Дело № 2-181/ 2013 г.
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
05 июня 2013 года пос. Вурнары Чувашской Республики
Вурнарский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Константиновой Е.В.,
при секретаре Димитриевой А.Г.,
с участием помощника прокурора Вурнарского района ЧР Бородиной Е.И.,
истицы Купцовой Л.В., ее представителя - Хундякова С.А.,
представителя ответчика Валерианова А.С.,
представителя третьего лица - администрации Вурнарского района Филипповой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Вурнарского района Чувашской Республики в интересах Купцовой ФИО10 к администрации Вурнарского городского поселения Вурнарского района Чувашской Республики о признании бездействия администрации Вурнарского городского поселения, выразившееся в не обеспечении жилым помещением Купцовой Л.В., незаконным, обязании ответчика в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить Купцовой Л.В. благоустроенное применительно к данному населенному пункту жилое помещение не менее 18 кв.м., отвечающее установленным требованиям на нижних этажах дома, по уточненному исковому заявлению представителя истца Купцовой Л.В. - Хундякова С.А. к администрации Вурнарского городского поселения ЧР и Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о признании незаконным бездействие администрации Вурнарского городского поселения, выразившееся в не обеспечении жилым помещением Купцовой Л.В, признании за Купцовой Л.В. право на внеочередное получения жилого помещения, обязании администрации Вурнарского городского поселения ЧР предоставить жилое помещение Купцовой Л.В. в черте п. Вурнары ЧР,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Вурнарского района Чувашской Республики обратился в суд в интересах Купцовой Л.В. к администрации Вурнарского городского поселения Вурнарского района Чувашской Республики о признании бездействия администрации Вурнарского городского поселения, выразившееся в не обеспечении жилым помещением Купцовой Л.В. незаконным, обязании ответчика в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить Купцовой Л.В. благоустроенное применительно к данному населенному пункту жилое помещение не менее 18 кв.м., отвечающее установленным требованиям на нижних этажах дома.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Вурнарского района проведена проверка по обращению Купцовой Л.В. о нарушении ее жилищных прав. В ходе проверки установлено, что Купцова Л.В. состоит на учете в администрации Вурнарского городского поселения в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ. Купцова Л.В. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как инвалид 2 группы, не имеющая жилья, как страдающая заболеванием, предусмотренным в «Списке заболеваний, дающих право лицам, страдающим этими заболеваниями, на первоочередное получение жилой площади», утвержденным приказом Министерства здравоохранения СССР от 28.03.1983 г. №330. Согласно заключению врачебной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ года имеющееся у Купцовой Л.В. заболевание входит в указанный Список. В соответствии со ст. 36 ЖК РСФСР, действовавшего в период постановки Купцовой Л.В. на учет, она имела право на первоочередное предоставление жилья. С учетом положений п.3 ч.2 ст. 57 ЖК РФ, по мнению прокурора, следует признать её право на получение социальной выплаты во внеочередном порядке. При этом прокурор со ссылкой на обзор законодательства и судебной практики ВС РФ за 1-ый квартал 2010 года, утвержденного постановлением Президиума ВС РФ от 16.06.2010 года, утверждает, что граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, вставшие до 01.01.2005 года на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право на обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма во внеочередном порядке. Прокурор также, ссылаясь на решение Верховного суда Республики Башкортостана от 30.11.2010 года, оставленного без изменения определением Верховного суда РФ от 02.02.2011 года №49-Г11, утверждает, что право инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, вставших на учет до 01.01.2005 года, из первоочередного трансформировалось во внеочередное предоставление жилья. С момента постановки Купцовой Л.В. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении обязанность по предоставлению ей жилого помещения возложена на администрацию Вурнарского городского поселения, поскольку в силу ч.1 ст. 4 Закона ЧР от 17 октября 2005 года №42 «О регулировании жилищных отношений» принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях последующего предоставления им в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан, поданных ими по месту своего жительства. Однако администрацией Вурнарского горпоселения Купцовой Л.В. до сих пор жилое помещение не предоставлено, чем нарушается её право на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции РФ. В соответствии с п.п.7,8 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 года №901 и с учетом состояния здоровья и заболевания опорно-двигательной системы Купцова Л.В. нуждается в предоставлении ей жилого помещения на нижних этажах дома. Прокурор просит признать бездействие администрации Вурнарского городского поселения, выразившееся в не обеспечении жилым помещением Купцовой Л.В. незаконным, обязать ответчика в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить Купцовой Л.В. благоустроенное применительно к данному населенному пункту жилое помещение не менее 18 кв.м., отвечающее установленным требованиям на нижних этажах дома.
В ходе рассмотрения дела истица Купцова Л.В. и ее представитель Хундяков С.А. уточнили исковые требования и просили признать за Купцовой Л.В. право на внеочередное предоставление жилья за счет средств федерального бюджета; обязать Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики включить Купцову Л.В. в список граждан - инвалидов, которым квартиры предоставляются во внеочередном порядке; просили привлечь в качестве дополнительного ответчика по делу Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, привлечь по делу в качестве третьего лица Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики.
В дальнейшем представитель истца Хундяков С.А. вновь уточнил исковые требования и просил признать незаконным бездействие администрации Вурнарского городского поселения, выразившееся в не обеспечении жилым помещением Купцову Л.В.; обязать Министерство социальной защиты ЧР внести в список внеочередного получения жилого помещения Купцову Л.В., обязать администрацию Вурнарского городского поселения предоставить жилое помещение Купцовой Л.В. в черте поселка Вурнары Вурнарского района Чувашской Республики.
Затем представитель истца Хундяков С.А. вновь уточнил исковые требования и просил признать незаконным бездействие администрации Вурнарского городского поселения, выразившееся в не обеспечении жилым помещением Купцову Л.В., признать за Купцовой Л.В. право на внеочередное получение жилого помещения, обязать администрацию Вурнарского городского поселения предоставить жилое помещение Купцовой Л.В. в черте п. Вурнары.
В судебном заседании помощник прокурора Вурнарского района Бородина Е.И. исковые требования прокурора поддержала по основаниям, изложенным в иске, и пояснила, что она решение вопроса о сроке предоставления жилья Купцовой Л.В. оставляет на усмотрение суда, наряду с иском прокурора поддерживает также иск представителя истца Хундякова С.А. с последними уточнениями, просит обязать администрацию Вурнарского городского поселения предоставить жилое помещение Купцовой Л.В. в черте поселка Вурнары на нижних этажах дома, уточняя, что согласно ст. 31 ФЗ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору, а Купцова выбрала форму предоставления ей жилого помещения по договору социального найма через администрацию Вурнарского горпоселения.
Истица Купцова Л.В. исковые требования прокурора, а также свои исковые требования с последними уточнениями полностью поддержала и суду показала, что она проживает одна, семьи у нее нет, является инвалидом 2-ой группы, страдает ДЦП с детства (детский церебральный паралич). У неё нет близких родственников, нет своего жилья. Из-за отсутствия у нее жилья она нанимает квартиру у родственницы ФИО6 в пос. Вурнары, о чем имеется договор найма жилого помещения, заключенный ДД.ММ.ГГГГ, там она зарегистрирована. Состоит на учете в администрации Вурнарского городского поселения в качестве нуждающейся в жилом помещении с 27 апреля 1992 года, т.е. более 20-и лет в льготной очереди, как имеющая заболевание, входившее в Список заболеваний, дающих право лицам, страдающим этими заболеваниями, на первоочередное получение жилой площади, утвержденный приказом Министерства здравоохранения СССР 28 марта 1983 года за №330. Поэтому она считает, что в настоящее время она имеет право на внеочередное получение жилья, поскольку своевременно в период действия указанного Списка она не была обеспечена жилым помещением. Она не желает получить жилье за счет средств федерального бюджета согласно ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года, а, воспользовавшись предусмотренным в ст. 31 данного закона правом выбора формы предоставления жилья, просит обязать администрацию Вурнарского городского поселения предоставить ей жилье во внеочередном порядке, поскольку на момент постановки её на учет именно на администрации поселка лежала обязанность предоставить ей жилье.
Представитель истца Хундяков С.А. поддержал исковые требования прокурора, а также свои исковые требования с последними уточнениями и суду показал, что по жалобе Купцовой Л.В. прокуратура Вурнарского района провела проверку о нарушении ее жилищных прав как инвалида с детства. Истица состоит на учете в администрации Вурнарского городского поселения в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с 27.04.1992 года в льготной очереди. С момента постановки на учет Купцовой Л.В. в качестве нуждающейся в жилом помещении, обязанность по предоставлению ей жилья лежала на администрации Вурнарского городского поселения. За указанный период, т.е. в течение 20-и лет, ее право на жилье не реализовано по независящим от нее обстоятельствам. Как видно из материалов дела, все необходимые документы на наличие лиц, имеющих право на внеочередное и первоочередное право на получение жилых помещений ежегодно представляются по акту сверки в Министерство здравоохранения и социального развития ЧР. Однако из Министерства здравоохранения и социального развития ЧР Купцову Л.В. уведомили, что сведениями о наличии у нее права на внеочередное обеспечение жильем Министерство не располагает, в связи с чем вопрос улучшения жилищных условий будет решаться в порядке очередности с учетом даты постановки на учет, хотя в письме же указано, что она как инвалид 2 группы состоит на учете в администрации горпоселения в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ. В своем отзыве Министерство здравоохранения и социального развития вновь указывает на отсутствие прав Купцовой на внеочередное получение жилого помещения, со ссылкой на отсутствие документов, подтверждающих ее статус как гражданина, имеющего право на внеочередное обеспечение жильем. Считает, что в соответствии п.1 ст. 31 ФЗ от 02. 08. 1995 года №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» основным источником финансирования государственного сектора системы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов являются бюджеты субъектов Российской Федерации. Он полностью согласен с иском прокурора о том, что администрация Вурнарского городского поселения бездействовала, не проявляла настойчивость по защите интересов своих опекаемых граждан. В определении Судебной Коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 октября 2010 г. №6-В10-7 указано, что ч.1 ст.17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалиды принимаются на учёт и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учёт до 1 января 2005 г., как следует из части второй названной статьи, финансируется за счёт средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", которая в свою очередь предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Вместе с тем в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ установлено, что гражданам, страдающим тяжёлыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди. В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учёт до 1 марта 2005 г., в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учёте до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным подпунктами 1,3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса РФ. Таким образом, жилые помещения по договорам социального найма указанным лицам предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учётом приведённых положений части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации". Из статьи 31 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору. Предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений ЖК РФ.
Представитель истца Хундяков С.А. считает, что в результате бездействия ответчика в предоставлении жилья истице Купцовой Л.В., нарушено её право на жилище. Истица более 20 лет проживает, снимая жилое помещение у других граждан, у нее нет возможности создать семью и обеспечить достойную старость в будущем. На основании изложенного просит удовлетворить требования прокурора, а также требования истца и его представителя, указанные в последнем уточненном исковом заявлении.
Представитель ответчика - администрации Вурнарского городского поселения Валерианов А.С. требования прокурора и требования истца и его представителя не признал и суду пояснил, в соответствии с п.1 ст. 28.2 ФЗ от 24.11.1995 г. №181 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года. Истица Купцова включена и состоит в сводном списке граждан, вставших на учет до 01.01.2005 года, в соответствии с ФЗ от 24.11.1995 года №181 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», сформированном Министерством здравоохранения и социального развития ЧР. Вопросы регулирования очередности улучшения жилищных условий граждан, состоящих в этом списке, не входит в компетенцию администрации Вурнарского городского поселения. Далее представитель ответчика показал, что истица Купцова Л.В., зарегистрированная в пос. Вурнары, <адрес>, состоит в льготной очереди на улучшение жилищных условий при администрации Вурнарского горпоселения с ДД.ММ.ГГГГ. На льготную очередь она была поставлена из-за наличия у неё тяжелого хронического заболевания с детства, в связи с чем имеет вторую группу инвалидности. По состоянию на 25 января 2013 года она состоит в первоочередном списке очередников Вурнарского горпоселения под №. Ею в администрацию горпоселения не представлены справки, подтверждающие её право на внеочередное предоставление жилья. Конституционный суд РФ в своем определении от 12 апреля 2011 года №551-О-О разъяснил, что с 1 января 2005 года федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов. Согласно ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями ст. 28.2 данного закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в Федеральном фонде компенсаций, образованного в федеральном бюджете в виде субвенций. Поэтому он не согласен с исковыми требованиями прокурора и истца о предоставлении истице Купцовой Л.В. жилого помещения за счет администрации Вурнарского городского поселения, для этого у администрации не имеется финансовых средств.
