для размещения объектов торговли;
-земельный участок площадью 1130 кв.м. с кадастровым номером №, имеющий местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, относящийся к землям населенных пунктов, имеющий вид разрешенного использования – для размещения объектов торговли;
-земельный участок площадью 900 кв.м. с кадастровым номером №, имеющего местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, относящийся к землям населенных пунктов, имеющий вид разрешенного использования – для размещения объектов торговли.
В силу статей 373, 374 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие недвижимое имущество на праве собственности.
Таким образом, установленная кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости затрагивает права и обязанности административного истца.
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 декабря 2016 № 512 принято решение о переходе к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с Федеральным законом «О государственной кадастровой оценке» на территории Чувашской Республики с 1 января 2017 года.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 сентября 2016 года № 391 полномочиями по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости наделено бюджетное учреждение «Чуваштехинвентаризация» Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики.
Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Чувашской Республики утверждены постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 22 ноября 2019 года № 485.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 8 апреля 2020 года № 149 Бюджетное учреждение «Чуваштехинвентаризация» Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики переименовано в Бюджетное учреждение «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости установлена кадастровая стоимость в следующих размерах:
-земельного участка с кадастровым номером № в размере 5069376 рублей;
-земельного участка с кадастровым номером № в размере 2369915,10 рублей;
-земельного участка с кадастровым номером № в размере
1946421 рубль.
В обоснование заявленных требований административным истцом представлены:
- отчет по определению рыночной стоимости земельного участка от 25 мая 2020 года №, изготовленный оценщиком ИП ФИО1, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет 3434700 рублей;
- отчет по определению рыночной стоимости земельного участка от 25 мая 2020 года №, изготовленный оценщиком ИП ФИО1, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет 1289800 рублей;
- отчет по определению рыночной стоимости земельного участка от 25 мая 2020 года №, изготовленный оценщиком ИП ФИО1, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет 1147400 рублей.
Как видно из представленных отчетов, определение рыночной стоимости указанных объектов недвижимости произведено в соответствии с требованиями Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки» (ФСО № 1), утв. Приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 297, Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО № 2), утв. Приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 298, Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3), утв. Приказом МЭРТ РФ от 20 мая 2015 года № 299, Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости» (ФСО № 7), утв. Приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 № 611 и др.
Представленные отчеты содержат подробное описание проведенного исследования и итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости на дату определения оспариваемой истцом кадастровой стоимости.
Определение рыночной стоимости исследуемых объектов осуществлено с применением сравнительного подхода, с допустимым и надлежащим выбором объектов-аналогов, а также последующим использованием факторов, которые наиболее полно описывают отличия объектов оценки от объектов-аналогов; и последовательным проведением корректировок по элементам сравнения.
В отчетах специалистом представлена необходимая информация, идентифицирующая объекты исследования, их количественные и качественные характеристики, анализ рынка земельных участков, а также информация о факторах, имеющих наибольшее влияние на рыночную стоимость земельных участков.
Данная информация подтверждена и проверяема, имеются ссылки на используемые источники информации, к отчету приложены копии размещенных в сети «Интернет» объявлений в виде компьютерных снимков, позволяющих делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки.
Содержащиеся в отчете сведения, при соблюдении принципов федеральных стандартов оценки, дают надлежащее представление о местоположении, категории, размере, стоимости объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных оценщиком при расчете итоговой величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимости в рамках данного подхода.
Специалист верно определил сегмент рынка исследования, исходя из вида разрешенного использования и фактического использования объектов оценки, подобранные экспертом аналоги сопоставимы по основным ценообразующим факторам, отвечают требованиям пункта 22 Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО N 7)».
Оценщиком осуществлены по элементам сравнения необходимые корректировки цен аналогов, соответствующие характеру и степени отличий аналогов от оцениваемых земельных участков и сглаживающие их отличия.
В силу подпункта «д» пункта 22 Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО N 7)» удельный показатель стоимости скорректирован по выявленным различиям, в том числе, имущественным правам, площади объектов, скидке на продажу.
Суд, оценивая представленные отчеты, приходит к выводу о том, что оснований не доверять им не имеется, они содержат все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, и соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, отвечает требованиям относимости, допустимости.
В силу положений, закрепленных в части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Доказательств, которые опровергали бы представленную административным истцом рыночную стоимость спорных земельных участков, свидетельствовали бы о рыночной стоимости в ином размере, административными ответчиками не представлено, ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы заявлено не было.
В силу части 4 статьи 18 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» в случае изменения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая, что результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории Чувашской Республики (в результате массовой оценки) применяются с 1 января 2020 года, а заявление об оспаривании установленной кадастровой стоимости в отношении спорного объекта подано 8 июля 2020 года, подлежит установлению кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости в размере рыночной, на период с 1 января 2020 года до даты внесения сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости, определенных по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости либо в случае изменения характеристик указанного объекта недвижимости до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости измененных характеристик.
Руководствуясь ст. 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Удовлетворить административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Колос».
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 2400 кв.м. с кадастровым номером №, имеющего местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, в размере его рыночной стоимости, равной 3434 700 (три миллиона четыреста тридцать четыре тысячи семьсот) рублей и определенной по состоянию на 1 января 2019 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 1130 кв.м. с кадастровым номером №, имеющего местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, в размере его рыночной стоимости, равной 1289 800 (один миллион двести восемьдесят девять тысяч восемьсот) рублей и определенной по состоянию на 1 января 2019 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 900 кв.м. с кадастровым номером №, имеющего местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, в размере его рыночной стоимости, равной 1147 400 (один миллион сто сорок семь тысяч четыреста) рублей и определенной по состоянию на 1 января 2019 года
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 8 июля 2020 года.
Применять установленную настоящим решением суда кадастровую стоимость земельных участков для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2020 года и до момента вступления в силу результатов очередной кадастровой оценки либо в случае изменения характеристик указанного объекта недвижимости до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости измененных характеристик.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции (603022, Нижний Новгород, проспект Гагарина, дом 17 «А», пом. П1) в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Верховный Суд Чувашской Республики.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики И.Н.Орлова
Мотивированное решение изготовлено 10 августа 2020 года