Дело № 33а-7124/2020
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Санкт-Петербург 10 декабря 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Григорьевой Н.М.,
судей Морозовой С.Г., Муратовой С.В.,
при ведении протокола помощником судьи Малышевой Е.В.,
рассмотрела административное дело № 2а-7926/2020 (47RS0004-01-2020-007901-02) по апелляционной жалобе административного ответчика - администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 25 сентября 2020 года по административному исковому заявлению Молчанова А.А., действующего в интересах несовершеннолетней Ю., к администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области о признании незаконным бездействия, обязании обеспечить несовершеннолетнего местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Григорьевой Н.М., судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
установила:
Молчанов А.А., действующий в интересах несовершеннолетней дочери Ю., рождения ДД.ММ.ГГГГ, обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области, в обоснование требований указав, что ребенок истца поставлен на учет для получения места в детском саду 15.01.2019 г. Истец просил предоставить несовершеннолетнему место в детском саду в 2020-2021 учебном году, однако, по результатам комплектования образовательных учреждений на 2020-2021 учебный год место в муниципальном детском дошкольном учреждении несовершеннолетнему не предоставлено.
Указанное, по мнению административного истца, свидетельствует о незаконном бездействии административного ответчика, который не представил доказательства принятия исчерпывающих мер по обеспечению ребенка административного истца возможностью получения дошкольного образования в дошкольном образовательном учреждении.
В связи с чем, административный истец просит суд:
- признать незаконным бездействие администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области, выразившееся в том, что несовершеннолетний ребенок истца не обеспечен местом в муниципальном дошкольном учреждении по месту жительства;
- обязать администрацию МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области организовать и предоставить несовершеннолетней Ю. рождения ДД.ММ.ГГГГ место в группе полного дня в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по месту регистрации несовершеннолетней Ю.
В качестве заинтересованного лица к участию в деле был привлечен Комитет по образованию администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области.
При рассмотрении дела судом первой инстанции административный ответчик требования не признал.
В письменных возражениях на административный иск заинтересованное лицо - Комитет по образованию сослался на то, что бездействие администрации отсутствует, поскольку административному истцу предлагалось рассмотреть альтернативные муниципальные образовательные учреждения - МОУ «СОШ Лесновский ЦО» (группа полного дня) и МОУ «СОШ Лесколовский ЦО» (группа кратковременного пребывания).
Обжалуемым решением от 25.09.2020 г., суд признал незаконным бездействие администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области, выразившееся в необеспечении несовершеннолетней Ю., ДД.ММ.ГГГГ рождения свободным местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении. Суд обязал администрацию МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить несовершеннолетнюю Ю., ДД.ММ.ГГГГ рождения местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в группе полного дня (10,5 – 12 часового пребывания) по месту фактического проживания несовершеннолетней Ю..
Администрацией МО «Всеволожский муниципальный район» подана апелляционная жалоба, административный ответчик просит решение отменить, в удовлетворении требований отказать. В обоснование несогласия с решением указывает на то, что вопрос о зачислении ребенка в дошкольное образовательное учреждение должен быть решен в порядке очереди, внесение изменений в порядок формирования очередности нарушит права иных лиц, родителей, обладающих правом внеочередного и первоочередного зачисления детей дошкольные учреждения. Также административный ответчик указал, что в связи с отсутствием свободных мест в детских дошкольных учреждениях на территории г. Всеволожска, формирование нового места в группе полного дня невозможно без нарушения норм СанПиН. На территории муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» непрерывно ведется строительство и проектирование новых дошкольных образовательных учреждений, в 2020 году застройщики планируют передать в пользование 14 новых дошкольных образовательных учреждений. Кроме того, административный ответчик указал, что бездействие администрации МО «Всеволожский муниципальный район» в обеспечении несовершеннолетней Ю. местом в дошкольном образовательном учреждении отсутствует, поскольку желаемая дата зачисления ребенка в детское дошкольное учреждение, которая была указана при подаче заявки родителем – 01.09.2021 г., еще не наступила.