Привлеченный по делу в качестве второго ответчика Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики явку своего представителя на судебное заседание не обеспечило, но суду представило отзыв на исковые заявления, в котором указывает, что как следует из ст. 14 ЖК РФ, порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях и порядка предоставления жилых помещений, относятся к полномочиям органов местного самоуправления. В соответствии со ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местно самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. По общему правилу, установленному ч.1 ст. 57 ЖК РФ, жилье предоставляется гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением закрепленного ч.2 названной статьи, в соответствии с которой вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодным для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание в одной квартире. Данные заболевания приведены в соответствующем Перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 года №378. Согласно п.3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
Министерство считает, что довод Администрации Вурнарского городского поселения, указанный в письме от ДД.ММ.ГГГГ № о том, что она является ненадлежащим ответчиком по данному делу, является несостоятельным, поскольку в Уставе Вурнарского городского поселения Вурнарского района ЧР, принятом решением Собрания депутатов Вурнарского городского поселения Вурнарского района ЧР ДД.ММ.ГГГГ № и зарегистрированном Управлением Министерства юстиции РФ по Чувашской Республики ДД.ММ.ГГГГ, к вопросам местного значения Вурнарского городского поселения, в том числе относится обеспечение проживающих в Вурнарском городском поселения Вурнарского района и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (ч. 7 п. 1 ст. 7 Устава). Купцова Л.В. с 27.04.1992 года включена в список очередников (льготную очередь) на предоставление жилой площади в поселке Вурнары (Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ). В настоящее время истица значится в списке на предоставление жилого помещения по Вурнарскому району под № Поэтому Министерство считает, что предоставление жилого помещения истице, является непосредственной обязанностью Администрации Вурнарского городского поселения.
На уточненные исковые заявления истицы Купцовой Л.В. и её представителя Хундякова С.А. от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ Министерство сообщило, что требования истицы в части признания за ней право на внеочередное предоставление жилья за счет средств федерального бюджета и о включении ее Министерством в список граждан-инвалидов, которым квартиры предоставляются во внеочередном порядке, носят несостоятельный характер, так как Министерство не наделено полномочиями предоставления жилого помещения в натуральном виде, как и включения в список на предоставление квартир во внеочередном порядке, а выдает свидетельство, которое не является ценной бумагой, гражданам, имеющим право на получение единовременной денежной выплаты.
В целях реализации в Чувашской Республике меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, в соответствии с федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Законом Чувашской Республики "О регулировании жилищных отношений" Кабинет Министров ЧР утвердил Порядок предоставления единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений гражданам, имеющим право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (Постановление от 16.11.2007 № 289). Настоящий Порядок в соответствии с Законом Чувашской Республики "О регулировании жилищных отношений" определяет порядок предоставления единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений гражданам, имеющим право в соответствии со статьями 14, 16 и 21 Федерального закона "О ветеранах" и статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" на улучшение жилищных условий по установленным жилищным законодательством Российской Федерации основаниям и вставшим на учет до 1 января 2005 г., и гражданам, имеющим право в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона "О ветеранах" на улучшение жилищных условий по установленным жилищным законодательством Российской Федерации основаниям. Финансирование расходов, связанных с предоставлением единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений гражданам, осуществляется за счет субвенций, поступающих из федерального бюджета в республиканский бюджет Чувашской Республики на указанные цели. Министерством здравоохранения и социального развития ЧР формируется сводный список граждан - получателей мер социальной поддержки по обеспечению жильем, состоящий из двух разделов: из числа лиц, указанных в подпункте "а" пункта 1.6 раздела I настоящего Порядка, и лиц, указанных в подпункте "б" пункта 1.6 раздела I настоящего Порядка. Сводный список формируется на основании сведений о гражданах, представленных органами местного самоуправления, исходя из даты постановки их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Предоставление гражданам единовременных денежных выплат производится в порядке очередности. На 18 апреля 2013 года в сводном списке граждан - получателей мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» истица числится под номером 197. Администрация Вурнарского района информацию о Купцовой Л.В. в Министерство о включении ее в список представила лишь в 2009 году. Министерством на основании представленных сведений, Купцова Л.В. включена в сводный список, документального подтверждения на внеочередное получение единовременных денежных выплат у Купцовой Л.В. отсутствует, а именно документов, подтверждающих ее статус как гражданина, имеющего право на внеочередное обеспечение жильем в соответствии с Постановлением Правительства от 16 июня 2006 г. № 378 № «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире». Сведения о наличии права истицы на данное преимущество в Министерство не представлены, соответственно у Министерства отсутствуют основания предоставления Купцовой Л.В. единовременной денежной выплаты на строительство и приобретение жилого помещения во внеочередном порядке. Таким образом, Купцова Л.В. право на внеочередное получение выплаты на строительство либо приобретении жилого помещения не имеет, в связи с чем она будет обеспечена указанной выплатой в соответствии с очередностью, исходя из даты постановки на учет. Поэтому предоставление истице право на внеочередное предоставление единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений гражданам, имеющим право на улучшение жилищных условий, нарушит права других граждан, имеющих такое же право на государственную социальную помощь.
На основании изложенного, Минздравсоцразвития считает, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения иска Купцовой Л.В. об обязании предоставления меры социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты на строительство и приобретение жилого помещения во внеочередном порядке и включения ее в данную очередь (внеочередную). Согласно информации Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства ЧР из федерального бюджета в бюджет Чувашской Республики поступили средства в объеме 52295700 рублей на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных граждан, установленных Федеральными законами от 12.01.1995 № 5 «О ветеранах» и от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Данные денежные средства, в первую очередь будут направлены на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, а именно гражданам, имеющим право на внеочередное обеспечение жильем (на 18 апреля 2013 года в списке граждан - получателей мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» во внеочередном порядке числится 107 граждан): инвалиды войны I группы; инвалиды войны, имевшие на момент постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий II либо III группу инвалидности, в случае установления им на дату получения меры социальной поддержки по обеспечению жильем I группы инвалидности; лица, страдающие тяжелой формой хронического заболевания, в соответствии с Постановлением Правительства от 16 июня 2006 г. № 378 № «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире». Обязательства Министерства ограничены объемом средств, установленных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. По Чувашской Республике стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья на 1 квартал 2013 года составляет 28400 рублей. При выделении дополнительных средств, предусмотренных на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, на основании заявлений граждан о предоставлении единовременных денежных выплат и документов, в пределах выделенных средств, с учетом очередности, установленной сводным списком, будут оформлены свидетельства на имя граждан - получателей единовременных денежных выплат, в том числе и Купцова Л.В. В последнем письме на имя суда Министерство просило рассмотреть данное гражданское дело без участия представителя Министерства, ранее выраженную позицию в своих отзывах полностью поддерживает.
Представители привлеченных по делу в качестве третьих лиц - Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики и Управления Федерального казначейства по ЧР на судебное заседание не явились, в своих заявлениях на имя суда просят рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц.
Представитель третьего лица - администрации Вурнарского района ЧР Филиппова Т.В. поддерживает по делу позицию ответчика администрации Вурнарского городского поселения, а исковые требования прокурора, последние уточненные исковые требования представителя истца не признает, утверждает, что финансирование расходов, связанных с предоставлением единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений гражданам, имеющим право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», осуществляется за счет субвенций, поступающих из федерального бюджета в республиканский бюджет ЧР на указанные цели. Считает, что обеспечение истицу Купцову Л.В. жилым помещением должно производиться за счет федерального бюджета, а у администрации Вурнарского городского поселения на эти цели денежных средств не имеется, поэтому в обязании ответчика предоставить истице жилье просит отказать.
Выслушав доводы помощника прокурора Бородиной Е.И., истицы Купцовой Л.В., представителя истца Хундякова С.А., представителя ответчика Валерианова А.С., представителя третьего лица - администрации Вурнарского района Филипповой Т.В., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Жилищного Кодекса РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Согласно п. 3 ч.2 указанной статьи вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса.
Согласно п.4 ч.1 ст.51 Жилищного Кодекса РФ, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма обладают и граждане, не реализовавшие его до 1 марта 2005 года.
В соответствии с частью 2 статьи 6 ФЗ от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Об этом же говорится в обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2010 года, утвержденном Постановление Президиума ВС РФ от 16.06.2010 года, и подчеркивается, что предусмотренный в субъекте РФ порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений ЖК РФ.
Из приведенных норм ЖК РФ следует, что право на внеочередное получение жилого помещения по договорам социального найма на основании решения органа местного самоуправления сохранилось за лицами, страдающими тяжелой формой хронического заболевания, вставшими на учет до 1 января 2005 года и не реализовавшими свое право до 1 марта 2005 года, несмотря на изменение законодательства, регламентирующего предоставление мер социальной поддержки инвалидам, согласно которому, из федерального бюджета выделяются субвенции для получения жилья инвалидами в порядке и по форме, устанавливаемой субъектом Российской Федерации.
Данная категория граждан ранее подлежала обеспечению жильем в первоочередном порядке (ст. 36 ЖК РСФСР) и при его предоставлении руководствовались Списком заболеваний, дающих право лицам, страдающим этими заболеваниями, на первоочередное получение жилой площади, утвержденным Приказом Минздрава СССР от 28 марта 1983 г. № 330.
Согласно ст. 31 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору, поэтому предусмотренный в субъекте РФ порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений ЖК РФ.
Как видно из материалов, Купцова Л.В. является инвалидом второй группы по заболеванию, которое входило в Перечень заболеваний, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения СССР от 28.03.1983 года №330 «Об утверждении Списка заболеваний, дающих право лицам, страдающим этими заболеваниями, на первоочередное получение жилой площади», и это заболевание давало право на предоставление жилья в первоочередном порядке. Такое заболевание Купцова Л.В. имеет до настоящего времени, что подтверждается справкой об установлении инвалидности и выпиской из протокола заседания ВК Вурнарского района от ДД.ММ.ГГГГ, заключениями врачебной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, приобщенными к материалам гражданского дела (л.д.11-13, 35,73,76,77).
На основании постановления и.о. главы администрации поселка Вурнары от ДД.ММ.ГГГГ № Купцова Л.В. поставлена на учет, и состоит в льготном списке очередников, как инвали<адрес>-ой группы, на предоставление жилой площади с 27 апреля 1992 года (л.д. 15, 45-49).
Истица Купцова Л.В. на основании договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ней и ФИО1, проживает по адресу: <адрес> (л.д.18-20).
Из сообщения Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике видно, что за гр. Купцовой Л.В. объекты недвижимого имущества, расположенные на территории Чувашской Республики, не зарегистрированы (л.д.21, 32,33), что подтверждает доводы истицы Купцовой Л.В. о том, что она своего жилого помещения не имеет.
Как объяснила истица Купцова Л.В. на судебном заседании, и видно из представленных суду документов, она до сих пор продолжает состоять во внеочередном списке на получение жилой площади по договору социального найма в администрации Вурнарского городского поселения.
Как уже отмечалось выше, Купцова Л.В. относится к инвалидам, страдающим тяжелой формой хронических заболеваний, которые встали на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года и в соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса РСФСР имели право на первоочередное предоставление жилья, но не реализовавшими это право до 1 марта 2005 года, т.е. до дня вступления в силу Жилищного кодекса РФ, не предусматривающего первоочередное предоставление жилой площади. Это право, как изложено выше, сохраняется за ними и после вступления в силу ЖК РФ, согласно ст. 57 которого, они имеют право на внеочередное обеспечение жилой площадью. Таким образом, право инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, вставших на учет до 1 января 2005 года, из первоочередного трансформировалось во внеочередное. Рассматриваемая категория инвалидов встала на учет в то время, когда законодательство предоставляло им право состоять на первоочередном учете, который Жилищным кодексом РФ не предусмотрен.
То обстоятельство, что имеющееся заболевание у истицы Купцовой Л.В. не входит в перечень заболеваний, предусмотренных п.4 ч.1 ст. 51 ЖК РФ, основанием к отказу в иске явиться не может. Судом установлено, что на момент постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (до 1 января 2005 года) Купцова Л.В. страдала заболеванием, отнесенным к числу заболеваний, дающих право лицам, ими страдающим, на первоочередное получение жилой площади (Список заболеваний, утвержденный приказом Министерства здравоохранения СССР от 28.03.1983 года за №330). Поскольку она не была обеспечена жилым помещением до 1 марта 2005 года, то обстоятельство, что её заболевание не входит в перечень заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года №378 во исполнение ст. 51 ЖК РФ, не свидетельствует об отсутствии у неё права на внеочередное получение жилья.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, вставшие до 1 января 2005 г. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке.
Таким образом, исковые требования прокурора, а также исковые требования истицы Купцовой Л.В. и её представителя Хундякова С.А. с последними уточнениями о признании за истицей Купцовой Л.В. права на внеочередное получения жилья подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 12 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» в редакции Закона от 27 февраля 2010 года, жилое помещение по договору социального найма должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, а норма предоставления жилого помещения по договору социального найма инвалидам составляет 18 кв. м. общей площади жилого помещения.
Из ч. 5 ст. 57 ЖК РФ также следует, что по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Согласно п.п.7, 8 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 N 901, при предоставлении жилого помещения инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, учитываются рекомендации индивидуальной программы реабилитации инвалида, состояние его здоровья, а также другие обстоятельства (приближение к лечебно-профилактическому учреждению, месту жительства родных, близких и т.п.). Инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, занимаемые ими жилые помещения могут быть заменены на другие равноценные жилые помещения в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (переселение с верхних этажей домов на нижние, приближение к месту жительства родных, близких и т.п.). С учетом состояния здоровья и имеющегося у неё заболевания двигательной системы, Купцова Л.В. нуждается в предоставлении ей жилого помещения на нижних этажах дома.
Таким образом, размер предоставляемого Купцовой Л.В. жилого помещения не должен быть менее 18 кв.м., и находиться жилое помещение должно в границах Вурнарского городского поселения Вурнарского района ЧР.
В соответствии со ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда. Однако администрацией Вурнарского горпоселения истице Купцовой Л.В., состоящей в льготной очереди более 20 лет, до настоящего времени жилое помещение не предоставлено, бездействием ответчика нарушается право истицы на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции РФ
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что иск прокурора, а также исковые требования истца и его представителя обоснованные и подлежат удовлетворению.
Жилищным Кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет. Следовательно, при удовлетворении требования лица о предоставлении ему в соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилого помещения по договору социального найма вне очереди, если срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение, законодательством не определен, суд не должен определять срок, поскольку внеочередное предоставление не предполагает какого-либо срока для предоставления жилого помещения. Поэтому, в данном случае, суд не считает нужным определить срок, в течение которого истице должно быть предоставлено жилое помещение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать бездействие администрации Вурнарского городского поселения Вурнарского района Чувашской Республики, выразившееся в не обеспечении жилым помещением Купцовой ФИО11, незаконным.
Признать за Купцовой ФИО12 право на внеочередное предоставление жилого помещения.
Обязать администрации Вурнарского городского поселения Вурнарского района Чувашской Республики предоставить Купцовой ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в черте поселка Вурнары благоустроенное, применительно к данному населенному пункту жилое помещение общей площадью не менее 18 квадратных метров, отвечающее установленным требованиям на нижних этажах дома.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики с подачей апелляционной жалобы через Вурнарский районный суд Чувашской Республики в месячный срок со дня его принятия.
Председательствующая: Е.В.Константинова