Дело № 33а-13344
Судья Курнаева Е.Г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 декабря 2018 года город Пермь
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Копылова-Прилипко Д.А.,
судей Кустовой И.Ю., Поповой Н.В.,
при секретаре Емельяновой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе департамента земельных отношений администрации г. Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 30 августа 2018 года, которым постановлено:
«Решение департамента земельных отношений администрации г. Перми от 16.03.2018 № 21-01-07и-1972 об отказе Погожеву Дмитрию Владимировичу в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка с кадастровым номером **, площадью 922, 70 кв.м, расположенного по адресу: ****, признать незаконным.
Обязать департамент земельных отношений администрации г. Перми повторно рассмотреть заявление Погожева Дмитрия Владимировича о предварительном согласовании предоставления земельного участка без проведения торгов по адресу: ****, с кадастровым номером **, площадью 922, 70 кв.м.
Департаменту земельных отношений администрации г. Перми в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу сообщить суду, а также административному истцу об исполнении настоящего решения суда».
Заслушав доклад судьи Кустовой И.Ю., пояснения представителя Погожева Д.В. – Тетенова С.М., изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Погожев Д.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к департаменту земельных отношений администрации г. Перми (далее по тексту – ДЗО администрации г. Перми) о признании незаконным решения от 16.03.2018 № 21-01-07и-1972 об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка с кадастровым номером **, площадью 922, 70 кв.м, расположенного по адресу: ****, под существующий жилой дом в соответствии с Законом Пермского края от 14.02.2014 № 293-ПК «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков на территории Пермского края под индивидуальными либо блокированными жилыми домами»; возложении обязанности принять решение о предварительном согласовании предоставления в собственность вышеуказанного земельного участка. Ссылаясь на незаконность оспариваемого решения и нарушение своих прав.
В обоснование требований указано, что в ДЗО администрации г. Перми были представлены документы, подтверждающие факт создания жилого дома в период с 1987 по 1989, то есть до вступления в силу Закона СССР «О собственности в СССР», а потому правовых оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка не имелось.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе административный ответчик, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках объекта, на земельном участке расположен 2-х этажный жилой дом, который введен в эксплуатацию в 2000. В связи с чем жилой дом, под который испрашивался земельный участок, не соответствует условиям, установленным в ч.1 ст. 2 Закона № 293-ПК.
В возражениях на апелляционную жалобу Погожев Д.В. просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
В судебное заседание стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями от 26.11.2018, 28.11.2018.
От ДЗО администрации г. Перми поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель Погожева Д.В. – Тетенов С.М. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Поверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии с ч. 1 ст. 2, абз.1 ст. 4, ст. 5 Закона Пермского края от 14.02.2014 № 293-ПК «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков на территории Пермского края под индивидуальными либо блокированными жилыми домами», действовавшего до 31.12.2017, т.е. на период спорных правоотношений, земельный участок предоставляется в собственность гражданина (граждан) (далее - граждане) в случае, если на земельном участке расположен жилой дом, созданный до вступления в силу Закона СССР «О собственности в СССР», в котором гражданин (граждане) фактически проживает (проживают) не менее 15 лет и для которого данный жилой дом является единственным имеющимся жилым домом.
Условиями бесплатного предоставления гражданам земельного участка под жилым домом являются:
а) жилой дом пригоден для постоянного проживания;
б) в отношении земельного участка под жилым домом отсутствуют ограничения либо запреты его предоставления в собственность гражданина (граждан), установленные в соответствии с земельным и (или) градостроительным законодательством;
в) предоставление земельного участка под жилым домом не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц.
Земельный участок под жилым домом предоставляется бесплатно гражданам в собственность однократно (ч. 1 ст. 2).
Местоположение границ предоставляемого земельного участка и его площадь определяются в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства с учетом фактического землепользования, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (абз.1 ст. 4)
Граждане, заинтересованные в предоставлении земельного участка, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, обладающий правом его предоставления в пределах их компетенции (далее - уполномоченный орган), по месту нахождения земельного участка с заявлением.
В случае, предусмотренном частью 2 статьи 3 настоящего Закона, граждане совместно обращаются с заявлением о предоставлении земельного участка.
В заявлении указываются лица, проживающие в жилом доме, находящемся на земельном участке, и соответствующие требованиям части 1 статьи 2 настоящего Закона.
К заявлению прилагаются:
а) копии документов, удостоверяющих личность граждан;
б) справка органа технической инвентаризации об отсутствии в собственности гражданина иных жилых помещений до 01.12.1998;
в) заключение специализированной организации, осуществляющей деятельность в сфере инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, о результатах обследования несущих и ограждающих конструкций жилого дома;
г) документы, подтверждающие фактическое проживание в жилом доме (ст. 5).
Согласно пунктов 7, 8, 9, 10 ст. 5 Закона Пермского края от 14.02.2014 N 293-ПК основаниями для принятия решения об отказе в предоставлении гражданам земельного участка под жилым домом в соответствии с настоящим Законом являются:
а) несоответствие земельного участка и (или) жилого дома условиям, установленным в части 1 статьи 2 настоящего Закона;
Решение об отказе в предоставлении в собственность граждан земельного участка принимается уполномоченным органом в месячный срок со дня поступления указанных в частях 1, 2 настоящей статьи заявления (заявлений) и документов.
Решение об отказе должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 7 настоящей статьи (п. 8).
Уполномоченный орган не позднее пяти рабочих дней с даты принятия решения об отказе направляет заказным письмом или выдает гражданам копию такого решения (п. 9).