Стороны на апелляционное рассмотрение не явились, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения, в связи с чем коллегией по правилу ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) принято определение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив дело, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 3 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основывается на соблюдении принципа обеспечения права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования.
Как предусмотрено ст. 5 указанного закона, право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.
В соответствии со статьей 9, частью 5 статьи 63 Закона об образовании организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, которые ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей.
Как предусмотрено положениями ст. 67 Закона об образовании, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев (часть 1). Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня (часть 2). Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (часть 3). В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования (часть 4).
Согласно Рекомендациям по порядку комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, изложенным в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 08-1063, при отсутствии свободных мест в выбранных дошкольных образовательных учреждениях (далее также - ДОУ) родителям (законным представителям) могут быть предложены свободные места в других учреждениях в доступной близости от места проживания ребенка. Информация направляется родителям (законным представителям) в личный кабинет на Портале. Родителям (законным представителям) предлагается в течение 14 календарных дней выбрать ДОУ из предложенных (пункт 19). При отказе родителей (законных представителей) или при отсутствии их согласия/отказа от предложенных (предложенного) ДОУ изменяется желаемая дата поступления на следующий учебный год с сохранением даты постановки на учет. Информация об изменении желаемой даты поступления ребенка размещается в личном кабинете на Портале (пункт 20). В случае, если органы местного самоуправления не могут обеспечить местом в ДОУ ребенка из списка поставленных на учет с 1 сентября текущего года, они до предоставления такому ребенку места в дошкольном учреждении обеспечивают ему возможность получения дошкольного образования в одной из вариативных форм, в том числе: в дошкольных группах, созданных в образовательных учреждениях других типов и видов; в семье посредством психолого-педагогического сопровождения его воспитания и образования; в негосударственном образовательном учреждении; в семейных дошкольных группах; в группах кратковременного пребывания; в иных формах и учреждениях (пункт 21). При этом ребенок числится в списке очередников и не снимается с учета для предоставления места. Ему должно быть предоставлено свободное (освободившееся или вновь созданное место) в текущем учебном году либо место в ДОУ с 1 сентября следующего года (пункт 22).
Как следует из материалов дела, согласно данным автоматизированной информационной системы по состоянию на 21.09.2020 г., ребенок истца состоит на учете с 15.01.2019 г. в МДОБУ «ДСКВ № 1» г. Всеволожска (плановая очередь: 65 место), МДОБУ «ДСКВ № 2» г. Всеволожска (плановая очередь: 72 место), МДОБУ «ДСКВ № 6» г. Всеволожска (плановая очередь: 81 место) на 2020-2021 учебный год с учетом планового комплектования.
В материалах дела имеется письмо Комитета по образованию администрации от 21.09.2020 г., в ответ на обращение родителя Молчанова А.А., согласно которому, поскольку в учреждениях, указанных в заявке ребенка на данный период отсутствуют свободные места, родителю предлагается рассмотреть образовательные учреждения, в которых очередь существует, но она незначительна: МОУ «СОШ Лесновский ЦО» (группа полного дня) и МОУ «СОШ Лесколовский ЦО» (группа кратковременного пребывания) (л.д. 30).
Также, в материалах дела имеются письменные возражения Комитета по образованию на административный иск, в которых указано, что по состоянию на 21.09.2020 г. несовершеннолетняя Ю. состоит на учете в МДОБУ «ДСКВ № 1» г. Всеволожска (плановая очередь: 65 место), МДОБУ «ДСКВ № 2» г. Всеволожска (плановая очередь: 72 место), МДОБУ «ДСКВ № 6» г. Всеволожска (плановая очередь: 81 место) на 2020-2021 учебный год. И родителям предлагалось рассмотреть альтернативные образовательные учреждения (л.д. 23-28).
Удовлетворяя требования административного истца, суд правомерно исходил из того, что материалами дела подтверждено достижение ребенком истца требуемого возраста, ребенок был поставлен на очередь на предоставление места в дошкольном учреждении, истец обратился в уполномоченный орган, просил предоставить место несовершеннолетнему в 2020-2021 учебном году, соответственно, имелись основания для получения места в детском дошкольном учреждении, в связи с этим, у администрации МО Всеволожский муниципальный район возникла обязанность обеспечить ребенка местом в дошкольном учреждении для получения бесплатного дошкольного образования, в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 67 Закона об образовании. Однако, на момент подачи административного иска и принятия судом первой инстанции решения по делу, мер к устройству ребенка в дошкольном образовательном учреждении уполномоченным органом предпринято не было, направление не выдано.
В силу положений ч.3, 4 ст. 67 Федерального закона от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.
В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и статьей 88 настоящего Федерального закона. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования (ч.4 указанной статьи).
Как уже было указано выше, согласно Рекомендациям по порядку комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, изложенным в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.08.2013 г. N08-1063, при отсутствии свободных мест в выбранных дошкольных образовательных учреждениях (далее также - ДОУ) родителям (законным представителям) могут быть предложены свободные места в других учреждениях в доступной близости от места проживания ребенка.
Таким образом, обжалуемое решение соответствует приведенным выше положениям закона, при рассмотрении дела судом нормы материального и процессуального права применены правильно, доводы сторон проверены судом, получили надлежащую оценку, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения коллегия не усматривает.
Ссылка административного ответчика на то, что желаемая дата зачисления несовершеннолетней Ю. в детское дошкольное учреждение – 01.09.2021 г., на момент рассмотрения дела еще не наступила, не принимается судом апелляционной инстанции в силу следующего.
Согласно представленному административным истцом в материалы дела скрин-шоту страницы интернет-сайта «Образование Ленинградской области», первоначально поданное Молчановым А.А. заявление о зачислении несовершеннолетней Ю. в детское дошкольное учреждение, имело дату предполагаемого зачисления – 01.09.2020 г. (л.д. 117).
Кроме того, согласно письменным возражениям на административный иск Комитета по образованию, несовершеннолетняя Ю. стоит на учете на получение места в муниципальные детские дошкольные учреждения на 2020-2021 учебный год. Согласно письму Комитета по образованию администрации от 21.09.2020 г., в ответ на обращение родителя Молчанова А.А., в учреждениях, указанных в заявке ребенка на данный период отсутствуют свободные места, поэтому родителю предлагается рассмотреть образовательные учреждения, в которых очередь существует, но она незначительна: МОУ «СОШ Лесновский ЦО» (группа полного дня) и МОУ «СОШ Лесколовский ЦО» (группа кратковременного пребывания).
Данные документы свидетельствуют о том, что первоначально при подаче Молчановым А.А. заявления о зачислении несовершеннолетней Ю. в детское дошкольное учреждение, была указана желаемая дата зачисления не 01.09.2021 г., а 01.09.2020 г.
Указанная дата наступила на момент обращения административного истца с настоящим административным иском в суд, место в детском дошкольном образовательном учреждении ребенку административного истца не предоставлено, что свидетельствует о допущенном административным ответчиком нарушении прав административного истца.
Что касается ссылки Комитета по образованию в письменных возражениях на отсутствие бездействия администрации, поскольку родителю было предложено рассмотреть образовательные учреждения, в которых очередь существует, но она незначительна: МОУ «СОШ Лесновский ЦО» (группа полного дня) и МОУ «СОШ Лесколовский ЦО» (группа кратковременного пребывания), она также не принимается судебной коллегией.
Данное обстоятельство не является доказательством отсутствия бездействия администрации, поскольку МОУ «СОШ Лесновский ЦО» и МОУ «СОШ Лесколовский ЦО» не находится в доступной близости от места проживания несовершеннолетней Ю., которая зарегистрирована по месту жительства в г. Всеволожске (л.д. 9).
Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
определила:
Решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 25 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области – без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Третий кассационный суд общей юрисдикции, через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья: <данные изъяты>