Дело № 33-1848 судья Каричкина Н.Н. 2015 год подлинник
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Образцовой О.А.
судей Крыловой В.Н., Акатьевой Т.Я.
с участием прокурора Филипповой В.М.
при секретаре Некрасовой В.И.
27 мая 2015 года
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Твери
по докладу судьи Крыловой В.Н.
дело по апелляционной жалобе Министерства транспорта Тверской области
на решение Центрального районного суда города Твери
от 09 февраля 2015 года, которым постановлено:
«Заявленные исковые требования прокурора Рамешковского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к Министерству транспорта Тверской области о возложении обязанности по организации оборудования участка дороги пешеходным переходом – удовлетворить.
Обязать Министерство транспорта Тверской области за счет средств областного бюджета обеспечить организацию работ по оборудованию пешеходным переходом участка автодороги Тверь – Бежецк – Весьегонск – Устюжна, расположенный в населенном пункте д.Хохловка, а именно организацию работ по установке дорожных знаков 5.19.2 «Пешеходный переход», нанесение дорожной разметки 1.14.1. «Зебра», установки стационарного наружного освещения на пешеходном переходе в срок до 31 декабря 2016 года.
В заявленных исковых требованиях к ГКУ Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области», Министерству финансов Тверской области, ООО «Скайвей», Правительству Тверской области, МО МВД России «Бежецкий», Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области - отказать».
Судебная коллегия
установила:
Прокурор Рамешковского района Тверской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ГКУ «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области», ООО «Скайвей» о возложении обязанности оборудовать пешеходным переходом участок автодороги Тверь – Бежецк – Весьегонск – Устюжна, расположенный в населенном пункте д.Хохловка, а именно установить дорожные знаки 5.19.2 «Пешеходный переход», нанести дорожную разметку 1.14.1. «Зебра», установки стационарного наружного освещения на пешеходном переходе в срок до 01 января 2015 года.
Требования мотивированы тем, что по обращению депутата Собрания депутатов Рамешковского района прокуратурой проведена проверка по факту отсутствия пешеходного перехода в д.Хохловка Рамешковского района. В соответствии с ч.2 ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. Автомобильная дорога Тверь – Бежецк – Весьегонск – Устюжна относится к автомобильным дорогам общего пользования и межмуниципального значения Тверской области. Правительство Тверской области является собственником указанной автодороги. В соответствии с распоряжением председателя Комитета по управлению имуществом Тверской области от 04.06.2010 № 1514 указанная дорога закреплена на праве оперативного управления за ГКУ Тверской области Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области. Согласно государственному контракту № 9/2014 –Д от 22 октября 2013 года подрядчик ООО «Скайвей» приняло на себя обязательство по выполнению работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Рамешковского района Тверской области. Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597-93 установлены требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также к применению дорожных знаков и разметки. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов. Проверкой установлено, что на участке автодороги Тверь – Бежецк – Весьегонск – Устюжна в д.Хохловка отсутствует пешеходный переход. Между тем, указанная дорога проходит через населенный пункт. По обе стороны расположены автобусные остановки, что в свою очередь ставит под угрозу безопасность дорожного движения.
С учетом уточненных требований, принятых судом в порядке ст.39 ГПК РФ, истец просил обязать ГКУ «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области», ООО «Скайвей», Министерство транспорта тверской области, Министерство финансов Тверской области, Правительство Тверской области организовать оборудование пешеходным переходом участок автодороги Тверь – Бежецк – Весьегонск – Устюжна, расположенный в населенном пункте д. Хохловка, а именно: установить дорожные знаки 5.19.2 «Пешеходный переход», нанесение дорожной разметки 1.14.1. «Зебра», установку стационарного наружного освещения на пешеходном переходе в срок до 31 декабря 2016 года.
Определением суда от 11.09.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, были привлечены УГИБДД УМВД России по Тверской области, администрация Тверской области.
Определением суда от 30.09.2014 к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Министерство транспорта Тверской области.
Определением суда от 14.10.2014 к участию в деле в качестве соответчика были привлечены Министерство финансов Тверской области, МО МВД России «Бежецкий».
Определением суда от 28.10.2014 к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области.
Определением суда от 26.11.2014 замене статус третьего лица Правительства Тверской области на соответчика.
Определением суда от 25.12.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены администрация МО Рамешковского района, администрация сельского поселения Кушалино Рамешковского района.
Представитель истца старший помощник прокурора Центрального района Тверской области Белякова М.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика ГКУ Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области» Комаров А.М. возражал против заявленных требований, полагая, что в д.Хохловка пешеходный переход не нужен.
Представитель ответчика Министерства транспорта Тверской области Бойкова И.А. в судебном заседании исковые требования не признала, ссылаясь на то, что программой дорожных работ ремонт указанной дороги не предусмотрен.
Представитель ответчика Министерства финансов Тверской области Носков Д.А. также возражал против заявленных требовании.
Представители 3-его лица администрации сельского поселения Кушалино Рамешковского района Тверской области глава сельского поселения Преображенский А.В. заявленные требования поддержал.
Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство транспорта Тверской области ставит вопрос об отмене решения суда и просит постановить новое решение.
В обоснование жалобы указывает, что пешеходные переходы устанавливаются при наличии интенсивности автомобильного движения более 200 авт/ч. Согласно мониторингу от 13.01.2015, проведенному ООО «Скайвей», интенсивность дорожного движения на спорном участке составляет менее 200 авт/ч. Суд необоснованно отнесся критически к данному заключению. Кроме того, в соответствии с постановлением администрации Тверской области от 03.03.2011 № 92-па на Министерство транспорта Тверской области возложены обязанности по обеспечению организации работ по ремонту автомобильных работ. Организацию по ремонту автомобильных дорог осуществляет Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области. Для этого в срок до 1 сентября текущего года Дирекция разрабатывает план, который согласовывается и утверждается рабочей группой при Министерстве транспорта. После утверждения Плана Министерство транспорта готовит обоснования бюджетных ассигнований на ремонт автомобильных дорог. Вывод суда о том, что ответственность за осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения, в том числе и за ремонт, несет ее владелец, в данном случае Министерство транспорта, также не основывается на нормах материального права. Указанная дорога передана собственником Министерством имущественных и земельных отношений Тверской области Дирекции в оперативное управление. Организация по ремонту в рамках выделенных бюджетных ассигнований находится в ведении Дирекции, как владельца автомобильной дороги. Также судом не учтены доводы об отсутствии денежных средств в областном бюджете на ремонт дороги.
В суд апелляционной инстанции явились прокурор Филиппова В.М. и представитель заинтересованного лица Министерства транспорта Тверской области, остальные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте его рассмотрения, не явились, представителей в судебное заседание не направили. На основании ч.1 ст.327,ст.167 ГПК РФ судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, обсудив их, изучив материалы дела, заслушав представителя Министерства транспорта Тверской области по доверенности Бойкову И.А., поддержавшую доводы жалобы, прокурора Филиппову В.М., полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не содержит оснований для отмены решения суда и удовлетворению не подлежит.
Статьей 17 Федерального закона от 8.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Согласно ст.3 Федерального закона от 10.121995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу п.3 ст.6 данного Федерального закона к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения в целях обеспечения безопасности дорожного движения; осуществление мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма; участие в организации подготовки и переподготовки водителей транспортных средств; информирование граждан о правилах и требованиях в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно статье 12 того же закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Согласно п.4.4.2.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства общие требования», утвержденных Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-ст, пешеходные переходы через автомобильные дороги в населенных пунктах располагаются через 200 – 300 м. В населенных пунктах протяженностью до 0,5 км устраивают не более двух пешеходных переходов с интервалом 150 -200 м.
Вне населенных пунктов пешеходные переходы устраивают в местах размещения пунктов питания и торговли, медицинских, зрелищных учреждений и других объектов обслуживания движения напротив тротуаров и пешеходных дорожек, ведущих к этим учреждениям.
Вид пешеходного перехода выбирают в зависимости от величины и соотношения интенсивности автомобильного и пешеходного движения п.4.5.2.3 ГОСТ).
В силу п.4.5.2.4 ГОСТ пешеходный переход должен быть оборудован дорожными знаками, разметкой, стационарным наружным освещением (с питанием от распределительных сетей или автономных источников).
В соответствии с п.1 ГОСТ Р 52766-2007 указанный Стандарт распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства и безопасности дорожного движения. Стандарт устанавливает основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог.
Все требования Стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
В соответствии с Постановлением администрации Тверской области от 10.02.2009 № 30-па «Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области» автомобильная дорога Тверь – Бежецк – Весьегонск – Устюжна относится к автомобильной дороге 1 класса общего пользования регионального значения. Собственником дорог является Тверская область. Функции собственника осуществляет Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области.
Постановлением администрации Тверской области от 24.12.2008 № 492-па Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области наделена функциями по осуществлению деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию (дорожной деятельности) в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Тверской области.
В соответствии с п.1 Положения о Министерстве транспорта Тверской области, утвержденном Постановлением Правительства Тверской области от 18.11.2011 № 74-пп, Министерство транспорта Тверской области является областным исполнительным органом государственной власти Тверской области, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность в сферах транспорта и дорожной деятельности.
В силу п.3 – 5 Положения Министерство транспорта Тверской области обладает правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, смету, имущество, являющееся государственной собственностью Тверской области и закрепленное за ним на праве оперативного управления, счет, печать с изображением герба Тверской области и своим наименованием, а также соответствующие печати, штампы, бланки. Финансирование расходов на содержание Министерства осуществляется из средств областного бюджета Тверской области.
Министерство транспорта Тверской области является главным распорядителем бюджетных средств и получателем бюджетных средств, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций.
Пунктами 7,8 Положения установлено, что к числу основных задач Министерства транспорта относятся функции государственного заказчика на поставку товаров, выполнение работ и оказания услуг для государственных нужд в сферах государственного управления, функции главного администратора доходов областного бюджета Тверской области, функции по осуществлению правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению резервом материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера в транспортной сфере и дорожном хозяйстве, координация деятельности подведомственных Министерству государственных учреждений Тверской области и государственных унитарных предприятий Тверской области, действующих в сферах транспорта, дорожного хозяйства, разработка и реализация государственной политики Тверской области в сфере организации транспортного обслуживания населения, участие в разработке и реализации программ и мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, планирование дорожной деятельности и разработка мероприятий долгосрочных целевых программ в сфере использования автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области, осуществление дорожной деятельности на основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области и оценка их транспортно-эксплуатационного состояния, долгосрочных целевых программ.
В соответствии с п.3.1 Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Тверской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, государственных учреждений Тверской области и организаций различных форм собственности, утвержденного постановлением администрации Тверской области от 04.08.2009 № 338-па, Министерство транспорта Тверской области является областным исполнительным органом государственной власти Тверской области, осуществляющим на территории Тверской области исполнительно-распорядительную деятельность в сферах транспорта и дорожной деятельности.
Министерство транспорта осуществляет управление координацию, регулирование и контроль за дорожной деятельностью в Тверской области.
Министерство транспорта является главным распорядителем средств областного бюджета Тверской области, разрабатывает нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Тверской области и правила расчета размера ассигнований областного бюджета Тверской области на указанные цели.
Пунктом 2 названного Положения на Министерство транспорта Тверской области возложены обязанности по обеспечению организации работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области в соответствии с Порядком организации работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области, утвержденным постановлением администрации Тверской области от 03.03.2011 № 92-па.
Пунктом 4 Порядка на Министерство транспорта Тверской области возложены обязанности по координации работ по ремонту автомобильных дорог.
Судом первой инстанции установлено, что в результате проведенной прокуратурой Рамешковского района Тверской области проверки установлено, что в деревне Хохловка, расположенной между 41 и 42 км автодороги Тверь – Бежецк – Весьегонск – Устюжна, вопреки требованиям безопасности дорожного движения отсутствует пешеходный переход, что ставит под угрозу безопасность пешеходов.
Разрешая настоящий спор и удовлетворяя исковые требования о возложении обязанности на Министерство транспорта Тверской области обеспечить организацию работ по оборудованию пешеходным переходом участок автодороги в д.Хохловка, суд первой инстанции с учетом приведенных правовых норм, правильно исходил из того, что Министерство является областным исполнительным органом государственной власти Тверской области, осуществляющим на территории Тверской области исполнительно-распорядительную деятельность в сферах транспорта и дорожной деятельности, осуществляет управление, координацию, регулирование и контроль за дорожной деятельностью в Тверской области.
Выводы суда основаны на положениях приведенных выше нормативно-правовых актов, включая нормативные акты субъекта Российской Федерации – Тверской области, и соответствуют установленным обстоятельствам. Оснований полагать данные выводы неправильными судебная коллегия не усматривает.
Довод апелляционной жалобы о том, что для выполнения указанной обязанности Дирекции территориального дорожного фонда Тверской области необходимо осуществить формирование плана разработки проектов или сметных расчетов, судебной коллегией отклоняются как несостоятельные, поскольку исполнение требования об оборудовании пешеходного перехода направлены на обеспечение безопасности дорожного движения и не могут быть поставлены в зависимость от процедурных вопросов.
Представленному ответчиком мониторингу интенсивности дорожного движения, сделанному ООО «Скайвей» от 13.01.2015, судом первой инстанции дана оценка по правилам ст.67, 71 ГПК РФ. Оснований не соглашаться с данной оценкой судебная коллегия не усматривает.
Отсутствие денежных средств в бюджете области не может являться основанием для освобождения Министерства от исполнения возложенных на него законом обязанностей.
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено. Оснований к отмене решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется.
Руководствуясь ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда города Твери от 09 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства транспорта Тверской области – без удовлетворения.
Председательствующий О.А.Образцова
Судьи В.Н.Крылова
Т.Я.Акатьева