В случае непредоставления, в том числе предоставления не в полном объеме необходимых документов, заявление подлежит возврату гражданам с указанием документов, подлежащих предоставлению. В указанном случае заявление может быть подано гражданами повторно после устранения недостатков (п. 10).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался приведенными выше нормами, а также ст. 62, ч.1 ст. 218, ч.ч.8,9,11 ст. 226 КАС РФ, Решением Пермской городской Думы от 24.02.2015 № 39 «Об утверждении Положения о департаменте земельных отношений администрации города Перми».
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что решением Ленинского районного г. Перми от 22.12.2015, вступившим в законную силу 26.01.2016, установлен факт постоянного проживания Погожева Д.В. в жилом доме, расположенном по адресу: ****.
22.12.2017 Погожев Д.В. обратился в департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка с кадастровым номером **, площадью 922, 70 кв.м, по адресу: ****, под существующий жилой дом, на основании Закона Пермского края от 14.02.2014 № 293-ПК.
К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность заявителем были приложены необходимые документы, в том числе технический паспорт здания (строения) № ** по ул. **** (лит. А), составленный ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» по состоянию на 06.02.2012, из которого следует, что год постройки жилого дома – 1988; техническое заключение по обследованию двухэтажного жилого дома с мансардой и холодным пристроем по адресу: ****, выполненное ООО «ПрИнС», из которого следует, что состояние строительных конструкций соответствует срокам строительства дома в период с 1987 по 1989; документы, свидетельствующие об отчуждении жилого дома в период времени до 1990.
По результатам рассмотрения обращения заявителя, административным ответчиком решением от 16.03.2018 за № 21-01-07и-1972 отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка с кадастровым номером ** под жилой дом, поскольку жилой дом не соответствует условиям ч. 1 ст. 2 Закона Пермского края от 14.02.2014 г. № 293-ПК. Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН на земельном участке по ул. ****, расположен 2-этажный жилой дом с кадастровым номером **, который введен в эксплуатацию по завершению строительства в 2000. Ленинским районным судом г. Перми от 22.12.2015 установлено, что на день рассмотрения дела в суде, по адресу: ****, расположен жилой дом с мансардой площадью 92, 3 кв.м, год постройки - 2000.
Из представленного в материалы дела заключения ООО «ТехЭксПро» от августа 2018, составленного по результатам исследования объекта методом изучения представленных документов, проведения визуального осмотра объекта, следует, что: исходя из состояния строительных конструкций жилого дома по адресу: ****, объект создан и введен в эксплуатацию более 30 лет назад (до 1988 года). В более позднее время были проведены работы по реконструкции исследуемого жилого дома. С учетом установленного фактического состояния объекта на момент осмотра, использованных строительных материалов, проведения работ по реконструкции не менее 15 лет назад состояние объекта по состоянию на 16.03.2018 соответствует состоянию объекта на дату проведения осмотра (работы по строительству, реконструкции, изменению объекта исследования в период с 16.03.2018 по 06.08.2018 (дата осмотра) не проводились). Дом является объектом капитального строительства (объектом недвижимости), соответствует требованиям, предъявляемым к жилым одноквартирным домам, не создает угрозу жизни и здоровья граждан, сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах, пригоден для постоянного проживания.
Суд, установив обстоятельства дела и оценив представленные сторонами доказательства в совокупности, пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое решение является незаконным, поскольку административным ответчиком не доказано, что жилой дом, расположенный на испрашиваемом земельном участке, не соответствует условиям, установленным в ч.1 ст. 2 Закона Пермского края от 14.02.2014 № 293-ПК «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков на территории Пермского края под индивидуальными либо блокированными жилыми домами».
Суд обоснованно указал, что юридически значимым обстоятельством в данном случае является установление момента создания жилого дома. В данном случае факт создания жилого дома до вступление в силу Закона СССР от 06.03.1990 № 1305-1 «О собственности в СССР» нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, жилой дом пригоден для постоянного проживания и предоставление земельного участка под жилым домом не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.
Ссылка на решение Ленинского районного суда г. Перми от 22.12.2015, которым, по мнению административного ответчика, установлен год постройки жилого дома по адресу: г. Пермь, ул. **** в 2000, обоснованно отклонена судом, поскольку решением установлен факт постоянного проживания Погожева Д.В. в жилом доме, тогда как установление момента создания жилого дома, предметом судебного разбирательства по гражданскому делу не являлось, в связи с чем, какого-либо преюдициального значения состоявшееся решение суда для настоящего спора не имеет.
Ссылка в апелляционной жалобе на сведения из ЕГРН, согласно которых дом введен в эксплуатацию по завершению строительства в 2000, не влечет отмену решения суда.
Судебная коллегия исходит из того, что согласно ч.ч.1, 2 ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Проанализировав представленные административным истцом документы (технический паспорт здания по состоянию на 06.02.2012, техническое заключение ООО «ПрИнС 2015, расписок о получении денежных средств в связи с отчуждением дома от 05.05.1988, 10.09.1989, и т.д.), а также установив, что на 2000 была проведена реконструкция дома, суд пришел к обоснованному выводу о том, что жилой дом был создан до вступление в силу Закона СССР от 06.03.1990 № 1305-1 «О собственности в СССР.
С учетом обстоятельств дела указание в выписке из ЕГРН сведений о завершении строительства жилого дома в 2000 не исключает начало его строительства до 1990.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, направлены на переоценку доказательств и обстоятельств дела, которым судом дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем подлежат отклонению как несостоятельные.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Перми от 30 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента земельных отношений администрации г. Перми – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи